Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»
учебно-методический материал
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_tarshinoy.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Смоленск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№7» города Смоленск
Доклад из опыта работы на тему «Реализация работы по формированию основ нравственно – патриотического воспитания у обучающихся с ОВЗ в коррекционно - развивающей деятельности учителя – дефектолога»
Член творческой группы
Учитель-дефектолог Таршина О.И.
2022г.
«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
В.А. Сухомлинский.
Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Патриотизм для ребенка – это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны. Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.
Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии семьи и педагогического коллектива.
Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников первостепенное значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.
Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с нарушениями речи, служит средством в коррекционно-развивающей работе.
Я, как учитель – дефектолог также ставлю перед собой задачи патриотического воспитания обучающихся: пробудить в ребёнке любовь к родной земле, формировать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к самым близким людям, к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувства гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Хочу обратить Ваше внимание на последнюю задачу, которую мы, к сожалению, сужаем, и зачастую сводим лишь к воспитанию уважения к близким людям, к родному дому, улице, городу… А ведь так важно уделять особое внимание детей к стержневым вопросам. Так в теме «Труд» главное – это взаимосвязь людей разных профессий и значение труда каждого для общества в целом. Только совместный труд людей, позволяет получать хороший результат.
Коррекционную работу с детьми на занятиях я выстраиваю согласно календарю тематических недель. Материал лексических тем позволяет не только решать коррекционные задачи, но и воспитывать чувство патриотизма у детей.
Совместно с воспитателями рекомендуем родителям совершить прогулку с ребёнком, изучая достопримечательности города; На занятиях также изучаем, закрепляем символику страны, герб города; свою национальность, язык, традиции (дети должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (герб, гимн России); представителей других национальностей, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции); природу родных мест (необходимо помочь ребёнку научиться любоваться природой, бережно относиться к ней); изучать народы, живущие в России, их быт, традиции.
Применяю следующие игры (например):
«Букет красивых слов» - словарь детей обогащается образными выразительными средствами речи /эпитетами, метафорами, синонимами, родственными словами, относящимися к Родине и родному городу.
«Угадай места, достопримечательности», «Узнай по описанию», «Узнай свой город» – закрепляем знания родного города и страны.
«ГЕРБ родного края» - закрепляем знаний детей о гербе родного края.
В ходе реализации тематической недели «Мой дом, мой город, моя страна» особое внимание уделяется достопримечательностям Смоленска: крепостная стена, памятник Глинки, скульптура оленя, стела 1812г., и другие.
Мною были разработаны и изготовлены игры и упражнения по данной теме:
- Расставить башни по высоте (громовая башня),
- Почини крепостную стену (знания геометрических фигур),
- Нейролабиринт «Олень»,
- В какую сторону смотрит пушка,
- Памятник с орлами (расставить по насыщенности цвета),
- Собери стелу.
Используются следующие дидактические /словесные игры (к примеру):
Подбираем с детьми признаки: Какая у вас семья? - большая, дружная, крепкая, трудолюбивая, работящая, здоровая, заботливая, счастливая и др.
Подбираем с детьми глаголы (обязанности членов семьи): что делает папа? что делает мама? Какие обязанности у сестры, у брата? и т.п.
«Составь рассказ по картинкам» - дети учатся составлять рассказы по сюжетным картинкам, по плану.
«Назови ласково» - мамочка, мамуля, матушка и др.; «Кому что нужно для работы?» повару – кастрюля, поварешка; учителю – учебник, тетради, ручка, мел и т.д.
В завершении хочу отметить, что можно бесконечно долго беседовать, о патриотизме и любви к Родине, но, если ребенок не видит личного примера взрослых, которые его окружают, все это напрасно.
Наш патриотизм очень прост: это фантик, брошенный в урну, из уважения к своей Земле, это посаженной дерево, с заботой о будущем поколении, это добрые слова о своей Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы «Проектная деятельность, как один из эффективных методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинае...
Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"
способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...
Сообщение из опыта работы на тему: "Взаимодействие с родителями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правил...
Методическая разработка планирования работы педагогов по формированию основ нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников с ОВЗ «Этот далекий — близкий День Великой Победы»
Методическая разработка «Этот далекий — близкий День Великой Победы» рассчитана на планирование педагогами различных видов образовательной деятельности в течение недели, где каждый д...
Обобщение опыта «Проект как эффективное средство формирования основ нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В данном материале педагог делится опытом и системой работы по нравственно -патриотическому воспитанию...
Реализация работы по формированию основ нравственно-патриотического воспитания в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Нравственно – патриотическое воспитание закладывается в дошкольном детстве и красной нитью следует через всю его жизнь.Чувство патриотизма начинает зарождаться у ребёнка с отношения к семье...
Выступление из опыта работы на тему: «Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию».
Взаимодействие с семьями воспитанников по нравственно-патриотическому воспитанию является главной задачей в дошкольном воспитании. Детский сад работает над этой темой...