Методическая разработка планирования работы педагогов по формированию основ нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников с ОВЗ «Этот далекий — близкий День Великой Победы»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка «Этот далекий — близкий День Великой Победы» рассчитана на планирование педагогами различных видов образовательной деятельности в течение недели, где каждый день имеет своё направление (название). Основная цель — формирование у дошкольников с ОВЗ первичных представлений о государственном празднике — 9 мая Дне Великой Победы. В ходе интеграции разных видов детской деятельности решаются задачи всех 5 образовательных областей адаптированной ООП ДО.
Важная роль отводится планированию подготовительного этапа, продолжительность его может быть различной от 3-4 недель до 2-х месяцев.
Алгоритм планирования различных форм предварительной работы может быть следующим:
1. Изучение педагогами методической литературы, практического опыта коллег групп компенсирующей направленности своего города, региона и интернет — ресурсов.
2. Формирование электронной базы методических материалов для работы с различными категориями детей с ОВЗ, консультативно-информационного блока для педагогов и родителей. Подборка литературного, художественного и музыкального материала по данной теме.
3. Разработка и заключение договоров о сотрудничестве с учреждениями социума (городской музей «Истоки», городская детская библиотека, Детская «Школа искусств» и др.), составление совместного плана мероприятий.
4. Информирование родителей о планируемых в группе мероприятиях, включение в образовательную деятельность через: привлечение к поиску информации на военную тематику, оформление страничек о войне из семейных альбомов, изготовление атрибутов, элементов военной формы для сюжетно-ролевых игр, игрового материала, мастер-класс по обучению составлению презентаций, участие в роли «экскурсовода» на экскурсиях, в тематических досуговых вечерах и др.
5. Разработка педагогами рекомендаций для родителей «Читаем вместе о войне», «Слушаем, рассматриваем, обсуждаем» и др., консультирование, обмен электронными информационными ресурсами.
Планирование содержания образовательной деятельности с детьми будет эффективным при условии, если педагог в начале и в конце работы проведет диагностическую беседу с детьми по вопросам на тему «Что я знаю о войне?» (в основе лежит метод стандартизированной беседы). Процедура проведения беседы может варьироваться: учитель-дефектолог задает определенные вопросы детям, а воспитатель, учитель-логопед и (или) педагог-психолог наблюдают, фиксируют ответы детей. Возможно использование звукозаписывающих устройств.
Примерный перечень вопросов к детям «Что я слышал о войне?»
— Слышал ли ты о таком празднике — День Победы? Почему он так назван?
— Кому посвящается этот праздник? Кого поздравляют в этот день?
— Почему в нашей стране празднуют День победы?
— Какой памятник стоит на Комсомольской площади в нашем городе?
— Кому он посвящен?
— Что такое война?
— Кто защищал нашу Родину?
— Где были дети во время войны?
— Что делали женщины, старики и дети во время войны?
— Если в других городах памятники павшим героям (памятники о войне)?
— Читали ли Вам дома книги о войне?
— Смотрели ли Вы фильмы о войне?
По результатам диагностической беседы планируется и выстраивается весь образовательный процесс для данной группы воспитанников на неделю.
Каждый день наглядно оформляется в папке «Путеводителе» с цветными страницами и цифровым обозначением каждого дня недели (1 лист синего цвета — понедельник, 2 лист зеленого цвета — вторник и т. д.). Кроме цифры на листе размещено изображение темы дня (например: четверг «Дети во время войны», пятница «Парад и салют Победы»).
Нравственно-патриотическое воспитание наших ребят начинается с формирования у них интереса, желания узнать новое, мотивации к поиску материала по данной теме в нашем родном городе Новодвинске. Затем эти представления расширяются в ходе виртуального путешествия-презентации к памятным местам ближайшего города Архангельска. Далее мы с ребятами виртуально отправляемся в город-герой Волгоград, завершаем свой поиск памятных мест о войне в столице нашей Родины — Москве.
В ходе следующих дней недели дети узнают: как начиналась ВОВ, кто сражался и защищал нашу Родину на земле, в воздухе, на море. В доступной форме с опорой на наглядный материал педагоги рассказывают о деятельности медсестры на фронте и в тылу, о детях героях, праздновании Дня победы.
