Рекомендации по реализации деятельностного подхода в ДОУ
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Рекомендации по реализации деятельностного подхода в ДОУ
(по итогам семинара – практикума «Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста», 23 января 2014 года.
Подготовлены Федоровой С.В., методистом ИРЦ ДО).
Система дидактических принципов,
обеспечивающих системно – деятельностный подход (по Л.Г. Петерсон).
1. Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания)
2. Принцип непрерывности ( преемственность между темами, разделами, курсами…)
3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)
4. Принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь)
5. Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера)
6. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)
Принципы деятельностного подхода в работе с дошкольниками:
- принцип субъектности воспитания (ребенок субъект воспитания);
- принцип учета ведущих видов деятельности (непосредственное эмоциональное общение до 1 года; предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); игровая деятельность (3-6 лет); учебная деятельность (6-11 лет);
- принципы учета сензитивных периодов развития (до 3 лет - период речевого развития; с 3 до 6 лет-возраст познания окружающего мира и отношений между людьми, развивается фантазия, образное мышление, эмоциональное отношение, самооценка и т.п.; 5-7 лет – развитие тонких мышц и координации; 7-11 лет – развивается мышление);
- принцип учета ЗБР;
- принцип амплификации детского развития (обогащения, усиления, углубления);
- принцип мотивированности, рефлексивности, результативности
Деятельностный подход - это:
- Субъектно - ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
- Предполагает открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.
Ставит следующие задачи перед педагогом:
- Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Структура познавательной деятельности:
Проблема – Цель – Мотивация - Подбор методов решения проблемы - Действия – Результат - Контроль выполнения – Рефлексия - Самоанализ[1]
Признаки применения подхода в образовательном процессе.
Как отличить?
Методы обучения — проблемные:
а) проблемного изложения;
б) частично-поисковый;
в) исследовательский.
Формы организации образовательного пространства коллективные:
а) парное взаимодействие;
б) микрогрупповое взаимодействие;
в) бригадное (групповое) взаимодействие;
г) межгрупповое взаимодействие.
Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.
Существуют четыре уровня проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).
Предлагаемая структура занятия на основании деятельностного подхода:
Создание проблемной ситуации - Целевая установка - Мотивирование к деятельности (надо -хочу-могу) - Проектирование решений проблемной ситуации - Выполнение действий (заданий) - Анализ результатов деятельности - Подведение итогов
Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.
Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников (см. таблицу)
На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию
На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.
5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.
Таблица
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы | Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Создает проблемную ситуацию Формулирует или помогает сформулировать проблему. Определяет целевую установку. | Осознает создавшееся противоречие. «Присваивает» проблему. Участвует в формулировке проблемы. Осознает цель поиска. |
II Актуализа-ция знаний | Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
III Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений | Организует выдвижение предположений. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе поиска. | Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их. Принимает программу поиска. Проводит поисковую деятельность. |
IV Проверка решения | Проверяет результаты поиска. Помогает выбрать правильное решение | Докладывает результаты поиска. Формулирует выводы. |
V Введение в систему знаний | Выделяет новые знания. Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий. Организует применение полученных знаний. | Присваивает новые знания и умения. Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска. Применяет полученные знания. |
Что позволяет достичь деятельностный подход?
- уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях
- перейти на другой тип отношений между субъектами ОП
- решить большее количество частных (конкретных задач за более короткий промежуток времени
Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников
- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
- Каждый день работы с детьми – поиск. Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).
- Играйте с детьми каждый день.
- Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».
- Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).
Рекомендации по стилю общения с детьми
- Выслушайте каждого желающего.
- Педагог должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.
- Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.
- Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
- Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
- Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
- В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.
Литература:
- Петерсон Л.Г., Абдиллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
- Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.
[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар из опыта работы в ДОУ "Реализация деятельностного подхода в проектной деятельности"
Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помо...
Модель практических методов и приемов для полноты реализации деятельностного подхода
Данная модель разработана на младший, средний и старший дошкольный возраст...
Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте
Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте«Единственный путь, ведущий к знанию –это деятельность»Б. ШоуФГОС ДО – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – ...
Возможности реализации деятельностного подхода при ознакомлении дошкольников с симметрией
Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. И поэтому не вызывает сомнений тот факт, что ребенок встретится с этим понятием в окружающем мире. Зачем это вообще надо? Симметрия описывает...
Статья "Реализация деятельностного подхода при проведении НОД в пространстве музыкального зала "
Материал подготовлен по итогам участия автора в конкурсе педагогических достижений....
Реализация деятельностного подхода в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста (презентация)
Деятельностный подход придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС. В детском саду суть воспитания с точки зрения деятель...
Статья "Реализация деятельностного подхода при проведении НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста"
Статья содержит теоретические основы и практические рекомендации для начинающих педагогов (студентов педагогических колледжей): как выбрать тему НОД, как построить взаимодействие педагога с деть...