Рекомендации по реализации деятельностного подхода в ДОУ
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Савченко Янна Васильевна

Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_po_realizatsii_dp.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации  по реализации деятельностного подхода в ДОУ

(по итогам семинара – практикума «Применение деятельностного подхода в работе с детьми дошкольного возраста», 23 января 2014 года.

Подготовлены Федоровой С.В., методистом ИРЦ ДО).

Система дидактических принципов,

обеспечивающих системно – деятельностный подход (по Л.Г. Петерсон).

1.     Принцип деятельности (когда я делаю сам, я получаю опыт и знания)

2.    Принцип непрерывности ( преемственность между темами, разделами, курсами…)

3.   Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4.     Принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь)

5.     Принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера)

6.     Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)

Принципы деятельностного подхода в работе с дошкольниками:

- принцип субъектности воспитания (ребенок субъект воспитания);

- принцип учета ведущих видов деятельности (непосредственное эмоциональное общение до 1 года; предметно-манипулятивная деятельность (1-3 года); игровая деятельность  (3-6 лет); учебная деятельность (6-11 лет); 

- принципы учета сензитивных периодов развития (до 3 лет - период речевого развития; с 3 до 6 лет-возраст познания окружающего мира и отношений между людьми, развивается  фантазия, образное мышление, эмоциональное отношение, самооценка и т.п.; 5-7 лет – развитие тонких мышц и координации; 7-11 лет – развивается мышление);

- принцип учета ЗБР;

- принцип амплификации детского развития (обогащения, усиления, углубления);

- принцип мотивированности, рефлексивности, результативности

Деятельностный подход - это:

  • Субъектно - ориентированная организация и управление педагогом деятельностью ребенка при решении им специально организованных учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную, коммуникативную и другие виды  компетентностей ребенка, но и его самого как личность.
  • Предполагает  открытие перед ребенком всего спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности.

Ставит следующие задачи перед педагогом:

  • Создать условия  для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком  мотивированным;
  • Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  • Помогать ребенку сформировать у себя  умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. 

Структура познавательной деятельности:

Проблема – Цель – Мотивация - Подбор методов решения проблемы - Действия – Результат - Контроль выполнения – Рефлексия - Самоанализ[1] 

Признаки применения подхода  в образовательном  процессе.
Как отличить?

Методы обучения — проблемные:

а) проблемного изложения;

б) частично-поисковый;

в) исследовательский.

Формы организации образовательного  пространства  коллективные:

а) парное взаимодействие;

б) микрогрупповое взаимодействие;

в) бригадное (групповое) взаимодействие;

г) межгрупповое взаимодействие.

        Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Существуют четыре уровня проблемности в обучении:

 1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

 2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

 3. Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

 4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод).

Предлагаемая  структура занятия на основании деятельностного подхода:

Создание проблемной ситуации - Целевая установка - Мотивирование к деятельности (надо -хочу-могу) -  Проектирование решений проблемной ситуации - Выполнение действий (заданий) - Анализ результатов деятельности - Подведение итогов

        Одной из технологий позволяющей реализовать деятельностный подход в работе с дошкольниками является технология проблемного обучения, которая помогает детям самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач.

Технология проблемного обучения - это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления. (добывать знания, применять их в решении новых познавательных задач.)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

деятельности по проблемному обучению дошкольников (см. таблицу)

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию

На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы.

На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно-исследовательской деятельности.

5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

Таблица

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

 Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий.

 Создает проблемную ситуацию

 Формулирует или помогает сформулировать проблему.

 Определяет целевую установку.

Осознает создавшееся противоречие.

«Присваивает» проблему.

Участвует в формулировке проблемы.

Осознает цель поиска.

II

Актуализа-ция знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний, их анализу, синтезу, обобщению и систематизации.  

Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений.

Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизирует необходимые знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует).

Осознает потребность в новых знаниях.

Концентрируется на поиске новых знаний.

III

Выдвиже-ние гипотез – предполо-жений

 Организует выдвижение предположений.

 Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование.

 Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе  поиска.

Участвует в обсуждении, размышляет, рассуждает, выдвигает идеи, обосновывает их.

Принимает  программу поиска.

Проводит поисковую деятельность.

IV

Проверка решения

Проверяет результаты поиска.

Помогает выбрать правильное решение

Докладывает результаты поиска.

Формулирует выводы.

V

Введение в систему знаний

Выделяет новые знания.

Организует размещение результатов поиска в уголке Открытий.

Организует применение полученных знаний. 

Присваивает новые знания и умения.

Участвует в размещении в уголке Открытий результатов поиска.

Применяет полученные знания.

Что позволяет достичь деятельностный подход?

  • уйти от репродуктивного способа обучения и перейти к деятельностной педагогике, в которой ключевой компетентностью является умение человека действовать в нестандартных ситуациях
  • перейти на другой тип отношений между субъектами ОП
  • решить большее количество частных (конкретных задач за более короткий промежуток времени

Рекомендации по организации деятельности детей, направленной на развитие дошкольников

  1.  Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).
  2. Каждый день работы с детьми – поиск.  Не раскрывайте истину, а научите находить её с помощью рассуждений, наводящих вопросов.
  3.  Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всём»  (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречий в объекте, когда  что-то в нем хорошо, а что-то плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце – это и плохо, потому что сушит, жжет).
  4. Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрессивное состояние вещества: воду надо превратить в лед).  
  5. Играйте с детьми каждый день.
  6. Темы: «Антонимы», «Чем похожи…», «Чем может быть… листок, палочка и т.п.», «Если бы ты превратился в …».
  7. Беседуйте детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса… карандаша…»).    

Рекомендации по стилю общения с детьми

  1.  Выслушайте каждого желающего.
  2. Педагог  должен побуждать детей высказываться, не бояться допускать ошибки, не читать  нравоучений. Ведь это порождает в детях робость. Боязнь допустить ошибку сковывает инициативу детей в постановке и решении проблемы.
  3. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную задачу – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Ребенок будет решать только легкие проблемы, что неизбежно приведет к задержке его развития.
  4.  Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорить «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».
  5. Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.
  6. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументировано, предлагая что-то взамен или доказывая.
  7. В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Литература:

  1. Петерсон Л.Г., Абдиллина Л.Э. Формирование предпосылок к универсальным учебным действиям у дошкольников// Управление ДОУ.- 2013.-№ 2
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование.-1998.- с.60-65
  3. Системно – деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. А. Г. Асмолов.


[1] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар из опыта работы в ДОУ "Реализация деятельностного подхода в проектной деятельности"

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помо...

Модель практических методов и приемов для полноты реализации деятельностного подхода

Данная модель разработана на младший, средний и старший дошкольный возраст...

Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте

Реализация деятельностного подхода на занятиях по обучению грамоте«Единственный путь, ведущий к знанию –это деятельность»Б. ШоуФГОС ДО – это смена образовательной цели. Вместо передачи суммы знаний – ...

Возможности реализации деятельностного подхода при ознакомлении дошкольников с симметрией

Понятие симметрии проходит через всю историю человечества. И поэтому не вызывает сомнений тот факт, что ребенок встретится с этим понятием в окружающем мире. Зачем это вообще надо? Симметрия описывает...

Статья "Реализация деятельностного подхода при проведении НОД в пространстве музыкального зала "

Материал подготовлен по итогам участия автора в конкурсе педагогических достижений....

Реализация деятельностного подхода в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста (презентация)

Деятельностный подход придает педагогическому процессу целостность, управляемость и обеспечивает максимальную эффективность реализации задач ФГОС. В детском саду суть воспитания с точки зрения деятель...

Статья "Реализация деятельностного подхода при проведении НОД по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста"

Статья содержит теоретические основы и практические рекомендации для  начинающих педагогов (студентов педагогических колледжей): как выбрать тему НОД, как построить взаимодействие педагога с деть...