Обобщение педагогического опыта «Здоровьесберегающие технологии в развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
материал на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 7
муниципального образования Северский район
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Тема: «Здоровьесберегающие технологии в развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Автор: Кренёва Ольга Вячеславовна, воспитатель
пгт. Ильский
2017 год
Содержание:
1.Литературный обзор состояния вопроса.
1.1История темы педагогического опыта в педагогике…………………..……...................................................................... 3
1.2.История изучения темы педагогического опыта в дошкольном образовательном учреждении……….……………………...…………….……….......................... 6
1.3.Основные понятия, термины, используемые в описании педагогического опыта………………………………………………….......................................... 9
2.Психоло-педагогический портрет группы дошкольников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта………..…..……........................................................................................ 10
3.Педагогический опыт.
3.1.Описание основных методов и методик, используемых в предоставляемом педагогическом опыте……………………………......................................................................... 16
3.2.Актуальность педагогического опыта……………………….…................ 20
3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте…………….…….. 21
3.4.Результативность педагогического опыта……………………....……….. 25
3.5.Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта…………………………………………………………….…..................... 27
3.6.Возможность творческого применения представляемого педагогического опыта…………………………………….…………….……………..………….. 28
3.7.Основные элементы предоставленного мною педагогического опыта………………………………………………….……………..…..………. 29
4.Выводы………………………………………………...…….………..………. 32
Список литературы…………………………………………………………….. 33
Приложение №1……..………………………………..………….........……….. 34
Приложение №2………………………….………….……………...…...………51
Приложение №3………………………………….….………….……..….……. 84
Приложение №4………………………………………………..….….……….. 106
Приложение №5………………………………………………..….….……… ..116
- ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА
1.1.ИСТОРИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ПЕДАГОГИКЕ
Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Тема исследования развития мелкой моторики и зрительно-двигательной координации у детей дошкольного возраста раскрывается в трудах основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Исследованиями связи развития руки и мозга занимались такие ученые, так: физиологи И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, И.М. Сеченов; исследователь детской речи – М.М. Кольцова, японские и китайские ученые – Намикоси Токудзиро и Йосиро Цуцуми; педагоги – М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, Ю.А. Соколова, русский просветитель Н.И. Новиков и др.
Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, В. П. Бехтерева, А. Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя, и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. "Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями".
О.И. Крупенчук, когда рассматривает физиологию взаимосвязи мелкой моторики и речи: «В правом полушарии мозга человека возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Это происходит благодаря «мостику» между правым и левым полушариями мозга. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти». С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.
Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, зная об этом факте, образно отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.
Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления. Он писал: «Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука».
М. М. Кольцова в книге "Ребенок учится говорить" подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает закономерность. Автор также пишет: "говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук". Она также делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга. В своей книге М. М. Кольцова подводит итог своих исследований: "связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей". М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Таким образом, М.М. Кольцова делает такой вывод: «Правильная oргaнизация рaзличных видов детской дeятeльнoсти и систематическое применение тренировочных упражнений способствуют достижению хoрoших рeзультaтoв в рaзвитии пaльцeвoй мoтoрики рук»
Такого же мнения придерживается А.Е. Белая, которая пишет: «Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений».
Надо отметить, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции не случайно. В лабораторном электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.Н. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для речевого развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, динамические паузы, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Е. А. Екжанова, Е. М. Мастюкова, Т. А. Ткаченко, А. К. Толбанова и др.).
Таким образом, развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - это психолого-педагогическая проблема. Ее решение предполагает организацию работы с детьми по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Важно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Основные средства развития мелкой моторики рук - игровая деятельность и интеграция содержания образовательных областей.
1.2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Развитие мелкой моторики определяет речевое и познавательное развитие детей, начиная с раннего возраста. Эта проблема нашла отражение в примерных образовательных программах дошкольного образования.
Авторы примерной образовательной программы дошкольного образования разработанной в соответствии с ФГОС ДО «От рождения до школы» придают большое значение развитию мелкой моторики дошкольников. Начиная с 5-ти до 12–ти месячного возраста рекомендуется «развивать мелкую моторику рук и движения пальцев, предлагая детям расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д., организовывая игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.». В работе с детьми 3-4 лет ставятся задачи «совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности». Согласно данной программе развитие мелкой моторики рук осуществляется на интегративной основе при овладении детьми содержанием образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие» (в том числе, в исследовательской и конструктивной деятельности), «Художественно – эстетическое развитие» (рисование, лепка, аппликация).
