Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода
проект (подготовительная группа)
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование основ нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста с помощью проектного метода
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Главная его цель – воспитание у детей любви к своей Родине, гордости за свою Родину.
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимн своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться.
Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно- нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В ФГОС ДО поставлены цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать, сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы.
Учитывая значимость и важность патриотического воспитания, я взяла эту тему за основу в работе с детьми. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием. Одним из таких методов является проектная деятельность.
Перед тем как начать работу я поставила перед собой цель: Формирование основгражданственности и патриотизма, как интегрированного качества личности старшего дошкольника путём метода проектной деятельности.
Исходя из этой цели, с учётом интересов детей, их возрастных особенностей были поставлены следующие задачи:
- Формировать духовно- нравственное отношение и чувство сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
- Воспитывать чувство любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации. Толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
- Создать предметно-развивающую среду в группе (создание патриотического уголка в группе, подбор дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию) .
-Повысить педагогическую компетентность родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
-Активизация творческого потенциала воспитанников и взрослых посредством вовлечения в проектную деятельность.
Новизна
Новизна моего опыта заключается в разработке системы целенаправленной работы по формирование основ нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников, в которой определены способы и формы реализации комплексной воспитательно-образовательной работы.
Мною были выделены основные этапы работы над проектом:
I этап — организационный.
На первом этапе работы мною было проведено собеседование с родителями и интервьюирование детей с целью выявления их компетентности. Анализ результатов показал, что дети имеют не систематичные разрозненные знания, а родители не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении. На родительском собрании в октябре обсуждала план работы с родителями воспитанников.
II этап — основной.
На втором этапе мной были выявлены и систематизированы формы работы с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие системный подход к патриотическому воспитанию детей, формирующие осознанное отношение к своей семье, городу, стране.
Совместно с родителями и детьми собирали информацию, материал по проекту. Проводила образовательные ситуации, игры, наблюдения, развлечения – все мероприятия основной части проекта. Родителям и детям давала домашние задание – выполнение самостоятельных, творческих работ (поделки, рисунки, фотографии, информации).
III этап — заключительный.
В заключении организовала презентацию проекта. Подвела итоги работы: выступление перед педагогами.
Работу над проектам я начала в октябре с детьми подготовительной группы. Проект долгосрочный. Участники проекта: дети, родители, педагог.
Мною была спланирована и проведена работа с детьми по блокам: целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков.
1блок
«Моя семья»: цель - воспитание гуманных отношений между детьми и взрослыми (выполнение элементарных правил общежития, доброжелательность, отзывчивость, заботливое отношение к близким людям и т. п.)
С детьми проводила НОД «Моя семья», «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Любимый отдых членов семьи» «Я и мое имя»
Беседовали по темам «Я всё знаю о себе» (назвать Ф. И, адрес, страну, Ф. И. О. родителей, «Мой любимый детский сад», «Мои бабушка и дедушка», «Мои родители», «Самое доброе слово – мама!», «Как встречают Новый год в вашей семье?», «Мой дом – моя семья»
Знакомились с профессиями своих родителей, рассматривали иллюстрации «Мамы разные нужны, мамы всякие важны»
Читали вместе с детьми С. Баруздин «Мамина работа», Р. Галезатов «Мой дедушка», В. Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э. Машковская «Про бабушку», В. Осеева «Сыновья», Л. Воронкова «Что сказала бы мама?»
Рисовали рисунки на тему «Дом, в котором я живу», «Моя семья», делали аппликацию «Открытка для мамы и бабушки», «Подарок для папы»
Играли в сюжетно-ролевую игру «Семья», «Дом», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы»
Составляли описательные рассказы «Это я!», «Что я знаю о своей семье»
Совместно с родителями создали газету «Моя семья» и провели совместное развлечение с родителями «Папа, мама, я – спортивная семья»
2 блок
«Мой город, область и край, в котором я живу»: цель - воспитание у ребенка любви и привязанности к родному дому, земле, где он родился, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям. Воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему города Сольвычегодска.
С детьми провела НОД «Мой город – Сольвычегодск»
Цикл экскурсий по улицам города (расположение и название улиц, дома нашего города, достопримечательности города. Проводились экскурсии к реке, солёному озеру, совместно с музеем была проведена экскурсия «Сердце города» (исчезнувшие храмы, целевая прогулка к городской ёлке. Экскурсии на предприятия нашего города.
