презинтация о финансовой грамотности
презентация к уроку (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Группа №6 Непоседы возраст 5-6 лет
Воспитатели; Лукина А.И. Любчик О.Г.
Чтоб не стало дитя, лишь беспомощным ртом,
Приучайте его с детства заниматься трудом.
Чем он раньше познает, как хлеб достается-
Тем полезнее в жизни ему дальше придется.
В наше время дети включаются в финансовую жизнь семьи еще в дошкольном возрасте. Малыши так или иначе сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли мама с папай повышение цен или прибавку к заработной плате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая, а родители не могут ее купить. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной, общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы обучения финансовой грамотности с раннего возраста детей. Самой передовой страной в области повышения финансовой грамотности детей является Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми в пяти летнем возрасте. В США с 6 лет дети получают банковские карты и производят покупки.
Каждый человек имеет право быть финансово благополучным. Чтобы это произошло первые шаги в освоении финансовой грамотности необходимо делать с детских лет в сопровождении воспитывающих взрослых.
Эффективным способом решения проблемы формирования предпосылок финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является метод проектной деятельности.
Проектная деятельность предполагает формирование навыков поисковой работы, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; развития желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Чтобы помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, нами был разработан проект, где целью было создание условий для формирования основ финансовой грамотности для дошкольников через организацию совместной деятельности детей и родителей; вовлечение родителей в процесс совершенствования знания детей по основам финансовой грамотности.
Задачи проекта:
— повысить профессиональную компетенцию педагогов;
— заинтересовать детей в получении новых знаний по финансовой и экономической грамотности;
— вовлечь в активное взаимодействие педагогов, воспитанников и родителей;
— развивать познавательны интерес к вопросам финансовой грамотности и применение этих знаний на практике;
— воспитывать разумный подход к своим желаниям сопоставляя их с возможностями бюджета семьи.
Планируемые результаты:
— приобретение детьми новых знаний социально – экономического характера;
— приобретение правильных навыков рационального распределения доходов семьи;
— развития мышления через умение анализировать, обобщать, выделять главное;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
— участие родителей в совместной деятельности;
— повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Сроки и реализация проекта:
1. Подготовительный этап:
— методическая и организационная подготовка проекта ( ноябрь –декабрь 2022г).
2. Практический этап:
— формирование элементов финансовой грамотности дошкольников в ходе практической работы; непосредственное осуществление мероприятий проекта (декабрь, 2022г).
3. Заключительный этап:
— подведение итогов;
— диагностика уровня финансовой грамотности дошкольников;
— изучение мнения родителей о результативности проекта;
— оформление результатов проекта в виде методических материалов (декабрь 2022г).
Основные мероприятия проекта, которые уже проведены:
1. Диагностика знаний детей по финансовой грамотности.
2. Опрос родителей по осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься этим вопросом.
3. Занятие с детьми «Путешествие в страну «Экономика», «Семейный бюджет».
4. Квест- викторины по русским народным сказкам.
5. Викторины по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну», «Финансовая школа».
6. Обобщение опыта работы в семье по развитию финансовой грамотности.
7. Консультации для родителей: «Содержание образования по финансовой грамотности дошкольников», «Азы финансовой грамотности в семье».
8. Чтение художественной литературы: по экономической составляющей содержания «Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке»; о потребностях и возможностях «Лиса и волк»; сказки, раскрывающие понятие «Деньги» — «Муха Цокотуха», «Огниво» и д.р.
9. Игры с экономическим содержанием: «Хочу надо», «Купи другу подарок», «Угадай где продается» и д.р.
Проект идет полным ходом. Впереди мероприятия по изучению значимости и необходимости рекламы (занятия, игры, просмотр видео материалов); мероприятия на темы «Что такое конкуренция», «Как устроен банк», «Учимся планировать», «богатство и бедность».
Конечно, как и любой другой проект, наш проект подразумевает итоговый продукт. Мы для себя определили его в сфере пополнения предметно развивающей среды по вопросу финансовой грамотности дошкольников.
Это будет:
1. Игры по финансовой грамотности дошкольников (как приобретенные, так и изготовленные совместно детьми и родителями).
2. Книжки малышки «Сказки по финансовой грамотности дошкольников» (дети и родители).
3. Буклет для дошкольников по финансовой грамотности.
Таким образом, формируя предпосылки финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредствам проектной деятельности, мы научим их понимать, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом, а покупки следует планировать.
Метод проектов нацелен не на применение уже имеющихся знаний, а приобретение новых, т.е. ориентирован на зону актуального и ближайшего развития. Кроме того совместная работа над проектом обеспечивает накопление опыта взаимодействия детей друг с другом, ставит ребенка в позицию ответственности перед собой и другими, сотрудничать и оказывать содействие.
Использование метода проектной деятельности способствует развитию таких качеств как честность, настойчивость, самостоятельность, аккуратность, бережливость, способствующих формированию экономически воспитанной личности.
