Программа индивидуального образовательного маршрута в подготовительной группе
материал (подготовительная группа)
В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom.zip | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Красноручейская основная общеобразовательная школа» Дошкольная группа
Программа индивидуального образовательного маршрута в подготовительной группе
Горохова СС
Срок реализации: 2021 -2022 уч. год
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по ФГОС: цели, задачи, способы реализации.
В реальной жизни образовательные программы по большей части направлены на средний уровень развития воспитанника, поэтому каждому ребёнку, в силу неповторимости и своеобразия, попытаться раскрыть свой внутренний потенциал и осуществить полноценное развитие личности в узких рамках усреднённых шаблонов нелегко. Возникшее противоречие ставит перед педагогами задачу по организации индивидуального маршрута обучения в рамках ФГОС для реализации интеллектуального и творческого потенциала каждого дошкольника.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника по определению ФГОС
Индивидуальный подход к личности ребёнка — базовый принцип Федерального государственного образовательного стандарта. Принцип приоритета интересов ребёнка исследователи обозначили формулой «быть на стороне ребёнка». Причину трудностей, испытываемых ребёнком в развитии, стоит искать как в личности самого малыша, так и в окружающих его взрослых, несущих прямую ответственность за социальную среду, в которой растёт маленький человек. В реальной жизни на стороне ребёнка зачастую выступает только он сам. При этом он часто оказывается беспомощным и беззащитным перед лицом обстоятельств, поэтому важно в любой проблемной ситуации услышать ребёнка, понять и помочь ему.
В фундамент современного стандарта дошкольного образования были заложены принцип педагогики индивидуального подхода и развивающая концепция образования. Указано в следующих пунктах:
п. 1. 6. — формулировка задач, которые концентрируются вокруг создания оптимальных условий для становления и развития личности ребёнка, а также раскрытия его творческого потенциала в соответствии с его возрастными, психоэмоциональными и физиологическими особенностями, индивидуальными способностями и наклонностями, спецификой социальной среды. Ребёнок рассматривается как самоценный субъект отношений с самим собой, окружающими людьми и внешним миром.
п. 1. 4. — содержит принципы ФГОС, ключевым из которых является положение о реализации индивидуального подхода к образовательным потребностям каждого ребёнка.
п. 2. 10. 2. — уточняются способы организации и координации детской инициативности и спонтанной активности в духе созидательной деятельности.
п. 3. 2. 1. — профессиональный отбор форм и методов педагогической работы, актуальных для возраста и индивидуальных потребностей ребёнка.
п. 3. 2. 3. — покровительство ребёнку, разработка индивидуальной дорожной карты развития, педагогическая и психологическая коррекция выявленных проблем.
п. 3. 2. 5. — развивающая концепция образования, нацеленная на ближайшую перспективу развития воспитанника.
Индивидуальный подход имеет в виду управление развитием ребёнка, основанное на глубоком, многогранном изучении и понимании сложности его внутреннего мира, и социальных условий жизни.
Принцип педагогики индивидуального подхода заключается не в изменении содержания обучения в интересах конкретного ребёнка, а в приспособлении педагогических методов и приёмов к его персональным особенностям. Чтобы процесс образования был успешным, необходимо учитывать трудности, которые испытывает ребёнок, темпы усвоения им знаний, умений и навыков. В данном случае реализуется модель плодотворного партнёрского сотрудничества ребёнка и педагога, поскольку за ребёнком и родителями остаётся право выбора наиболее подходящих образовательных методик из тех, которые будут предложены специалистами.
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения.
Цель — создать благоприятные условия, стимулирующие активность, раскрытие творческих и интеллектуальных сил ребёнка. Задача педагога — обеспечить грамотный профессиональный подбор содержания учебной, психологической и физической нагрузок, а также форм и методов работы, соответствующих индивидуальным потребностям ребёнка.
Критерии, определяющие задачи индивидуальной стратегии развития:
- актуальный уровень развития способностей ребёнка;
- степень его готовности к образовательной деятельности;
- индивидуальные образовательные цели и задачи на ближайшую перспективу.
