«Социализация детей с ОВЗ через использование нетрадиционной техники рисования»
консультация

Для успешной подготовки детей с ОВЗ к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность.Особое внимание уделяется нетрадиционным техникам рисования, как средству развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_detey_s_ovz.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 3 «Фонарик» город Саяногорск

Воспитатель:

Турусова Татьяна Владимировна

 «Социализация детей с ОВЗ через использование нетрадиционной техники рисования»

В эпоху научно- технического прогресса в наш современный мир внедряется большое количество инноваций. И современный педагог должен выбрать наиболее подходящее для успешного развития личности воспитанника, для его адаптации и социализации в условиях дошкольного образования.

Учитывая статистику, каждый год в России растёт количество детей с ОВЗ. Дошкольное образование создаёт условия для воспитания и обучения детей с особыми потребностями.

Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья проходят тот же путь познания, что и дети с нормальным развитием, однако знания их существенно отличаются количеством фактов, уровнем и глубиной обобщений, а также временем, затраченным на усвоение материала. В основном познания детей с ОВЗ ограничиваются представлениями об окружающем мире и некоторыми понятиями без глубокого проникновения в сущность явлений.

Для успешной подготовки детей с ОВЗ к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду. Значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность.

Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного и трудового развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Она открывает перед  детьми много интересного, красивого, занимательного. Эта деятельность наиболее доступна для ребят.

Особое внимание уделяется нетрадиционным техникам рисования, как средству развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – это рисование ладошками, рисование пальчиками, рисование ватными палочками, рисование штампами и т. д.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы, происходит обогащение их словарного запаса. Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности – это очень увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей, в ней не может быть плохих или хороших работ, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Как известно, дети с ОВЗ часто копируют образец, предъявленный имНетрадиционные техники изображения не позволяют этого сделать, так как педагог вместо образца показывает только способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные техники изображения в одном рисунке, дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • Способствует снятию детских страхов.
  • Облегчает процесс коммуникации с социальным окружением.
  • Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления.
  • Эффективно в коррекции различных отклонений и нарушений личностного. 
  • Учит детей свободно выражать свой замысел.
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям.
  • Учит детей работать с разнообразным материалом.
  • Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия.

В процессе проведения занятий было замечено, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание.

На протяжении всей деятельности следует  поддерживать  тесный контакт с родителями, систематически организовывать  выставки детских работ всех детей, а не только тех, кто хорошо овладел навыками и умениями нетрадиционного рисования.

Таким образом, проведение занятий с нетрадиционными техниками рисования позволяют детям быстрее достичь желаемого результата и способствуют развитию познавательных, творческих способностей, уверенности в своих силах, чувства композиции, цветовосприятия, ритма, мелкой моторики, фантазии, воображения. Целительная сила настолько сильна, что позволяет более успешно социально адаптировать детей с ОВЗ в современном обществе, корректировать его личность. Она заключена в самой ее природе как отражение всеобщей гармонии мира.  

Несколько примеров нетрадиционных техник рисования:

РИСОВАНИЕ ЛИНИЕЙ

Материал: карандаш, фломастер, бумага

Ход работы: Попробуйте нарисовать предмет, не отрывая карандаш или фломастер от бумаги. Вот где работает воображение! А можно закрыть глаза и под музыку рисовать хаотично разные неотрывные линии, после посмотреть что получилось, на что походить и раскрасить это.

ВОЛШЕБНАЯ НИТОЧКА

Материал: нитки, веревка, гуашь разного цвета.

Ход работы: Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

МОНОТИПИЯ

Материал: краска, кисточка, бумага

Ход работы: Сложите лист бумаги пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько ярких цветных пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте его ладошкой. Откройте и всмотритесь: что же получилось?

НАБРЫЗГ

Материал: старые зубные щетки, гуашь, бумага, гербарий, силуэты.

Ход работы: На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так можно изобразить звездное небо, салют. А еще можно вырезать любой силуэт и разместить на листе бумаги и разбрызгать краску. Затем убрать силуэт и у вас останется след, его можно дополнить, подрисовываю недостающие линии кисточкой.

РИСОВАНИЕ МЫЛЬНОЙ ПЕНОЙ

Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Ход работы: Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло, прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования.

Значение развития мелкой моторики руки как подготовка детей к письму через использование нетрадиционных техник рисования....

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

предлагаю вашему вниманию материал из опыта работы по  использованию           нетрадиционных техник рисования...

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования

В детском творчестве окружающий его мир открывается по –разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в...

Развитие художественно- творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мас...

Из опыта "Развитие творческих способностей и творческого воображения детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования."

Развитие способностей у детей к изобразительному искусству принесет свои плоды только тогда , когда обучение рисованию будет доступным, познавательным и выразительным...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...