Статья о работе с детьми с ОВЗ и инвалидами
статья (подготовительная группа)

Романенко Е.А

                 Дети с ОВЗ и чем они отличаются от детей-инвалидов?

Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» подразумевается широкая и неоднородная группа детей с различными отклонениями развития. Это и нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта, расстройства поведения

(СДВГ и РАС), а также комплексные нарушения. Отклонения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени.

«Дети с ОВЗ»- понятие более широкое, чем «дети-инвалиды». Задержки и отклонения в развитии не всегда приводят к установлению инвалидности. У детей-инвалидов расстройство функций организма стойкое, его причиной могут быть врожденные дефекты или травмы.

И тех, и других детей объединяет то, что они нуждаются в специальных условиях, которые позволяют им освоить образовательные программы. Подходы к их обучению одинаковы, а программы различаются в зависимости от типа и тяжести заболевания.

Существует три формы дошкольного воспитания и образования детей с ОВЗ в условиях ДОО:

  1. В детских садах компенсирующего вида, где созданы необходимые условия для воспитания и обучения детей с особенностями-такие учреждения посещают дети с существенными отклонениями физического или психического развития;
  2. В группах компенсирующего вида в обычных детских садах;
  3. Путем интеграции детей с ОВЗ, по несколько детей в обычную группу вместе со здоровыми детьми-этот способ подходит для детей с легкими формами отклонений, но для них необходимо создавать особые условия  и обеспечивать индивидуальный подход.

Какая именно форма дошкольного образования подойдет ребенку, решает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Особый ребенок имеет все те же потребности, что и здоровый, а также дополнительные потребности. В ДОО, которые посещают дети с ОВЗ, обязательно создаются условия для коррекционно-развивающей работы.

Когда в детский сад поступает ребенок с ОВЗ воспитатель должен с ним оставаться один на один, В работу включаются специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Они не только проводят индивидуальные занятия и занятия в небольших группах, но и дают рекомендации родителям ребенка. Если заключение ПМПК предусматривает сопровождение тьютора, детский сад его предоставляет. В обязанность тьютора входит постоянное индивидуальное сопровождение, так и координация работы всех специалистов, воспитателей и родителей.

             Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?

Воспитателю следует понимать, что обучение особых детей требует несколько иной подход. Традиционные методы взаимодействия не подойдут. Такие дети быстро устают, могут иметь моторные трудности, низкую работоспособность, рассеянное внимание, расторможенность или, наоборот, заторможенность. Поэтому им стоит дать чуть больше времени на еду, одевание, приготовления к занятию, сократить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности. В работе с такими детьми больше, чем обычно, требуется индивидуальный подход и учет особенностей ребенка. Следует создавать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, взаимопомощи. В педагогической работе важно найти положительные стороны личности ребенка, сохранные функции и опираться на них в обучении и воспитании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_pro_ovz.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Дети с ОВЗ и чем они отличаются от детей-инвалидов?

Под термином «дети с ограниченными возможностями здоровья» подразумевается широкая и неоднородная группа детей с различными отклонениями развития. Это и нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта, расстройства поведения

(СДВГ и РАС), а также комплексные нарушения. Отклонения могут быть временными или постоянными, легкой или тяжелой степени.

«Дети с ОВЗ»- понятие более широкое, чем «дети-инвалиды». Задержки и отклонения в развитии не всегда приводят к установлению инвалидности. У детей-инвалидов расстройство функций организма стойкое, его причиной могут быть врожденные дефекты или травмы.

И тех, и других детей объединяет то, что они нуждаются в специальных условиях, которые позволяют им освоить образовательные программы. Подходы к их обучению одинаковы, а программы различаются в зависимости от типа и тяжести заболевания.

Существует три формы дошкольного воспитания и образования детей с ОВЗ в условиях ДОО:

  1. В детских садах компенсирующего вида, где созданы необходимые условия для воспитания и обучения детей с особенностями-такие учреждения посещают дети с существенными отклонениями физического или психического развития;
  2. В группах компенсирующего вида в обычных детских садах;
  3. Путем интеграции детей с ОВЗ, по несколько детей в обычную группу вместе со здоровыми детьми-этот способ подходит для детей с легкими формами отклонений, но для них необходимо создавать особые условия  и обеспечивать индивидуальный подход.

Какая именно форма дошкольного образования подойдет ребенку, решает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Особый ребенок имеет все те же потребности, что и здоровый, а также дополнительные потребности. В ДОО, которые посещают дети с ОВЗ, обязательно создаются условия для коррекционно-развивающей работы.

Когда в детский сад поступает ребенок с ОВЗ воспитатель должен с ним оставаться один на один, В работу включаются специалисты: психолог, логопед, дефектолог. Они не только проводят индивидуальные занятия и занятия в небольших группах, но и дают рекомендации родителям ребенка. Если заключение ПМПК предусматривает сопровождение тьютора, детский сад его предоставляет. В обязанность тьютора входит постоянное индивидуальное сопровождение, так и координация работы всех специалистов, воспитателей и родителей.

             Что следует учесть воспитателю во время работы с особыми детьми?

Воспитателю следует понимать, что обучение особых детей требует несколько иной подход. Традиционные методы взаимодействия не подойдут. Такие дети быстро устают, могут иметь моторные трудности, низкую работоспособность, рассеянное внимание, расторможенность или, наоборот, заторможенность. Поэтому им стоит дать чуть больше времени на еду, одевание, приготовления к занятию, сократить продолжительность занятий, чаще менять виды деятельности. В работе с такими детьми больше, чем обычно, требуется индивидуальный подход и учет особенностей ребенка. Следует создавать в детском коллективе атмосферу доброжелательности, взаимопомощи. В педагогической работе важно найти положительные стороны личности ребенка, сохранные функции и опираться на них в обучении и воспитании.

                         

                                             

                   

                                     

                               

                   

                                         

                       

                         

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Формы работы с детьми 4-5 лет при реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»

Статья Образовательной области  « Чтение художественной  литературы раскрывает формы работы с детьми (5 -6 лет). Подробно дается материал  о направлениях в работе по  художес...

статья "Особенности работы с детьми с нарушениями речи"

Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи Специфика работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:- речевым...

Статья "Организация работы с детьми-инвалидами"

В статье освещается система работы с детьми-инвалидами в дошкольной организации....

Статья по работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Опыт работы с детьми ЗПР, через сенсорное воспитание....

Статья "Формы работы с детьми и родителями, основанные на принципе «народности».

Статья раскрывает суть использования форм работы с детьми среднего дошкольного возраста и их родителями на принципе "народности" К.Д. Ушинского....

Особенности работы с детьми с ОВЗ и инвалидами по формированию навыков здорового образа жизни

Особенности работы с детьми с ОВЗ и инвалидами по формированию навыков здорового образа жизни...