Ведущие задачи индивидуального образовательного маршрута:
- оказать поддержку и помощь в саморазвитии и освоении программы дошкольного образования;
- сформировать у ребёнка начальный уровень умения учиться, т. е. научить его осознавать учебную задачу, планировать свою учебную деятельность,
- концентрировать внимание на выполнении упражнения;
- развивать самодисциплину и волевые качества;
- разработать и усовершенствовать навыки координации движения, развитие общей и мелкой моторики;
- сформировать и закрепить общекультурные, бытовые, гигиенические, коммуникативные основы поведения;
- приучить ребенка к манипулятивно-предметной, сенсорной, практической, игровой деятельности, развить умения в продуктивной области (рисование, лепка, аппликация); развить речь — эмоциональную интонацию, грамматические конструкции, речевые механизмы;
- сформировать знания о природной среде и мире социальных отношений;
- сформировать представления о пространственно-временных и количественных категориях.
Разработка и принятие ИОМ .
Для создания индивидуального образовательного маршрута в первую очередь необходимо провести диагностическое исследование, чтобы выяснить уровень психоэмоционального, интеллектуального, коммуникативно-социального и физического развития ребёнка.
Основные этапы, структура и содержание ИОМ
Коллектив воспитателей в сотрудничестве с узкими специалистами продумывает содержательный компонент плана. Заполняется календарный план с указанием элементов педагогической техники и перечнем методологических приёмов для реализации поставленных образовательных целей.
Опорные принципы проектирования индивидуального плана:
1. Развитие способностей ребёнка к обучению.
2. Непрерывность и согласованность.
Этапы образовательной деятельности согласно индивидуальному плану 1. Наблюдение, выявление уровня сформированности психологических, социальных и интеллектуальных качеств личности дошкольника, необходимых для его продуктивной деятельности в какой-либо образовательной области. Этап наблюдения предполагает безучастный подход педагога, позицию невмешательства при наблюдении за ребёнком.
2. Диагностика стартового объёма и качественных характеристик конкретных предметных знаний, умений и навыков.
3. Построение персонального плана работы на ближайшую перспективу (до 1 года с обязательным промежуточным мониторингом каждые 3 месяца) с опорой на «зоны успеха», индивидуальный подбор эффективных методик и приёмов педагогической работы.
4. Активная деятельность по осуществлению индивидуального маршрута: проведение занятий, беседы с родителями, домашние задания.
5. Аналитический этап — подведение итогов, оценка полученных результатов: демонстрация результатов работы воспитанника в форме презентации или выставки поделок, выступления перед детьми и взрослыми.
Прогнозируемый результат:
- достижение социальной комфортности и осведомлённости; совершенствование коммуникативных навыков;
- понижение уровня эмоциональной нестабильности, агрессивности, усиление самоконтроля;
- развитие самосознания, ощущения значимости и ценности собственной личности; формирование самооценки.
Содержательный компонент ИОМ
- Вводная часть, в которой фиксируется информация общего характера о ребёнке и его семье, причины разработки индивидуального плана, цели и задачи образовательной работы, график и форма проведения занятий.
2. Регистрация данных диагностического исследования дошкольника, материалов планового мониторинга.
3. План индивидуальных занятий, включающий обязательную интеграцию с общей для всех детей образовательной деятельностью.
4. Отчёт о реализации индивидуальной дорожной карты с указанием темы, содержательного наполнения, результата проведённого занятия и выводами о необходимой доработке.
5. Заполняется лист наблюдения, который отображает динамику образовательного процесса и помогает внести своевременные изменения в зависимости от результатов промежуточного контроля, а также определиться с выбором оптимальных форм педагогической работы для повышения эффективности образовательных действий малыша.
6. Оценка достижений ученика в реализации индивидуального маршрута.
7. Рекомендации и консультативная помощь родителям.
План индивидуального образовательного маршрута детей подготовительной группы по развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Цель: Повышать уровень интеллектуальных и творческих способностей детей.
Задачи:
- Создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование.
- Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий.
- Развивать речь, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
- Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое.
- Воспитывать навыки элементарного самоконтроля, согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого.
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка | Тихонов Егор Гаврильевич |
Дата рождения | 14.04.2015 |
Адрес проживания | Ларионова |
Мать (ФИО, образование, место работы) | Тихонова Катерина Егоровна, среднее специальное, фельдшер ФАП |
Отец (ФИО, образование, место работы) | - |
Воспитатели: Педагог- психолог: | Габышева Марина Филипповна Горохова Софья Спиридоновна Ефимова Василиса Никитична |
Режим пребывания ребенка в ДОУ: | 10.5ч |
Индивидуальный маршрут развития
Результаты педагогической диагностики:
Начало года | Конец года | |
Речевое развитие | Среднее | |
Познавательное развитие | Среднее | |
Социально-личностное развитие | Среднее | |
Художественно-эстетическое развитие | Среднее | |
Физическое развитие | Среднее | |
Общий балл | Среднее |
Трудности:
Трудно понимает объяснение воспитателя с первого раза.