В примерной образовательной программе дошкольного образования разработанной в соответствии с ФГОС ДО «Успех» развитие мелкой моторики воспитанников предлагается осуществлять при овладении содержанием образовательной области «Художественно – эстетическое развитие». При этом особо отмечается, что «общеразвивающая направленность содержания этой области - развитие высших психических функций, мелкой моторики руки, воображения - является первичной по отношению к формированию специальных художественных способностей детей». Авторы этой программы указывают на то, что благодаря специальным упражнениям и играм, к 3-4 годам ребенок «способен активно и осознанно усваивать ручные движения, их элементы, что позволяет ему расширять и обогащать репертуар уже освоенных основных движений более сложными».
Авторы примерной образовательной программы дошкольного образования разработанной в соответствии с ФГОС ДО «Детство» считают, что для развития мелкой моторики, начиная с раннего возраста, в педагогической работе с детьми целесообразно использовать интеграцию образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Такая интеграция обеспечивает «использование двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развития мелкой моторики. Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приемов, стимулирующих самостоятельность и творческую инициативу детей».
В примерной образовательной программы дошкольного образования разработанной в соответствии с ФГОС ДО «Радуга» подчеркнуто значение предметно-орудийной деятельности детей для развития у них мелкой моторики. По мнению авторов этой программы, «начальная предметно-орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое предмет или орудие, которое попадает в руки ребёнку, требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к нему. Учась действовать в этом поле, дети подготавливаются к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока им недоступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату - развитию мелкой моторики, которая непосредственно связана с развитие мышления и речи детей».
Наблюдая за детьми в ходе образовательного процесса, в самостоятельной деятельности, я обратила внимание на то, что у большинства детей моей группы слабо развита моторика рук (плохо разминают пластилин, некоторые неправильно держат карандаш, нажим во время рисования слабый и др.).
Данные первичной диагностики представлены в диаграмме:
Проведя анализ литературы и передового педагогического опыта других педагогов, а также, ориентируясь на то, что одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия, а одними из требований к результатам освоения Примерной образовательной программы дошкольного образования, представленными в виде целевых ориентиров: овладение речью и развитие мелкой и крупной моторики рук, я решила акцентировать внимание в своей работе на развитии мелкой моторики, используя здоровьесберегающие технологии.
Мной была определена цель: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста путем использования здоровьесберегающих технологий.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
- Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого дошкольника.
- Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
- Развивать точные, сложно координированные движения руки.
- Развивать речь детей.
- Развивать внимание, воображение, память, мышление детей.
- Обогащать словарь детей за счёт разучивания новых пальчиковых игр, расширять знания детей по основным лексическим темам.
Предполагаемый результат:
- положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
- сохранение психического и физического здоровья детей;
- улучшение общей двигательной активности;
- развитие речевой функции;
- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия.
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды различными элементами игр и пособий на развитие мелкой моторики, способствующими развитию интегративных качеств дошкольников
Исходя из вышеизложенного, мною был разработан цикл мероприятий, направленных на развитие мелкой моторики дошкольников, используя здоровьесберегающие технологии.
1.3.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ОПИСАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Динамическая пауза — это пауза в учебной или трудовой деятельности, заполненная разнообразными видами двигательной активности. Предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности. Физиологическая сущность динамической паузы — переключение на новый вид деятельности, активный отдых, координированной работы глаз и рук.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ - это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Массаж - совокупность приемов механического дозированного воздействия на какой-либо участок поверхности тела человека, проводимый с помощью специальных аппаратов или руками с лечебной, профилактической, гигиенической и другими целями.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. 33, с. 156
Самомассаж — массаж, выполняемый собственноручно, на своем теле.
Су Джок (в переводе с корейского языка су означает — кисть, джок – стопа) - это современное направление акупунктуры (стимулирования биологически активных точек), которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины.
Су Джок терапия — это эффективный метод профилактики и лечения болезней.
Криотерапия - лечение холодом; физиотерапевтическая процедура, действие которой основано на ответных реакциях организма на переохлаждении наружного (рецепторного) слоя кожи.
2.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ВОСПИТАННИКОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
К старшим дошкольникам относят детей в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую и подготовительную группы детского сада. Этот возраст играет особую роль в личностном развитии ребенка: в данный период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. «В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании со стороны взрослого и сверстников, интерес к коллективным формам деятельности); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе».
Большой вклад в исследование психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста внесли работы таких исследователей, как Н.Н. Поддъяков, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, З.М. Истомина, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и других.
В данных исследованиях усиленное внимание направляется на понимание особенностей развития умственной, а также мотивационной сферы и отдельных познавательных процессов дошкольников; на формирование их самосознания, особенности общения и способы социального взаимодействия; специфику игровой, изобразительной и других видов детской деятельности, механизмы формирования в дошкольном возрасте элементарной учебной деятельности, а также готовности к началу школьного обучения.
