ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья

Валерия Ивлева

Аннотация: В статье обоснованы и представлены вопросы развития основных ценностей, лежащих в основе формирования развивающей среды дошкольной образовательной организации (ДОО) как системного явления. Определены важнейшие установки: изменение стиля ДОО, стиля мышления и поведения персонала организации, родителей, т. е. взрослых, оказывающих влияние на ценностную сферу детей. На основе проведенного анализа установлено, что только рефлексивное поведение педагогов и сознательная целенаправленная работа их над собой помогут детям получить ранний опыт реализации и развития демократических ценностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время Россия, как и весь мир, находится в ситуации глобальных вызовов: климатический кризис, угроза глобальной пандемии, вымирание биосферы, глобальная политическая, социальная и экономическая неопределенность [10, с. 4]. Логично, что происходит переоценка ценностей, как у взрослого поколения, так и детского сообщества, появляются новые смыслы, соответствующие тем изменениям, которые предлагает действительность. Основываясь на исследовании [2, с. 101], посвященном рассмотрению ценностно-смысловых ориентаций, можно сделать вывод о том, что именно они определяют содержательную и операциональную сторону приобретаемого нового социального опыта ребенка.

Моральные концепции, ценностные ориентации являются важной частью обучения, воспитания и развития ребенка. Вопрос только лишь обучения не может быть центральным для деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО). 

С социальной точки зрения, первоочередная задача ценностей – поддержание структуры социальной системы. При этом следует помнить о том, что, несмотря на наличие универсальных ценностей, существует влияние социальной ситуации, социокультурной среды.

В связи с этим сознательное продвижение демократических ценностей в детских садах представляет собой необходимую подготовку детей к жизни в демократическом обществе. На наш взгляд, к ценностям такого рода могут быть отнесены уважение, сочувствие (эмпатия), забота, дружба, мир, равноправие, признание права на разнообразие культур и мнений, трудолюбие, ответственность – за себя, за других, за природу.

Тем не менее существует разнообразие культур, разница менталитета, и это больше, чем только культурное и этническое разнообразие, что, несомненно, оказывает влияние на состав ценностных ориентаций. Так, например, кувейтское сообщество, как и другие сообщества по всему миру, имеет свой собственные убеждения, язык, религию, мораль, этику и стиль мышления, вследствие этого состав ценностей, формируемых в кувейтском детском саду, следующий: правдивость, честность, благодарность, уважение к старшим, к семье, к традициям, верность, милосердие, справедливость и терпение [1].

В то время как система дошкольного образования (ДО) в Японии предполагает развитие в ребенке готовности быть преданным традициям, коллективу, целеустремленность, сильное чувство собственной идентичности, любознательность, гордость, стыд, ориентацию на зависимость, понимание ситуаций и чувств других людей [12].

Таким образом, ценностная сфера личности детерминирует содержание социальных форм поведения и деятельности личностей участников образовательного процесса, в то же время она может изменяться вследствие социально-психологических условий, под влиянием социальной ситуации, социокультурной среды, а также благодаря воздействию системы ценностей, присущих конкретно данной образовательной организации.

Поскольку мы убеждены, что развитие ценностной сферы, как и совершенствование взаимодействия между значимыми взрослыми и детьми, должно осуществляться и в повседневности, а не только во время специальных мероприятий, то педагоги, родители, весь персонал детского сада стремился интегрировать широкий спектр добрых дел в свою ежедневную деятельность. Ежедневная работа взрослых над своей ценностной сферой дает пример и детям. Педагоги, выполняющие свою деятельность и при этом сохраняющие предубеждения относительно образования, воспитания и социального взаимодействия, вербально и невербально транслируют это и детям. Назидательные фразы о том, как важно делать добро, не дадут положительного примера детям. Но добрые дела, хоть и малые, совершаемые ежедневно, дадут пример того, как через малое можно помочь большому сообществу.

Важнейшей для нас установкой в ходе эксперимента являлась следующая: если организация ставит своей задачей качественное развитие образовательной среды, то полагаться только на разного рода мероприятия недостаточно. Действительно эффективным может быть только изменение всего стиля ДОО, стиля мышления и поведения персонала организации, родителей,
т. е. взрослых, оказывающих влияние на ценностную сферу детей.
 

Рассмотрим, как реализуется данное утверждение, на следующем примере. Безусловно, все признают, что уважение достоинства другого человека – это фундаментальная ценность. Причем важно, чтобы его уважали за то, кто он есть, за его достоинства, но также с его слабостями и ошибками и его собственными правами. Так же часто говорят о «разнообразии культур». Однако отметим, что, на наш взгляд, это больше, чем культурное и этническое разно-образие.

