Воспитание доброты у дошкольников.
методическая разработка
Статья о важности и основных аспектах воспитания доброты у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_dobroty_u_doshkolnikov.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание доброты у детей дошкольного возраста.
«Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств» В. А. Сухомлинский.
Формирование доброты лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Очень важно, как можно раньше пробудить в ребенке чувства сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Самым важным в воспитании доброты является пример родителей, их отношение друг к другу. Задача родителей - создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви, доброты, милосердия и взаимопомощи. Хорошо, когда дети видят улыбку на лицах близких, слышат приветливый тон и добрые слова. Также необходимо упражнять детей в добрых поступках. Это и помощь старшим: открыть дверь. пропустить вперед, подать тапочки; учить присматриваться к физическому и духовному состоянию близких. Важно побуждать ребенка к размышлениям о добре, задавать наводящие вопросы и рассуждать вместе с ребенком, например:
- Кому ты сегодня помог? Тебе было приятно в этот момент?
- У тебя хорошее настроение? Почему?
- Какого человека называют добрым?
- Что тебя обрадует, а что расстроит? И т.д.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата дома и в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Существует множество дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых, театрализованных и народных игр, которые помогут ребенку сформировать оценочные суждения о добр и зле. Но весомая роль в этом отводится литературе. Важно читать детям сказки, потешки, стихотворения, басни и по прочтении обязательно анализировать. Можно вместе с ребенком придумать альтернативный вариант развития событий, конец, который поможет героям проявить гуманные чувства (например, в баснях: «Лиса и журавль», «Стрекоза и муравей» и др.). А русские народные пословицы о добре должны стать своего рода заповедями:
доброе слово лечит, а злое калечит.
не хвались серебром, а хвались добром;
доброе дело два века живет;
доброе дело в воде не тонет;
ласковое слово слаще меда.
Воспитание доброты в ребенке невозможно без любви к природе и всему живому. Задача родителей и педагогов – пробудить в ребенке любовь к родному краю, его природе, чувство ответственности за другую жизнь: цветок, деревце, животное или насекомое. Объяснить и своим примером показывать, что природа и человек тесно взаимосвязаны. Для этого необходимо:
- научить ребенка не рвать понапрасну цветы и не ломать ветки деревьев, объяснять, что все растения – живые;
- подкармливать бездомных животных и птиц, подвесить кормушку;
- не мусорить на улице и убирать мусор с полянки/пляжа/площадки, где гуляете;
- сортировать мусор дома;
- посадить дерево или цветы и ухаживать за ними, поливать. И т.д.
Формирование чувства доброты у дошкольников происходит постепенно. Маленькие дети стремятся к добрым поступкам сначала ради похвалы, одобрения взрослых. Постепенно привычка поступать хорошо, делать добро перерастает у них в чувство заботы о другом человеке, становится их естественной потребностью. А сочувствие, выражающееся в активной, бескорыстной помощи другому человеку, в заботе о нем, является одним из первых пробуждающихся у дошкольников гуманных чувств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание доброты у дошкольников
В статье представлен опыт работы по теме "Воспитание доброты у дошкольников"...
Воспитание доброты у дошкольников
Воспитание дружеских отношений между детьми...
Самообразование "Воспитание доброты у дошкольников"
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являютс...
Воспитание доброты у дошкольников.
Воспитание доброты у дошкольников....
Проект "Воспитание доброты у дошкольников"
Процесс нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос формирования у детей предст...
"Воспитание доброты у дошкольников" план по самообразованию
Составила: воспитатель Попова Т.А.МБДОУ ЦРР «Детский сад №239»План по самообразованию «Воспитание доброты у дошкольников» младшей группы.Актуальность темы«Те высокие нрав...
Воспитание доброты у дошкольников.
Воспитание доброжелательных взаимоотношений, развитие творческих способностей....