Опираясь на рассматриваемые в исследованиях наиболее существенные с точки зрения особенностей возраста психологические новообразования старших дошкольников, составим психологический портрет ребёнка 5-7 лет с описанием основных видов его деятельности.
Ребёнок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в разных направлениях, совершенствуются основные виды его деятельности, активно развиваются психические процессы. Так, например, память ребёнка претерпевает как количественные, так и качественные изменения. Увеличивается её объём: дети старшей группы запоминают до 7-8, а в подготовительной группе и до 10-12 названий предметов. «Качественные изменения характеризуются появлением опосредованности и произвольности, которые выражаются в том, что ребёнок уже не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает задачу на запоминание, применяет особые способы для удержания нужной информации».
Аналогичные показатели определяют и развитие внимания. «Помимо усиления таких качеств внимания, как устойчивость, объем, распределение, переключение, возрастает, что наиболее существенно, его произвольность, способность ребёнка ко все более направленному сосредоточению. Если младший дошкольник внимателен только к тому, что наиболее ярко и ново для него, то дети старшего дошкольного возраста могут удерживать своё внимание на решении самых различных задач». Ребёнку 5-6 лет оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, к семи годам это время увеличивается до 30 минут. Также при выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.
Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Формируются такие его особенности, как произвольность и оригинальность. В 5-6 лет дети уже могут самостоятельно придумать небольшую сказку с последовательно разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам они могут подчинить своё воображение определенному замыслу, последовать заранее намеченному плану, естественно внося в него некоторые коррективы.
«Развитое воображение, его культурная форма, характеризуется, прежде всего, продуктивностью. Это не отрывочное фантазирование, которое часто встречается у детей, а решение определённой творческой задачи. Такой задачей может быть создание сюжета игры, замысла рисунка или конструкции. Образы воображения характеризуются символичностью, замещением. Ребёнок использует одни предметы для раскрытия важнейших для него сторон других предметов и явлений».
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины и строения предметов; систематизируются представления детей, полученные ранее. Старший дошкольник способен вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Совершенствуется ориентация в пространстве. При этом старший дошкольник «испытывает трудности при анализе пространственного положения объектов, особенно если он должен одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков».
Активное развитие воображения и совершенствование восприятия становятся основой детского творчества, которое находит своё отражение в продуктивной деятельности. Старший дошкольный возраст – это период наиболее активного рисования: в течение года ребёнок способен создать до шести тысяч рисунков. В 5-6 лет рисунки детей представляют собой схематичные изображения различных объектов, но «могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения».
К 6-7 годам рисунки детей приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Совершенствуется и конструктивная деятельность детей. Ребята овладевают обобщённым способом обследования образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. В старшем дошкольном возрасте ребёнок может освоить даже сложные способы складывания бумаги и придумать собственные конструкции. Также усложняется конструирование из природного материала.
В этот период продолжает развиваться образное мышление. На шестом году жизни ребёнок способен не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие. Ребёнок старшего дошкольного возраста способен использовать простые схемы для решения несложных задач, конструирования, может решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение: на основе пространственного расположения объектов ребёнок может сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия. Однако при этом ему трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. «В дошкольном возрасте у детей ещё отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и так далее. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта».
Старший дошкольный возраст – это период осознанных открытий и познавательной активности. На его протяжении постепенно углубляются и расширяются знания и представления детей, происходит их обобщение. «Ребёнок развивает представления о себе самом и разных сферах окружающей действительности: природе, продуктах человеческой культуры, человеческих отношениях. Также он осваивает способы получения знаний.
У ребёнка формируется умение слушать взрослого, отвечать на вопросы и задавать их, самостоятельно экспериментировать с действительностью. Уровень овладения подобными способами наряду с освоенной ребёнком информацией характеризует содержательную сторону его умственного развития».
Дошкольный возраст также характеризуется активным развитием игровой деятельности, особенно сюжетно-ролевой игры, которая в этот период входит в свой расцвет. «Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей – по содержанию и интонационно – взятой роли. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется, в нём может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнёров по всему игровому пространству и менять своё поведение в зависимости от места в нём. Если логика игры требует появления новой роли, то ребёнок может в ходе игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее».
Групповой характер сюжетно-ролевой игры развивает способность ребёнка координировать свои действия с другими детьми. Поэтому к старшему дошкольному возрасту, он научается общаться, устанавливать со сверстниками определенные отношения, разрешать конфликты с помощью речи.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все компоненты устной речи, совершенствуются такие показатели, как фонематический слух, интонационная выразительность, грамматический строй. Дети используют практически все части речи, занимаются словотворчеством, демонстрируют богатый лексикон. Развивается связная речь.
