Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»
проект по теме
Цель: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания
Задачи
Обучающие задачи:
1.Формировать у дошкольников первичные представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае
Развивающие задачи:
1.Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине
Воспитательные задачи:
1.Познакомить с системой общечеловеческих норм , правил и требований к поведению личности в современном мире
2.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру
Планируемые результаты:
Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном крае, свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках , играть в народные подвижные игры, желание слушать и рассказывать сказки разных народов.
Дети усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 230 КБ |
prezentatsiya_.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации региональной программы «Я живу на Самарской земле»
Выполнила: Енякина Маргарита Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
СП ГБОУ СОШ «ОЦ» №1 им. В.И. Фокина с. Большая Глушица Самарская область – Детский сад №3 «Красная Шапочка»
2015 г.
Содержание:
- Актуальность
- Цель и задачи
- Объекты проекта
- Планируемые результаты
- Программа реализации проекта
- Диагностический инструментарий
- Список использованных источников
- Приложения
1.Актуальность
Духовно-нравственное воспитание -это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Духовно – нравственное воспитание - это воспитание души ребенка, создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.
Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной.
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам.
Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа взрослые вводят его в мир богатой народной культуры.
Для решения данных задач была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На региональном уровне региональный компонент в Самарской области определен Концепцией патриотического воспитания граждан в Самарской области
Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. На основе Концепций была создана программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» (авторы Дыбина О.В, Анфисова С.Е, Кузина А.Ю, Ошкина А.А, Сидякина Е.А.), позволяющая педагогам дошкольных образовательных организаций реализовать региональный компонент«патриотическое воспитание».
Данная программа легла в основу проекта по патриотическому воспитанию дошкольников, где духовно – нравственное воспитание является одним из его направлений и определяется как усвоение высоких моральных норм, традиций, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своебразие и гармоничное сочетание культур того региона, где оно осуществляется.
Установлено, что маленькие дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.
В нашем селе, как и во всем Поволжье, живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, казахи и др. Поэтому каждый ребенок должен с детства быть знаком с культурой этих народов, уважать их традиции и обычаи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре (В.Я Синенко).
Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время отмечается проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родители несут ответственность за воспитатение детей. Но все таки наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно детский сад должен быть сосредоточен не только на интеллектуальной , но и духовной жизни дошкольника.
Методических разработок по воспитанию у детей духовно - нравственных ценностей детей дошкольного возраста в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент, приемлемый для работы с нашими детьми.
Именно социальная потребность, пробелы в работе по духовно – нравственному воспитанию у дошкольников побудили начать разработку данного проекта.
- Цель и задачи проекта
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания
Задачи
Обучающие задачи:
1.Формировать у дошкольников первичные представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае
Развивающие задачи:
1.Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине
Воспитательные задачи:
1.Познакомить с системой общечеловеческих норм , правил и требований к поведению личности в современном мире
2.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру
3.Объекты проекта
Объекты проекта: родители и дети старшей группы «Капитошка» СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица Самарской области - Детский сад №3 «Красная Шапочка» , воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Планируемые результаты:
Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном крае, свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках , играть в народные подвижные игры, желание слушать и рассказывать сказки разных народов.
Дети усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Оптимизируется взаимодействие с родителями, активизируется позиция родителей как участников образовательного процесса.
Расширяться связи с социумом.
Предметно – пространственная среда пополнится дидактическим, игровым материалом, оборудованием для организации воспитательно - образовательного процесса.
Продукты проекта:
Макеты «Русская изба», «Казахская юрта»
Выставки «Кукла в национальном костюме», «Куклы наших бабушек» (куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки и др.)
Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука»
Уголок народного искусства
Игротека русских, чувашских, мордовских, татарских, казахский игр
Тематические альбомы « Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские традиции и обычаи»
Дидактические игры: ««Подбери головной убор к сарафану», «Одень куклу в национальный костюм», «В русской горнице», «Все мы жители России»
4. Программа реализации проекта
Изучение психолого-педагогической литературы.
Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.
-Духовность личности - предполагает приоритет человека общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.
-Нравственность- - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле -совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
-Духовно-нравственное развитие личности — формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
-Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.
Личностные образования дошкольника:
1.Интеллектуальный компонет, определяющий уровень знаний и представлений, уровень развития способов действий по присвоению опыта
2. Эмоционально –чувственный компонент, включающий эмоции и чувства
3.Мотивационно – потребительский компонент, представляющих систему потребностей в деятельности ее мотивов
4.Поведенческий компонент¸выражающий степень сформированности и устойчивости умений и навыков реализации собственной позиции к миру
Темы подлежащие освоению детьми в процессе совместной со взрослым и самостоятельной деятельности
Макроединицы | Микроединицы( темы) |
Культура народов родного края: Русская Татаркая Чувашская Мордовская Казахская народная культура | Тема1: «Материальная культура народов родного края ( жилища, одежда, обувь, украшения, музыкальные инструменты, игрушки) Тема2: «Духовная культура народов родного края» (песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники) |
Основные принципы
организации духовно-нравственного развития и воспитания детей
-нравственный пример педагога
-социально-педагогическое партнёрство
-индивидуально-личностное развитие
-интегративность программ духовно-нравственного воспитания
-социальная востребованность воспитания
Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:
-здоровьесберегающие педагогические технологии
-технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
-технология проектной деятельности
-технология исследовательской деятельности
-информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии
-игровые технологии
Деятельность детей по реализации проекта
-Игровая – сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации
-Познавательно – исследовательская деятельность – проектная деятельность, исследовательская деятельность
-Восприятие художественной литературы – чтение потешек, песенок, прибауток, сказок разных народов (слушание), обсуждение, рассуждение
-Коммуникативная – беседы, разговоры
-Художественный труд - конструирование из бумаги, ручной труд
-Изобразительная – рисование, лепка, аппликация
-Музыкальная – пение, игра на музыкальных инструментах, танцы
-Двигательная - подвижные игры
План реализации проекта
- этап Организационный
1.Изучение научно-методической литературы, литературы о народах, проживающих на территории родного края
2.Подборка материала, составление плана реализации проекта
3.Привлечение специалистов учреждений культуры для реализации проекта
4.Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом
5.Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание
2 этап Основной
1.Пополнение предметно – пространственной среды
2.Образовательная деятельность с детьми по реализации проекта
3.Взаимодействие с родителями, общественными организациями по реализации проекта.
4.Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования воспитательно – образовательной работы
3этап Заключительный
1Заключительная диагностика целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание
2. Анализ и обобщение полученных результатов.
3. Презентация проекта
Содержание проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
Старшая группа | |||
сентябрь | Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание Знакомство с народами, проживающими в родном крае Экскурсия в краеведческий музей Буклет для родителей о традициях русского народа Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» | Воспитатели Воспитатели Работники музея Воспитатели Воспитатели | |
октябрь | «Мир старинных вещей» Знакомство с жилищем, бытом русского народа Оформление макета «Русская изба» Дид.игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?» Праздник урожая «Осенины» Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народных традиций» Ознакомление с региональной программой «Я живу на Самарской земле» | Воспитатели Воспитатели,родители Муз. рукововдитель,воспитатели Воспитатели | |
ноябрь | 16 ноября Международный день толерантности – Развлечение «Калейдоскоп народных игр» «Так мы раньше одевались» Исследование характерных особенностей русских национальных костюмов Выставка рисунков «Головные уборы русского народа» Дид.игра «Оденем куклу Машу в русский национальный костюм» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели,родители | |
декабрь | Русский народный фольклор Чтение руских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок Просмотр мультфильма «Морозко» | Воспитатели,родители | |