Месяц Неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Ноябрь 1 неделя | Работа с компьютерной презентацией «Найди контур» | Научи товарища играть в игру «Найди контур» | Игра «Танграмм»
|
2 неделя | Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука» | Перечень игр на развитие внимания. | |
3 неделя | Научи товарища играть в игру «Найди два слова с одного звука» | ||
4 неделя | Игра «4 лишний» | Проверь товарища в игре «4 лишний» | Игра напрокат «Собери картинки сам» |
Декабрь 1 неделя | Презентация «Сколько?» | Игра в гости к нам. | |
2 неделя | Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использование построчного моделирования | Научи товарища играть в игру «Сколько?» | Повтор стихотворения к новогоднему празднику. |
3 неделя | Разучи стихотворение с подружкой | ||
4 неделя | Работа с презентацией «Чего не хватает?» | Игра напрокат «Чего не хватает?» |
Январь 3 неделя | Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» | Игра «Танграмм» | |
4 неделя | Расскажи друзьям о своём рисунке |
| |
Февраль 1 неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Памятка «Игры на развитие логического мышления» | |
2 неделя | Мультимедийная игра «Ассоциации» | ||
3 неделя | Работа с перфокартами «Состав числа» | Научи товарища Работать с карточкой. | Игра в гости к нам. |
4 неделя | Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» | Проверь работу товарища. | |
Март 1 неделя | Работа с презентацией «Запомни последовательность» | Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов | |
2 неделя | Презентация «Кто, где находится?» | ||
3 неделя | Игра «Найди похожий предмет» | Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет» | |
4 неделя | Работа с раздаточными листами на развитие зрительной памяти. Раскрашивание только тех картинок, которые показывал педагог. | Работа с перфокартами «Закрась окошко под жителями определённой страны» | |
Апрель 1 неделя. | Выполнение упражнений «Я сделаю так, а ты попробуй сделать по другому» | Мультимедийная презентация «Чего не хватает?» | |
2 неделя | Изготовление подарка к «Дню Матери» | ||
3 неделя | Педагог показывает способ действия «Найди цифру» мультимедийная презентация | Научи играть других | Научи играть маму. |
4 неделя | Игра «Бусинки» | Взять домой для закрепления правил игры. | |
Май 1 неделя | Работа с раздаточными листами соединение пар картинок по памяти. | Проверка выполнения задания товарища. | |
2 неделя | Работа с перфокартами «Закрась не жёлтые предметы» «Закрась окошко под съедобным и несъедобным» | Покажи товарищу, как выполнять задание. | |
3 неделя | Мультимедийная презентация «Поиграем? Почитаем!» | Научи друга читать слова. | Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к Новогоднему празднику. |
4 неделя | «Найди одежду по контуру» мультимедийная презентация - игра |
Ожидаемые результаты: Повышения уровня развития зрительной памяти, развития внимания, концентрации и переключения, восприимчивость к пониманию задания воспитателя
Общие сведения
Ф.И.О. ребенка | Габышева Кира Александровна |
Дата рождения | 17.12.2015 |
Адрес проживания | Егорова 12 |
Мать (ФИО, образование, место работы) | Габышева Алена Агитовна Среднее. |
Отец (ФИО, образование, место работы) | Габышев Александр Иванович Высшее ЯГСХА-зоотехник ГУП ЖКХ |
Воспитатели: Педагог- психолог: | Габышева Марина Филипповна Горохова Софья Спиридоновна Ефимова Василиса Никитична |
Режим пребывания ребенка в ДОУ: | 10,5ч |
Индивидуальный маршрут развития
Результаты педагогической диагностики:
Начало года | Конец года | |
Речевое развитие | Высокое | |
Познавательное развитие | Среднее | |
Социально-личностное развитие | Среднее | |
Художественно-эстетическое развитие | Среднее | |
Физическое развитие | Среднее | |
Общий балл | Среднее |
Трудности:
Невнимательна и рассеяна
Испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий.
