презинтация о финансовой грамотности
презентация к уроку (старшая группа)

Лукина Алена Игоревна

формировние у  детей понятие Финансовя граммотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация32.35 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Группа №6 Непоседы  возраст 5-6 лет

Воспитатели; Лукина А.И.  Любчик О.Г.

Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом,

Приучайте его с детства заниматься трудом.

Чем он раньше познает, как хлеб достается-

Тем полезнее в жизни ему дальше придется.

В наше время дети включаются в финансовую жизнь семьи еще в дошкольном возрасте. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли мама с папай повышение цен или прибавку к заработной плате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая, а родители не могут ее купить. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы обучения финансовой грамотности с раннего возраста детей. Самой передовой страной в области повышения финансовой грамотности детей является Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми в пяти летнем возрасте. В США с 6 лет дети получают банковские карты и производят покупки.

Каждый человек имеет право быть финансово благополучным. Чтобы это произошло первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать с детских лет в сопровождении воспитывающих взрослых.

Эффективным способом решения проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности.

Проектная деятельность предполагает формирование навыков поисковой работы, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развития желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Чтобы помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, нами был разработан проект, где целью было создание условий для формирования основ финансовой грамотности для дошкольников через организацию совместной деятельности детей и родителей; вовлечение родителей в процесс совершенствования знания детей по основам финансовой грамотности.

Задачи проекта:

— повысить профессиональную компетенцию педагогов;

— заинтересовать детей в получении новых знаний по финансовой и экономической грамотности;

— вовлечь в активное взаимодействие педагогов, воспитанников и родителей;

— развивать познавательны интерес к вопросам финансовой грамотности и применение этих знаний на практике;

— воспитывать разумный подход к своим желаниям сопоставляя их с возможностями бюджета семьи.

Планируемые результаты:

— приобретение детьми новых знаний социально – экономического характера;

— приобретение правильных навыков рационального распределения доходов семьи;

— развития мышления через умение анализировать, обобщать, выделять главное;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

— участие родителей в совместной деятельности;

— повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Сроки и реализация проекта:

1.     Подготовительный этап:

— методическая и организационная подготовка проекта ( ноябрь –декабрь 2022г).

2. Практический этап:

— формирование элементов финансовой грамотности дошкольников в ходе практической работы; непосредственное осуществление мероприятий проекта (декабрь, 2022г).

3. Заключительный этап:

— подведение итогов;

— диагностика уровня финансовой грамотности дошкольников;

— изучение мнения родителей о результативности проекта;

— оформление результатов проекта в виде методических материалов (декабрь 2022г).

Основные мероприятия проекта, которые уже проведены:

1.     Диагностика знаний детей по финансовой грамотности.

2.     Опрос родителей по осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься этим вопросом.

3.     Занятие с детьми «Путешествие в страну «Экономика», «Семейный бюджет».

4.     Квест- викторины по русским народным сказкам.

5.     Викторины по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну», «Финансовая школа».

6.     Обобщение опыта работы в семье по развитию финансовой грамотности.

7.     Консультации для родителей: «Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников», «Азы финансовой грамотности в семье».

8.     Чтение художественной литературы: по экономической составляющей содержания «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке»; о потребностях и возможностях «Лиса и волк»; сказки, раскрывающие понятие «Деньги» — «Муха Цокотуха», «Огниво» и д.р.

9.     Игры с экономическим содержанием: «Хочу надо», «Купи другу подарок», «Угадай где продается» и д.р.

Проект идет полным ходом. Впереди мероприятия по изучению значимости и необходимости рекламы (занятия, игры, просмотр видео материалов); мероприятия на темы «Что такое конкуренция», «Как устроен банк», «Учимся планировать», «богатство и бедность».

Конечно, как и любой другой проект, наш проект подразумевает итоговый продукт. Мы для себя определили его в сфере пополнения предметно развивающей среды по вопросу финансовой грамотности дошкольников.

Это будет:

1.     Игры по финансовой грамотности дошкольников (как приобретенные, так и изготовленные совместно детьми и родителями).

2.     Книжки малышки «Сказки по финансовой грамотности дошкольников» (дети и родители).

3.     Буклет для дошкольников по финансовой грамотности.

Таким образом, формируя предпосылки финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности, мы научим их понимать, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.

Метод проектов нацелен не на применение уже имеющихся знаний, а приобретение новых, т.е. ориентирован на зону актуального и ближайшего развития. Кроме того совместная работа над проектом обеспечивает накопление опыта взаимодействия детей друг с другом, ставит ребенка в позицию ответственности перед собой и другими, сотрудничать и оказывать содействие.

Использование метода проектной деятельности способствует развитию таких качеств как честность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность, бережливость, способствующих формированию экономически воспитанной личности.