январь | Знакомство с традициями и обычаями русского народа Знакомство с блюдами народной кухни Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки» "Гори - гори ясно" | Воспитатели Воспитатели Воспитатели,инстуктор по физ.восп | |
февраль | Знакомство с жилищем, бытом казахского народа Оформление макета «Казахская юрта» Буклет для родителей о традициях казахского народа | Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели | |
март | Знакомство с казахским национальным костюмом, одеждой, обувью Исследование характерных особенностей татарских национальных костюмов Руссский народный праздник «Масленица» Что за праздник «Наурыз»? | Воспитатели Воспитатели, родители Муз.руководитель, инстуктор по физ.восп воспитатели | |
апрель | Знакомство с традициями и обычями, праздниками казахского народа Казахские народные игры | Воспитатели инстуктор по физ.восп | |
май | Итоговое мероприятие Праздник «Венок дружбы народов» Шитье костюмов разных национальностей Промежуточная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание | Муз.руководитель воспитатели Воспитатели,родители Воспитатели | |
Подготовительная группа | |||
сентябрь | Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука» Знакомство с жилищем, бытом татарского народа Знакомство с татарским национальным костюмом Продуктивная деятельность Рисование «Укрась казанские сапоги» Буклет для родителей о традициях татарского народа | Воспитатели,родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели | |
октябрь | «В гостях у татарской бабушки(абики)» Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа Приготовим «чак – чак» Конструирование из бумаги «Тюбетейка» Татарский фольклор Чтение татарских сказок «Водяная», «Волшебное кольцо», «Гульчечек» Татарские игры : «Угадай и догони»(читанме, бузме, «Скок – перескок» (Кутчем – кум) «Куры и лисица». "Перетяни канат", Не пролей воды" | Воспитатели Воспитатели Воспитатели,родители Инстуктор по физ.восп, воспитатели | |
ноябрь | 16 ноября Международный день толерантности – НОД «Все народы – в гости к нам!» Знакомство с жилищем, бытом мордовского народа «Нет краше Мордовочки нашей» Исследование характерных особенностей национальных костюмов Дид игра «Наряди куклу Акань» "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин". Продуктивная деятельность Рисование Пояс «Пулагаем» (украшение мордовского пояса) Буклет для родителей о традициях мордовского народа | Муз.руководитель воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели | |
декабрь | Знакомство с традициями и обычаями, праздниками мордовского народа Дид.игра «Собери мордовский музыкальный интсрумент»(иодифон, торама, дорама) Экскурсия в краеведческий музей «Тряпичная кукла на Руси» | Воспитатели Воспитатели родители Работники музея | |
январь | Чтение мордовских сказок «Лиса и медведь», «Сыре – варда», «Чучело в перьях». Инсценировка сказки "Как собака друга искала" Мордовские игры «Лапта», «Котел» Выставка «Куклы наших бабушек» | Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели,инстуктор по физ.восп Воспитатели,родители | |
февраль | «Наведем порядок в чувашском доме – «киле» Знакомство с жилищем, бытом чувашского народа Буклет для родителей о традициях чувашского народа | Воспитатели Воспитатели Воспитатели | |
март | Исследование характерных особенностей чувашских национальных костюмов, головных уборов Национальное своеобразие чувашской Выставка рисунков «Национальные чувашские узоры» Конструирование из бумаги «Енчек – поясной кошелек для зеркала и денег» Чувашский фольклор Чтение чувашских сказок «Иван – батыр», «Лиса и дятел», «Лиса – плясунья». | Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители | |
апрель | Знакомство с чувашскими праздниками, обычаями Чувашские праздники –Акатуй, Уяв Испечем печенье Йава Йава Чувашские народные игры «Бои петухов», «Воробьи и кошки», «Иголка, нитка, узелок». "Девушка и луна", «Хищник в море» Выставка «Кукла в национальном костюме» Совместное мероприятие с родителями «Калейдоскоп народных традиций» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели, инстуктор по физ.восп Воспитатели,родители Муз.руководитель воспитатели,родители | |
май | Итоговое мероприятие Занятие - конференция «Культура народов родного края» Ярмарка народных подвижных игр
Итоговая диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание | Воспитатели Инструктор по физ.воспитанию, воспитатели Воспитатели |
Реализация содержания проекта
Основные модели организации образовательного процесса:
-совместная деятельность педагога и детей
- самостоятельная деятельность детей
- взаимодействие с родителями
Совместная деятельность педагога и детей
предполагает индивидуальную, подгрупповую, и фронтальную форму организации с воспитанниками.