В этом возрасте изменяется содержание общения ребёнка как со взрослым, так и со сверстником. Общение со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребёнок. Ведущим в общении становится познавательный мотив. Информация, которую ребёнок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. Ребёнок делится с воспитателем своими мыслями, планами, впечатлениями. В этом общении происходит «социальное взросление дошкольника, формируются социально-ценностные ориентации, осознаётся смысл событий, развивается готовность к новой социальной позиции школьника. В организации процесса воспитания присутствуют две тенденции. Одна из них – нисходящая: от подражания взрослому к собственному поведению. Обретая в контакте со взрослыми представления о необходимых результатах человеческой деятельности, разделяя чувства, рождающиеся в общении и совместной деятельности с ними, ребёнок приобщается к ценностям взрослых людей. Другая тенденция – восходящая: от рождающихся в самой деятельности ребёнка представлений, намерений, эмоций к рождению мотивов более высокого уровня, которые оцениваются взрослыми. Ориентация на свою значимость для других даёт ребёнку возможность полноценно участвовать в совместных делах, содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности».
Ребёнок очень чутко воспринимает замечания и указания взрослого, что является благоприятным условием для воспитания, обучения и подготовки детей к школе. Сам дошкольник постепенно подходит к осознанию себя как субъекта взаимоотношений. У него формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для него оказывается чрезвычайно важной его похвала. Недостаток же приводит к повышенной обидчивости детей на замечания. При этом повышенная обидчивость – это возрастной феномен.
«Ребёнок к 6-7 годам начинает переживать себя в качестве социального индивида, и у него возникает потребность в новой жизненной позиции и в общественно значимой деятельности, обеспечивающей эту позицию. Это новообразование подводит к кризису семилетнего возраста. У ребёнка появляется желание занять значимое для мира «взрослых» место в жизни, в их деятельности…. У ребёнка появляется «внутренняя позиция», которая в дальнейшем будет присуща человеку на всех этапах его жизненного пути и станет определять его отношение не только к себе, но и к занимаемому им положению в жизни».
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкурентность, соревновательность. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе.
В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно - деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников – жажда сотрудничества, которая возникает в играх с правилами. «Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности».
Формирование всё более точных и полных представлений о физических, интеллектуальных и личностных качествах не только сверстников, но и самого себя, сопоставление результатов своей деятельности с результатами других детей, подводит ребёнка к развитию его Я - образа. Это происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения.
Далее происходит структурирование Я - концепции, под которой следует понимать «теоретическую картинку самого себя (А.А. Реан); форму переживания человеком своей личности (А.Д. Леонтьев); систему представлений о себе, сопряжённую с самооценкой (Р. Берне)».
В возрасте 5-6 лет ребёнок узнаёт и дифференцирует свои личностные качества. В это время потребность в самоизменении может выражаться не только вербально, но и с помощью приложения реальных усилий. У детей старшего дошкольного возраста «слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой для саморегуляции. Эти слова-нормативы сначала мысленно произносятся самим ребёнком, затем постепенно формируются умения учитывать их в собственном поведении, а также в поведении другого человека, учитывать его чувства и мысли».
Наряду с «осознаванием» себя, ребёнок старшего дошкольного возраста начинает претерпевать процесс «самооценивая» - оценки собственных поступков с точки зрения нормативных эталонов. Вследствие ограниченности адекватного знания своих возможностей ребёнок первоначально на веру принимает оценку себя другими людьми, отношение к себе и уже оценивает себя как бы через призму отношения к себе. Немалую роль играет то положение, которое он занял в группе детей (что тоже, чаще всего, происходит с подачи взрослого). В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда.
Самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной, и переход из одного состояния в другое – её динамичность – естественна в условиях её начального этапа формирования. Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в круг представлений о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности. Установлено, что тенденцию к переоценке чаще обнаруживают «непопулярные» в группе дети, а недооценку – наоборот, «популярные», эмоциональное самочувствие которых достаточно хорошее. Задача воспитателя и родителей – создать условия для формирования адекватной самооценки, для осознания детьми реальных собственных возможностей в той или иной деятельности.
Итак, старший дошкольный возраст – последний из периодов дошкольного детства, когда в психике ребёнка появляются новые образования. Это произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия и так далее – и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением. Происходят изменения и в представлениях детей о самих себе, в их самосознании и самооценках, на что оказывают непосредственное влияние более сложные и содержательные отношения со сверстниками и взрослыми. Задача воспитателя и родителя – грамотно поддержать этот процесс развития и создать условия для наиболее успешного проживания ребёнком своего дошкольного детства.
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
3.1ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.
Большое значение для сохранения физического, психологического и эмоционального здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение их индивидуальных потребностей и интересов.
Разнообразие методов и приёмов обучения, видов деятельности предлагаемых мною детям в игровой форме, помогает добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию не только мелкой моторики у детей, но и укреплению их здоровья.
Исходя из того, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в своей работе я использовала игровой метод, который относится к практическим методам обучения. Он предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приема, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
В своей работе я также применяла следующие приёмы:
- Динамические паузы, которые естественно и ненавязчиво корректируют поведение детей, недостатки речи, развивают мышечную активность, активизируют имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
- Кинезиологические упражнения, включающие в себя: дыхательную, пальчиковую, зрительную гимнастики, упражнения на релаксацию и самомассаж, позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, которые приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у ребенка и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- пальчиковые игры;
- игры со шнурками, бусиной, крупой, мелкими камешками;
- лепка из пластилина, глины и соленого теста;
- оригами;
- использование нетрадиционных техник рисования (пуантилизм, рисование смятой бумагой, ватными палочками)
Из словесных методов обучения я применяла в своей работе следующие:
* Рассказы воспитателя.
Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум чувства и воображение детей побуждает их к обмену впечатлениями.
* Рассказы детей.
Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно – речевых умений детей.
* Беседы
беседы применяются для уточнения, коррекции знаний их обобщения и систематизации.
Наряду с традиционными методами обучения я использовала и нетрадиционные такие как:
- Су джок терапия.
Метод терапии Су Джок основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие. Су Джок - это метод, проверенный исследованиями и доказавший свою эффективность и безопасность.
- Криотерапия.
Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия.
От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи.
- Пуговичная терапия.
Большое разнообразие пуговиц позволяет нам использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер.
В своей работе с детьми я применяла различные формы обучения:
- фронтальные
- групповые
- индивидуальные
Принципы, по которым была выстроена работа в условиях реализации ФГОС ДО:
Принцип научности
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип систематичности и последовательности
-обеспечивает единство воспитательных развивающих и обучающих задач;
-предполагает повторяемость тем во всех возрастнных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
-формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
-предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип доступности
-предполагает построение процесса развития дошкольника на адекватных возрасту формах работы с детьми;
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников.
Принцип активного обучения
-предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности
-предусматривает выращивание у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности
-предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня развития детей.
3.2АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Мы живем в очень динамичное время. Мир и информационное пространство настолько сильно и стремительно развиваются, что это стало заметно даже детям. Скорость развития технологий, увеличение потока информации, постоянная занятость родителей заставляет их форсировать события. Ребенку дошкольного возраста доступны компьютер, ноутбук и другие блага современности. Они хорошо прослеживают причинно-следственные связи отношений между людьми, сюжеты фильмов или сериалов. Их взгляды во многом шире, но вместе с тем у большенства детей дошкольного возраста снижается уровень развития кистевой моторики, что существенно отражается на общем развитии ребёнка и на развитии речи в том числе.
Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики у детей большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
В последнее время родители забыли, что такое сказка, прочитанная на ночь или колыбельная и тем более игра с пальчиками, ладошками. Родители видят в этих играх развлекательные, а не развивающие, оздоровительные функции. Им проще посадить ребёнка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью в виде игры. Это касается и бытовой стороны жизни ребёнка. Взрослым всегда некогда и не каждый родитель ждёт, пока его ребёнок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки или застегнёт пуговицы.
Таким образом, у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии мышления, речи, вызывая в дальнейшем трудности в овладении письмом в школе: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв.
Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию самообслуживания, разных видов продуктивной деятельности, специальных игр и упражнений, и, конечно же, не надо забывать хвалить ребенка, создавая ситуации успеха.
3.3 НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.
Мелкая моторика - важный показатель физического и психического развития ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходима подготовка руки к письму, что крайне необходимо для дальнейшей школьной жизни.
В результате проведенного нами теоретического анализа психолого-педагогической литературы по методам и приемам развития мелкой моторики руки старших дошкольников было установлено, что проблема развития мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста волновала многих известных ученых и психологов, таких как В. А. Айрапетянц, М. М. Безруких, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова, С. Т. Ортон, И. М. Сеченов, Е. Н. Соколова, В. А. Сухомлинский, Л. В. Фомина и др.
Проанализировав психолого-педагогические аспекты развития мелкой моторики руки старших дошкольников, пришла к выводу, что ее развитие тесно связано с развитием познавательной сферы ребенка, показателем готовности к школьному обучению, а также укреплением его здоровья. Развитие мелкой моторики рук является одним из наиболее важным для старших дошкольников.
Для определения развития мелкой моторики рук была составлена программа психолого-педагогической диагностики, в которую вошли следующие методики:
1) графомоторная проба «Заборчик» (А. Р. Лурия);
Цель: определить уровень развития мелкой моторики руки.
Графомоторная проба представляет продолжение повторяющихся сменяющих друг друга элементов. Для проведения этой пробы необходимо использовать фломастер.
Сверху посередине листа нарисован заборчик (ведущий показывает рисунок на своем бланке). Чуть ниже - точка (ведущий показывает на своем бланке точку).
От этой точки до конца строчки продолжите такой же забор, не отрывая фломастера от бумаги.
2) пробы моторной одаренности (Н. И. Озерецкий);
Цель: определение уровня развития зрительно-моторной регуляции действий, моторной
Проба 1. Простоять 10 секунд с открытыми глазами на носочках (на цыпочках), руки вдоль тела. Задание не засчитывается, если ребенок хоть раз коснулся пятками пола.
Проба 2. Скатать шарик из квадратного листа бумажной салфетки (5см х 5см) поочередно, сначала пальцами правой, а потом левой рук. Время выполнения для правой руки - 15 секунд, а для левой - 20. Задание не засчитывается, если 1) ребенок помогал себе другой рукой или 2) скатал недостаточно компактные шарики. За правильное выполнение задания лишь одной рукой выставляется 0,5 балла.
Проба З. Прыгая на одной ноге, преодолеть расстояние в 5 метров по прямой, сначала на правой, а потом, через промежуток в 30 секунд, на левой ноге. Задание не засчитывается, если 1) ребенок отклонился от прямой больше чем на полметра, 2) размахивал руками, 3) коснулся пола согнутой ногой.
Проба 4. Намотать нитку на катушку. Длина нитки 2 метра. Один конец нити закреплен на катушке. Сначала ребенок держит катушку в одной руке, а кончиками указательного и большого пальцев второй руки наматывает на катушку нить. Затем он меняет руки. Если ребенок крутит рукой, в которой держит катушку, то задание необходимо прервать, и оно не засчитывается.
Проба 5. Уложить спички в коробок. Перед ребенком кладут пустой спичечный коробок. По бокам от него помещают ровные, одинаковые по количеству спичек ряды (по 10 в каждом, левом и правом рядах). Необходимо, действуя одновременно двумя руками, брать спички за их концы большим и указательным пальцами из обоих рядов и класть в коробок. Время выполнения задания 20 секунд. Норматив: уложить в коробок не менее 5 спичек, взятых с каждой стороны. Задание не засчитывается, если 1) движения обеих рук разновременные, 2) уложено меньше чем 5 спичек.
Проба 6. Оскалить зубы. Задание не засчитывается, если ребенок делает лишние мимические движения (морщит лоб или нос, двигает бровями, надувает щеки или высовывает язык и т. д.).
Обработка результатов:
За каждую правильно выполненную пробу ставится 1 балл.
Высокий уровень - 6 баллов.
Средний уровень - 4-5 баллов (детей 5-6 лет), 5 баллов (детей 6-7 лет).
Низкий уровень - 1-3 балла (детей 5-6 лет), 1-4 балла (детей 6-7 лет)».
3) Диагностические задании для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев (О. В. Бачина, Н. Ф. Коробова).
«В данной диагностической задании входят 3 теста, определяющие развития мелкой моторики руки.
1.Тест на определение полноты объема движений пальцев рук доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий дает установку ребенку положить на стол кисти обеих рук ладонями вверх.
Последовательность выполнения задания:
1)крепко сжать пальчики в кулачки, не поворачивая ладоней;
2)удерживать сжатые кулачки под счет от 1 до 5;
3)под счет раз, два сжимать и разжимать ладони (повторить 5-6 раз). Тестирующий фиксирует полноту амплитуды отведения пальцев.
Интерпретация результатов тестирования:
Недостаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены не в полном объеме.
Достаточная амплитуда движений отводящих мышц пальцев рук: во время разжимания кулаков пальцы отведены в полном объеме.
2.Тест на определение уровня сформированности умения удерживать заданную позу пальцев доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку сделать крючки большим, указательным и средним пальцами. Остальные пальцы нужно прижать к ладони и удержать их в этом положении, не меняя позы, под счет от 1 до 10.
Интерпретация результатов тестирования:
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями, если он удерживает заданную позу, не разжимая пальцев.
Ребенок владеет умением управлять мышцами-сгибателями недостаточно (или не владеет совсем), если пальцы непроизвольно начинают разгибаться.
Тест на определение уровня точности выполнения движений пальцами доминантной руки.
Ход тестирования:
Тестирующий предлагает ребенку последовательно делать колечки двумя пальцами доминантной руки: большим и указательным; большим и средним; большим и безымянным; большим и мизинцем.
Тестирование рекомендуется повторить 3 раза, слегка убыстряя темп движений.
координации и ловкости
4) тест «Кулак - ребро - ладонь» (А. Р. Лурия).
