статья "Особенности работы с детьми с нарушениями речи"
статья по логопедии (средняя группа) на тему

Маттинен Ирина Николаевна

 

Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи

 

Специфика работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:

- речевыми недостатками;

- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

В работе воспитателя можно выделить два основных направления:

1. Коррекционно-воспитательное.

2. Общеобразовательное.

То есть, воспитатель совместно с логопедом участвуют в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Это объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);

- пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;

- совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

- развитие у детей артикуляционной пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопедов

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходит под настольные и настольно-печатные игры.

Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал из закрепления звуков Р, Рь, Л, Ль, свистящих и шипящих звуков.

Занимаясь с ребенком воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произносится утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.

2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи

Проведение этих занятий в специальной группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.

Во-первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом общей-дидактического принципа: от простого к сложному. Например, тема «Домашние животные».

В начале месяца целесообразно рассмотреть живой объект (кошку или щенка), потом несколько картинок с изображенными на них домашними животными (корова с теленком, лошадь с жеребенком…). Затем можно сравнить по картинкам, например, свинью и собаку или корову и овцу. Еще позже – разобрать и пересказать короткие рассказы о нескольких домашних животных. А в конце месяца – приступить к воспроизведению детьми коротких описательных рассказов, где ребята отразят весь усвоенный материал. Такая концентрация на определенной теме позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально пополнять недостаточно словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

Во-вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов… Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.

(Разучивание стихов, когда воспроизводимые ребенком звуки еще дефектны, может только закрепить неправильное произношение).

В-третьих, в отличие от массовой группы, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большего количества понятий. Например, при рассмотрении темы «Домашние животные» это будут не только такие понятия как вымя, грива, копыта, но и такие как щетина, шерсть, морда, пятачок, рога и т.п. Кроме того, необходимо будет заучивать названия большинства детенышей животных, профессий людей, ухаживающих за животными; такие понятия, как свинарник, коровник, овчарня, телятник и т.п.

В-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.

3. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Работая с детьми в продолжение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Однако не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться обиходно-бытовой лексикой.

Важно учитывать, что у детей с речевыми нарушениями снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе?

Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?».

В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. В живом уголке попросить детей ответить, что может делать попугайчик, какой аквариум, что делают в нем рыбки и т.п. На улице можно спросить детей: «Какое небо?», «Какой снег на участке?», «Какие листья лежат на земле?».

Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

4. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателям корректно.

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев» или «без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?» и только потом просит повторить правильную фразу.

Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Что касается исправления ошибок на занятиях, то здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенка в общении должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

В связи со сказанным ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.

Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово малыш не произнесет и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребенку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

5. Развитие у детей внимания и памяти

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но во время некоторых режимных моментов.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т.п.), и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный работник?», «Кто лучше всех танцевал?» это будет иметь и воспитательное значение.

На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты. Если они могут летать, дети машут руками. Если нет – приседают. Можно попросить детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, живое, высокое, толстое и т.д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти, переключить их внимание на какой-то объект (часы, светофор, рыбок, попугая) и незаметно спрятать 2-3 игрушки среднего размера. А по окончании игры предложить детям догадаться, чего не хватает в игровом шкафу, на скамеечке, на ковре и т.д.

Полезно также проводить хорошо известные воспитателем игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предмет так, как я скажу» и т.д.

6. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка

Речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

Подобные вопросы можно задавать детям во время игры, прогулки и т.п. Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио – и телепередач.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:

- Чем различаются кукла и девочка (птица и самолет, диван и кровать, лиса и волк и т.п.)?

- Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, голубя и вертолета и т.п.)?

Для словесно-логических упражнений можно использовать хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. Можно спросить:

- Почему Волк прибежал быстрее Красной шапочки к дому ее бабушки?

- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

- Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме? Почему?

Полезным упражнением для развития мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови).

Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток)

Естественно, что такие загадки для детей с речевыми нарушениями трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка, - значит, дать полезную работу мышлению.

Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные самими воспитателями, например:

Передние лапы короткие, а задние – длинные. (Заяц)

Четыре ноги, да не ходят. (Стол, стул)

Еще более сложной работой для детей является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому для занятий их следует использовать лишь на 2-м году обучения, с детьми 7-го года жизни. Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. Например, после того как дети поработали на участке и собрали целую кучу листьев и веточек, воспитатель произносит: «Клади по ягодке – наберешь кузовок» или «Зернышко к зернышку – будет мешок».

7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения в течение полутора – двух месяцев ежедневно. Вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином.

Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметно нарушение пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого и т.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_raboty_s_detmi_s_narusheniyami_rechi.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы с детьми с нарушениями речи

Нарушение речи – это различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.

Нарушениями речи занимается логопедия.

Логопедия – составная часть специальной педагогики, представляющая собой систему научных знаний о нарушениях речи, методах их выявления, устранения и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.

Причины нарушений:

Биологические

Социально-психологические

Биологические причины развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы, воздействующие главным образом в период внутриутробного развития и родов (гипоксия плода, родовые травмы), а также впервые месяцы жизни после рождения (мозговые инфекции, травмы). Речевые нарушения, возникнув под влиянием какого-либо патогенного фактора, сами не исчезают и без специально организованной коррекционной логопедической работы могут отрицательно сказаться на всем дальнейшем развитии ребенка.

Социально-психологические факторы риска связаны главным образом с психической депривацией детей. Отрицательное воздействие на речевое развитие могут оказывать необходимость усвоения ребенком младшего дошкольного возраста одновременно двух языковых систем, излишняя стимуляция речевого развития ребенка, неадекватный тип воспитания ребенка, педагогическая запущенность, отсутствие должного внимания к развитию речи ребенка, дефекты речи окружающих. В результате действия этих причин у ребенка могут наблюдаться нарушения развития различных сторон речи.  

Особенности развития

Умственное развитие

В ходе диагностики умственного развития ребенка специалисты используют нормы, которые на самом деле являются усредненными показателями, поэтому достаточно условны. Так что если малыш осваивает навыки движения, речи или обучения чуть позже, это еще не повод считать, что у него имеются нарушения умственного развития. Бывает, что у детей в раннем возрасте наблюдается некоторое несоответствие нормам развития интеллекта или психики, но зато в старшем возрасте, они показывают просто выдающиеся результаты. Иногда родители начинают бить тревогу, если их ребенок абсолютно не говорит до двух лет. На самом деле – это нормально, так как в этот период происходит накапливание словарного запаса. Потом такие дети начинают говорить сразу хорошо и много. В каких же случаях нужно считать, что у ребенка наблюдаются нарушения умственного развития? В первую очередь стоит отметить, что дети с нарушением умственного развития имеют довольно сильные отклонения мозговой деятельности. У них отсутствует или слабо выражено внимание, интерес к обучению, любознательность, тяга к новым знаниям. Кроме того, дети с нарушением умственного развития отличаются личностной незрелостью, а их психическое развитие достаточно заметно отстает от возрастных норм. В грудном возрасте такие младенцы имеют слабый сосательный и хватательный рефлексы. Также на определенный дефект указывают некоторые физические особенности. При наличии нарушений умственного развития еще при рождении дети имеют низкий вес, непропорциональное телосложение, маленькую или, наоборот, большую голову.