В рамках данной модели проводится:
-образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей и направленная непосредственно на решение образовательных задач
- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляеммая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач
- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра или ухода
Самостоятельная деятельность детей –
Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом развивающей предметно – пространственной среды
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (помощь в быту и др)
Формы работы с детьми
-Экскурсии
-Беседы
-Рассматривание картинок
-Просмотр презентаций, мультфильмов
-Дидактические, сюжетно- ролевые , подвижные игры, игры- драматизации
-Исследовательская деятельность (исследование характерных особенностей русских национальных костюмов, орнаментов, узоров и.т.д.)
-Творческая художественная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, констуирование, оформление макетов, плакатов, стенгазет, организация выставок)
-Праздники
Взаимодействие с родителями
Формы и методы сотрудничества с родителями:
-Родительские собрания
-Родительские вечера
-Праздники
-Тематические консультации
-Буклеты
-Папки - передвижки
-Участие родителей в выставках поделок, рисунков
-Участие родителей в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр
-Участие родителей в создании мини – музея, макетов
-Участие родителей в исследовательской деятельности детей
Алгоритм реализации проекта через модели воспитательно – образовательного процесса
Компоненты модели | Модели организации воспитательно образовательного процесса | ||||
Совместная деятельность педагога и детей | Условия для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями | |||
ОД | Режимные моменты | ||||
Целевой компонет | Знания Отношения Действия | ||||
Содержательный компонент | Темы ОД | Утро Вечер | Актуальная среда | Темы | |
Процессуальный компонет | Формы Методы Приемы | Методы и приемы | Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами | Формы | |
Результативный компонет | Уровни сформированности духовно - нравственного воспитания |
5.Диагностический инструментарий
Диагностика духовно нравственного воспитания проводиться по учебно- методическому пособию «Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте», под ред О.В Дыбиной
Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению работы духовно – нравственное воспитание
Показатель | Шкала | Показатель « - » |
Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др) | 3 2 1 | Не может точно назвать народы, живущие в родном крае |
Имеет представление о национальных костюмах ( одежде, обуви, головных уборах) народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие представлений о национальных костюмах народов родного края |
Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края | 3 2 1 | Не может выбрать из предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры народов родного края |
Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие представлений о жилищеЮ предметах быта народов родного края |
Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие представлений о традиционных праздниках народов родного края |
Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края |
Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края |
Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края |
Умеет играть в подвижные игры народов родного края | 3 2 1 | Не умеет играть в подвижные игры народов родного края |
Знает сказки народов родного края | 3 2 1 | Не знает сказки народов родного края |
Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания слушать сказки народов родного края |
Шкала критериев:
3– ребенок выполняет задание самостоятельно
2– ребенок справляется с заданием с помощью педагога
1 – ребенок не справляется с задание даже с помощью педагога
Диагностическое задание:
Ребенку предлагается сделать коллаж «Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем»
Содержание задания:
Показатели для наблюдений | Содержание задания | Действия педагога, стимульный материал |
Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др) | -Африку Родину Симбы, населяют разные африканские народности и племена, у которых свои традиции и обычаи. -А ты знаешь, какие народы живут в нашем селе? Выбери картинки, на которых изображены представители народов, проживающих в нашем селе. | Демонтрирует изображения представителей африканских народностей Раскладывает перед ребенком изображения представителей разных национальностей, проживающих на территории России |
Имеет представление о национальных костюмах ( одежде, обуви, головных уборах) народов родного края | - Как ты догадался, что на картинке изображены русские, татары, морда, чуваши, казахи? - Посмотри, на какой из этих картинок изображены русские мужчина и женщины? Как ты догадался? -На какой из оставшихся татары? Как дагадался? - На какой и трех чуваши, на какой- морда, на какой -казахи? Как догадался? | Раскладывает перед ребенком картинки на которых изображены представители народов родного края. |
Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края | - Давай в подарок Симбе сделаем коллаж о народах родного села. Мы его назовем«Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем» - А по оформлению жилища можно определить, семья какой национальности в ней живет. Предлагаю разместить на коллаже изображения жилищь и их хозяев. | Предлагает заготовку коллажа Предлагает картинки и помогает разместить их на коллаже |
Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края | -Древние африканские племена на родине Симбы жили вот в таких хижинах. - А в каких домах живут народы нашего села? Выбери картинки и назови. - Предлагаю поиграть в игру «Что в избе?» Выбери из предметов на картинках те, которые являются предметами народного быта в избе. - Как ты думаешь, почему в пословице говориться «Печь всему голова» | Демонстрирует изображение африканской хижины. Показывает картинки и предлагает выбрать ту, на котрой изображено традиционное жилище народов родного края. Показывает картинки |
Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края | -У каждого народа свои праздники. О каких праздниках народов нашего села ты можешь рассказать Симбе? | Предлагает ребенку разместить на коллаже изображения традиционных праздников народов родного края. |
Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края | -Какие из этих праздников ты хотел бы организовать в детском саду и пригласить Симбу? Почему? | |
Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края | -Наряди детей на праздник, укрась узором костюмы русского мальчика, девочки, татарина, чуваша и.т.д. | Предлагает заготовки костюмов, цветные карандаши. |
Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края Умеет играть в подвижные игры народов родного края | -В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на Масленице? Ты сможешь научить Симбу в нее играть? -В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на празднике Сабантуй ? Почему? Ты сможешь рассказать, как в нее играть? -В какую повижную игру ты хотел бы поиграть на чувашском празднике Акатуй? Почему именно в эту игру? Ты можешь рассказать ее правила? и.т.д. | Демонстрирует иллюстрации, на которых изображены дети¸играющие в народные подвижные игры |
Знает сказки народов родного края | - Симба прислал нам несколько сказок африканского народа. Они о животных, живущих в Африке. Мы их обязательно прочитаем. -Давай на нашем коллаже разместим героев сказок народов родного края: русских народных, чувашскихи.т.д. -Как ты думаешь, эта иллюстрация из какой сказки? | Предлагает иллюстрации к сказкам |
Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края | -Тебе нравиться слушать сказки? Какие тебе нравятся сказки, какие в них герои? -Хочешь расскажу тебе смешную татарскую сказку «О кривой березе»? ты можешь нарисовать к ней рисунок и по нему рассказать сказку дома. | Предлагает лист бумаги и цветные карандаши |
7.Список используемых источников
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,
2005. – 247с.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012
10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.
12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007
13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
14. Программа патриотического воспитания. Я живу на Самарской земле. - ред Дыбина О.В.- Тольятти Кассандра, 2014.
15.Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» ( Электронный ресурс) Режим доступа http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/06.08.2013/skip/4381/21400/
16. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002
17.Шорыгина Т.А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.
18.Шмелева Н.В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М,Сфера, 2012
8.Приложения
Глоссарий
Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно- историческому единству или человечеству в целом.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека о общества.
Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой культуры.
Заклички – один из видов закличительных песен языческого происхождения. Они торажают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
Заклички представляют собой обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным, птицам.
Культура в широком значении есть преобраховательная деятельность челровека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смыле культура – это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.
Материальная культура – искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Предметы матеральной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценостей. Конкретно это одежда, обувь, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения.
Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который восприозводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Обряд (ритуал) – разновидность обычая
Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни
Потешка – элемент народной педагогики, песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка.
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого- нибудь, чего – нибудь
Прибаутка – стихотворная , короткая, веселая история, которая рассказывает мать своему ребенку
Промысел – совокупность действий, целью которых является достижение определенного результата. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким – либо делом в объеме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи
Реликвия – свято хранимая, почитаемая вещь, связанная и историческими или религиозными событиями прошлого
Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто выскохудожественные изделия
Традиция - элементы социального и культурного наследия, передащиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Это обычай, устоявшаясяв быту привычка, правило, норма
Содержание развивающей предметно – пространственной среды для реализации проекта
Игровой центр(центр сюжетно – ролевой игры) |
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками: «Рубим избу», «Печь всему голова», «Приготовим обед из национальных блюд», « Наведем порядок в доме»: предметы народного быта, копии предметов быта, муляжи, куклы в национальных костюмах Атрибуты для моделирования практических ситуаций, сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками: «Приготовим чак – чак», «Готовим пироги», «Печем куличи», «Масленица пришла», «Сабантуй», « Приготовим костюм к празднику»: куклы в национальных костюмах, предметы народного быта |
Театральный центр |
Атрибуты для игр – драматизаций, инсценировок русских народных, татарских, чувашских, песенок, сказок |
Музыкальный центр |
Аудио записи для прослушивания: - Детские русские народные песни «По лугу я гуляла», «Как на тоненький ледок», «Во кузнмце», «Ах, вы сени, мои сени» и др - Детские татарские народные песни («Соловей» и др) - Чувашсике народные песни «Засыпай сынок» и др) - Мордовские народные песни - Гимн республики Татарстан, гимн Чувашии и др. |
Центр художественно – творческого развития |
Картонные заготовки (силуэты) для декоративного рисования Схемы изготовления народных игрушек, кукол Материалы для продуктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования |
Литературный центр |
Иллюстрации к русским народным сказкам художника В.М Васнецова Иллюстрированный сборник русских нвародных сказокА.Н Афанасьева Иллюстрации к татарским, чувашским, мордовским народным сказкам, стихам, песням Чувашские народные сказки – «Мышка вострохвостик, «Кот и Воробей» и др. Татарские народные сказки: «Три сестры», «Умная девушка», «Гульчечек» и др. Мордовские народные сказки «Как собака друга искала» и др. Казахские народные сказки «Лисья шуба» и др. |
Мини - музей |
Мини – музей «Русская изба»: предметы одежды с народными орнаментами, предметы русского бытва |
Центр патриотического воспитания |
Карта Среднего Поволжья Тематические альбомы Серии сюжетных картинок: «Основные занятия татар», «Ремесла татар» «Основные занятия чувашского народа», «Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство чувашского народа», «Основные занятия мордвы», «Народные промыслы и ремесла мордовского народа» Фотографии и иллюстрации: Татарских , чувашских, мордовских, казахских народных костюмов, орудий труда, оформления жилища и его интерьера, музыкальных инструментов, изображения символики Тематические альбомы: «Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», , «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские обычаи и традиции», «Казахские традиции и обычаи» |
Познавательный центр |
Дидактические игры: «Оденем куклу Машу(Акань) в русский (мордовский) национальный костюм», «Собери народный завиток», «В русской горнице», «Угадай вид росписи», «Угадай народный промысел», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар», «Собери флаг», «Угадай, чье жилище?», «Собери музыкальный инстремент» Дидактический материал: «Азбука русского быта» |
Двигательный центр |
Материалы и оборудование для подвижных игр |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Многие авторы отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета. Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной. Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа взрослые вводят его в мир богатой народной культуры.
