статья по теме "Валеологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности"
статья (подготовительная группа)

Стахеева Людмила Владимировна

статья по теме "Валеологическое  развитие дошкольников посредством проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.eto_.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 комбинированного вида» Города Пикалево

Автор: воспитатель Стахеева Людмила Владимировна

Здоровье - это вершина,

на которую человек должен подняться сам.

И. Брахман [1]

Сохранение и укрепление здоровья детей в наши дни является важным направлением деятельности всего общества. Ведь от бодрости, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, интеллектуальное развитие, уверенность в своих силах. [2]

Многие идеи воспитания привычек здорового образа жизни оказались нежизнеспособными из-за отсутствия у детей осознанного отношения к своему здоровью. Педагоги, родители и общество в целом стремятся сформировать у детей свое представление о здоровом образе жизни,  осознанное отношение ребенка к своему здоровью, научить его оценивать свои физические возможности, выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни. Помочь в этом призвана довольно молодая наука - валеология.

Работа по валеологическому воспитанию должна быть систематической. Только тогда она принесет результаты.

Начиная с младшей группы,  мы постепенно знакомим детей со строением тела, даем начальные сведения о здоровье и здоровом образе жизни, формируем культурно - гигиенические навыки, погружаем ребенка в особо организованную жизненную среду, формирующую привычки здорового образа жизни.

Все это позволило нам в старшей группе выйти на новый уровень: мы решили  с детьми выяснить, а влияет ли человек на развитие самого себя, на свое здоровье.

Беседуя с ребятами, наблюдая за ними, мы пришли к выводу: дети знают, что такое здоровье, имеют представление, как выглядит и чувствует себя здоровый человек,  две трети опрошенных могут выделить факторы, влияющие на здоровье: спорт, утреннюю зарядку, закаливание, но потребность в здоровом образе жизни у них не сформирована.

Так появилась идея создания авторского познавательно-исследовательского проекта  «Я – человек!».

На подготовительном этапе детям была предложена проблемная ситуация: в гости к ребятам прилетели дети с другой планеты. Они хотят узнать, как на Земле люди заботятся о своем здоровье.

Дети с воодушевлением принялись за работу, в итоге совместно с педагогом были сформулированы цели и задачи проекта, основные направления работы, отобраны иллюстрации и литература по теме. Помимо этого дети придумали себе первое домашнее задание: подобрать фотографии, где они совместно с родителями, друзьями укрепляют свое здоровье.

        Валеологическое воспитание осуществлялось по следующим направлениям:

1.Знакомство с телом человека. Привитие культурно- гигиенических навыков.

Дети ставили перед собой вопросы: «Какой я?», «Почему так?», «Кто наши верные помощники?».  Поиск ответов на эти вопросы вызывает интерес к дальнейшему познанию себя в процессе экспериментальной деятельности. Приведем пример. Одной из ступенек нашего исследования было решение глобальной проблемы одного из наших воспитанников – Кости. Он доказывал, что сердце работает не всегда. Пришлось нам вместе доказать ему обратное. С детьми мы провели опыты с фонендоскопами, слушали биение сердца у себя и друзей, услышали, что сердечко бьется даже во время сна, оно никогда не отдыхает, узнали, что оно находится в левой части груди, а не в стороне желудка, как показывала одна девочка. Вместе построили схему на интерактивной доске «Полезности и вредности для сердца». И дети пришли к выводу, что сердце – самый главный орган в нашем организме, без него бы жизнь была невозможна. А еще представляя проекты, работая с родителями, дети узнали, что сердце может быть не только здоровым или больным, а так же добрым или злым.

Эта тема заинтересовала Костю, и он вместе с родителями подготовил  свой собственный детско-творческий проект «Большое сердце» и представил его перед ребятами старшей группы.

И это только один из примеров такого экспериментального исследования.

Следующая проблемная ситуация у нас возникла при чтении книги «Волшебник изумрудного города» А. Волкова. Как оказалось, в сказке  у Страшилы нет мозга, и он  хотел его попросить у Великого Гудвина. Но, на самом деле, это только сам Страшила так думал. А мы доказали, что мозг у него есть: ведь соломенное чучело умеет говорить, улыбаться, двигаться, даже спорить с надоедливой вороной! И самое главное - он умеет думать, рассуждать. Таким образом, мы переделали с моими дошколятами сказку по своему  и отправили Страшилу в Изумрудный город за новым обличием.

  А еще был проведен следующий эксперимент: дети разделились  на две группы: 1 – отправляем наблюдать за животными в уголке природы, 2 – начинаем играть на интерактивной доске по определенной теме от простого задания к сложному (например, 6 игр с усложнением – «Четвертый лишний»). Перед 5-м заданием детям  из первой группы было предложено продолжить играть на интерактивной доске. Результат - справляется либо часть детей, либо никто. Делаем вывод – наш мозг надо тренировать. Таким образом, доказываем, что благодаря играм мозг работает, и мы становимся умнее и можем выполнять сложные задания. Получилось вызвать у детей желание учиться, узнавать новое, видеть результат.

С помощью таких игровых ситуаций, сказочных персонажей, экспериментов над своим телом нами были изучены главные органы нашего тела.

Одним из сложных направлений формирования у детей предпосылки к ЗОЖ является понимание детьми полезных и вредных для здоровья факторов. Поэтому необходимо осуществлять интеграцию полученных знаний во все образовательные области. Были использованы следующие формы работы: рассказ воспитателя «За здоровьем всей семьей», «Чем полезно закаливание?»; видеопрезентации «Правильное питание- залог здоровья», «Чем полезна зарядка»; дидактические игры «Полезно – вредно», «Да или нет», «Узнай по вкусу», чтение художественной литературы по тематике, экспериментирование.

        С целью понимания детьми особенностей функционирования и значения опорно-двигательного аппарата дошкольников проводились подвижные игры, в процессе которых делался акцент на то, что мы чувствуем, когда бегаем, двигаемся, как работают наши мышцы, суставы. На занятия  также приглашались спортсмены из футбольного клуба, которые рассказали о важности физических упражнений, двигательных нагрузок на формирование здорового организма человека и продемонстрировали свои физические качества.

Особое внимание мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Своими руками сделаны массажные дорожки. Материал для изготовления таких ковриков приносили родители. Массажные дорожки оформлены ярко и красочно, чем очень привлекают детей. Кроме этого использовались такие элементы закаливания, как умывание холодной водой лица и мытье рук холодной водой до локтя. В теплый период времени прием детей ведется на свежем воздухе, обеспечивается максимальное пребывание детей на улице.

Необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности является психологическое здоровье. В раздевалке, для учета индивидуальных особенностей каждого ребенка нами создан «Экран настроения», в котором дети вместе с родителями отмечают, с каким настроением ребенок пришел в детский сад, с каким настроением уходит домой. Это дает возможность продумать индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его настроения. Используем минутки психологической разгрузки с песком.

Кроме всего создан уголок Тишины. Дети по своему темпераменту разные. Кто-то спокойно переносит шумную обстановку, царящую в  группе,  а кому-то необходимо отдохнуть от всех, побыть в тишине, уединиться в том месте, где он будет чувствовать себя спокойно и уютно. Уголок Тишины является элементом здоровьесберегающей среды. Кроме этого для формирования мотивации детей на укрепление здоровья оформлен  книжный уголок, где есть книги  по данной тематике. Оформлен спортивный уголок, где ребята могут найти разный спортивный инвентарь: мячи, скакалки короткие, обручи, кегли, атрибуты к подвижным играм.

Понимая, что достичь успеха можно только в том случае, если есть поддержка родителей, нами организован ряд консультаций на тему «Как сформировать у детей правильное отношение к своему здоровью», разработала памятки, рекомендации такие как «Закаливание и гимнастика в домашних условиях», «Как заботиться о зубах», «Красивая осанка и здоровье».

Родители приняли участие в совместных детско - родительских творческих проектах, лучшие из которых родители с детьми представляли на конкурсе «Ассоциации гениев» в детском саду: «Витамины для здоровья» и «Мы за ЗОЖ!», «Укрепим здоровье с детства».

Отрадно видеть, что детям было интересно узнавать что - то новое,  находить материал, систематизировать.

В ходе реализации проекта осуществлялось тесное сотрудничество с педагогами, с инструктором по физической культуре и медицинским работником. Совместно с детьми было принято решение привлечь к нашей работе логопеда. В ходе экспериментирования с речью дети пришли к выводу, что нужно следить за здоровьем зубов, тренировать мышцы языка, щек, что бы наша речь была красивой, понятной для друзей.

Итогом нашей работы стал праздник «За здоровьем в детский сад!»,  на котором дети представили свои проекты. Были приглашены гости с далекой планеты, которым торжественно вручили буклет с основными правилами здорового образа жизни.

Проделанная нами работа стала эффективной, об этом свидетельствует положительная динамика в валеологическом развитии детей. В процессе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

-у детей существенно расширились элементарные представления о человеческом организме, строении тела человека и назначении внутренних органов;

-воспитанники научились делать умозаключения на основе физиологических опытов;

-сформировалась потребность в здоровом образе жизни, любви к себе, своему телу;

-у родителей: существенно увеличился багаж знаний о закаливании детей, организации утренних гимнастик в  домашней обстановке;

-появилось стремление участвовать в спортивных мероприятиях детского сада.

«Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно». (Н.М. Амосов) [3]

Список литературы

  1. Брехман И.И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 113 с.
  2. Богина Т.Л. Рунова М. Сохранение и укрепление здоровья ребенка. // Дошкольное воспитание №6, 1999
  3. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления.- М, Линка-пресс, 2000

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое развитие дошкольников посредством проектной деятельности

В данной статье  я хотела вас познакомить с той работой, которую мы проводим в рамках экологического развития дошкольников....

СИСТЕМА РАБОТЫ "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдавали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологическо...

Нравственное развитие дошкольников посредством проектной деятельности

Метод проектов мы рассматриваем как основное средство нравственного воспитания детей. Он позволяет развивать познавательный интерес, формирует навыки сотрудничества, открывает большие возможности в ор...

Особенности организации трудовой деятельности старшего дошкольника посредством проектной деятельности.

Организация трудовой деятельности в ДОУ: формы, виды, содержание. Особенности проектной деятельности в ДОУ,...

презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"

презентация по статье на тему "Валеологическое воспитание дошкольников посредством проектной деятельности"...

Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников посредством проектной деятельности.

Дети очень любят экспериментировать. С самого рождения их окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, они с большим интересом собирают камни, ракушки, играют с водой и песком...

Статья "Экологическое воспитание дошкольников посредством проектно - исследовательской деятельности".

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всѐ больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина ; в деятельности человека в природе, часто безграмо...