Комплексный подход в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с учетом здоровьесберегающих технологий.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Выступление на педагогическом совете: опыт работы воспитателя по развитию мелкой моторики детей, актуальность и описание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnyy_podhod_v_razvitii_melkoy_motoriki.docx | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексный подход в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста с учетом здоровьесберегающих технологий.
выступление на педсовете
подготовила:
воспитатель МДОУ № 15
Коваленко Е.В.
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Мы живем в очень динамичное время. Мир и информационное пространство настолько сильно и стремительно развиваются, что это стало заметно даже детям. Скорость развития технологий, увеличение потока информации, постоянная занятость родителей заставляет их форсировать события. Ребенку дошкольного возраста доступны компьютер, ноутбук и другие блага современности. Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, но вместе с тем могут быть несамостоятельными в самых простых вещах: завязать шнурки, правильно держать ложку или карандаш, найти одежду и др.
Начиная работать с детьми, наблюдая за ними в ходе образовательного процесса, в самостоятельной деятельности, я обратила внимание на то, что у большинства детей моей группы слабо развита моторика рук (плохо разминают пластилин, некоторые неправильно держат карандаш, нажим во время рисования слабый и др., правда они говорят много, громко, но плохо проговаривают звуки. Ориентируясь на то, что одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является овладение речью и развитие мелкой и крупной моторики рук, я решила акцентировать внимание на развитии мелкой моторики, используя здоровьесберегающие технологии.
Согласна с тем, что проблема развития моторики не нова, но остается по-прежнему актуальной. Как писал В. А. Сухомлинский «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Учитывая важность этой проблемы, я начала эту работу задолго до поступления детей в школу.
Мной определена цель: стимулировать речевую и мыслительную деятельность ребёнка, через развитие мелкой моторики и координацию движения рук, используя здоровьесберегающие технологии.
Основные задачи:
• Тренировать тонкие движения пальцев и кистей рук
• Формировать координацию движений
• Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости
• Способствовать развитию творческих способностей
• Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь
• Обогащать словарный запас
Изучив множество литературы по развитию мелкой моторики, я пришла к выводу, что ни один из них не использует в своей работе весь комплекс игровых упражнений по развитию мелкой моторики.
Я подобрала наиболее приемлемые для своей работы виды игровых упражнений по развитию мелкой моторики и скомпоновала их в комплексы, которые я использую в работе с детьми:
1. Комплекс "Пальчиковые игры"
2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности в развитии
мелкой моторики"
3. Комплекс "Развитие графической моторики"
Комплекс "Пальчиковые игры"
• Пальчиковую гимнастику со стихотворным сопровождением (стихи, потешки) : в процессе игры дети массируют пальцы, ладони, упражняются в умении ими двигать вместе или отдельно, а проговаривание стишков и потешек развивает речь и обогащает словарный запас.
• Пальчиковые шаги. Эти упражнения направлены на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты.
• Фигурки из счётных палочек. В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игра сопровождается стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие.
• Шнуровки. Игры с ними развиваю глазомер, внимание, укрепляют пальцы и всю кисть руки (мелкая моторика, развивают пространственное ориентирование и к тому же, благодаря им, дети овладевают повседневным практическим навыком шнурования ботинок. В настоящее время в магазинах развивающих игрушек достаточный ассортимент разнообразных игр-шнуровок. Наряду с магазинными образцами игр-шнуровок я использую самодельные образцы. Ещё я обратила внимание на другой вид работы со шнурками - это плетение. Дело в том, что плетение - очень увлекательный процесс, способствующий развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности, чувства ритма, развивает глазомер и координацию движения пальцев.
2. Комплекс " Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики"
Занятия творчеством имеют важное значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук.
• Ниткография. Один из способов совершенствования пальчиковой моторики является метод ниткографии. Ниткография - выкладывание с помощью толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть "рисование с помощью нити". Как показывает практика, для детей занятия ниткографией становятся более увлекательными, если я их сочетаю с рассказом, сказкой, загадкой. Я прошу их изобразить героев сказки или ответ на загадку.
• Рисование нетрадиционными техниками и приемами: примакивание пальчиками, поочередное прикладывание ладони и пальцев, оттиск паролоном или печатками помогают выработать умение нажимать на инструменты с различным нажимом, добиваясь нужного оттенка цвета, а также развивать ручную умелость и воображение.
• Конструирование. Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами. Развивающий потенциал оригами очень велик. Думаю, что нет особой необходимости рекламировать это древнее искусство, притягательная сила которого способна пробудить детское воображение, память, пространственное мышление, развитие мелкой моторики пальцев. Оживляет плоский и ровный лист, превращая его в цветы, животных, птиц. Тематика оригами очень разнообразна и идёт методом от простого к сложному.
• Аппликация. При работе с бумагой, ножницами, клеем дети учатся правильно пользоваться материалами, инструментами, приобретают не мало практических навыков и умений.
3. Комплекс "Развитие графической моторики"
Большое значение для развития мелкой моторики имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Рисование по трафарету, фигурным линейкам, штриховка разных фигур по заданным направлениям приучает ребенка действовать по предлагаемому образцу, что развивает произвольность, столь необходимую для успешного обучения в школе. Проводя линии, подсказываемые трафаретом, малыш учится правильно держать в руках ручку и карандаш, развивает и тренирует мелкую моторику рук, готовят свою ладошку к письму.
Определив одно из основных направлений в работе, я стараюсь найти пути создания такой пространственно-предметной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук, и конечно же отвечающая требованиям ФГОС ДО.
Исходя из опыта моей работы в данном направлении с детьми младшего возраста наиболее эффективно использование элементов первых двух комплексов, озвученных мной выше (комплекс «Пальчиковые игры» и «Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики», а с более старшими дошкольниками использовать все комплексы.
В группе создаю условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.
На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.
В зоне изодеятельности «Мастерская художника»: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.
В театральной зоне: пальчиковый театр.
Ни одна игра, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут моя задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и, конечно, быть терпеливыми и спокойными. Любое, пусть даже не очень значительное, достижение моих воспитанников положительно оценивается, что дает положительный эмоциональный отклик.
От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев». Чем искусней ребенок работает руками, тем он умнее, изобретательнее. Ведь кончики пальцев – это неиссякаемый источник творческой мысли, «питания» человеческого мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Актуальность.Основные задачи.Комплексы игр и упражнений по развитию моторики рук....
План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
План самообразования на тему"«Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»....
Обобщение педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Обобщение опыта работы....
Проект на тему: ««Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредствам применения здоровьесберегающих технологий»
Задачи:Максимально использовать разные виды здровьесберегающих технологий, создать развивающую предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развивать...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
План по самообразованию: "Современные подходы в формировании связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
с 2019 по 2024 учебный год...
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Все формы движения, свойственные человеку, объединяются в понятие «моторика». Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определенных органов. Различные виды моторики задействую...