Для решения данных задач была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На региональном уровне региональный компонент в Самарской области определен Концепцией патриотического воспитания граждан в Самарской области Патриотическое воспитание традиционно считается одним из основных путей формирования личности. На основе Концепций была создана программа патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» (авторы Дыбина О.В, Анфисова С.Е, Кузина А.Ю, Ошкина А.А, Сидякина Е.А.), позволяющая педагогам дошкольных образовательных организаций реализовать региональный компонент«патриотическое воспитание». Данная программа легла в основу проекта по патриотическому воспитанию дошкольников, где духовно – нравственное воспитание является одним из его направлений и определяется как усвоение высоких моральных норм, традиций, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своебразие и гармоничное сочетание культур того региона, где оно осуществляется.
В нашем селе, как и во всем Поволжье, живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, казахи и др. Поэтому каждый ребенок должен с детства быть знаком с культурой этих народов, уважать их традиции и обычаи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре . Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родители несут ответственность за воспитатение детей. Но все таки наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно детский сад должен быть сосредоточен не только на интеллектуальной , но и духовной жизни дошкольника. Методических разработок по воспитанию у детей духовно - нравственных ценностей детей дошкольного возраста в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент, приемлемый для работы с нашими детьми. Именно социальная потребность, пробелы в работе по духовно – нравственному воспитанию у дошкольников побудили начать разработку данного проекта.
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания Задачи: Обучающие задачи: 1.Формировать у дошкольников первичные представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае Развивающие задачи: 1. Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине Воспитательные задачи: 1. Познакомить с системой общечеловеческих норм , правил и требований к поведению личности в современном мире 2.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру
1.Интеллектуальный компонет, определяющий уровень знаний и представлений, уровень развития способов действий по присвоению опыта 2. Эмоционально –чувственный компонент, включающий эмоции и чувства 3.Мотивационно – потребительский компонент, представляющих систему потребностей в деятельности ее мотивов 4.Поведенческий компонент¸выражающий степень сформированности и устойчивости умений и навыков реализации собственной позиции к миру
Объекты проекта: родители и дети старшей группы «Капитошка» СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Большая Глушица Самарской области - Детский сад №3 «Красная Шапочка» , воспитатели группы, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре Планируемые результаты: Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном селе. Дети свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках , играть в народные подвижные игры, желание слушать и рассказывать сказки народов родного края. Дети усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям родного края. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений. Оптимизируется взаимодействие с родителями, активизируется позиция родителей как участников образовательного процесса. Расширяться связи с социумом Предметно – пространственная среда пополнится дидактическим, игровым материалом, оборудованием для организации воспитательно - образовательного процесса.
Макеты «Русская изба», «Казахская юрта» Выставки «Кукла в национальном костюме», «Куклы наших бабушек» (куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки и др.) Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука» Уголок народного искусства Игротека русских, чувашских, мордовских, татарских, казахский игр Тематические альбомы « Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские традиции и обычаи»
Макроединицы Микроединицы( темы) Культура народов родного края: Русская Татаркая Чувашская Мордовская Казахская народная культура Тема1: «Материальная культура народов родного края ( жилища, одежда, обувь, украшения, музыкальные инструменты, игрушки) Тема2: «Духовная культура народов родного края» (песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники)
-Нравственный пример педагога -Социально-педагогическое партнёрство -Индивидуально-личностное развитие -Интегративность программ духовно-нравственного воспитания -Социальная востребованность воспитания
-Здоровьесберегающие педагогические технологии -Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми -Технология проектной деятельности -Технология исследовательской деятельности -Информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии -Игровые технологии
Игровая – сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации Познавательно – исследовательская деятельность – мини – проекты Восприятие художественной литературы – чтение сказок разных народов (слушание), обсуждение, рассуждение Коммуникативная – беседы, разговоры Художественный труд - конструирование из бумаги Изобразительная – рисование, лепка, аппликация Музыкальная – пение, игра на музыкальных инструментах, танцы Двигательная - подвижные игры
Экскурсии Беседы Рассматривание картинок Просмотр презентаций, мультфильмов Дидактические, сюжетно- ролевые , подвижные игры, игры- драматизации Исследовательская деятельность (исследование характерных особенностей русских национальных костюмов, орнаментов, узоров и.т.д.) Творческая художественная деятельность детей ( рисование, лепка, аппликация, констурирование, оформление макетов, плакатов, стенгазет, организация выставок) Праздники Развлечения
Родительские собрания Родительские вечера Праздники Тематические консультации Буклеты Папки - передвижки Участие родителей в выставках поделок, рисунков Участие родителей в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр Участиеродителей в создании мини – музея, макетов Участие родителей в исследовательской деятельности детей
1.Изучение научно-методической литературы, литературы о народах, проживающих на территории родного края 2.Подборка материала, составление плана реализации проекта 3.Привлечение специалистов учреждений культуры для реализации проекта 4.Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом 5.Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание
1.Пополнение предметно – пространственной среды 2.Образовательная деятельность с детьми по реализации проекта 3.Взаимодействие с родителями, общественными организациями по реализации проекта. 4.Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования воспитательно – образовательной работы
1.Заключительная диагностика целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание 2. Анализ и обобщение полученных результатов 3. Презентация проекта
Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению работы духовно – нравственное воспитание: Перечисляет народы, живущие в родном краю Имеет представление о национальных костюмах Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края Умеет играть в подвижные игры народов родного края Знает сказки народов родного края Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края Шкала критериев: 3– ребенок выполняет задание самостоятельно 2– ребенок справляется с заданием с помощью педагога 1 – ребенок не справляется с задание даже с помощью педагога
Ребенку предлагается сделать коллаж «Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем» Интеллектуальный компонет Воспитатель предлагает показать и рассказатьСимбе (африканскому мальчику) о народах живущих в родном краю, в каких домах они живут, об их праздниках, музыкальных инструментах, о героях сказок, и.т.д. Воспитатель - раскладывает перед ребенком разные картинки, ребенок выбирает нужные и размещает их на коллаже. Мотивационно – потребительский компонент Воспитатель спрашивает ребенка какие праздники, он хотел бы организовать в детском саду и пригласить Симбу? В какую подвижную игру хотел бы поиграть с Симбо? Просит объяснить выбор. Поведенческий компонент Воспитатель просит рассказать правила игры, которую выбрал ребенок для Симбы? Нарядить детей на праздник, украсив костюм национальным узором.
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005. 2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. – 247с. 3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986. 4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008. 5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997. 6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014 7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г. 8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000 9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012 10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012. 11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001. 12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007 13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006. 14. Программа патриотического воспитания. Я живу на Самарской земле. - ред Дыбина О.В.- Тольятти Кассандра, 2014. 15.Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 №201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области» ( Электронный ресурс) Режим доступа http://www.samregion.ru/documents/government_resolution/06.08.2013/skip/4381/21400/ 16. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002 17.Шорыгина Т.А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013. 18.Шмелева Н.В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М,Сфера, 2012 http://i. доу-21.рф/ u/pic/3d/b81c46c30d11e4900697592d80ebbf/-/0_89368_840cfb2d_L.png картинка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к докладу на тему: "Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации ФГТ и ФГОС ДО"
На фотографиях презентации представлены игровая, продуктивная, совместная деятельность, НОД, работа с родителями....
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
ПРОЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способност...
Методическая разработка Конспекты организации разных видов деятельности по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках лексической темы «Семья»
Главная цель российского образования была сформулирована в майском Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде...
«Военно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации Рабочей программы воспитания»
В чем же заключается актуальность нашей программы?ГБДОУ детский сад №22 расположен в муниципальном округе (МО) «Урицк». В районе сооружен мемориал "Кировский вал" в составе мемор...
2020-2024г. Презентация из опыта работы «Организация совместной образовательной деятельности с родителями (законными представителями) по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации образовательных проектов»
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства....
- Мне нравится (1)
Комментарии
Отличный проект! Вы молодец!
Отличный проект! Вы молодец!