РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Чудеса из пластилина"
рабочая программа
Кружок "Чудеса из пластилина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_doop_chudesa_iz_plastilina_2022.docx | 554.59 КБ |
Предварительный просмотр:
- Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из пластилина» по развитию у детей дошкольного возраста художественных способностей разработана на основании следующей нормативно-правовой базы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 – ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении СанПиН 2..4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдых и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» № 09-3242 от 18.11.2015 г. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 г. №2 «Об утверждении Порядка применениями организациями, осуществляющимися образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных образовательных потребностей;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АКА-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из пластилина» (далее – Программа) художественной направленности направлена на развитие у детей дошкольного возраста творческих, коммуникативных способностей через создание мультфильмов.
Актуальность программы
С появлением современных технологий увлекательный мир анимации широко распахнул двери для всех желающих. В настоящее время познать азы мультипликации и почувствовать себя в роли начинающего режиссёра, может каждый ребенок. Создавая анимационный фильм, ребенок становится режиссером, художником, сценаристом, актером, оператором; учится договариваться с другими, взаимно согласовывать действия, добиваться общего результата.
Каждый ребенок (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) сможет найти применение своим способностям, т.к. мультипликация предполагает различные виды деятельности, к которым относятся: работа с текстами (придумывание сценария, пересказывание сказок, озвучивание и т.д.), художественное творчество (рисование, лепка из пластилина и создание атрибутов), а также работа с техникой (съемка, монтаж совместно со взрослыми).
Содержание и деятельность в рамках Программы позволяет разнообразить формы работы с обучающимися с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащает формы взаимодействия со взрослыми в познавательной деятельности.
Новизна программы
Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умения совместной работы со взрослыми с программами (Sony Vegas Pro 13, Киностудия Windows Live (Movie Maker), Movavi), но и способствует формированию художественной культуры. Эта программа не даёт ребёнку «уйти в виртуальный мир», учит видеть красоту реального мира.
Отличительная особенность программы
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в её патриотичности и социальной значимости в процессе художественной деятельности. Это создание отечественного мультипликационного продукта руками детей, пропаганда важнейших человеческих ценностей – доброты, любви к Родине, к природе и близким людям.
Адресат программы
Программа «Чудеса из пластилина» художественной направленности рассчитана на обучающихся 5-7лет, наполняемость группы 12 человек.
Срок реализации и объем учебных часов
1 год обучения: 64 часа (2 часа в неделю).
Форма обучения
Обучение осуществляется в очной форме. Возможна организация образовательной деятельности в соответствии с индивидуальным учебным планом для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
Режим занятий
Продолжение учебного часа – 25-30 минут согласно СанПиН 2..4.3648-20 от 28 сентября 2020 года. Особенности набора группы – особых условий нет.
- Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Цель: развитие у обучающихся старшего дошкольного возраста художественных способностей и склонностей к различным видам искусства через создание короткометражных пластилиновых мультфильмов.
Задачи:
- познакомить дошкольников с основными видами мультипликации; создать мультфильм в технике «пластилиновая анимация»;
- познакомить дошкольников с технологическим процессом создания пластилиновых мультфильмов;
- развивать художественно-эстетический вкус, пространственное воображение;
- создавать условия для воспитания трудолюбия, самостоятельности, умения контролировать свои действия;
- способствовать созданию временного творческого коллектива.
- Учебный план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Прак тика | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Что такое мультипликация? | 1 | 1 | - | Анализ наблюдения. Межличностные отношения. Входной контроль. |
2. | Знакомство с пластилином | 3 | 1,5 | 1,5 | Анализ интереса к пластилину и пластилиновой технике работы. |
3. | Основы мультипликации | 9 | 3 | 6 | Анализ ответов на поставленные вопросы. Терминология. |
4. | Объемные фигуры | 15 | 2 | 13 | Анализ познавательного процесса к изучению материала. Подготовка к практическому заданию. |
5. | Работа с фоном | 4 | - | 4 | Контроль при выполнении практической работы. Разработка композиции с использованием эскизов. |
6. | Самостоятельная работа. Изготовление пластилиновых героев и создание декораций | 10 | - | 10 | Создание различных фигур из пластилина. |
7. | Изучение основ озвучки персонажей | 4 | - | 4 | Создание файлов с записью голоса, озвучивание. |
8. | Творческая работа. Коллективный короткометражный мультфильм. | 12 | - | 12 | Контроль при выполнении практической работы. Работа по созданию короткометражного пластилинового мультфильма |
9. | Творческая практическая работа | 6 | - | 6 | Контроль при выполнении практической работы. Работа по созданию короткометражного пластилинового мультфильма. Итоговый контроль. |
Итого: | 64 | 7,5 | 56,5 |
- Содержание учебного плана программы
Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Что такое мультипликация? (1 ч).