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Институт общего образования Кафедра дошкольного образования.
Выпускная аттестационная работа по теме :
Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Слушатель КПК группы 11.10.К32
«Формирования основ финансовой грамотности в ДОУ»
Воспитатель ГБДОУ №12Невского района СПБ
Лукина Алена Игоревна
Куратор группы 11.10.К32 Александрова Е.С.
КПН Доцент кафедры дошкольного образования.
Санкт-Петербург
2022г.
Педагогический проект "Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Воспитатель; Лукина Алена Игоревна.
Участники проекта: · дети дошкольного возраста (6-7 лет); · воспитатели группы; · специалисты ДОУ; · родители.
Актуальность проекта
Для России остается актуальной проблема внедрения экономического воспитания в существующие образовательные программы дошкольных образовательных учреждений. Существует ряд причин, которые свидетельствуют об этой необходимости:
- именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни;
- стремительно растет доля детей, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);
- это позволяет охватить обучением всех детей дошкольного возраста, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения.
Передовые страны мира на протяжении длительного периода осуществляют программы финансовой грамотности с раннего возраста. В США с шести лет дети получают банковские карты и производят покупки, так реализация образовательных программ, связанных с экономической грамотностью в этой стране, начинается с дошкольного возраста. Самой передовой страной в области повышения экономической грамотности для детей дошкольного возраста признается Сингапур. Банки в этой стране начинают работу с детьми пятилетнего возраста и в дальнейшем сопровождают их на всем жизненном пути. Банки предлагают счета для детей, при этом их можно открыть при частном визите ребенка в отделение банка, либо в режиме онлайн. Данная услуга дает возможность ребенку быть активным потребителем банковских продуктов и получать доходы на свои сбережения, тем самым способствуя формированию экономической грамотности и самостоятельности.
В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, участвуют в процессе купли-продажи товара, тем самым овладевая экономической информацией на бытовом уровне, чаще всего в искаженном виде. Неправильно полагаться на стихийное усвоение экономической стороны жизни, так как в процессе познания дети сталкиваются с такими этическими понятиями, как богатство, деньги, кредиты, долги, бедность и другое. В этих понятиях заключен большой нравственный смысл, в котором отражаются социальные ценности: честность, доброта, трудолюбие, взаимопомощь и многое другое.
Этим обусловлена актуальность данного проекта для детей дошкольного возраста.
Новизна проекта
Новизна данного педагогического проекта заключается в отработке методических приемов по формированию финансовой грамотности со старшими дошкольниками.
В практике ГБДОУ №12 Невского района г.Санкт-Петербурга вопросы формирования финансовой грамотности использовались эпизодически. В рамках данного проекта предполагается осуществление комплексного подхода к отработке вопросов финансовой грамотности.
Цели и задачи проекта
Образовательная область, интеграция ОО: Познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта – разработка в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения методических приемов формирования финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в ГБДОУ№12 Невского района г.Санкт-Петербурга.
Задачи проекта:
- Практическая задача: развитие у детей интереса к знаниям о финансовой грамотности, формирование системы знаний о социально-экономических отношениях в обществе.
- Образовательные задачи: ознакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий.
- Развивающие задачи: развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике, развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности.
- Воспитательные задачи: - воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи, способствовать воспитанию нравственных качеств. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Объект проекта – гармоничное развитие дошкольного возраста, подготовка дошкольника к социально-экономическим отношениям.
Предмет проекта – финансовая грамотность.
Краткое описание этапов проекта
I этап - подготовительный
Методическая и организационная подготовка проекта:
- изучение теоретического материала, подбор методик, изучение практики финансового воспитания в ДОУ:
- составление плана работы;
- организация совместной работы с родителями.
Срок реализации этапа – сентябрь-октябрь 2023 г.
II этап - практический
Непосредственная апробация методических приемов формирования финансовой грамотности в условиях конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Осуществление мероприятий проекта, в ходе которого происходит:
1) расширение знаний детей о содержании и истории основных экономических категорий, обогащение лексического запаса;
2) решение проблемных ситуаций, развитие умений аргументировать свои ответы, активизировать словарь;
3) подведение дошкольников к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;
4) развитие внимания, логического мышления, связной речи;
5) формирование коммуникативных компетентностей, социальных компетентностей.
Оформление полученных результатов проекта в виде методических материалов.
Информирование о ходе проведения проекта.
Срок реализации этапа – ноябрь 2023 г. – апрель 2024 г.
III этап - заключительный
Подведение итогов, диагностика уровня знаний, умений и навыков детей, изучение мнения родителей о результативности проекта.
Оформление результатов проекта в виде методических материалов. Представление результатов проекта среди коллектива педагогов ГБДОУ№12
Срок реализации этапа – май 2024г.