Виды нарушений умственного развития 

На сегодняшний день специалисты выделяют следующие группы детей с нарушением умственного развития: Дети с умственной отсталостью (олигофрены в стадии дебильности, имбецильности, идиотии); Дети с задержкой умственного развития (обратимого полностью или частично); Дети с поврежденным умственным развитием или деменцией (часто этому предшествует период нормального умственного развития); Дети с дефицитарным развитием или сенсорной неполноценностью (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата); Дети с проявлениями таких психических заболеваний, как шизофрения, истерия или эпилепсия; Дети с психопататическими формами поведения, в том числе ранний детский аутизм. Необходимо различать умственную отсталость и задержку умственного развития. При умственной отсталости наблюдаются более грубые нарушения интеллекта и психического здоровья. В данном случае нарушения умственного развития необратимы, динамика их развития характеризуется тяжестью состояния, а также прогнозом дальнейшего распада функций. В особых случаях коррекция подобных нарушений практически невозможна. Дети с задержкой умственного развития имеют ряд своих особенностей, однако коррекция их развития не только возможна, но еще и вполне успешна. Случается, что впоследствии такие дети даже догоняют своих сверстников в развитии. Другой случай – нарушения умственного развития у детей, от рождения страдающих дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При рождении их умственные способности находятся в пределах нормы, но не развиваются с первых дней жизни из-за сниженного зрения или слуха. В результате наблюдается отставание в интеллектуальном развитии. В данном случае коррекция также приносит весьма ощутимые результаты.

Причины нарушения развития детей

Существует целый комплекс причин, которые в итоге могут вызвать нарушения умственного развития у детей – генетические повреждения, травмы или физическое недоразвитие в результате плохого питания. Случается, что нарушения мозговой деятельности у ребенка возникают еще до рождения, при родах или в раннем детстве. Нередко умственная отсталость сопутствует другим заболеваниям – эпилепсии или церебральному параличу, иногда она связана с аутизмом. Что касается генетических болезней, способных вызвать нарушения умственного развития, то среди них можно назвать мышечную дистрофию, бугорчатый склероз, нейрофиброматоз. Кроме того, причинами нарушений развития детей могут стать необъяснимые изменения в хромосомах – синдром Дауна. Инфекционные заболевания, перенесенные женщиной во время беременности – краснуха, токсоплазмоз, прием некоторых лекарственных препаратов, чрезмерное употребление алкоголя и наркотиков также способны вызвать нарушения умственного развития ребенка. Другие причины нарушения развития детей – сложная беременность, во время которой наблюдалось кислородное голодание плода, асфиксия при рождении или родовая травма, некоторые инфекционные заболевания, перенесенные в раннем детстве, интоксикация. Случается, что задержка умственного развития наблюдается при отсутствии воспитания со стороны родителей, которые не занимаются с ребенком, мало с ним разговаривают. Или когда ребенок в раннем возрасте по каким-то причинам изолирован от матери. В этих случаях коррекция также в основном проходит успешно. Детям, при наличии у них нарушений умственного развития, требуется больше времени на обучение или приобретение каких-либо навыков. Но это не значит, что заниматься с такими детьми не нужно, а их развитие невозможно. Просто к ним нужен особенный подход. А родителям необходимо запастись терпением и верой в своего ребенка. И самое главное – никогда не сравнивать его с другими детьми.

Физическое развитие

Со значительными трудностями проходит процесс освоения речи у тех детей, которые отстают в физическом развитии, перенесли заболевания в раннем возрасте, ослабленные, и те, кто не получает полноценное питание.

Дефекты слуха в большинстве случаев становятся причиной для задержки развития речи. Т.е. снижение слуха может привести к отставанию речевого развития. Если у маленького ребёнка снижен слух, он не будет реагировать на звуки, не способен имитировать их. Старший ребёнок использует большое количество жестов и внимательно наблюдает за движениями губ говорящего человека. Но данные признаки не являются достаточными, для правильной оценки слуха ребёнка, так как только на основании элементов поведения, которые носят субъективный характер, мы не можем сделать точных, грамотных выводов.

Если вы заподозрили потерю слуха у ребёнка необходимо срочно обратиться к специалистам. Чем раньше будут выявлены нарушения слуха, тем быстрее специалист начнёт работу по его коррекции. Работа по устранению нарушения развития речи детей должна не только логопедами, но и психологами, а также специалистами по коррекционной педагогике.

Рассмотрим основные нарушения развития речи, которые встречаются у детей дошкольного возраста.

В настоящее время единую классификацию нарушений развития речи не разработали. Приведём в качестве примера одну из наиболее распространённых классификаций.