Работая над развитием данных ценностей, педагоги часто сообщают о праздниках национальных культур, таких как «Мультикультурный летний фестиваль», «Путешествие вокруг света» и «Дети этой земли». На этих мероприятиях исполняются национальные песни, танцы, демонстрируется национальная одежда, посуда… Однако зачастую подобные мероприятия приводят к закреплению ощущения «инаковости» и существующих стереотипов, каковых в отношении каждой нации существует множество. При таком подходе разнообразие культур остается экзотическим и изолированным.

После подобных мероприятий дети и взрослые быстро возвращаются к привычному представлению о той или иной национальности. Между тем, если стремиться к идее признания разнообразия и уважения «инаковости», то надо каждый день, в каждом поступке, слове проявлять эти качества. Нужно научить детей избегать предрассудков и дискриминации, а также защищаться от односторонних заявлений и поведения.

Подчеркнем, что решение вопроса о развитии основных ценностей, лежащих в основе формирования развивающей среды ДОО как системного явления, во многом определяется индивидуальным отношением воспитателей детских садов, и это имеет решающее значение.

Только рефлексивное поведение педагогов и сознательная целенаправленная работа их над собой поможет детям получить ранний опыт реализации и развития демократических ценностей.

Ценности создаются через образцы для подражания. Примером могут служить взрослые, и, поскольку дети наблюдают за поведением окружающих их взрослых, ценности передаются. По этой причине педагогам и всему персоналу ДОО важно постоянно работать над собственным ценностным профилем. Воспитатель должен действовать как друг, философ и наставник, ибо максимально влияет на личность обучающегося в годы его становления. При том его действия передают ребенку больше, чем слова. Педагог сам должен практиковать то, что он проповедует, понимая, что он образец для подражания для воспитанников. Дети усваивают ценности, исходя из того, кем являют себя взрослые, а не из того, что они говорят. Воспитанники осознанно и неосознанно впитывают достоинства и недостатки из этих образцов для подражания.

Педагоги своими действиями демонстрируют соответствующее поведение, и потому должны обладать развитой ценностной сферой. Так, воспитатель, который проявляет интерес к культуре ребенка из другой страны, учит своих воспитанников уважать детей из разных слоев общества. А тот, кто демонстрирует ребенку образец самостоятельного решения проблем, продвигает ценность независимого мышления.

Пути формирования ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста рассматривались в работах В. О. Голубкова, Т. А. Казимирской, Н. В. Кос-мачевой, О. М. Кравцовой, Н. Б. Полковниковой, О. Р. Радионовой, О. Г. Хлодковой [3; 4; 5; 6; 7; 9; 11].

Как и указанные выше исследователи, считаем, что понимание и усвоение детьми нравственных ценностей, формирование их ценностных ориентаций происходит достаточно успешно в период 6–7 лет, однако благодаря длительности эксперимента у нас была возможность проследить, как происходит этот процесс у детей, начиная с 4 лет.

Согласно О. Р. Радионовой, транслирование ценностных эталонов, образцов, норм должно осуществляться в специально организованной совместной деятельности воспитанников и педагогов. При этом автор подчеркивает необходимость «комплексного характера воздействия на когнитивный, эмотивный и поведенческий компоненты аксиосферы», что подразумевает опору на эмоционально-образное восприятие [9].

В связи с этим педагоги, работавшие в детских садах – участниках эксперимента, признали необходимым освоить приемы комплексного воздействия на все компоненты ценностной сферы дошкольников (когда задействовано не только логическое, но и образное мышление), научились создавать благоприятную атмосферу, где происходит психологическая и нравственная подстройка, способствующая транслированию нравственных норм, что одновременно способствует формированию развивающей среды ДОО.

В процессе подготовки к эксперименту и в процессе его реализации представители педагогического коллектива осознали, что в их собственных ценностных ориентациях заключается мощный ресурс нравственного развития воспитанников, и потому выбрали наиболее эффективные методы и средства, чтобы воздействовать и на ценностную сферу дошкольников и улучшить взаимодействие участников образовательного процесса, таким образом формируя развивающую среду.

Именно потому считаем необходимым сказать о произошедшем изменении понимания воспитателями, всем коллективом детского сада своей роли в образовательной деятельности: происходит не просто передача информации, контроль и присмотр – приходит время, когда педагог в детском саду должен быть готов к выполнению новых функций. А также каждый сотрудник детского сада должен стать вдохновителем для ребенка, быть тем, кто являет собой эталон поведения, отношения к жизни, и осуществляется это не только во время занятий и мероприятий, а постоянно, в том числе в ходе повседневного общения сотрудников детского сада и воспитанников.

Отметим, что в детских садах, где мы проводили эксперимент, использовалась примерная основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующая требованиям ФГОС ДО, в центре которой – формирование нравственных, общечеловеческих ценностей с учетом национальных особенностей, создающая предпосылки для формирования развивающей среды и повышения аксиологического потенциала общения педагога и воспитанника [8].

На основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» детскими садами – участниками эксперимента была разработана основная образовательная программа дошкольной образовательной организации и рабочие программы, в том числе рабочие программы образовательной области «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», и «Социально-коммуникативное развитие». Занятия, проводимые в рамках этих программ, были избраны для внедрения инновационных методов работы, способствующих формированию развивающей среды и воздействию на ценностную сферу дошкольников.

Выбор данных разделов основной образовательной программы обусловлен также тем, что уровень речевого развития ребенка влияет на эффективность взаимодействия с педагогами, на восприятие ценностных ориентаций, транслируемых воспитателями и другими значимыми взрослыми.

Педагогами были определены необходимые методы формирования развивающей среды ДОО, реализующиеся в образовательной деятельности педагога и дошкольника, в частности, это методы, базирующиеся на слове (чтение, слушание, говорение), и методы, основанные на использовании визуальности (картины, иллюстрации, фотографии, видеофрагменты, мультфильмы).

В качестве примера приведем беседу, которая была проведена в детском саду – участнике эксперимента с целью выявления идейно-нравственного содержания сказки «Репка».

Беседа по сказке «Репка» (проведена с детьми 5–6 лет)

Воспитатель: Мы сегодня будем говорить о хорошо известной вам сказке.

Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке. Вы сразу догадаетесь, как она называется. (Педагог демонстрирует иллюстрацию).

Дети: «Репка», сказка называется «Репка»!

В: Вы ее все очень хорошо знаете. Она хорошо вам известна еще с ранних, ранних лет. Наверняка ваши мамы и папы рассказывали вам эту сказку.

Давайте с вами вспомним, с чего началась сказка.

Д (Саша): Посадил дед репку, репка была малюсенькая…

В: Что потом произошло?

Д (Витя): Она выросла большая-пребольшая…

В: Посмотрите, какая огромная выросла репка. (Педагог демонстрирует иллюстрацию). И что же потом случилось? Какое продолжение было?

Д (Маша): А вытянуть он ее не может! Тащит он репку и никак не может!

В: Миша, как ты думаешь, почему он не смог вытащить репку?

Д (Миша): Потому что один не может ничего вытащить…. а дружба может!

В: Вы думаете, один вытащить не может, хорошо... А еще почему? А если бы на месте деда был папа, он смог бы вытащить репку?

Д (Ира): Да, потому что папа молодой и сильный!

В: Хорошо. Конечно, папа сильный, он все сможет.

А дед какой был?

Д (Саша): Старый, слабый.

В: И что тогда стал делать дед?

Д (Саша): Позвал бабушку на помощь.

В: Зачем он позвал бабушку на помощь?

Д (Маша): Ему нужна была помощь, он не мог вытянуть репку.

В: Бабка пришла на помощь, получилось у них вытащить репку?

Д (Маша): Нет!

В: Кто еще приходил на помощь?

Д (Ира): Внучка!

В: Посмотрите, вся семья собралась около репки, все друг другу помогают, но ничего у них не получается. (Педагог демонстрирует иллюстрацию).

Как вы думаете, почему у них ничего не получается?

Д (Витя): Потому что, кроме внучки, все слабые: и дед, и бабка.

Д (Ира): И они еще старенькие.

Д (Саша): А внучка еще маленькая и не сильная.

В: Конечно. А где же папа с мамой?

Д (Таня): В городе, на работе.

В: Кто еще приходил на помощь?

Д (Ира): Жучка, кошка и мышка.

В: Мне бы хотелось вас спросить вот о чем: любое дело легче выполнить одному или вместе?

Д (Миша): Конечно, вместе. Вместе (все дети поддержали)!

В: Почему?

Д (Миша): Потому что вместе - это одна сила!

В: Да, действительно, силы становится больше и от поддержки, и от того, что сила увеличивается, становится легче выполнить любую работу, любое самое важное и трудное дело.

В: Еще хочу вас спросить, что нужно помнить очень важное, общаясь и с друзьями, и с недругами?

Д (Таня): Что с ними нужно мириться. Со всеми нужно дружить.

В: Зачем, как вы думаете?

Д (Саша): Тогда у всех можно просить помощи, ты же с ними дружишь.

В: Молодцы, конечно, можно и нужно просить о помощи, бояться и стесняться помощи не нужно. Как вы думаете, почему?

Д (Катя): Ну, потому что они помогают, поддерживают друг друга.

В: Молодец, Катя, если каждый человек чувствует поддержку другого человека или поддержку в семье, тогда все преграды и все трудности можно будет преодолеть.

Дети, а чем закончилась наша сказка?

Д (Маша): Бабка, дед и внучки позвали на помощь жучку, кошку и мышку, все вместе потянули и вытянули репку.

В: Как вы думаете, кто оказался самым сильным? Благодаря кому вытянули репку?

Д (Ира): Мышка.

Д (Миша): Неет, она же маленькая. Это потому, что они все вместе та-щили.

В: Максим, а ты как думаешь?

Д (Максим): Все свою силу отдали и вытащили репку.

В: Конечно, мы с вами уже сказали, что, помогая и поддерживая друг друга, можно справиться с любым, даже самым сложным делом.

Дети, большое вам спасибо, за ваши ответы, за участие в занятии. Вы были большие молодцы! Вы мне очень помогли. Спасибо.

В ходе беседы дети не только постигали идейно-нравственное содержание сказки (дружба, взаимопомощь), но и учились делать собственные суждения, основываясь на знаниях и ощущениях, а не на предубеждениях, учились защищать личные решения, используя приемлемые формы выражения эмоций, неагрессивные способы выражения гнева, страха или протеста.

Ценностные ориентации сами по себе не появляются, они на протяжении всей жизни развиваются под действием искусства, обретенных познаний, личных переживаний, во время общения с людьми, многогранным миром, который его обрамляет и с которым он активно взаимодействует.

Сформированные в ходе эксперимента ценностные ориентации у детей дошкольного возраста еще не имеют полной устойчивости. Дети не всегда могут точно выразить в речи мотивы и причины собственных действий, однако наличие у них определенных предпочтений, прослеживающихся в нравственной направленности поведения и деятельности, дает возможность говорить о развитии у них нравственных ценностей как первой ступени становления ценностных ориентаций.

Список использованных источников

1. Axiology in Teacher Education: Implementation and Challenges. Babita Tomar Lecturer, Advance Institute of Management Ghaziabad IOSR Journal of Research & Method in Education (IOSR-JRME) e-ISSN: 2320-7388, p-ISSN: 2320-737X. Vol. 4. Is. 2 Ver. III (Mar-Apr. 2014), p. 51–54. URL: www.iosrjournals.org.

2. Балакирева Е. И. Общекультурный компонент содержания высшего профессионального образования (компетентностный подход) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2009. Вып. 1. Т. 9. С. 98–105.

3. Голубков В. О., Кузнецова А. В., Ушков М. Ю. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 3 (6). С. 14–17. URL: https://moluch.ru/th/1/archive/41/1329 (дата обращения: 04.09.2021).

4. Казимирская Т. А. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Москва, 2002. 25 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_520404.

5. Космачева Н. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций в современных отечественных программах ДОУ : сб. науч. ст. аспирантов и соискателей. Вып. IV / ред. В. П. Савинкина. Коломна : КГПИ, 2005. С. 103–108.

6. Кравцова О. М. Формирование общечеловеческих ценностей у дошкольников 08-02-2019. URL: https://bspu.by/blog/kravtsova/article/publish/formirovanie-obshechelovecheskih-cennostej-u-doshkol-nikov.

7. Полковникова Н. Б. Приобщение старших дошкольников к ценностям как компонент работы по социализации // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 96–105. URL: https://dovosp.ru/j_dv/wak/priobshhenie-starshix-doshkolnikov-k-cennostyam-kak-komponent-socializacii

8. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

9. Радионова О. Р. Педагогические условия организации развивающей предметной среды в дошкольном образовательном учреждении : диссертация кандидата педагогических наук. М., 2000. 187 с.

10. Спенсер-Кейс Д., Лукша П., Кубиста Д. Образовательные экосистемы: возникающая практика для будущего образования // Московская школа управления СКОЛКОВО и Global Education Futures, 2020. 170 с.

11. Холодкова О. Г., Малохвей С. М. К проблеме развития нравственных ценностей младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 4 (47). С. 37–40.

12. Шажинбатын А. Основные характеристики личности японца // Психолог. 2013. № 9. С. 95-–64. DOI: 10.7256/2306-0425.2013.9.10693. URL: https://nbpublish.com/library_
read_article.php?id=10693


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразовательная работа на 2013-2015 уч.год по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

План самообразовательной работы на 2013-2015 уч.год по теме:«Предметно-пространственная развивающая среда дошкольной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Что такое развивающая образовательная среда дошкольной организации с позиций стандарта дошкольного образования

Cовокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования,...

"Инновационный подход к организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации"

Статья посвящена проектированию развивающей предметно-пространственной среды посредством инновационной технологии ТИКО-моделирования, раскрываются требования ФГОС ДО при создании инновационной среды в...

Особенности формирования развивающей среды для организации игровой деятельности дошкольников разной двигательной активности

Развивающая среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика....

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации

Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций российского дошкольного образов...