Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации образовательных маршрутов
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством реализации образовательных маршрутов
Дошкольный возраст это благоприятный время, когда можно заложить в человеке духовно-нравственные качества, воспитать хранителя культурного наследия. Культура и история родного края становится для ребенка первым шагом в познании общечеловеческих ценностей и формировании себя как личности.
Актуальность данной темы обусловлена, с одной стороны, необходимостью формирования духовно - нравственных основ личности ребёнка и, с другой стороны, требование Федерального государственного стандарта, который рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
В качестве необходимых и достаточных условий для реализации вопросов по духовно-нравственному развитию нами рассматривается разработка и внедрение образовательных маршрутов. Образовательные маршруты — это попытка достижения от воспитания простых чувств, к достижению наивысшей цели — воспитанию чувств любви и гордости за свою Родину.
Основные задачи образовательных маршрутов:
- воспитать в детях бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа;
- развивать в детях чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства;
- формировать уважительное отношение к другим народам и их культуре;
- создать условия для знакомства с национальным достоянием, историей, богатством своей страны, республики, родного города.
С целью организации и внедрению образовательных маршрутов нами используются проектный метод, который дает возможность развивать в детях творческий потенциал, познавательную активность, умение решать проблемные ситуации, а самое главное используемый метод дает нам возможность организовать детьми и их родителями поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Образовательные маршруты разрабатываются и внедряются в группах старшего дошкольного возраста. Направления маршрутов связано знакомством детей с культурным наследием родной республики Хакасия. Содержание маршрутов связанно между группами старшего и подготовительного к школе группами и предусматривают реализации в течение двух лет. Тематика маршрутов разделана на модули. Каждый модель обеспечивает реализацию своих задач.
- Модуль «Богатство земли хакасской» - развитие представлений о полезных и природных богатствах, о животном и растительном мире, о заповедниках республики.
- Модуль «Моя Хакасия – край родной» - развитие представлений о культурном наследии народа республики.
- Модуль «Люди, прославившие республику» - развитие представлений о знаменных людях республики.
- Модуль «Столица Хакасии – город Абакан» - развитие представлений о городе как о культурном центре Республики.
Образовательные маршруты оформляются в виде проектных карт, что дает любому педагогу ими воспользоваться, изменить или его дополнить. Для полноценной реализации любого маршрута требуется большая подготовка, как с методической стороны, так и с материально-технической базы. С этой целью в нашем дошкольном учреждении создана и действует инициативная группа, которая прорабатывает данные аспекты. Кроме того, образовательные маршруты предусматривают обязательное оформление продуктов детской поисково-исследовательской и творческой деятельности: макеты, коллекции, книжки – самоделки, стенгазеты, выставки творческих работ. Важным аспектом, реализации маршрутов является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Родители: оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами; оказывает помощь при организации экскурсий; приобщают детей к традициям своей семьи; знакомят с народными играми; участвуют в мероприятиях учреждения и т.д.
После внедренных познавательных маршрутов можно сделать вывод: дети с удовольствием знакомились с историей республики, им доступны чувства любви к родному городу, они с большим интересом принимают участие в поисковой и исследовательской деятельности, а самое главное ребята понимают, что от них зависеть будущие своей страна. Педагоги и родители то же сделали выводы: реализация маршрутов дают положительные результаты по духовно – нравственному воспитанию детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в реализации задач духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи духовно–нравственного и социального развития л...
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»
Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания ЗадачиОбучающие задачи:1.Формировать у дош...
.«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Выступление на районном методическом объединении педагогов дошкольного образования...
духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в реализации деятельности художественно-эстетического цикла в семейном детском саду
Программа дополнительного образования по духовно-нравстенному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в семейном детском саду или воскресной школе. Авторы Гуськова Н.В., Зозуля А.Н., Попова В.В...
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-фольклорных праздников. (из опыта работы)
1 Слайд Вашему вниманию сегодня я представлю небольшой опыт работы по теме «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством музыкально-фольклорных праздников».2 СлайдВ наше неспок...