Нарушения речи, которые связаны с наличием органического поражения центральной нервной системы. Уровень поражения речевой системы определяет название заболевания:

• афазия – поражение речевых зон коры головного мозга, в результате которого страдают все компоненты речи;

• алалия – поражение речевых зон коры головного мозга, которое возникает в доречевом периоде и ведёт за собой недоразвитие речи системного характера;

• дизартрия – нарушение иннервации мускулатуры, обеспечивающей речь, в результате которой нарушается звукопроизношение ребёнка. Дизартрия делится на несколько видов, которые отличаются друг от друга очагом поражения: бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, мозжечковая.

Дефекты речи, вызванные функциональными изменениями центральной нервной системы:

• заикание – нарушение нормального ритма речи вследствие непроизвольных остановок, прерывающих высказывание или повторов слогов и звуков;

• мутизм – отказ ребёнка от общения при отсутствии дефектов речевого аппарата;

• сурдомутизм – нарушение слуха и речи, носящее временный, преходящий характер и обусловленное стойкими органическими расстройствами слуха.

Речевые нарушения, возникающие вследствие дефектов в строении артикуляционного аппарата

• механические дислалии – нарушения речи, вызванные особенностями анатомического строения полостей рта и носа (губы, зубы, челюсть, нёбо, язык, носоглотка, носовые ходы и т.д.);

• ринолалия – речевые нарушения, возникающие у детей с расщелиной нёба;

Задержки в речевом развитии разного происхождения: в результате недоношенности, вследствие тяжёлого заболевания внутренних органов, педагогической запущенности и т.д.).

Нравственное развитие (поведение, характер)

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу.

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. Значительно снижен объем внимания, наблюдается неустойчивость, ограниченные возможности его распределения. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом, без специального обучения, отстают в развитии словесно – логического мышления.

Если общее недоразвитие речи сочетается с такими нарушениями, как дизартрия, алалия, то могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость), недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.

Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:

выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

агрессивность, драчливость, конфликтность;

повышенную впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

энурез(недержание мочи);

онанизм;

повышенную обидчивость, ранимость;

склонность к болезненному фантазированию.

Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу - психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы. Проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры нарушения. Предупреждение речевых нарушений способствует гармоничному развёртыванию творческих сил личности, устраняют препятствия для приобретения знаний.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Приоритетными задачами психолого-педагогического сопровождения развития детей с нарушениями речи в ДОУ являются:

Создание для ребенка эмоционально благоприятного микроклимата в группе, при общении с детьми педагогическим персоналом.

Учет индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления.

Оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах, специальных формах организации их деятельности.

Повышение психологической компетентности воспитателей, родителей по вопросам воспитания и развития ребенка.

Особенности работы воспитателя с детьми с нарушениями речи

Специфика работы воспитателя в группах для детей с нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника:

- речевыми недостатками;

- неполной сформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);

- характерологическими особенностями.

В работе воспитателя можно выделить два основных направления:

1. Коррекционно-воспитательное.

2. Общеобразовательное.

То есть, воспитатель совместно с логопедом участвуют в исправлении у детей речевого нарушения, а также процессов, тесно связанных с ним, и, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных массовой программой детского сада. К ним относятся умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание детей, привитие им культурно-гигиенических навыков и пр. Однако необходимо учитывать, что из двух направлений первое – коррекционно-воспитательное – является наиболее значимым, ведущим, а второе – общеобразовательное – подчиненным.

Коррекционная работа в группе осуществляется под руководством и контролем логопеда. Это объясняется тем, что он лучше знает речевые и психологические возможности детей, степень отставания каждого от возрастной нормы, динамику всех коррекционных процессов.

К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:

- закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда;

- проведение фронтальных занятий по развитию речи (по особой системе);

- пополнение, уточнение и активизацию словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов;

- систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей;

- развитие у детей внимания и памяти – процессов, тесно связанных с речью;

- совершенствование словесно-логического мышления ребенка как одной из функций речи;

- развитие у детей артикуляционной пальцевой моторики, также связанной с речевой функцией.

1. Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопедов

Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводится воспитателем во второй половине дня, сразу же после дневного сна. Это так называемый логопедический час. Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних занятий.

Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с ребенком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходит под настольные и настольно-печатные игры.

Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребенка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал из закрепления звуков Р, Рь, Л, Ль, свистящих и шипящих звуков.

Занимаясь с ребенком воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала по тетради должно проходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом – произносится утрированно. Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребенок все скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно и добиваться того же от ребенка.

2. Проведение фронтальных занятий по развитию речи

Проведение этих занятий в специальной группе существенно отличается от проведения аналогичных занятий в массовой группе.

Во-первых, на занятиях по развитию речи в течение одного месяца проводятся все виды работ в рамках 3-4 лексических тем. Виды работ по каждой теме планируются с учетом общей-дидактического принципа: от простого к сложному. Например, тема «Домашние животные».

В начале месяца целесообразно рассмотреть живой объект (кошку или щенка), потом несколько картинок с изображенными на них домашними животными (корова с теленком, лошадь с жеребенком…). Затем можно сравнить по картинкам, например, свинью и собаку или корову и овцу. Еще позже – разобрать и пересказать короткие рассказы о нескольких домашних животных. А в конце месяца – приступить к воспроизведению детьми коротких описательных рассказов, где ребята отразят весь усвоенный материал. Такая концентрация на определенной теме позволяет стойко формировать обобщающие понятия, детально пополнять недостаточно словарный запас детей, поэтапно формировать у них связную речь.

Во-вторых, в течение длительного времени, пока связная речь у детей не разовьется в достаточной степени, на фронтальных занятиях используются только «простые» виды работ: чтение, разбор рассказов и сказок, рассматривание объектов, сюжетных картинок, пересказ коротких текстов… Коллективное разучивание стихов проводится только тогда, когда большинство детей уже овладели правильным произношением.

(Разучивание стихов, когда воспроизводимые ребенком звуки еще дефектны, может только закрепить неправильное произношение).

В-третьих, в отличие от массовой группы, здесь на занятиях по развитию речи требуется уточнение значительно большего количества понятий. Например, при рассмотрении темы «Домашние животные» это будут не только такие понятия как вымя, грива, копыта, но и такие как щетина, шерсть, морда, пятачок, рога и т.п. Кроме того, необходимо будет заучивать названия большинства детенышей животных, профессий людей, ухаживающих за животными; такие понятия, как свинарник, коровник, овчарня, телятник и т.п.

В-четвертых, на занятиях по развитию речи все виды работ должны быть обеспечены наглядным материалом.

3. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Работая с детьми в продолжение всего дня, воспитатель имеет возможность многократно активизировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.

Однако не вся словарная работа должна осуществляться воспитателем. Ему следует ограничиться обиходно-бытовой лексикой.

Важно учитывать, что у детей с речевыми нарушениями снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки, называние предметов, их признаков и действий может оказаться напрасным трудом. В чем же состоит подготовка к такой работе?

Прежде всего необходимо побудить детей слушать и слышать воспитателя, придать словесным упражнениям дух соревновательности, вызвать интерес к ним, например, задавая вопросы: «Кто больше придумает слов?», «Кто быстрее ответит на вопрос?», «Кто больше заметит частей предмета?».

В умывальной комнате можно предложить детям такое соревнование: кто больше скажет слов о том, какое мыло, что с ним можно делать, что им можно мыть. В живом уголке попросить детей ответить, что может делать попугайчик, какой аквариум, что делают в нем рыбки и т.п. На улице можно спросить детей: «Какое небо?», «Какой снег на участке?», «Какие листья лежат на земле?».

Не следует стремиться для таких словесных упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

4. Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателям корректно.

Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребенка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлев» или «без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?» и только потом просит повторить правильную фразу.

Если же ошибки встречаются в обращении к воспитателю, то можно реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».

Что касается исправления ошибок на занятиях, то здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребенка в общении должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, четкую речь.

В связи со сказанным ошибки в ходе занятий должны фиксироваться воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребенка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.

Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа.

Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово малыш не произнесет и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребенку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.

Для того, чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень четкой, достаточно громкой и неторопливой речью задавать тон.

5. Развитие у детей внимания и памяти

Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только на занятиях, но во время некоторых режимных моментов.

Во время сборов на прогулку можно предложить ребятам, чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, повязан платок, все ли пуговицы застегнуты и т.п.), и посоветовали, например, Алеше, что можно еще надеть.

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный работник?», «Кто лучше всех танцевал?» это будет иметь и воспитательное значение.

На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты. Если они могут летать, дети машут руками. Если нет – приседают. Можно попросить детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, живое, высокое, толстое и т.д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти, переключить их внимание на какой-то объект (часы, светофор, рыбок, попугая) и незаметно спрятать 2-3 игрушки среднего размера. А по окончании игры предложить детям догадаться, чего не хватает в игровом шкафу, на скамеечке, на ковре и т.д.

Полезно также проводить хорошо известные воспитателем игры: «Чего нет?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предмет так, как я скажу» и т.д.

6. Совершенствование словесно-логического мышления ребенка

Речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

С первых дней пребывания ребенка в логопедической группе воспитатель должен помогать ему осмысливать события и явления, искать их причины и следствия, взаимосвязь и отличительные особенности. Например, с помощью таких вопросов:

- Почему осенью люди теплее одеваются?

- Почему летом нельзя кататься на лыжах?

- Почему зайца трудно увидеть на снегу?

- Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

Подобные вопросы можно задавать детям во время игры, прогулки и т.п. Важно приучать ребят задумываться над тем, что они видят вокруг, что узнают из рассказов взрослых, кино, радио – и телепередач.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различие в сходном и общее в различном. Например, можно спросить:

- Чем различаются кукла и девочка (птица и самолет, диван и кровать, лиса и волк и т.п.)?

- Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, дома и муравейника, голубя и вертолета и т.п.)?

Для словесно-логических упражнений можно использовать хорошо знакомые детям и любимые ими сказки. Можно спросить:

- Почему Волк прибежал быстрее Красной шапочки к дому ее бабушки?

- Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

- Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме? Почему?

Полезным упражнением для развития мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагрузки. А вот такие например, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:

Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови).

Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток)

Естественно, что такие загадки для детей с речевыми нарушениями трудны. Но предложить ребенку подумать, натолкнуть его на мысль обобщающим понятием, начальным звуком в слове-отгадке, показом нескольких предметов, один из которых и есть отгадка, - значит, дать полезную работу мышлению.

Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные самими воспитателями, например:

Передние лапы короткие, а задние – длинные. (Заяц)

Четыре ноги, да не ходят. (Стол, стул)

Еще более сложной работой для детей является понимание пословиц и объяснение их переносного смысла. Поэтому для занятий их следует использовать лишь на 2-м году обучения, с детьми 7-го года жизни. Чтобы дети научились понимать и объяснять смысл пословиц, полезно при каждом удобном случае их использовать. Например, после того как дети поработали на участке и собрали целую кучу листьев и веточек, воспитатель произносит: «Клади по ягодке – наберешь кузовок» или «Зернышко к зернышку – будет мешок».

7. Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики

Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда. Оно осуществляется с самого начала обучения в течение полутора – двух месяцев ежедневно. Вполне достаточно 3-5 минут каждодневных упражнений со всей группой. Их можно проводить перед дневным или вечерним сном, перед обедом или ужином.

Вне занятий воспитатель может предлагать детям, у которых заметно нарушение пальцевой моторики, собирать мозаику, работать с конструктором, застегивать и расстегивать пуговицы без помощи взрослого и т.п. Желательно, чтобы в группе был оборудован соответствующий уголок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

План работы по активному включению семьи в процесс коррекционной работы с детьми с нарушениями речи

Формирование совместной деятельности учителя-логопеда и родителей (законных представителей) воспитанников компенсирующих групп для детей с нарушениями речи....

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)

занятие по логоритмики структурировано,  привязано  к  лексической теме, построено с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...