Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности
статья на тему

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

посредством проектной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_na_konferentsiyu_ivanova.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая группа воспитателей

 

Виленская Наталья Владимировна

Попова Надежда Сергеевна

Камышева Нина Владимировна

МДОУ детский сад №7 «Алёнушка»

г. Малоярославец

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

посредством проектной деятельности

Время не стоит на месте. Наши взгляды, наш быт, досуг, межличностное общение – всё меняется с быстрорастущими темпами информационно-технического прогресса. Время общения современных родителей со своими детьми значительно сократилось. «Живое» межличностное общение заменяет виртуальное общение, уличные игры заменяются компьютерными. Бесконечные реформирования в социальных сферах, огромный разрыв в уровне доходов между представителями «элиты» и подавляющего большинства населения России, неуверенность в завтрашнем дне. Все эти, да и многие другие социально-экономические и политические проблемы в стране приводят к неопределенности в ценностных ориентациях подрастающего поколения, к нестабильности в оценках нравственного и безнравственного, к расхождению в приоритетах духовного и материального.

Духовно-нравственное воспитание детей при любом политическом строе – было важной задачей нашей страны. Для современной России этот вопрос становится ещё более актуальным. Настоящее и будущее нашей страны определяется, прежде всего, духовно-нравственным здоровьем общества, сохранением исторического и культурного наследия народа, его традиций и ценностей.

Актуальность вышеизложенных противоречий определила цель нашей работы: способствовать формированию у детей дошкольного возраста духовно-нравственных ценностей в ходе реализации проектной деятельности в образовательном процессе ДОУ.

Определяя основные задачи в работе, мы исходили из принципов  организации духовно-нравственного воспитания и развития «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Одним из ведущих принципов Концепции является социально-педагогическое партнерство.

Для педагогов дошкольного образования, воспитывающих самых юных граждан нашей страны, главенствующим является сотрудничество с семьями воспитанников.  Мы предположили, что одним из актуальных и рациональных методов вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада является проектный метод.  Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.

В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребенок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Образовательные проекты сводятся к основным четырем этапам:

  1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
  2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.

Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;

- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;

- организовать предметно-пространственную среду с учетом тематики проекта.

Далее, начинается совместная деятельность участников проекта. Педагог выносит проблему и предлагает детям её обсудить. В результате обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

На втором этапе работы над проектом педагог совместно с детьми отмечает, что уже известно детям по данному вопросу, а что они ещё хотели бы узнать, наконец, педагог спрашивает у детей: «Как нам ответить  на интересующие нас вопросы?» Решением (планом действий) могут быть: чтение литературы, беседы со специалистами, тематические экскурсии и т.д. С учетом совместных предложений составляется окончательный план по достижению цели проекта.

Практическая часть проекта должна способствовать активизации мышления, познавательного интереса, детской любознательности. На этом этапе проекта дошкольники ищут, исследуют, творят. Воспитателю необходимо создавать ситуации незавершенности, незаконченности с целью побудить ребенка учиться самостоятельно - доделать, додумать, догадаться.

Заключительный этап проекта – это его презентация: итоговые занятия, оформление стенгазет, фотовыставки. Важно отметить социальную значимость проекта, «форма защиты проекта должна быть яркой, интересной и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога» [4].

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Нами были реализованы образовательные проекты:

В блоке «Семья»: «Моя семья», «Профессии моих родителей»,  «Папа, мама, я – талантливая семья», «Вахта памяти»;

В блоке «Народные традиции и культура»: «Книжная неделя», «Люблю берёзку русскую», «Праздник Светлого Христова Воскресения»;

В блоке «Моя малая родина»: «Мой город», «Улицы нашего города».

Цель проектов первого блока: воспитание у детей любви к семье и вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ. Хотелось бы особенно отметить участие наших воспитанников, их родителей и педагогов детского сада в проекте «Вахта памяти», посвященной 71-й годовщине победы над фашисткой Германией.  При поддержке Министерства Обороны Российской Федерации для сохранения памяти о Великой Отечественной войне публикуются архивы военных лет в электронном виде на сайтах «Подвиг народа» и «Мемориал». Проект позволил объединить информацию об участниках ВОВ, которая храниться в семейных архивах фронтовиков с архивами сайтов. Свой проект мы представили в виде видеофильма. Цель проекта: сохранение собранной информации об участниках ВОВ семей воспитанников и сотрудников детского сада для потомков. В нашем фильме представлена информация о судьбе девяти участниках ВОВ. В следующем году мы планируем продолжить участие в данном проекте.

Проекты, посвященные народным праздникам, знакомят детей с обычаями и традициями русского народа, помогают донести до них нравственные ценности, позволяют окунуться в эпоху прошлого.

Большое значение в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников принадлежит формированию у них патриотических качеств: любви к малой родине, чувства гордости за героические заслуги земляков.

Малоярославец – город воинской славы. В городе много памятных мест связанных с событиями  Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войной 1941-1945 г.г.

Особенностью реализации проектов блока «Моя малая родина» является взаимодействие не только ребёнок-родитель-педагог, но и социум. Вместе с детьми мы ходили на экскурсию в сквер «1812 года», возлагали цветы к памятнику «Скорбящей матери». Мы поддерживаем тесную связь с работниками музея 1812 года, часто посещаем его с детьми.

Подводя итог нашей работы, хотелось бы отметить результаты духовно-нравственного развития детей посредством проектной деятельности.

Из наблюдений за поведением детей, индивидуальных бесед с воспитанниками и их родителями можно сделать вывод, что уровень знаний детей о своем городе, о своей малой родине, о традициях, истории и культуре российского народа значительно возрос. Хочется отметить, что дети охотно проявляют интерес к темам, которые кажутся, на первый взгляд, сложными для их возраста. Большинство детей знают и успешно подчиняются  социальным нормам и правилам. Охотно вступают во взаимодействие с другими детьми и с взрослыми, проявляют  инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Атмосфера в детском коллективе позитивная и доброжелательная. Радует отсутствие агрессивности у детей. Конфликты возникают крайне редко и всегда охотно разрешаются детьми.

Таким образом, социальные и психологические характеристики детей свидетельствуют и о достаточно высокой степени их духовно-нравственного развития.

И ещё один немаловажный фактор эффективного взаимодействия использования проектной деятельности является равноправное участие родителей в образовательном процессе. Если на первых парах сама идея участия в проекте была не понятна подавляющему большинству  родителей -  85%, то сейчас 60% - семей являются постоянными участниками образовательных процессов, а 25% - сами реализовали и защитили на открытом мероприятии детско-родительский проект «Улицы нашего города».

Литература:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва «Просвещение», 2009г.
  3.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 1155)
  4. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

Программа самообразование педагога "Нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством проектной деятельности."

Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....

«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...

презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"...

«Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности».

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В век ядерной фи...

Консультация для педагогов "Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством проектной деятельности"

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности....

Из опыта работы по патриотическому воспитанию дошкольников посредством проектной деятельности.

Только через действие ребёнок может познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в жизни. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности восп...