Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности
методическая разработка (старшая группа) по теме
Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Именно поэтому дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети – это общение с окружающими сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. И это как никогда сейчас актуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение. Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени одним из ведущих приоритетов образования является создание условий для эмоционально-нравственного воспитания детей. Это является значимым, так как развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Именно поэтому дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети – это общение с окружающими сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. И это как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой «Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности». Появление же форм общения у детей, необходимых для развития духовной культуры общества – сложный процесс воспитания нравственных качеств, связанных с появлением отзывчивости, гуманности, человечности, предпосылками, которых являются появление нравственных эмоций и чувств. Результат развития нравственных чувств и эмоций определяется не только знаниями закономерностей развития ребенка, но и умением организовать деятельность детей, дать ей нужное направление и использовать для этого эффективные приемы и способы воздействия на детей, которые будут благоприятствовать развитию способности к эмпатии. Развитие эмпатии способствует формированию нравственных чувств, способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д.
Как же в дошкольном возрасте способствовать развитию такого чувства, как эмпатия, которого у взрослого человека может и не быть? Мои действия направлены на то, чтобы помочь детям научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовности проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Для организации деятельности мною была разработана технология «Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности».
В данной технологии я реализовала следующие задачи:
- учить детей воспринимать и оценивать себя как личность, т.е. осознавать
собственные способности, качества характера, чувства, потребности,
границы своих возможностей, а также половую принадлежность;
- формировать у детей умение воспринимать переживания другого человека,
сочувствовать и помогать ему;
- формировать умение конструктивно реагировать на разочарования и
неудачи;
- развивать способность ориентироваться и соблюдать правила совместной
жизни, иногда за счет ущемления собственных интересов, сотрудничать с
другими детьми;
- систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса.
В группе я социально-эмоциональное воспитание осуществляю посредством театрализованной деятельности. В работе с детьми я активно использую театрализованные игры, которые способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности – самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. В театрализованных играх у детей развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия. Проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. Работу по развитию эмпатии в театрализованной деятельности начинаю с того, чтобы ребенок принимал участие в театрализованной игре, брал на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ним и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Также происходит усвоение различных образов действий и поступков, что учит делать детей нравственный выбор. Работу с детьми провожу в подгруппах 8 – 10 человек. В игровой зоне организовала мастерскую «Чувств и настроений». Она представляет собой уголок театрализованной деятельности, в котором есть ширмы, занавес, фланелеграф, различные виды театров (настольный, теневой, би-ба-бо, пальчиковый, театр ложек и т.д.), так же есть костюмерная в которой размещены костюмы. Маски, атрибуты, декорации для работы над созданием образа и различных игровых композиций. Все это способствует развитию и поддержанию интереса детей и открывает широкие возможности для создания собственного художественного образа детей, освоение различных игровых позиций, развитие творческих способностей.
В ходе работы в деятельность детей включаю:
- дыхательную гимнастику, действующую успокаивающе на нервную систему- - чтение детских потешек, стихотворений со сменой движений и выражений лица, способствующих развитию произвольности и умение выражать эмоции;
- беседы, рассказы для формирования общих представлений о театре и развития эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности;
- этюды и упражнения развивающие способность раскрепощению держаться на публике;
- этюды и упражнения на узнавание эмоций;
- коллективные театрализованные игры и драматизации;
- упражнения по формированию выразительности исполнения;
- мини сценки;
- разыгрывание нравственно-этических ситуаций;
- беседы с использованием проблемных ситуаций;
- игры-фантазии и игры-импровизации;
- театрализованные игры – экспериментирования;
- игры-путешествия в страну эмпатия.
Заключение. Такая работа способствует развитию эмпатии в дошкольном возрасте и учит детей не быть равнодушными к окружающим. В этот период закладываются качества, делающие человека человеком, проявляются индивидуальные черты. Поэтому эмпатия является одним из необходимых условий формирования эмоционального состояния детей. А это прежде всего устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, волевой сфер деятельности. Ребенок, научившийся сочувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной реализации.
