Статья «Формы работы с детьми 4-5 лет при реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»
статья по развитию речи на тему

Смагина Татьяна Анатольевна

 

Статья Образовательной области  « Чтение художественной  литературы раскрывает формы работы с детьми (5 -6 лет). Подробно дается материал  о направлениях в работе по  художественной литературе через разнообразную детскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка -  детский сад №18 «Рябинка»

города Омутнинска Кировской области      

Статья «Формы работы с детьми 4-5 лет при реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»

        

                                         

                                         Подготовила

                                            воспитатель      высшей квалификационной категории

             Смагина Татьяна Анатольевна

                                       

г. Омутнинск

2013г.

       

В образовательной  области «Чтение художественной литературы» основной общеобразовательной программы дошкольного образования  определена цель -  формирование у детей  интереса и потребности в чтении   книг.

Данная цель реализуется  через решение следующих  задач:

  1. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных  целостных представлений.
  2. Развитие литературной речи.
  3. Приобщение к словесному искусству, в том числе развитие  художественного восприятия и эстетического вкуса.

Раскрыть обозначенные задачи помогают организованные формы работы с детьми.

1. Академия Кота Ученого. В ней дети  приобщаются к миру книги. Они знакомятся со структурой и назначением книги, узнают, что у книги есть обложка, переплет, страницы, усваивают, что книга – источник знаний. Дети учатся внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения, правильно воспринимать содержание произведений, сопереживать его героям. Здесь же дети рассматривают энциклопедии, что способствует развитию познавательных способностей и любознательности.

Главным героем Академии является Кот Ученый.  Кукла  позволяет  образно и эмоционально донести содержание книги маленьким читателям,  живо рассказать о ней.

Привить любовь к книге, узнать много нового о художниках - иллюстраторах, детских писателях помогает сотрудничество  с детской библиотекой.

  1. Книжкина больница. Здесь дети  лечат книги, учатся обращаться с ними. Трудовые поручения по ремонту книг планируются во вторую половину дня, с подгруппой детей. Это способствует  воспитанию у каждого ребенка    бережного  и аккуратного  отношения к  книге.
  2. Организация творческой  мастерской. Мастерская включает в себя несколько направлений в работе с художественной литературой, которые реализуются через разнообразную детскую деятельность:
  1. игры – путешествия;
  2. поэтический образ детского рисунка;  
  3. «потерянные»  страницы;  
  4. художники -  постановщики;
  5. различные виды театра;
  6. костюмерная и гримерная;
  7. домашняя типография;
  8. «Мамина сказка».      

        В основе  игр – путешествий лежит организация игровой, познавательно-исследовательской детской деятельности. Путешествия организованы с остановками, например  «Островок любимых стихов», «Сказочная гавань».

Путешествуя на остров любимых стихов, дети учатся запоминать их. Главный секрет состоит в том, чтобы  воспитать чувства, вызвать эмоциональное отношение к стихотворению, тогда и текст запомнится быстро. После чтения стихотворения взрослым, ребенку предлагается нарисовать словесно картинку, которая отражает содержание каждой  строчки.

Чтение стихотворения вслух способствует быстрому запоминанию. Каждые три месяца  организуются   конкурсы «Лучший чтец», где дети читают свои любимые стихи, которые выучили за данный промежуток  времени.

В сказочной гавани  дети разгадывают кроссворды по сказкам, участвуют  в викторинах, составляют сказки по картинкам, проводятся познавательные игры по произведениям писателей – природоведов («Мои любимые зверята», «Лесные разговоры», «Мудрая сова» и т.д.). Литературные герои помогают малышам пережить и осмыслить что такое добро и зло, ненависть и   любовь.

 Игры – путешествия  позволяют не только закреплять знания  по литературным произведениям, но формируют у детей представления о разных странах, способствуют формированию  у дошкольников навыков общения, созданию  ситуации  успеха  у ребенка, повышают  статус в коллективе ровесников.

                Поэтический образ произведения  маленькие иллюстраторы передают в детском рисунке.  Художественные образы, содержащиеся в том или ином  стихотворении,  побуждают детей к их воспроизведению. Стихи подбираются доступные и понятные детям по тематике, содержанию. Неизменным условием отбора произведений является изобразительность и выразительность художественного образа, поскольку в основе рисования лежит не только отображение образов и ситуаций, но и  выражение чувств дошкольника. Стихотворения  помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию, разместить композицию на листе бумаги. Художественные средства помогают также передать определенный колорит пейзажа. Выразительные средства языка повышают и эмоциональное настроение маленького рисовальщика. Например, эпитеты - существительные усиливают эмоциональное восприятие образа, подчеркивают его необычность, фантастичность, ярко характеризуют самые существенные признаки. Например, слушая произведения разных поэтов о зиме,  дети подмечают очарование этого времени года: зима то чародейка, то волшебница. Такое название зимы  побуждает у ребенка желание необычно, волшебно нарисовать зимнюю картину.  