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Институт общего  образования Кафедра дошкольного образования.

Выпускная аттестационная работа по теме :

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у  детей дошкольного возраста.

Слушатель КПК группы 11.10.К32

«Формирования основ финансовой грамотности в ДОУ»

Воспитатель ГБДОУ №12Невского района СПБ

Лукина Алена Игоревна

Куратор группы 11.10.К32 Александрова Е.С.

КПН Доцент кафедры дошкольного образования.

 

Санкт-Петербург

2022г.

Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у  детей дошкольного возраста.

Воспитатель; Лукина Алена Игоревна.

Участники проекта: · дети дошкольного возраста (6-7 лет); · воспитатели группы;  · специалисты ДОУ; · родители.

Актуальность проекта

Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:

  • именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
  • стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
  • это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.

Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей дошкольного возраста.

Новизна проекта

Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.

В практике ГБДОУ №12 Невского района г.Санкт-Петербурга вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.

Цели и задачи проекта

Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ГБДОУ№12 Невского района г.Санкт-Петербурга.

Задачи проекта:

  • Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
  • Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
  • Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
  • Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Объект проекта – гармоничное развитие дошкольного возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.

Предмет проекта – финансовая грамотность.

Краткое описание этапов проекта

I этап - подготовительный

Методическая и организационная подготовка проекта:

  • изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
  • составление плана работы;
  • организация совместной работы с родителями.

Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2023 г.

II этап - практический

Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.

Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:

1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;

2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;

4) развитие внимания, логического мышления, связной речи;

5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.

Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.

Информирование о ходе проведения проекта.

Срок реализации этапа – ноябрь 2023 г. – апрель 2024 г.

III этап - заключительный

Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.

Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов ГБДОУ№12

Срок реализации этапа – май 2024г.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения проекта предполагается:

Для детей:

  • приобретение новые знаний социально-экономического характера,
  • приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
  • усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
  • получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
  • развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
  • применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
  • развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • повышение интереса к изучению окружающего мира.

Для родителей:

  • Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
  • Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.

Для педагогов:

  • Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
  • Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.

Аудитория проекта

  • Воспитанники подготовительной группы ГБДОУ №12 группа №6 «Непоседы»
  • Родители дошкольников.
  • Педагоги ГБДОУ№12 Невского района г. Санкт-Петербурга

Объем и содержание работ

Направление деятельности

Содержание деятельности

Сроки реализации

Исполнители и соисполнители

Подготовительный этап

Работа с детьми
Диагностика уровня финансовых знаний и умений

 

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений

Сентябрь-октябрь 2023г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Оценка уровня готовности родителей к совместной деятельности по развитию речи

Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми

Октябрь 2023г.

Лукина А.И., родительский комитет.

Работа с педагогами ГБДОУ
Информирование педагогов о содержании и значении проекта

Выступление на методическом семинаре

Октябрь 2023г.

Лукина А.И., методист

Практический этап

Работа с детьми
Мероприятия по формированию финансовой грамотности

Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов»

Ноябрь 2023г.

Лукина А.И.

Занятие с детьми «Путешествие в страну Эконом-град»

Декабрь 2023г.

Лукина А.И.

Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи»

Январь 2024г.

Лукина А.И.

Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста»

Февраль 2024г.

Лукина А.И.

Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну»

Март 2024г.

Лукина А.И.

Квест-игра для детей «Финансовая школа»

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»

Ноябрь 2023г.

Лукина А.И.

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Лукина А.И.

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Методика формирования основ финансовой грамотности в играх и занятиях в домашних условиях
Совместные мероприятия с детьми

Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье»

Ноябрь 2023 г.

Лукина А.И.

Стендовые консультации для родителей

В течение всего времени реализации проекта

Лукина А.И.

Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с педагогами ГБДОУ№12
Транслирование опыта работы по проекту
Обмен опытом

Выступление на методических семинарах
Проведение открытого мероприятия
Взаимопосещение занятий и мероприятий

В течение всего времени реализации проекта

Лукина А.И. методист, руководство ГБДОУ №12

Заключительный этап

Работа с детьми
Диагностика итогового уровня финансовых знаний и умений

Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов

Апрель 2024г.

Лукина А.И.

Работа с родителями
Подведение итогов совместной работы

Собрание с родителями

Май 2024г.

Лукина А.И.

Работа с педагогами ГБДОУ№12
Представление результатов работы

Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию

Апрель-май 2024г.

Лукина А.И., методист

Формы представления результатов

1. Выступление на заседаниях методического совета ГДОУ№12.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
  3. Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста //
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
  6.  Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-problemy-povysheniya-
    ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...

Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»

Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»

Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...

Презинтация на тему " Финансовая грамотность"

Презинтация с фото игр сюжетно - ролевых, липучек, словесных, дидактических....