С детьми были проведены беседы: «Улицы родного города», «Что есть в нашем городе для детей», «Мы живём в Архангельской области»,
Рассматривали открытки и читали стихи о городе Сольвычегодске, заучивали стихотворение «Лучше нет родного края», играли в игры по ознакомлению детей с городом «Подбери правильно», «Расположи здания на карте города»
Совместно с родителями создали альбом «Сольвычегодск – мой родной город»
3 блок.
«Россия – Родина моя!»
Цель: воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине – России, подвести к пониманию: любить Родину - значит знать её историю, культуру, людей
С детьми были проведены НОД «Моя Родина – Россия!», «Защитники Отечества», «И всё о той войне», «Народные промыслы России»
Беседовали с детьми на темы «Москва – столица нашей Родины», «Они прославили Россию», «Символы Российского государства», «Культура моей Родины», «Города России», «Реки России»
Дети рассматривали иллюстрации в альбоме «Народные костюмы народов России», рассматривали иллюстрации природы России, разные климатические зоны «Тундра», «Пустыня» и т. д., рассматривали карту мира, глобус; картины великих русских художников В. Васнецова, Шишкина и других.
Знакомились с народными праздниками «Масленица», «Сороки» (Жаворонков день)
Вместе с детьми читали произведения А. С. Пушкина, Льва Толстого; народные былины, русские народные сказки, произведения про ВОВ.
Рисовали рисунки на темы «Люблю берёзку русскую», «Золотая хохлома», «Филимоновские свистульки», «На пути к победе»; выполняли пластилинографию «Российский флаг»
Играли в дидактические игры «Собери флаг» (кубики Никитина, «Назови город на букву …», играли в народные подвижные игры.
Совместно с родителями создали мини-музей «Москва – столица России», «Народные промыслы России»
В завершении данного этапа провели развлечение викторину «Мы – Россияне», где дети показали свои знания о Российской государственной символике; главном городе России – Москва, её достопримечательностях; флоре и фауне России; русских художниках и писателях; народных промыслах России; пословицах и поговорках русского народа. И в заключении исполнили песню «Россия»
4. блок
«Земля – наш общий дом»
Цель данного этапа - воспитание у детей любви к природе Земли, желание беречь и защищать ее. Научить жить в мире с собой и другими людьми в гармонии и единстве с природой.
Вместе с детьми и родителями были изготовлены макеты зон земли.
Проводила с детьми беседы «Земля, на которой мы живем», «Солнце и Земля», «В пустыне не пусто», «Суши и океаны», «Царство льда и снега» (Арктика, Антарктида)
Рассматривали альбом о людях разных рас.
Дети познакомились с другими планетами, созвездиями, выполнили коллективную аппликацию «Космические дали». Участвовали в развлечении «Космические старты»
В группе была создана предметно – развивающая среда патриотической направленности. Оборудование разместили по принципу гибкого зонирования с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей. Большое внимание уделяем созданию условий для самостоятельной продуктивной деятельности: конструирования, рисования, лепки, создания разного рода поделок, макетов, что способствует организации содержательно образовательной деятельности и разностороннего развития ребенка. Важно, чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Полностью заменять предметную среду в группе сложно. Но ее необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем.
В группе создан патриотический уголок. Есть мини-музей «Москва – Столица России», оформлена выставка «Народные промыслы России». В создании которой принимали активное участие и родители. Приносили старинные предметы быта, изделия с народными росписями.
В работе с родителями использовала разнообразные формы:
- Беседы о важности воспитания у детей любви к своей родине.
- Привлечение родителей к участию в конкурсах, развлечениях, выставках.
- Участие родителей в оформлении мини-музеев, стенгазеты
- Консультации для родителей.
- Организация экскурсий на предприятия города
Результат проделанной работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем.
Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.
В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.
Участие в проекте способствовало расширению кругозора и повышению познавательной активности детей, формированию у дошкольников положительной направленности поведения, сплочению детей и родителей, формированиюдоброжелательных отношений между детьми в коллективе.
Данный проект можно использовать в любой старшей, подготовительной группе детского сада, в кружковой работе. Весь смысл данной проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют дальнейшему успешному обучению в школе.
В заключении необходимо сказать, что использование проектного методаобучения в практике работы ДОУ один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
На мой взгляд очень актуальная тема, хочу поделиться со всеми....
Опыт работы "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста"
Хочу поделиться своим опытом работы с детьми. В работе очень подробно олписывается важность ЗОЖ у детей дошкольного возраста....
Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни.Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольно...
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста
Подборка произведений по формированию здорового образа жизни. Рекомендуемые произведения художественной литературы по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста...
план по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста" для детей подготовительной к школе группы
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функцион...