Статья "Организация работы с детьми-инвалидами"
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье освещается система работы с детьми-инвалидами в дошкольной организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_detmi-invalidami_microsoft_word.docx | 22.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми-инвалидами
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Документ регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон устанавливает общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.
В 2017-2018 учебном году наше дошкольное учреждение посещают 11 детей - инвалидов из них:
- 2 ребенка младшего дошкольного возраста;
- 1 ребенок среднего дошкольного возраста;
- 8 детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы ДОУ с детьми-инвалидами: создание специальных условий для успешной социальной адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Задачи:
- Оказание помощи в коррекции недостатков развития, преодолении трудностей усвоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
- Коррекция и профилактика речевых нарушений, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие саморегуляции собственных действий.
- Формирование общей культуры личности, расширение общего кругозора развития социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности.
- Сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка посредством создания здоровьесберегающей среды, применения здоровьеформирующих технологий.
В дошкольном учреждении разработана и реализуется система работы с детьми-инвалидами.
На первом этапе работы осуществляется:
- знакомство с ребенком и его семьей;
- сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса родителей;
-знакомство с заключением ТПМПК (территориальной психолого-медико-педагогической комиссии) и ИПРА (индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида);
- заключение договора между дошкольным учреждением и родителями (законными представителями);
- создание предметно-развивающей среды;
- определение основных мероприятий по адаптации ребенка-инвалида.
Приказом назначается ответственный за выполнение мероприятий ИПРА ребенка-инвалида.
На втором этапе:
- проводится комплексное обследование ребенка-инвалида всеми специалистами дошкольного учреждения;
- на основании заключения ТПМПК и ИПРА ребенка-инвалида на психолого-медико-педагогическом консилиуме разрабатывается индивидуальная адаптированная образовательная программа (ИАОП);
- оформляется согласие родителей (законных представителей) ребенка-инвалида на реализацию ИАОП;
- определяются педагоги, специалисты, куратор по реализации ИАОП;
- разрабатывается план взаимодействия между профильными специалистами ДОУ по психолого-педагогическому сопровождению ребенка-инвалида;
- осуществляется реализация ИАОП ребенка-инвалида;
- проводится с ребенком-инвалидом промежуточная психолого-педагогическая диагностика;
- рассматриваются на ПМПк промежуточные результаты реализации ИАОП и при необходимости проводится корректировка;
- осуществляется консультативная работа с педагогами и родителями ребенка-инвалида.
На третьем этапе работы:
По завершению реализации ИАОП проводится итоговая психолого-педагогическая диагностика. Обсуждаются результаты реализации ИАОП с ребенком-инвалидом на ПМПк. Разрабатываются рекомендации родителям, педагогам по дальнейшему обучению и развитию ребенка-инвалида.
По окончанию действия ИПРА ответственный за реализацию индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида в ДОУ готовит отчет о выполнении мероприятий ИПРА и сдает в департамент образования города Нижневартовска.
На четвертом этапе работы:
После окончанию срока действия ИПРА ребенок-инвалид вновь проходит ТПМПК и медико-социальную экспертизу. В случае подтверждения статуса ребенка-инвалида, дальнейшая работа с ребенком осуществляется на основании заключения ТПМПК и ИПРА, начиная со второго этапа работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми-инвалидами дошкольного возраста»
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста...
Новые подходы к работе с детьми-инвалидами
Приводится подборка слайдов к семинару по работе с детьми-инвалидами...
План индивидуальной коррекционной развивающей работы с детьми - инвалидами.
План разработан на год по месяцам. На каждый месяц даны задания:1. развитие внимания2. усвоение действий по образцу, инструкции3. развитие ручной моторики4. формирование целостного образа предмета....
Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами
Система работы с детьми –инвалидами и детьми с ОВЗ по формированию умений и навыков в рисовании нетрадиционными способами...
10 общих правил этикета в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ
10 общих правил этикета в работе с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ...
МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование интерактивной песочницы, как инновационную технологию в работе с детьми инвалидами и детьми ОВЗ»
laquo;Лучшая игрушка – это кучка песка»К.Д. Ушинский Цель: познакомить педагогов с инновационной технологией использования интерактивной песочницы в работе с детьми инвалидами и...