        Детям хорошо знакомы русские народные сказки.  Используя такой прием, как «рамочка  с пустой страницей», дети  делают словесные зарисовки  по известным сказкам. Словесное рисование в потерянной странице стимулируется  такого рода вопросами: «А что бы вы тут нарисовали?», «Какими красками?», «Какой отрывок сказки выразили бы в картинке?», «Что бы на ней изобразили?». Так ребенок лучше понимает сказку, у него развивается воображение, он учится говорить грамматически правильно оформленной речью.         

                Дети дошкольного возраста  любят слушать и рассказывать самостоятельно  сказки.  Для поддержания  детского интереса  используется прием  «телевизор».  Перевоплощаясь в художников-постановщиков,  дети  выпускают «фильмы» в рисунках и озвучивают их.   Показ своих произведений представляют зрителям за экраном «телевизора».

                В групповой комнате создаются условия для организации театральных занятий. Для самостоятельной деятельности изготовлены   настольные театры, фланелеграф,  варежковый театр,  ложковый.  Дети в любое время  в режиме дня могут рассказать и показать сказку,  как для себя, так и для детей в группе. Они любят ходить  в кукольный театр детского сада, где непосредственно общаются с куклами, разыгрывают сценки, отрывки, песенки  из сказок.

                В драматизации  сказок участвуют и дети, и родители. Особое внимание  уделяется  застенчивым, малообщительным детям.  Драматизация не требует заучивания роли и в этом отношении приближена к спонтанной детской игре, в которой дети произвольно действуют, изображая из себя     литературных героев.

 Родители любят показывать спектакли, участниками которых бывают и дети. Это благоприятно влияет на детско – родительские отношения.

Вжиться в образ    литературного героя детям помогают разнообразные костюмы. Для этого создана костюмерная и гримерная. Дети подбирают костюмы, превращаясь в понравившегося героя. В гримерной учатся передавать характерные черты персонажа, используя дополнительные атрибуты.

Особое место в приобщении детей к словесному искусству отводится взаимодействию с семьей. Развитию творческих способностей детей способствует «Домашняя типография». Дошкольники  вместе  с родителями создают книжки – самоделки, в которых находятся созданные детьми и взрослыми стихи, рассказы, сочинения,  сопровождающиеся иллюстрациями.

 Логическим продолжением данной работы является совместное сочинительство взрослого и  ребенка в организованной форме «Мамина сказка». Ребенок с мамой сочиняет сказку в домашних условиях, а затем рассказывает ее в детском саду. В итоге получается  коллективный сборник.

        Таким образом, организованные разнообразные формы работы с дошкольниками приобщают их  к миру книги, стимулируют  у них интерес к чтению  произведений, развивают литературную речь,  способствуют развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.

Список использованной литературы

  1. Компанцева, Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / Л.В.Компанцева. - М.: Просвещение,1985.
  2. Ушакова, О.С. Гавриш, Н.В. Знакомим дошкольников с литературой [Текст] - М.: ТЦ Сфера, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» на тему: встреча со сказкой «Лиса и журавль»

Программное содержание: - Продолжать знакомить детей со сказкой; закреплять умение детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из ...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Открытый просмотр непосредственно-образовательной деятельности по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы». (работа с книгой для слабовидящих детей). Средняя группа. Тема: Братья Гримм "Бременские музыканты"

Цель:Приобщение детей со зрительной патологией к миру книжной культуры   посредством чтения произведения Б. Гримм «Бременские музыканты».Коррекционные задачи: Учить ребенка активно исп...

НОД по реализации образовательных областей чтение художественной литературы и коммуникация (развитие речи) в подготовительной к школе группе.Тема: "Москва литературная-сказки К.И. Чуковского" ».

Цели:Формировать представления детей о Москве, как о культурном центре России;   Знакомство с детским писателем К.И. Чуковским и его произведениями....

Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»: цель, формы работы, интеграция с другими областями Творческая разработка

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации» Кафедра дошкольного образования Содержание психолого-педагогической ...

Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"

Перспективный план по реализации образовательной области "Чтение художественной литературы"...