Месяц Неделя | Непосредственно образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | Взаимодействие с родителями |
Ноябрь 1 неделя | Работа с компьютерной презентацией «Найди контур» | Научи товарища играть в игру «Найди контур» | Игра «Танграмм»
|
2 неделя | Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука» | Перечень игр на развитие внимания. | |
3 неделя | Научи товарища играть в игру «Найди два слова с одного звука» | ||
4 неделя | Игра «4 лишний» | Проверь товарища в игре «4 лишний» | Игра напрокат «Собери картинки сам» |
Декабрь 1 неделя | Презентация «Сколько?» | Игра в гости к нам. | |
2 неделя | Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использование построчного моделирования | Научи товарища играть в игру «Сколько?» | Повтор стихотворения к новогоднему празднику. |
3 неделя | Разучи стихотворение с подружкой | ||
4 неделя | Работа с презентацией «Чего не хватает?» | Игра напрокат «Чего не хватает?» |
Январь 3 неделя | Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» | Игра «Танграмм» | |
4 неделя | Расскажи друзьям о своём рисунке |
| |
Февраль 1 неделя | Дидактическая игра «Что изменилось?» | Памятка «Игры на развитие логического мышления» | |
2 неделя | Мультимедийная игра «Ассоциации» | ||
3 неделя | Работа с перфокартами «Состав числа» | Научи товарища Работать с карточкой. | Игра в гости к нам. |
4 неделя | Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» | Проверь работу товарища. | |
Март 1 неделя | Работа с презентацией «Запомни последовательность» | Закрепление умения запоминать последовательность расположения предметов | |
2 неделя | Презентация «Кто, где находится?» | ||
3 неделя | Игра «Найди похожий предмет» | Научи друга играть в игру «Найди похожий предмет» | |
4 неделя | Работа с раздаточными листами на развитие зрительной памяти. Раскрашивание только тех картинок, которые показывал педагог. | Работа с перфокартами «Закрась окошко под жителями определённой страны» | |
Апрель 1 неделя. | Выполнение упражнений «Я сделаю так, а ты попробуй сделать по другому» | Мультимедийная презентация «Чего не хватает?» | |
2 неделя | Изготовление подарка к «Дню Матери» | ||
3 неделя | Педагог показывает способ действия «Найди цифру» мультимедийная презентация | Научи играть других | Научи играть маму. |
4 неделя | Игра «Бусинки» | Взять домой для закрепления правил игры. | |
Май 1 неделя | Работа с раздаточными листами соединение пар картинок по памяти. | Проверка выполнения задания товарища. | |
2 неделя | Работа с перфокартами «Закрась не жёлтые предметы» «Закрась окошко под съедобным и несъедобным» | Покажи товарищу, как выполнять задание. | |
3 неделя | Мультимедийная презентация «Поиграем? Почитаем!» | Научи друга читать слова. | Изготовление украшений по шаблону, для украшения группы к Новогоднему празднику. |
4 неделя | «Найди одежду по контуру» мультимедийная презентация - игра |
Ожидаемые результаты: Повышения уровня развития внимания, концентрации и переключения. Решение задач математического характера, логических задачам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА ВОСПИТАННИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Индивидуальный маршрут ребенка с диагнозом ОНР 3 уровня...
Адаптированная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут) (логопедическая часть)
Адаптированная образовательная программа (индивидуальный образовательный маршрут) (логопедическая часть)...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка подготовительной группы
Индивидуальный образовательный маршрут — персональный путь реализации интеллектуального, эмоционального, духовного потенциала личности воспитанника дошкольного учреждения. Цель &m...
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной группы на 2021-2022 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника подготовительной группы на 2021-2022 учебный годФ.И.О. воспитанника: Куц Тимур Сергеевич Группа : подготовительнаяДата рождения: 15.12.20...
Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по обучению грамоте
Индивидуальный образовательный маршрутв подготовительной группе(по обучению грамоте) Цель: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте, формирование навыка осознанного гр...
Индивидуальные образовательные маршруты в подготовительной группе
Индивидуальный образовательный маршрут по математике (ФЭМП) на второе полугодие. Для детей, имеющих трудности в умении сравнивать предметы по ширине, высоте, длине используя слова: шире ...
Индивидуальный образовательный маршрут в подготовительной группе по речевому развитию
учить составлять рассказ по предметной, сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказывать сказку, рассказ, рассказывать стихотворения (использовать карточки Проппа и мнемотаблицы)...