Широкое применение педагогами ИКТ-технологий, использование в презентациях триггеров придает образовательной деятельности эффект игровой занимательности и интерактивность самой презентации.
Картинки, движущиеся изображения, помогают дошкольнику не только реально «очутиться» в воображаемой ситуации, но и дают возможность обучать и закреплять изучаемый материал в произвольном порядке по замыслу педагога и по мере выполнения задания.
Предлагаемые Правила планирования каждого дня недели.
Правило 1: Каждый день начинается с краткого повторения материала предыдущего дня.
Правило 2: Ежедневно педагогами в образовательную деятельность с детьми включаются:
— ситуации общения и беседы по изучаемой теме с детьми группы и ребятами из других групп;
— сюжетно-ролевые игры «Танкисты», «Моряки», «Летчики», «Пограничники» и др.;
— игры с дидактическим набором и макетом «Наша армия сильна, охраняет мир она»;
— беседы и рассматривание репродукций художников, иллюстраций посвященных эпизодам Великой Отечественной войны по выбору педагога с опорой на образовательные возможности детей конкретной группы (И. Евстегнеев «Под Сталинградом»; П. Кривоногов «Победа»; В. Костецкий «Отдых после боя», «Возвращение домой»; Ю. Непринцев «Салют победы»; И. Тоидзе «Плакат военных лет «Родина-мать зовет» и др.)
— индивидуальное и групповое составление описательных рассказов на военную тематику с опорой на мнемокарты и семейные презентации;
— слайдовые презентации памятников, репродукций и фотографий военных лет;
— рассказы педагога (с привлечением по возможности членов семей воспитанников) о Великой Отечественной войне;
— минутки детского чтения художественных произведений доступных для понимания и обсуждения детьми с целью формирования образа Родины и представлений о войне, армии, победе;
— использование по выбору музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о войне, армии, победе (Г.Свиридов «Военный марш»; Д.Шостакович «Марш»; «Катюша», муз. М.Блантер, сл. М.Исаковский; «День Победы» муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонов; «Яблочко», муз. Р.Глиэр; «Три танкиста», муз. Дм. и Дан. Покрасс, сл. Б.Ласкин; В.Агапкин «Прощание славянки»; А. Пахмутова «Богатырская наша сила»; «Бравые солдаты», муз. В. Соловьев-Седой, сл. М. Матусовский; «Гимн России», муз. А. Александров, сл. С. Михалков; «Марш Победы», М.Старокадомский; «Нам нужна одна победа», автор Б. Окуджава; «Поклонимся великим тем годам!», муз. А Пахмутова и др.;
— самостоятельная и совместная деятельность детей в различных групповых детских развивающих центрах (игровом, художественно-творческом, книжном «Читаем-развиваемся», физкультурно-оздоровительном «Островок движений», театральном «В мире сказки» и др.).
Правило 3: Каждый день — пусть маленькая, но полезная информация для родителей о наших новостях — познаниях о Дне Великой Победы (в приемной, через групповую страничку на сайте центра «Гармония» и др.). Взаимодействие с родителями можно выстраивать через различные формы: информационные странички групповой газеты для родителей «Очень Короткие Новости», встречи в детско-родительском клубе «Мир ребенка», вовлечение в дела группы, вечера совместных игр, составление группового альбома о ВОВ из семейных страничек и т. д.
Ну, что мы знаем о войне? Нас время далеко умчало.
На майской праздничной волне — мы вспоминаем, слишком мало.
А детям вовсе не понять — о чем ведутся разговоры?
Вопросы задают опять, ответы забывают скоро.
Другие страны, времена, другие войны были тоже
И та великая война — все больше на кино похожа.
На майской праздничной волне — все меньше правды о войне…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по формированию основ нравственно - патриотического воспитания дошкольников
Работа предназначена для расширения представлений педагогов по формированию основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников...
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) "75 лет Великой Победе"
Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Само...
Дополнительная общеобразовательная программа по патриотическому воспитанию "Формирование основ нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Программа направлена на воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников 5-7 лет....
Обобщение опыта «Проект как эффективное средство формирования основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В данном материале педагог делится опытом и системой работы по нравственно -патриотическому воспитанию...
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя &nda...
Реализация работы по формированию основ нравственно-патриотического воспитания в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье...