"Литературная гостиная "
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Перегудова Елена Альбертовна

"Литературная гостиная " для воспитанников подготовительных групп, посвященная 135-летию со дня рождения С.Я. Маршака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Литературная гостиная " 47.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературная гостиная»  в подготовительной группе

к 135-летию со Дня рождения С.Я. Маршака

Цель: приобщить дошкольников  к поэтическому творчеству

Задачи:

- познакомить детей с творчеством поэта С.Я. Маршака;

 - развивать память, умение держаться на публике, актерские качества;

-  воспитывать интерес к поэтическому слову, любовь к книгам, умение взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса;

Подготовительный этап.

  1. Знакомство с творчеством С.Я. Маршака: чтение художественных произведений, просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание аудио-сказок и песен автора.
  2. Подборка книг в библиотеку группы.
  3. Создание иллюстраций к произведениям Маршака и изготовление альбомов.
  4. Разучивание и декламация понравившихся стихов и отрывков из сказок.

Ход мероприятия:

В музыкальном зале, стилизованном под гостиную устраиваются две подготовительные группы.

Заранее подготовленная презентация помогает восприятию литературных произведений.

Ведущая.

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас в нашей Литературной гостиной. Гостиная - это место в доме, где принимают гостей. Вы - сегодня гости , а я хозяйка. Но у нас сегодня здесь появятся  и другие гости - герои литературных произведений замечательного детского поэта Самуила Яковлевича Маршака. Поэтому наша гостиная называется Литературной.

Маршак родился 3 ноября 1887 года. В этом году мы отмечаем 135-летие со дня рождения поэта.

С детства вам знакомы его стихи и литературные сказки: «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке», «Кошкин дом».  Но Маршак был и замечательным лирическим поэтом. Он тонко подмечал изменения в природе, настроение людей и передавал их в своих стихах. Послушайте такое стихотворение.

Читает ведущая:     

           

               ***

        Как птицы, скачут

                   и бегут, как мыши,

                   Сухие листья кленов и берез,

                   С ветвей срываясь, устилают крыши,

                   Пока их ветер дальше не унес.

                   Осенний сад не помнит, увядая,

                   Что в огненной листве погребена

                   Такая звонкая, такая молодая,

                   Еще совсем недавняя весна,

                   Что эти листья - летняя прохлада,

                   Струившая зеленоватый свет...

                   Как хорошо, что у деревьев сада

                   О прошлых днях воспоминанья нет.


                  Когда, изведав трудности ученья,

                  Мы начинаем складывать слова

                  И понимать, что есть у них значенье -

                  "Вода. Огонь. Старик. Олень. Трава",

                  По-детски мы удивлены и рады

                  Тому, что буквы созданы не зря,

                  И первые рассказы нам награда

                  За первые страницы букваря.

                  Но часто жизнь бывает к нам сурова:

                  Иному век случается прожить,

                  А он не может значащее слово

                  Из пережитых горестей сложить.

- Понравилось стихотворение? О чем оно? Какие чувства передаёт?

Еще одно лирическое стихотворение прочитает наш гость (воспитанник).

        «Гром в городе»

                       Целый день он с нами прожил,

                       Шалый гром, бродячий гром.

                       Он в садах детей тревожил

                       Громыхающим багром.

                       Задремавшего ребенка

                       Увозили под навес,

                       И гремел ему вдогонку

                       Гром, скатившийся с небес.

                       Пригрозил он стадиону

                       И базары припугнул.

                       Целый день по небосклону

                       Перекатывался гул.

                       А потом, поднявшись выше,

                       Он во всю ударил мощь,

                       И по улицам, по крышам

                       Поскакал весенний дождь.

 Ведущая:

-Маршак был очень наблюдательным. Ему удавалось подмечать внешний вид и характеры животных. Так он создал целую серию стихов «Ребятам о зверятах». Например, знаете ли вы, что за зверь такой собака динго?

У нас сейчас новый гость, который прочитает стихотворение «Собака динго».

Нет, я не волк и не лиса.
Вы приезжайте к нам в леса,
И там увидите вы пса —
Воинственного динго.

Пусть вам расскажет кенгуру,
Как в австралийскую жару
Гнал по лесам его сестру
Поджарый, тощий динго.

Она в кусты — и я за ней,
Она в ручей — и я в ручей,
Она быстрей — и я быстрей,
Неутомимый динго.

Она хитра, и я не прост.
С утра бежали мы до звезд,
Но вот поймал ее за хвост
Неумолимый динго.

Теперь у всех я на виду
В зоологическом саду,
Верчусь волчком и мяса жду,
Неугомонный динго.

- Ребята, где живет динго? А где он жил раньше? Какой динго  по характеру? Хорошо ему в зоологическом саду? Почему? Какое настроение у вас после прочтения стихотворения?

Ведущая:

- Говорят, что Маршак  был очень рассеянным человеком, но обладал большим количеством юмора и самоиронии. Герой Рассеянный с улицы Бассенной отчасти сам Маршак.

Встречайте этого героя.

Инсценировка стихотворения «Вот какой рассеянный» в исполнении педагогов детского сада.

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки —
Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто —
Говорят ему: «Не то!»
Стал натягивать гамаши —
Говорят ему: «Не ваши!»

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:

«Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?»

Вожатый удивился —
Трамвай остановился.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон,
Внес узлы и чемоданы,
Рассовал их под диваны,
Сел в углу перед окном
И заснул спокойным сном.

«Это что за полустанок?» —
Закричал он спозаранок.
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».

Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Почесался и сказал:

«Это что за остановка —
Бологое иль Поповка?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».

Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Потянулся и сказал:

«Что за станция такая —
Дибуны или Ямская?»
А с платформы говорят:
«Это город Ленинград».

Закричал он: «Что за шутки!
Еду я вторые сутки,
А приехал я назад,
А приехал в Ленинград!»

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Ведущая:

- Маршак в свои молодые годы учился в Англии. Там он познакомился с народными английскими песенками, которые  с удовольствием заучивал. Впоследствии он перевел их на русский язык, и многие из них мы знаем и даже напеваем.

Дуйте, Дуйте,
Ветры,
В поле,

Чтобы мельницы
Мололи,
Чтобы завтра
Из муки
Испекли нам
Пирожки.

Динамическаю пауза. Давайте с вами встанем, разомнемся  под английскую народную песенку в переводе Маршака.

— Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
— Отчего не подковать!

Вот гвоздь,
Вот подкова.
Раз, два —
И готово! Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!

Тук-тук-тук!

Ведущая. Многие из переведенных Маршаком стихов английских поэтов стали популярными песнями. В исполнении квартета педагогов послушайте песню на стихи Р.Киплинга  «На далекой Амазонке. Запоминайте слова и подпевайте.

На далекой Амазонке
Не бывал я никогда.
Только «Дон» и «Магдалина» —
Быстроходные суда,-
Только «Дон» и «Магдалина»
Ходят по морю туда.

Из Ливерпульской гавани
Всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье
К далеким берегам.

Плывут они в Бразилию,
Бразилию,
Бразилию,
И я хочу в Бразилию,
К далеким берегам!

Никогда вы не найдете
В наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров,
Броненосных черепах.

Но в солнечной Бразилии,
Бразилии моей,
Такое изобилие
Невиданных зверей!

Увижу ли Бразилию,
Бразилию,
Бразилию?
Увижу ли Бразилию
До старости моей?

Ведущая:

- У нас новая гостья. Это какая-то дама. Встречайте (читает воспитанница и ей хором помогают все ребята группы) .

«Багаж»

  Дама сдавала в багаж
                 Диван,
             Чемодан,
             Саквояж,
           Картину,
             Корзину,
                Картонку
          И маленькую собачонку.

Выдали даме на станции
Четыре зеленых квитанции
О том, что получен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Вещи везут на перрон.
Кидают в открытый вагон.
Готово. Уложен багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка
И маленькая собачонка.

Но только раздался звонок,
Удрал из вагона щенок.
Хватились на станции Дно:
Потеряно место одно.
В испуге считают багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка…
— Товарищи! Где собачонка?

Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный пес.
Поймали его — и в багаж,
Туда, где лежал саквояж,
Картина,
Корзина,
Картонка,
Где прежде была собачонка.

Приехали в город Житомир.
Носильщик пятнадцатый номер
Везет на тележке багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку,
А сзади ведут собачонку.

Собака-то как зарычит,
А барыня как закричит:
— Разбойники! Воры! Уроды!
Собака — не той породы!
Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку…
— Отдайте мою собачонку!

— Позвольте, мамаша! На станции,
Согласно багажной квитанции,


От вас получили багаж:
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.
Однако
За время пути
Собака
Могла подрасти!

 

Ведущая:

- Во все времена мы можем встретить скромных людей, совершивших героические поступки. Об одном таком герое расскажет наш новый гость (воспитанник).

«Рассказ о неизвестном герое»(отрывок)

Ехал
Один
Гражданин
По Москве —
Белая кепка
На голове, -
Ехал весной
На площадке трамвая,
Что-то под грохот колес
Напевая…

Вдруг он увидел —
Напротив
В окне
Мечется кто-то
В дыму и огне.

Ребенок
Протягивал к ним.

Даром минуты одной
Не теряя,
Бросился парень
С площадки трамвая
Автомобилю
Наперерез
И по трубе
Водосточной
Полез.Третий этаж,
И четвертый,
И пятый…
Вот и последний,
Пожаром объятый.
Черного дыма
Висит пелена.
Рвется наружу
Огонь из окна.

Надо еще
Подтянуться немножко.
Парень,
Слабея,
Дополз до окошка,
Встал,
Задыхаясь в дыму,
На карниз,
Девочку взял
И спускается вниз.

Вот ухватился
Рукой
За колонну.
Вот по карнизу
Шагнул он к балкону…
Еле стоит,
На карнизе нога,
А до балкона —
Четыре шага.

Шаг. Остановка.
Другой. Остановка.
Вот до балкона
Добрался он ловко.
Через железный
Барьер перелез,
Двери открыл —
И в квартире исчез…

Пламя
Сменяется
Чадом угарным.
Гонит насос
Водяную струю.
Женщина,
Плача,
Подходит
К пожарным:
— Девочку,
Дочку
Спасите
Мою!

Вдруг из ворот
Обгоревшего дома
Вышел
Один
Гражданин
Незнакомый.
Рыжий от ржавчины,
Весь в синяках,
Девочку
Крепко
Держал он в руках.

Ведущая:

Вы все ребята подготовительной к школе группы. В следующем году вы поступите в первый класс. Это важный этап в жизни дошкольников. Маршак написал для вас вот такие стихи «Школьнику на память». Приглашаем следующего гостя.

Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь!
Парта — это не кровать.
И нельзя на ней лежать!

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.

- Чего не стоит делать в школе? Какие правила следует выполнять?

Незаметно пролетело время. Нам пора прощаться. Что понравилось или запомнилось сегодня о Маршаке? Какое стихотворение понравилось больше?

В завершении давайте исполним еще раз песню «На далекой Амазонке» и до новых встреч в нашей «Литературной гостиной».

Интернет-источники для подготовительного этапа:

https://www.youtube.com/watch?v=DEpzGzMApjs

https://www.youtube.com/watch?v=N97LkeqoVwA  Сундучок историй.  Маршак

 Все сказки адаптированы для успокоения.

https://www.culture.ru/literature/poems/author-samuil-marshak/tag-dlya-detei Культура.РФ Стихи С.Я. Маршака

Школьнику на память

Тех, кто в школу опоздал,
Она не станет ждать.
Хоть без колес устроен класс,
Он далеко уйдет за час.

Не отправится охотник
Без ружья стрелять гусей.
Не оставит дома плотник
Молотка или гвоздей.

Ты не должен оставлять
Дома книгу и тетрадь!
Парта — это не кровать.
И нельзя на ней лежать!

Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно,
На уроках не болтай,
Как заморский попугай.

1944 г.

 «На далёкой Амазонке»

На далёкой Амазонке не бывал я никогда.
Никогда туда не ходят иностранные суда.
Только «Дон» и «Магдалина», быстроходные суда,
Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда.

Припев:

Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,
Суда уходят в плаванье к далёким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию,
И я хочу в Бразилию — к далёким берегам!
Только «Дон» и «Магдалина», только «Дон» и «Магдалина»,
Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда.

Никогда вы не найдёте в наших северных лесах
Длиннохвостых ягуаров, броненосных 
черепах.
Но в солнечной Бразилии, Бразилии моей,
Такое изобилие невиданных зверей.

Припев:

Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,
Суда уходят в плаванье к далёким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию,
И я хочу в Бразилию — к далёким берегам!
Только «Дон» и «Магдалина», только «Дон» и «Магдалина»,
Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда.

А в солнечной Бразилии, Бразилии моей,
Такое изобилие невиданных зверей!
Увижу ли Бразилию, Бразилию, Бразилию,
Увижу ли Бразилию до старости моей?

Припев:

Из Ливерпульской гавани, всегда по четвергам,
Суда уходят в плаванье к далёким берегам.
Плывут они в Бразилию, Бразилию, Бразилию,
И я хочу в Бразилию — к далёким берегам!
Только «Дон» и «Магдалина», только

«Дон» и «Магдалина»,
Только «Дон» и «Магдалина» ходят по морю туда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-литературной гостиной для детей групп старшего дошкольного возраста на тему: "Наш город Торопец, воспетый в стихах и песнях"

Это мероприятие явилось составной частью  Дня родного края, который мы ежегодно проводим в рамках зимних каникул в ДОУ....

Конспект НОД "Литературная гостиная по произведениям С. Я. Маршака"

Непосредственная образовательная деятельность с использованием ИКТ. Обобщает знания детей о творчестве С. Я. Маршака...

Презентация к нод "Литературная гостиная по произведениям С.Я. Маршака"

Презентация исползуется в ходе нод по ознакомлению с художественной литературой  "Дитературная гостинная по произвдениям С.Я Маршака....

Литературная гостиная "В гостях у сказки"

Конкурс по русским народным сказкам с интересным сюжетом. Дети помогают Ивану Царевичу  вызволить из плена Елену Прекрасную. Проходят разные испытания.Угадывают сказки, собирают картинки-сказки,о...

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Ценность литературной гостиной для детей дошкольного возраста. Взаимодействие специалистов в проведении литературной гостиной.

Литературная гостиная – удивительно пластичная и удобная форма организации творческой деятельности. Она позволяет в максимальной степени раскрывать любой, даже самый смелый замысел, поскольку объ...

Ознакомление дошкольников с литературой Литературная гостиная «Час литературного чтения»

Освоение задач литературного развития образовательной области «Речевое развитие» по направлению «Чтение художественной литературы» осуществляется в совместных видах деятельност...