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином. Знакомство детей с историей возникновения анимации. Беседа о том, как создать свой мультфильм. Беседа о видах мультфильмах. Демонстрация и обсуждение мультфильма «Варежка».
Просмотр первых мультфильмов.
Практика: Игра-викторина «В гостях у мультфильма».
Тема 2. Знакомство с пластилином (3 ч).
Теория: Откуда и как появился пластилин, виды и свойства пластилина. Волшебные свойства пластилина.
Практика: Знакомство с основными фигурами для создания персонажей. Смешиваем цвета.
Просмотр: мультфильм «Пластилиновая ворона» и лепка героев по образцу.
Тема 3. Основы мультипликации (9 ч).
Теория: История мультипликации. Виды мультфильмов. Знакомство с видами мультипликационных фильмов: советские; аниме; современные; развивающие. Знакомство с профессиями мультипликаторов.
Практика: Создание пластилинового мультфильма и обсуждение отличий от современных мультфильмов. Игра-практикум «Мультипликация».
Тема 4. Объемные фигуры (15 ч).
Теория: Понятие о пластилиновой анимации. Работа с однотонной массой для лепки и цветным пластилином. Использование проволоки для каркаса и других мелких предметов, которые можно «вживить» в пластилин. Знакомство с техникой лепки: скручивание, растягивание.
Практика: создание персонажа в движении.
Тема 5. Работа с фоном (4 ч).
Практика: Создание фонов для коллективной сказки. Учатся подбирать цвета, делать декорации.
Тема 6. Самостоятельная работа. Изготовление пластилиновых героев и создание декораций (10 ч).
Практика: Создание персонажей, атрибутики, фонов. Создание пластилиновой аппликации как декорации для мультфильма.
Тема 7. Изучение основ озвучки персонажей (4 ч).
Практика: Подборка музыкального оформления для мультфильма. Чтение текста по ролям. Запись звука для персонажей. Редактирование звука, монтаж звука.
Тема 8. Творческая работа. Коллективный короткометражный мультфильм (12 ч).
Практика: Создание сюжета. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер). Изготовление коллективного короткометражного мультфильма.
Тема 9. Творческая практическая работа. (6 ч).
Практика: Создание индивидуального или группового мультфильма, соблюдая полностью технологический процесс создания продукта.
1.5. Планируемые результаты:
Предметные (образовательные) результаты:
Будут знать о:
- истории возникновения анимации;
- свойствах и техниках лепки из пластилина;
- закономерностях движения героев короткометражного мультфильма;
- процессе создания пластилиновой анимации;
- правилах техники безопасности при работе с пластилином;.
Будет уметь:
- создавать персонажей из пластилина;
- озвучивать и создавать мультипликационный сюжет.
Будут владеть:
- простейшими навыками работы с фотоаппаратом (веб-камерой) и ноутбуком (программами Sony Vegas Pro 13, Киностудия Windows Live (Movie Maker), Movavi);
Личностные результаты:
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы других, сопереживать неудачам, радоваться успехам;
- готов к сотрудничеству с педагогом и сверстниками.
Метапредметные результаты:
- уметь работать в команде, осознавать свою роль, свой вклад в достижении общей цели.
4. Комплекс организационно-педагогических условий.
4.1. Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения (промежуточной) итоговой аттестации |
1. | 2022 - 2023 | 01.10.2022 | 31.05.2023 | 32 | 64 | вторник, четверг 16.30 – 16.55 | Итоговая аттестация предполагает защиту проекта и диагностику освоения ДООП с 15.05.2023 г. по 29.05.2023 г. |
4.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса из пластилина» реализуется на базе МАДОУ ДСКН № 4 г.Сосновоборска.
- Помещение
− оборудованный кабинет (музыкальный зал): столы и стулья, шкаф с отделениями для хранения методических, дидактических материалов, расходных материалов и канцелярии.
- Оборудование
1) ноутбук;
2) мультимедийный проектор;
3) экран;
4) оборудование для музыкального сопровождения занятий;
5) цифровой фотоаппарат;
6) напольные и настольные штативы;
7) веб – камера.
Информационное обеспечение
− Учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, раздаточный материал (схемы, технологические карты), видеотека, методические рекомендации, мониторинг по дополнительной образовательной программе).
− Программное обеспечение: программы видеомонтажа (Sony Vegas Pro 13, Киностудия Windows Live (Movie Maker), Movavi); программы для обработки и записи звука.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования:
№ | Ф.И.О педагога | образование |
1 | Демко Наталья Сергеевна | Среднее профессиональное, стаж работы 14 лет. Проходит обучение по программе «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа: Технология разработки и особенности реализации», 144 ч. |
4.3. Формы аттестации и оценочные материалы
Вид контроля | Контрольные измерители (что проверяется) | Форма аттестации |
Входной | Мир мультипликации | Наблюдение |
Итоговый | Основные принципы работы с фотоаппаратом и веб-камерой, программным обеспечение для обработки фото и звука. | Практическое задание. Создание и демонстрация короткометражного мультфильма. |
Оценочные материалы
Диагностика результативности сформированных компетенций обучающихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Чудеса из пластилина» осуществляется при помощи:
- педагогическое наблюдение;
- демонстрация практических навыков и знаний на занятиях.
4.4. Методические материалы
Формы и технологии:
- словесный (беседа, рассказ, объяснение);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкции);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа обучающихся
Учебно-методический комплекс к программе «Чудеса из пластилина» включает:
- сборник мультимедийных презентаций по темам: «История развития анимации», «Оборудование для работы», «Основы работы со звуком» и др.
- дидактические материалы по лепке из пластилина;
- видеоматериалы: технология съемки мультфильма, подборка мультфильмов для анализа http://multazbuka.ru/#rec67443519
- рабочая тетрадь «Секреты мультипликации».
Список использованной литературы
Направление «Мультипликация»
1. Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. - Новосибирск, 2011.
2. Комарова И.И., Туликов А.В. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2013.
3. Ю. Красный, Л. Курдюкова «Мультфильм своими руками».
4. Горичева В.С., Нагибина Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, 2008.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектной деятельности дошкольников М.: Издательство Мозайка-Синтез-М:, 2014.
6. Тимофеева Л.Л., Проектный метод в детском саду «Мультфильм своими руками».
Направление «Художественно-эстетическое»
- Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников - М: 2005.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
- Лыкова И.А. Программа по конструированию в детском саду «Умные пальчики»
- Давыдова Г.Н., Нетрадиционные техники рисования в детском саду - М:, 2010.
- Давыдова Г.Н., Пластилинография для малышей – М., 2006.
- Давыдова Г.Н., Бумагопластика – М:, 2007.
- Пищикова Н.Г., Работа с бумагой в нетрадиционной технике, М:, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, программа кружка "Волшебный пластилин"
Предлагаемая программа по лепке из пластилина и программа кружка «Волшебный пластилин» рассчитана на один год. Занятия проводятся 2 раза в неделю, 1-е занятие - днем, в соответствии с Прог...
Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный пластилин"
Рабочая программа по кружковой работе " Волшебный пластилин"...
Рабочая программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"
Программа по дополнительному образованию "Веселый пластилин"...
Рабочая Программа кружка "Волшебство из пластилина" - 6-7 лет
Целью данной Программы является формирование у детей старшего дошкольного возраста эстетического отношения и развитие ручной умелости посредством пластилинографии....
Рабочая программа " Чудо - пластилин"
Кружковая работа...
Рабочая программа "Веселый пластилин" (первая младшая группа)
рабочая программа кружка по пластилинографии для детей первой младшей группы на учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Пластилин-ка» для детей 3-4 лет
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Пластилин-ка»для детей 3-4 лет...