Ожидаемые результаты
В результате выполнения проекта предполагается:
Для детей:
- приобретение новые знаний социально-экономического характера,
- приобретение первичных навыков рационального распределения доходов семьи
- усвоение следующих вопросов: как сберегаются деньги, как научиться принимать правильные финансовые решения;
- получение навыков ответственного отношения к финансовым обязательствам;
- развитие внимания и воображения, способности искать и находить новые решения, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
- применение практических советов в решении конкретных ситуаций;
- развитие мышления через умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать, опровергать;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- повышение интереса к изучению окружающего мира.
Для родителей:
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности.
- Повышение педагогической культуры родителей в проблеме взаимодействия с детьми по экономическим вопросам.
Для педагогов:
- Повышение квалификации в вопросах формирования и развития финансовой грамотности у дошкольников.
- Повышение уровня взаимодействия в педагогическом коллективе.
Аудитория проекта
- Воспитанники подготовительной группы ГБДОУ №12 группа №6 «Непоседы»
- Родители дошкольников.
- Педагоги ГБДОУ№12 Невского района г. Санкт-Петербурга
Объем и содержание работ
Направление деятельности | Содержание деятельности | Сроки реализации | Исполнители и соисполнители |
Подготовительный этап | |||
Работа с детьми
| Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений | Сентябрь-октябрь 2023г. | Лукина А.И. |
Работа с родителями | Проведение опроса осведомленности о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми | Октябрь 2023г. | Лукина А.И., родительский комитет. |
Работа с педагогами ГБДОУ | Выступление на методическом семинаре | Октябрь 2023г. | Лукина А.И., методист |
Практический этап | |||
Работа с детьми | Деловая игра для родителей и детей «Азбука финансов» | Ноябрь 2023г. | Лукина А.И. |
Занятие с детьми «Путешествие в страну Эконом-град» | Декабрь 2023г. | Лукина А.И. | |
Развивающее занятие с детьми «Семейный бюджет и расходы семьи» | Январь 2024г. | Лукина А.И. | |
Игровое занятие для детей «Поиск сокровищ пирата Финансиста» | Февраль 2024г. | Лукина А.И. | |
Викторина по экономическому воспитанию «Путешествие в денежную страну» | Март 2024г. | Лукина А.И. | |
Квест-игра для детей «Финансовая школа» | Апрель 2024г. | Лукина А.И. | |
Работа с родителями | Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье» | Ноябрь 2023г. | Лукина А.И. |
Стендовые консультации для родителей | В течение всего времени реализации проекта | Лукина А.И. | |
Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей | Апрель 2024г. | Лукина А.И. | |
Работа с родителями | Методический семинар «Азы финансовой грамотности в семье» | Ноябрь 2023 г. | Лукина А.И. |
Стендовые консультации для родителей | В течение всего времени реализации проекта | Лукина А.И. | |
Обобщение опыта работы в семье и ДОУ по развитию финансовой грамотности детей | Апрель 2024г. | Лукина А.И. | |
Работа с педагогами ГБДОУ№12 | Выступление на методических семинарах | В течение всего времени реализации проекта | Лукина А.И. методист, руководство ГБДОУ №12 |
Заключительный этап | |||
Работа с детьми | Проведение исследования уровня финансовых знаний и умений выявление динамики и полученных результатов | Апрель 2024г. | Лукина А.И. |
Работа с родителями | Собрание с родителями | Май 2024г. | Лукина А.И. |
Работа с педагогами ГБДОУ№12 | Выступление на методическом совете, подготовка и представление доклада на конференцию | Апрель-май 2024г. | Лукина А.И., методист |
Формы представления результатов
1. Выступление на заседаниях методического совета ГДОУ№12.
2. Публикация результатов проекта.
3. Применение в практике педагогической деятельности.
Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/
- Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А.Блохина, О.В.Терешева – Калининград: КОИРО, 2017.
- Гладкова О.А., Коломийченко Л.В. Актуальность проблемы повышения экономической грамотности детей старшего дошкольного возраста //
- Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
- Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
- Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ aktualnost-problemy-povysheniya-
ekonomicheskoy-gramotnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по финансовой грамотности Тема: «Азбука финансовой грамотности».
Сформировать первичные понятия денег, какими бывают деньги...
Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"
Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...
Игра-путешествие по финансовой грамотности с использованием STEM-образования в подготовительной коррекционной группе «Путешествие Буратино в страну Финансовой грамотности»
Игра-путешествие разработана в соответствии с программой STEM-образование и дополнительной программы "Финансовая грамотность для дошкольников". В разработке использованы все 6 модулей STEMа:...
Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»
Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....
Проект по формированию финансовой грамотности у дошкольников (6-7 лет) «Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»
Проект по формированию финансовой грамотностиу дошкольников (6-7 лет)«Приключения Буратино в стране финансовой грамотности»Основы финансовой культуры необходимо прививать детям с малых лет...
Презинтация на тему " Финансовая грамотность"
Презинтация с фото игр сюжетно - ролевых, липучек, словесных, дидактических....