Планирование занятий
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Цель: изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности | |
Октябрь | Знакомство со страной Эмпатия | - Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека. - Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. - Знакомство с новыми словами и их значением. - Активизация и обогащение эмоционально-чувственного опыта ребенка. |
Октябрь | Готовимся к путешествию | - Воспитание положительного отношения к эмпатийному поведению. - расширение и обогащение представлений об эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии. - Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. |
Ноябрь | Город Сорадости | - Развитие интереса и положительного отношения к эмпатийному поведению - Знакомство с новым понятием и его значением. - Развитие способности понимать и оценивать поступки героев литературных произведений - Обогащение эмпатийного опыта способами проявления сорадости. |
Ноябрь Декабрь | Навстречу Сорадости Хорошее настроение | - Развитие положительного отношения ребенка к проявлению эмпатии. - воспитание желания радоваться друг за друга. - Обогащение личного эмпатийного опыта спосабами проявления сорадости. - Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений - Развитие желания радоваться друг за друга. - Развитие способности оценивать собственные чувства и чувства других. - Обогащение эмпатийного опыта формами проявления сорадости. - Развитие самостоятельности в выборе и применении форм выражения радости за других. |
Январь Январь Февраль Февраль Март Март Апрель Апрель Май | Город Согрусти | - Развитие интереса и воспитание положительного отношения эмпатийному поведению. - Знакомство с новым понятием и его значен6ием. - Обогащение эмпатийного опыта способами проявления согрусти. - Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений |
Прогулки по городу Согрусти | - Развитие положительного отношения к формам эмпатийного поведения. - Расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. - Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений. - Обогащение личного эмпатийного опыта способами проявления согрусти. | |
Город Взаимопонимания. Секреты Взаимопонимания | - Развитие желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих. - Знакомство с новым понятием и его значением. - Активизация эмоционально-чувственного опыта и обогащение представлений о чувствах и эмоциях, способах их выражения и вербализации. - Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоции и оценке поступков героев литературных произведений. - Развитие положительного отношения ребенка к эмпатийному поведению. - Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека. - развитие способности анализировать и оценивать собственные поступки. - Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоции и оценке поступков героев литературных произведений. - практическое применение форм эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях. | |
Город Взаимопомощи | - Воспитание положительного отношения к проявлению эмпатии. - Знакомство с новым понятием и его значением. - Обогащение эмпатийного опыта ребенка формами проявления содействия в игровом контексте театрализованной деятельности. - Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений. | |
Прогулка по городу Взаимопомощи. | - Развитие чуткого, внимательного отношения к людям. - Развитие умений анализировать и оценивать собственные поступки. - Практическое применение способов эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях и театрализованной деятельности. - развитие самостоятельности в проявлении эмпатии. | |
Город Соучастия. Путешествие в город Соучастия | - Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения. - воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих. - Развитие умений анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии. - Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии. - Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения. - воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих. - Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии. - Развитие способности анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии. | |
Прощание со страной Эмпатия | - Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения. - Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии. - Развитие умений анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии. - развитие способности чутко и бережно относится к чувствам и переживаниям окружающих |
- Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» - Просвещение, М.1991
- Т.А.Гайворовская, В.А.Деркунская «Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности» - центр педагогического образования М.2007
- В.М.Минаева «Развитие эмоций дошкольников» - Аркти М.2001
- Н.Д.Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» - Аркти, М.2007
- О.С.Ушакова «Развитие речи» - Граф. М.2008 О.С.Ушакова «Придумай слово» - Сфера, М.2009
- О.С.Ушакова «Придумай слово» - Сфера, М.2009
- О.А.Шорохова «Играем в сказку» - Творческий центр, М.2006
- Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, А.П.Воронова, Т.А.Нилова «Азбука общения» - Детство-Пресс, С-Пб.,2007
- А.В.Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» - Мозаика-Синтез, М.2008
10.Л.Б. Фесюкова, И.С.Панасюк. Беседы по картинкам «Уроки
Доброты» - Ранок, 2007
11.Л.Б.Фесюкова, З.А.Курбатова. Беседы по картинкам «Чувства. Эмоции» - Ранок, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....
Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности
Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/26/picture-144985-1669490204.jpg)
Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание) Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей к школьному обучению...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-78502-1359898137.jpg)
Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность
Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательност...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/17/picture-173331-1361097622.jpg)
«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-486503-1414158986.jpg)
Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»
Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-1050564-1534846759.jpg)
Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности
В современном обществе резко повысился социальный статус интеллекта. Педагогическая установка на развитие мышления в первую очередь, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичну...