«Нравственное развитие дошкольников посредством проектной деятельности»
статья (старшая группа)
«Нравственное развитие дошкольников посредством
проектной деятельности»
В последнее время вопросы нравственного воспитания стали особенно актуальны. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены основные принципы дошкольного образования. При разработке и реализации наших проектов мы опирались на принципы:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Нравственное развитие дошкольников посредством
проектной деятельности»
В последнее время вопросы нравственного воспитания стали особенно актуальны. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены основные принципы дошкольного образования. При разработке и реализации наших проектов мы опирались на принципы:
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Каждый человек с «материнским молоком» впитывает культуру своего народа, которая становится неотъемлемой частью его души, началом, порождающим духовное становление личности. Каждый народ не должен терять своих корней, забывать о своем культурном прошлом. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Чтобы воспитать такую личность, необходимо предоставить ребенку условия, в которых он ощутил бы духовную жизнь своего народа и творчески утвердил себя в ней, принял и полюбил историю и культуру своей нации.
Новое – это хорошо забытое старое, известная истина. Незаслуженно забытые старые игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры. Они могут подарить спортивный азарт, возможность проявить ловкость и смекалку в реальной жизни, а не на экране монитора. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным
остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Учитывая, интересы наших воспитанников мы и выбрали темы нашего проекта.
Проект «Народные игры»
Актуальность проекта:
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. В играх испокон веков дети проявляли и закрепляли ту деятельность, которая сопровождала их в кругу семьи. Именно через игру дети знакомились с основными приемами того или иного ремесла, промысла: сапожного, ткачества, бортничества, охоты, рыбалки и т.д.
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники и их родители.
Для решения данных проблем мы решили реализовать проект.
Цель проекта:
Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через углубленное изучение традиций и культуры народов села.
Задачи проекта:
1. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
2. Сформировать представление о разнообразии народных игр; учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширять кругозор детей.
3. Способствовать развитию творческих способностей детей, стремлению больше узнать о родном селе.
4. Познакомить детей с народными играми.
Планируемый результат:
- повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей;
- у детей формируются знания о традициях народа нашего села, в котором они живут; дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми.
- повышается профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность; углубляются знания традиций и культуры народа.
- повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир народных игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем).
Обоснование актуальности разработки.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. Поэтому в практике своей работы мы стали достаточно активно использовать данный метод, и хотим поделиться опытом своей работы в данном направлении. Метод проектов мы рассматриваем как основное средство нравственного воспитания детей. Он позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.
Новизна разработки.
Народная подвижная игра – традиционная игра, которая имеет развлекательную основу, и включают в себя элементы театрального, танцевального, музыкального и поэтического искусства, отражающая образ жизни, национальные традиции, обычаи. В русских народных подвижных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируется уважительное отношение к культуре родной страны и создаётся эмоционально- положительная основа для физического развития и формирования ценностного отношения к физической культуре. У наших детей появилась прекрасная возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми. Для этого в группе, в детском саду созданы все условия: развивающая двигательно-оздоровительная среда: спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок, музей – изба. В группе: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием, уголок народно-прикладного искусства, картотека народных игр по возрастам.
Данная технология является интегрированной, т.к. знакомство и использование русской народной подвижной игры проходит во взаимосвязи с направлениями физическое и социально-коммуникативное развитие.
Работа над проектом.
В своей работе мы широко используем народные игры на занятиях, в режимных моментах, на прогулке, на праздниках и развлечениях. В подборе игр принимают участие воспитатели и специалисты: музыкальный руководитель отслеживает музыкальный репертуар; инструктор по физическому развитию продумывает комплекс разучиваемых движений.
На праздниках и развлечениях также используем народные игры. К ребятам приходят различные персонажи из сказок, которые играют с ними в подражательные игры - «Петя-петушок»; хороводные - «Заинька», «Коза»; игры-забавы- «Бабка-ежка»; игры-состязания-перетягивание каната, борьба и т.д. в такие игры вовлекаются не только дети, но и воспитатели, и другие сотрудники детского сада. В повседневной жизни, особенно на прогулке, наши воспитанники любят играть в так называемые дворовые игры: «Салочки», «Море волнуется», «Краски», «Фанты», «Телефон».
Мы считаем, что использование народных игр в работе с детьми позволяет нам донести до детей самобытность народа, колорит его обычаев, своеобразие языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.
Итог этой работы-проведение народных праздников с использованием народных подвижных игр. Вот некоторые названия развлечений, досугов и праздников, которые проводились и проводятся: «Осенины», «Посиделки», «Колядки», «Масленица», «Сороки», «Ярмарка», «Праздник берёзки» и др. Так же создана методическая копилка «Народные игры».
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоциональная положительная основа для развития духовных и патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Проект реализовался поэтапно.
Подготовительный. Мы подводили детей к цели проекта через:
•Беседа с детьми «Как наши предки собирали урожай».
•Организованная совместная деятельность: «В какой одежде ходили прежде» Цели: формирование представлений детей о внешнем виде наших предков, проживающих на территории села и его связи с бытом людей; формирование начальных навыков анализа и сопоставления на примере сравнения одежды русского и других народов; обогащение лексического запаса: «пончо», «пулай», «тюбетейка».
•Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».
•Проблемная ситуация: «Народная игра, - что это такое?»
Цели: заинтересовать детей темой народных игр; подвести их к выбору темы проекта.
•Анкетирование родителей по теме «Народные детские подвижные игры»
Цель: пробудить в родителях интерес к теме народных игр; побуждать проводить совместные игры с детьми
•Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры»
Цель: пробудить у детей интерес к теме народных игр; вовлечение в тему проекта; подвести детей к выбору проекта
•Выбор темы проекта.
Цель: способствовать развитию у детей навыков совместного обсуждения и выбора темы и вида деятельности.
I этап. Организационный.
•Создание развивающей среды в группе; привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр).
•Задание детям: Узнать в какие игры играли их бабушки и дедушки.
Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта
•Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.
II этап. Практический.
Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности.
•Организованная совместная деятельность: «Игрушки наших бабушек».
Цели: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу; продолжать педагогическую деятельность по воспитанию у детей национального самосознания и уважения к другим нациям
•Игры малой подвижности «Ты катись, веселый бубен…», «Колечко - малечко».
Цели: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
•Игры малой подвижности «Ручеек» и др.;
•Подвижная игра «Гори, гори ясно» (другой вариант)
Цели: познакомить детей с новым вариантом знакомой народной игры; упражнять детей воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту
•Подвижная игра «Дятел»
Цели: познакомить детей с новой народной игрой и ее правилами, разучить закличку к игре; совершенствовать навыки детей самостоятельно выбирать водящего; закреплять устный счет; побуждать детей бегать в одном выбранном направлении; способствовать развитию памяти, речи, внимания.
•Подвижные игры «Подкиды», «Вышибалы»
Цели: познакомить детей с правилами новых народных игр; разучить заклички к играм; совершенствовать навыки детей в подкидывании и бросании мяча, его ловле, беге; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, побуждать соблюдать правила игры.
III этап. Заключительный.
Обобщение опыта работы по теме «Народные детские подвижные игры».
•Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице
•Итоговая работа НОД «Фестиваль народных игр»
•Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в народные игры».
•Домашнее задание для родителей: пополнить архив группы фотографиями совместных игр с детьми.
Работа с родителями.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии. Привлекая родителей к работе над проектом, мы создаем в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-коммуникативному развитию каждого ребенка. Мы использовали наглядные методы: папки-передвижки, выставки детских работ, выставку детской, художественной и методической литературы. Для родителей провели консультации: «В подвижные игры играем-здоровье укрепляем», «Народные подвижные игры». Яркое впечатление осталось от тематической встречи с родителями «Карусель народных подвижных игр», проведенное в нетрадиционной форме, на которой были использованы русские, чувашские, татарские и мордовские игры. Никто не остался равнодушен, практически все родители приняли участие.
Перспективы дальнейшего развития разработки.
- повышение количества участников проекта (детей, родителей)
- увеличение количества проектов по нравственному воспитанию на основе национальной культурной традиции и быта народа;
- повышение активности родителей группы в реализации проекта;
-увеличение количества социальных партнеров.
Литература:
1. Коротков И.М. «Подвижные игры для детей»
2. Панкеев И. «Русские народные игры»
3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. – Управление ДОУ. 2005. №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности
В данной статье я хотела вас познакомить с той работой, которую мы проводим в рамках экологического развития дошкольников....
Нравственное развитие дошкольников посредством проектной деятельности
Метод проектов мы рассматриваем как основное средство нравственного воспитания детей. Он позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в ор...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности
Духовно-нравственное воспитание дошкольниковпосредством проектной деятельности...
статья по теме "Валеологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности"
статья по теме "Валеологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности"...
Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности
Художественно-эстетическое воспитание, является неотъемлемой частью духовного мира, нравственным образом, становится одной из необходимых предпосылок повышения культуры общества, творческого мышления ...
Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"
Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....
План самообразования на 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО»
План самообразованияна 2023-2024 учебный год «Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах всестороннего развития дошкольников посредством проектной деятельности в соотве...