Цель: выявить переключаемости движений пальцев рук доминантной руки
Ход тестирования:
Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из девяти движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак - ребро - ладонь»
Могут быть нарушены:
1)переключение с одного вида движений на другое;
2)последовательность движений.
Интерпретация результатов тестирования:
Переключаемость оценивается как достаточная при безошибочном выполнении команд тестирующего.
Переключаемость считается недостаточно сформированной при нарушении переключаемости движений руки, когда характер действия тестируемого не соответствует командам тестирующего»
Таким образом, изучив методы диагностики развития мелкой моторики рук, пришла к выводу, что своевременная диагностика способствует к дальнейшему развитию мелкой моторики руки детей и поступлению в школу.
3.4 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Апробация данных опыта работы позволила определить ее эффективность в развитии мелкой моторики рук, а также речевом развитии, в развитии художественно-творческих способностей детей, личности в целом, что обеспечило хороший уровень готовности детей к школе и укрепило их физическое и психическое здоровье.
С целью выявления уровня развития мелкой моторики и определения эффективности работы провела повторную диагностику в 2016 году.
В результате проведения всех заданий были получены следующие данные:
Высокий уровень – 67% ,средний уровень – 25%, низкий уровень – 8%.
Данные работы представлены в диаграмме
«Диагностика уровня развития мелкой моторики дошкольников
за 2014 – 2016 года»:
«Диагностика заболеваемости дошкольников
за 2014 – 2016 года»:
На основании результатов проведённого исследования можно сделать вывод о том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста путём использования здоровьесберегающих технологий способствует развитию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.
3.5 НОВИЗНА (ИННОВАЦИОННОСТЬ) ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Новизна данного опыта, на мой взгляд, заключается в представлении системы работы, которая была разработана в соответствии с ФГОС ДО и включает в себя:
1.создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
2.разработка перспективного плана работы по данной теме;
3.создание картотеки пальчиковых игр;
4. создание картотеки игр с мячиками Су – Джок.
5. создание картотеки графических диктантов.
В результате проводимой работы, движения рук детей стали более
скоординированными, точными, значительно повысился уровень речевого и познавательного развития.
Таким образом, своевременное развитие сложно - координированных движений руки у детей способствует развитию интеллекта, речи, успешному обучению в школе.
3.6 ВОЗМОЖНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
Предлагаемый педагогический опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику.
Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои задумки и замыслы, пополнить его своими творческими находками.
Для молодых специалистов он может стать фундаментом в работе по данной теме.
Представленные материалы могут быть использованы воспитателями детских садов и музыкальными руководителями для развития мелкой моторики рук дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.
3.7 ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Работа по данной теме велась в несколько этапов: диагностический, прогностический, практический, обобщающий.
1этап – диагностический.
На первом этапе своей работы, я изучила примерную образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, составленную в соответствии с ФГОС ДО, научную и методическую литературу, опыт работы других педагогов по данной теме.
В результате были определены методики выявления уровня развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, составлены анкеты для родителей.
2 этап – прогностический.
Провела обследование детей, в результате которого был выявлен уровень развития мелкой моторики рук. Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей для того, что бы выявить уровень компетентности родителей по данной теме.
На основании полученных результатов была определена цель и задачи предстоящей работы, были выдвинуты предположения о результативности предстоящей деятельности, а также разработан перспективный план мероприятий направленных на развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста используя здоровьесберегающие технологии, который включает в себя разнообразные формы и методы работы.
3 этап – практический.
Работу на этом этапе я выстраивала в трех направлениях:
- Создание развивающей предметно – пространственной среды.
Создание уголка «Умелые пальчики» в группе, включающего в себя:
ТСО (магнитофон, ноутбук, аудиозаписи релаксационной музыки, аудиозаписи пальчиковых игр Железновых).
Наглядные пособия (видеоматериал, карточки – схемы пальчиковых упражнений, карточки с заданиями, фотографии, альбомы по теме «Нетрадиционные техники рисования», «Обрывная аппликация» и др.).
Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.
Разнообразные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, на прищепках, театр топотушек).
Дидактические игры («Улитка», «Рингл -Динг», «Мозаика» (с разными элементами), «Рыбалка», «Обведи не отрывая руки», «Нарисуй и раскрась», шнуровки, «Умелые руки», игры с прищепками и др.).
Картотеки пальчиковых игр, стихи для игры с мячиками Су – Джок и др.
- Работа с детьми.
В своей работе с детьми по развитию мелкой моторики рук использовала следующие здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы;
- пальчиковую гимнастики;
- упражнения на релаксацию;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
- пальчиковые игры;
- игры со шнурками, бусиной, крупой, мелкими камешками;
- игры с предметами домашнего обихода;
- лепка из пластилина, глины и соленого теста;
- оригами;
- использование нетрадиционных техник рисования (пуантилизм, рисование смятой бумагой, ватными палочками)
- Су Джок терапия.
- Криотерапия.
- Пуговичная терапия.
- работа с родителями.
Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Одним из основных принципов ФГОС ДО является сотрудничество ДОУ с семьями воспитанников.
Мною был разработан перспективный план по работе с родителями, который позволил повысить компетентность родителей по данной теме, а также стать равноправными партнерами воспитательно – образовательного процесса.
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Старшая | Подготовительная |
Сентябрь | Анкетирование «Нужно ли развивать мелкую моторику у детей» | Рекомендации по проведению пальчиковых игр с ребёнком |
Октябрь | Консультация - практикум «Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук» | Круглый стол для родителей: |
Ноябрь | Консультация «Развитие мелкой моторики рук в домашних условиях» | Памятка для родителей. «Домашняя игротека» |
Декабрь | Консультация – практикум «Использование нестандартного оборудования в играх для развития мелкой моторики рук» | Выставка творческих работ «Наши руки не знают скуки». |
Январь | Фотовыставка «Играем дома». | Консультация для родителей «Готовим руку к письму». |
Февраль | Круглый стол «Криотерапия – «+» и «-». | Круглый стол для родителей «Оригами». |
Март | Пальчиковый игротренинг для родителей. | Мастер – класс «Букет для мамы» (использование приемов оригами) |
Апрель | Мастер - класс с использованием ИКТ «Су Джок терапия». | Показ видеоролика «Раз, два, три, четыре, пять будем пальцы развивать». |
Май | Мастер класс для родителей «Игры пальчиками по мотивам русских народных сказок». | Анкетирование |
4 этап – обобщающий.
Задачами данного этапа было:
- подведение итогов работы;
- оформление результатов;
- выступления на педсовете и РМО с целью распространения опыта.
4. ВЫВОДЫ
Здоровьесберегающие технологии: криотерапия, пуговичная терапия, су – джок терапия, массажи и самомассажи, комплексы дыхательной и зрительной гимнастики, комплексы упражнений для релаксации, пальчиковые игры, их систематическое использование, способствуют развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Перечисленные виды упражнений играют важную роль и в профилактике физического и психологического здоровья детей, а также в развитии ряда психических процессов (мышление, память, внимание) и речи дошкольников.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия – одна из важнейших задач ДОУ. Организация в детском саду оздоровительной работы с использованием современных методов здововьесбережения обеспечивает более бережное отношение к физическому и эмоциональному здоровью детей, помогает в комплексе решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Экспериментальная работа, проводившаяся с обследуемыми детьми, показала, что все дети достигли определенных успехов в развитии мелкой моторики. Своевременное, правильное, систематическое применение различных дидактических игр и игровых упражнений, подобранных с учетом индивидуального развития и возможностей детей в воспитательной практике обеспечило решение поставленных задач.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. - М.: Астрель, 2015. - 143 с.
- Диченская А.М. страна пальчиковых игр. – РнД: Феникс, 2016. – 220с.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 2012. - 228 с.
- Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» – Спб.: Издательский дом «Литера», 2016 г.
- Крупeнчук O.И. Систeмa рaбoты пo рaзвитию мeлкoй мoтoрики у дeтeй с рeчeвoй пaтoлoгиeй. - М.: Литера, 2015. - 218 с.
- Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 108 с.
- Мoисeeвa Л.O пoдгoтoвкe руки к письму // Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2012. - № 12. - С. 33-44.
- Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц рук у дeтeй. - М.: Гнoм и Д, 2014. - 40 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2016. - 304 с.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Родничок, 2012. - 185 с.
- Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». М.: АСТ, 2014 г.
- Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников. - М.: АСТ, 2014. - 165 с.
- Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эскимо, 2015, 80 с.
- Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И., «Игры с прищепками: творим и говорим». М., 2013 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
- Эльконин Д.Б. Психология развития. - М.: Академия, 2013. - 452 с.
Использованы материалы интернет сайтов:
- https://www.pdou.ru
- http://www.maaam.ru/
- http://nsportal.ru/
- http://doshkolnik.ru/
- http://www.obruch.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий педагогического Совета по теме "Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Педагогический Совет по данной теме проводится с целью систематизации знаний педагогов по организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...
Индивидуальный план профессионального уровня по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)
Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе со...
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»
Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...
«Технологии по развитию связной речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» (2018)
Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является н...
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"
Обобщение опыта работы на тему: "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности"...
Обобщение опыта работы по теме: « Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности »
Проблема развития мелкой моторики рук у дошкольников на современном этапе является актуальной, так как от того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависи...