Методическая разработка "Копилка добрых дел"
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Копилка добрых дел"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_razrabotka_kopilka_dobryh_del.docx | 649.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад « Колокольчик»
Разработал воспитатель:
СтарчиковаТ.Н.
п. Прямица, 2023
Цель : Приобщение родителей и побуждение педагогов к целенаправленному воспитанию духовно-нравственной культуры детей.
Задачи: Показать важность воспитания доброты в детях, помочь родителям увидеть актуальность, необходимость и возможность воспитания доброты.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее. И дети, как правило ждут чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь. Призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям надо научить их понимать других и понимать себя, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Наша жизнь становится радостнее, если окружающие внимательны и добры друг к другу.
ДУША РЕБЁНКА
Душа ребёнка святостью чиста,
Жива и радостна от любви внимания,
Она светла, наивна и проста,
И вдохновенно ищет понимания.
Душа ребёнка близкими живёт —
Учась в семье гармонии и братству,
Она Судьбы дорогу познаёт,
Что приведёт её когда-то к счастью.
Душа ребёнка лёгкая как пух,
Она красива и стремится к Богу.
Ты укрепи его ранимый дух,
И укажи на Истины дорогу.
Самое важное качество в человеке — доброта, именно она в действительности и показывает наше отношение к окружающим.
Именно такое позитивное качество, как доброта, улучшает нашу жизнь, и в первую очередь, превращает нас в настоящих людей.
Каждый знает, что воспитание ребенка – дело не простое. Никакое дело на свете не требует столько сил, терпения, отдачи и любви. Но цели при воспитании родители ставят разные. Воспитывают умных, смелых, талантливых, решительных. И это очень хорошо. Но вот последнее время многие забывают о том, что в ребенке также следует воспитывать доброту и отзывчивость. Эти качества в современное время кажутся бесполезными. Однако, счастлив может быть лишь человек, который умеет любить. А любить по-настоящему умеет только добрый отзывчивый человек.
С чего начинается воспитание доброты у ребенка? В чем выражается доброта?
Возможно, доброта это прежде всего способность понимать других людей. В сегодняшнем мире мы все чаще сталкиваемся с непониманием, равнодушием, ненавистью и озлобленностью по отношению к другим людям.
Впервые ребенок узнает о том, что есть добро и есть зло на страницах сказок, в достаточно раннем возрасте. Он уже начинает понимать, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны привить отзывчивость, любовь к прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребенка. При помощи сказки, ярких сюжетов, ребенку гораздо проще усвоить жизненные ценности. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на преданность, или на сопереживание. В связи с этим и следует обратить внимание малыша на значимые в нравственном плане моменты.
Для этого необходимо:
✓ учить детей сравнивать, сопоставлять;
✓ формировать привычку доказывать, что это так или иначе;
✓ ставить ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая малышу возможность выбора собственной позиции;
✓ упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев. Например:
▪ «Докажи, что Аленка лучше всех».
▪ «Кого тебе жалко в этой сказке».
▪ «Как бы ты поступил на месте...»
▪ «Как движениями похвалить петушка».
Можно использовать тризовскую игру «Хорошо — плохо», суть которой в том, чтобы развести с ребенком в стороны хорошие и плохие поступки, явления. А значит, сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.
Периодически вам, родителям, можно показывать ребенку свое отношение к тому или иному герою, формируя тем самым более осознанное отношение к добру и злу: «Мне не очень нравится тот или иной персонаж . Угадай почему?» То есть конкретное удержание каждой сказки может подсказать вам и свои пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.
Необходимо всячески зарождать и развивать в ребенке желание творить добро, быть отзывчивость. В сознании ребенка необходимо четко сформировать образ сопереживающего, доброго человека, в противовес злому, агрессивному. Очень важно научить ребенка любить, уважать, жалеть, помогать, прощать. Причем любить и уважать не только окружающих людей, сверстников, старших, но и природу, и животных.
Нужно постоянно помнить, что маленькие дети, как правило, делают не то, чему их учат взрослые на словах, а то, что они делают сами. Поэтому важно подавать правильный пример ребенку.
Воспитывая в ребенке доброту, мы воспитываем его для того, чтобы он был счастливым. Воспитывать доброту в ребенке нужно, конечно, прежде всего, любовью. Ребенок, которого любят не на словах, а на деле, никогда не вырастет злым. Однако, существует еще несколько принципов, которых стоит придерживаться, если мы хотим воспитать в ребенке отзывчивость и доброту.
1. Принцип справедливости.
Ожесточенность и озлобленность в ребенке формируются тогда, когда взрослые постоянно нарушают принцип справедливости по отношению у нему. Так, к примеру, следует помнить, что наказание за проступок должно быть адекватно проступку. Не стоит несколько дней третировать ребенка за небольшой проступок. Чаще всего обычного воспитательного разговора вполне достаточно. Несправедливые наказания западают ребенку в память и ожесточают его.
2. Принцип уважения.
Никогда не унижайте ребенка. Не нужно задевать его чувство собственного достоинства. Это плохой метод воспитания. Не нужно обзывать ребенка, говорить, что он самый тупой на свете, сравнивать с другими детьми. Тем более, никогда не следует этого делать при его друзьях, и вообще при посторонних.
3. Принцип равенства.
Это очень важный принцип воспитания в ребенке доброты, отзывчивости, и воспитания в принципе. Вы должны стараться относиться к поступкам ребенка также, как относитесь к таким же поступкам со стороны взрослых членов вашей семьи. Поясним. Если ребенок разбил тарелку, вы должны, прежде всего, подумать о том, чтобы вы сказали, если бы тарелку разбил не ребенок, а, скажем, ваш муж, или жена. Вы бы кричали на взрослого человека из-за разбитой тарелки? Если вы - адекватный человек, то нет. Тогда с какой стати, вы должны кричать на ребенка из-за разбитой тарелки? Ни в коем случае не должны. Иначе нарушается принцип равенства. Рано, или поздно, систематическое нарушение этого принципа приводит к конфликтам с ребенком. Особенно актуально для подростков.
4. Принцип собственного примера.
Наиболее понятный, но наиболее сложный для осуществления принцип. То, чему вы учите ребенка, не должно быть пустым звуком. Ребенок должен видеть, что его родители и воспитатели живут по таким же правилам и ценностям, которые они внушают ему. Если вы учите ребенка никогда не врать, то ребенок никогда не должен быть свидетелем того, как вы сами говорите неправду. Если вы учите его быть добрым и милосердным, то и сами должны показывать пример этого. Не отказывать в помощи друзьям и так далее.
Помните, дети делают нас самих лучше. Воспитывая детей, мы воспитываем также и самих себя.
"Золотой ключ к сердцу ребенка - ДОБРОТА "
Беседы на формирование дружеских отношений
Беседа №1.
ТЕМА: «Урок дружбы».
В ходе беседы педагог напоминает детям о том, что с друзьями нужно делиться. Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» М. Пляцковского.
Жили-были два воробья----- Чик и Чирик. Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
« Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», - подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
---- Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять зернышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
-----Не надо…Зачем?..---стал отмахиваться крылышками Чик.---Ты нашел, ты и клюй!
----Но мы же с тобой друзья, ---сказал Чирик.---А друзья все должны делить пополам. Разве не так?
----Ты, наверное, прав, -- ответил Чик.
Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял у него пять зёрнышек. И ему стало при этом так стыдно. Ведь сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка.
---Почему Чику стало стыдно?
---Почему Чик решил никому не давать пшена из посылки бабушки?( ответы
детей).
---А как поступил Чирик, когда нашел десять зернышек? Почему он так поступил? ( Он хороший, добрый друг).
---Ребята, а как вы думаете, почему, рассказ называется « Урок дружбы»?
---Ребята нарисуйте пожалуйста Чика и Чирика.
Беседа №2
ТЕМА: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».
В ходе беседы воспитатель продолжает формировать у детей привычку делиться с друзьями.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Я.Акима «Яблоко».
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою,
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
---О каком правиле дружбы говорится в этом стихотворении?
---В стихотворении яблоко описано так, что его тут же хочется съесть. Почему тот, у кого в руках оно оказалось, не сделал это?
---Какое ещё название можно подобрать к этому стихотворению?
---Нарисуйте рисунок к стихотворению.
----- А теперь послушайте еще одну историю о том, как делили яблоко ( В.Сутеев «Яблоко».
Сначала воспитатель читает первые три части рассказа.
1.
Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони ещё висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его достать? Яблоко высоко висит - не допрыгнешь!
--- Карр—карр!
Смотрит заяц – на ёлке сидит ворона и смеётся. – Эй, ворона! – крикнул заяц.—Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с ёлки на яблоню и сорвала яблоко. Только в клюве его не удержала—оно упало вниз.
2.
---Спасибо тебе, ворона! Сказал заяц и хотел, было яблоко поднять, а оно как живое, вдруг зашипело… и побежало. Что такое? Испугался заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который, свернувшись клубочком, спал под яблоней. Ёж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на колючки нацепилось.
---Стой, стой! – кричит заяц.— Куда моё яблоко потащил?
3.
Остановился ёжик и говорит:
--Это моё яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц подскочил к ежу:
---Сейчас же отдай моё яблоко! Я его нашел!
К ним ворона подлетела.
---Напрасно спорит, говорит,--это моё яблоко, я его себе сорвала.
Никто друг с другом согласиться не может. Каждый кричит:
---Моё яблоко!
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается: ворона ежа в нос клюнула, ёж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой лягнул…
---Как вы думаете, у кого из зверей больше прав, чтобы сказать: «Это моё яблоко»?
---Почему каждый из зверей считает яблоко своим?
---Во что обернулся спор зверей, которые не могли поделить яблоко?
---Как бы вы рассудили зверей?
---Послушайте, что же было дальше.
4.
Вот тут-то медведь и появился. Да как рявкнет:
---Что такое? Что за шум?
Все к нему:
---Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали медведю все, как было.
5.
Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и спросил:
---Кто яблоко нашел?
---Я! --- сказал заяц.
---Кто яблоко сорвал?
---Как р-раз я! – каркнула ворона.
---Хорошо. А кто его поймал?
---Я поймал! – пискнул ёж.
---Вот что рассудил медведь, - все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить.
---Но тут только одно яблоко! – сказали ёж, заяц и ворона.
---Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмёт себе по кусочку.
И все хором воскликнули:
---Как же мы раньше не догадались!
6.
Ёжик взял яблоко и разделил его на четыре части. Один кусочек дал зайцу:
---Это тебе, заяц, - ты первый яблоко заметил.
Второй кусочек вороне отдал:
---Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала.
Третий кусочек ёжик себе в рот положил:
---Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвёртый кусочек ёжик медведю в лапу положил:
---А это тебе, Михаил Иванович…
---Мне – то за что? – удивился медведь.
---А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил!
И каждый съел свой кусочек яблока, и все были довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел.
---Согласны ли вы с тем, как медведь рассудил зверей?
---Почему ёжик четвёртый кусочек яблока отдал Михаилу Ивановичу?
---Почему медведь удивился?
---Почему все звери остались довольны?
Воспитатель ещё раз читает отрывок со слов « Мне – то за что?..» и спрашивает:
---О каком правиле дружбы здесь идёт речь?
Нарисуйте пожалуйста, кому бы могло достаться яблоко, если бы не вмешался медведь.
Беседа №3
ТЕМА: «Кто кого обидел?».
В беседе педагог знакомит дошкольников с проявлениями несправедливости по отношению к своим товарищам; продолжает воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Воспитатель читает рассказ И.Бутмана « Снежки».
Рома с Таней, соседи по квартире, играли во дворе в снежки. Роме почему – то не везло, и Таня всё время в нег попадала. Рома даже обиделся. Когда мамы позвали ребят обедать, он положил в карманы несколько снежков и решил запустить их в Таню прямо в квартире.
После обеда Рома полез в пальто, но снежков там не было. « До чего же вредная девчонка, - возмутился Рома, - мало того, что крала мои снежки, так ещё и налила в карман воды».
---Почему Рома обиделся? (он не смог попасть снежком в Таню).
---Как Рома решил отомстить Тане?
---Прав ли был Рома?
---Можно ли сказать, что Рома хороший друг?
Почему нам хочется посмеяться над Ромой?
Беседа № 4.
ТЕМА: « Обиженные друзья».
Используя стихотворение А. Борто « Несли мы облако с собой», педагог объясняет детям, что нельзя обижать своих гостей, что любой подарок надо принимать с благодарностью.
Несли мы облако с собой,
Букет сирени голубой.
Мы срезали для Наденьки
Сирень в пришкольном садике.
Взглянула Надя на сирень:
--Какой красивый сорт!
Но он завянет через день,
Купили б лучше торт!
От торта польза есть --
Его же можно съесть!
Я торт люблю, с орехами…
За тортом бы поехали!
Ну Наденька, ну скромница!
Мы не могли опомниться.
---Почему Наде не понравился подарок друзей?
---С каким чувством друзья несли сирень в подарок Наденьке?
---Как вы думаете друзья отреагировали на заявление Нади?( оскорбились, обиделись).
--Почему Надю назвали скромницей? Была ли она на самом деле скромной девочкой? Как её можно назвать? (невежливой, невоспитанной). Любой подарок надо принимать с благодарностью. Нельзя критиковать подарок, выражать своё неудовольствие.
---Вы все любите день рождения и всегда с удовольствием бываете у своих друзей на этом празднике. Почему вы любите этот праздник? Только ли потому, что вам дарят подарки? Разве менее важно то, что соберутся друзья, что вы вместе весело проведёте время: поиграете, потанцуете? Самый большой праздник, когда хорошо и весело всем.
В свободное время воспитатель организует игру « День рождения».
Беседа №5.
ТЕМА: « С чего начинается дружба».
Воспитатель объясняет детям, что приветливость, проявление внимания, взаимопомощь помогают подружиться. Воспитатель рассказывает детям:
Наступило лето. Все разъехались.
Однажды я пошел погулять. Во дворе никого. Стало скучно. Но вот из соседнего подъезда выбежал мальчик с мячом. Он стал гонять мяч по площадке. Я подошел посмотреть. Мальчик не обращал на меня никакого внимания. Я уже думал пойти домой. Но тут я увидел девочку с прыгалками в руках. Посмотрев в нашу сторону, она подошла к нам, улыбнулась и сказала: «Здравствуйте». Мы удивились, но ответили: « Здравствуй». Девочка продолжала улыбаться. « Давайте вместе играть», - предложила она. Мы познакомились: девочку звали Олей, а мальчика – Ромой, и стали все вместе играть в мяч. Было весело. Почти каждый день мы придумывали новые игры. Я научил новых знакомых играть в шахматы, а Рома учил нас игре в бадминтон.
Когда у Оли заболела нога, мы навещали ее и по поручению ее мамы ходили в магазин и аптеку.
Это было хорошее лето. Я нашел хороших друзей. И как оказалось на всю жизнь.
---Что помогло детям подружиться?
---Вспомните, как вы познакомились со своими друзьями.
Обобщая высказывания детей, воспитатель подчеркивает, что дружба начинается с доброго слова, улыбки, проявления сочувствия, совместной игры и т.д.
---А как вы себя чувствуете, когда рядом нет друзей?
Воспитатель читает детям отрывок из книги Э. Успенского « Гена и его друзья», знакомя их с переживаниями крокодила Гены.
Далее задаёт вопросы:
---Почему крокодил Гена загрустил и захотел подружиться с кем- нибудь?
---Как Гена нашел друзей?
---Какое важное правило дружбы вы узнали из этого рассказа?(Нужно помогать другу).
---А теперь давайте продолжим рассказ и придумаем, как друзья проводили время в Доме дружбы.
По предложению воспитателя дети могут создать свой Дом дружбы.
Беседа № 6.
ТЕМА: « Хорошие товарищи».
В ходе беседы воспитатель обращает внимание детей на необходимость доброжелательного отношения к товарищу, у которого что-то не получается, хотя он старается изо всех сил.
Воспитатель читает стихотворение С. Михалкова « Хорошие товарищи».
Мальчик Миша мается -
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно -
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажет повторить…
Но ребята не смеются -
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!..
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
---Можно ли детей назвать доброжелательными?
---В чем это проявляется? (дети поддерживают, подбадривают Мишу, они не дразнят мальчика, не смеются над ним).
Воспитатель утверждает, что все дети хотят делать добро, особенно если с кем-то случилась беда.
Беседа № 7.
ТЕМА: « Кто щедрый, тот в дружбе первый,
А кто жаден, тот в дружбе неладен».
Дорогие ребята! Давайте побеседуем о щедрости и жадности.
Как вы думаете, кто живет интереснее, у кого больше друзей – у щедрого человека или у жадного?
Конечно, у щедрого! Ведь щедрый готов поделиться тем, что у него есть, с друзьями. Уверена, что вы с радостью делитесь игрушками, сладостями, книгами, кассетами и т.д.
Отдавая, человек испытывает ни с чем несравнимую радость! Он делается душевно богаче. Ребята послушайте пожалуйста историю о жадности и щедрости.
На детской площадке для ребят построили замечательный корабль. Все мальчики хотели стать капитанами этого корабля, но воспитательница Анна Анатольевна назначила капитаном Славу.
---Завтра, когда игра продолжится, капитаном будет Витя, а послезавтра Андрюша.
Но и завтра, и послезавтра капитаном оставался Слава. Зато у Вити появился новый электрический фонарик, а у Андрея – кассета с детскими песнями и сказками.
Славе так хотелось командовать кораблем, что он принес друзьям свои игрушки и подарил их, но взамен попросил, чтобы мальчики оставили его капитаном.
*Как вы думаете, правильно поступил Слава?
*Проявил ли он щедрость? Ведь он не пожалел для друзей новых игрушек?
*Могли бы вы так поступить? Почему?
Поступок Славы нельзя назвать щедростью. Ведь щедрый человек дарит друзьям подарки совершенно бескорыстно, не рассчитывая что-то от них получить взамен!.
Конечно, люди не любят жадных. Русский народ сложил о них пословицы. Например, такие: «Жаден, как волк, и труслив, как заяц», «Жадный сам себе покоя не даёт», «Жадный богач беднее нищего».
Давайте вместе попробуем объяснить их.
Первая пословица особых объяснений не требует. Мы ведь знаем, что волки порой заглатывают сразу огромные куски добычи, ну а зайку всегда считают трусливым.
Смысл второй пословицы в том, что жадный человек беспокоится, что ему придется что-то отдать, и это его лишает покоя и радости.
Третья пословица говорит о том, что у богатого, но жадного человека нет друзей. А ведь именно друзьями мы с вами и богаты!.
*Какие сказки о жадности и щедрости вы знаете? (вспомните и расскажите их).
Развлечение «Путешествие в страну доброты»
Задачи: углублять представление детей о доброте, о том «что такое хорошо и что такое плохо», совершенствовать коммуникативные качества (умение выслушивать товарищей, высказывать свое мнение), навыки культурного общения со сверстниками, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Материалы: кукла Буратино, кукла Петрушка, атрибуты для ролей, музыкальное сопровождение: песенка паровозика из Ромашково, песня «Если весело живется – делай так!», музыка к танцу, музыка для прослушивания, когда переплываем ласковое море, театральная ширма, куклы бибабо (мышата, кот Леопольд), костюм сказочницы, волшебный сундучок с леечкой, книжкой, скотчем, листком и фломастером, коробочкой с зернышками, сердечки для подарка каждому ребенку и сладкий подарок «петушки».
К ребятам приходит в гости Буратино.
- Здравствуйте, ребята! Когда я к вам приходил в прошлый раз, вы помогли мне понять, что я неправильно поступил, когда убежал от папы Карло без разрешения. Я вернулся домой, попросил у него прощения, сказал, что никогда больше не буду уходить без спроса, и не буду дружить с котом Базилио и лисой Алисой, потому что они разбойники и обманщики. Они позвали меня в Страну Дураков и сказали, что если я закопаю копеечки в землю, то вырастет денежное дерево и я смогу купить папе Карло новую куртку. А на самом деле, оказывается, так не бывает, они просто хотели отобрать у меня денежки. Папа Карло сказал, что в Стране Дураков живут только обманщики и разбойники. Но есть другая страна – Страна доброты, где живут добрые, честные, веселые люди. Я хочу отправиться в эту страну, но она очень далеко и один я не решаюсь, поэтому пришел к вам, чтобы позвать вас с собой. Поедем?
- Сначала нужно ехать на поезде до страны Весельчаков, потом лететь на самолете до страны Шутников, а потом нужно переплыть на корабле ласковое море и тогда мы попадем в страну доброты. Вы готовы к такому долгому путешествию?
- Ну, тогда идем на вокзал, чтобы сесть на поезд.
Строим поезд, распределяем роли: машинист поезда, помощник машиниста, проводник. Дети рассаживаются на места, проводник проверяет, все ли заняли свои места, всем ли удобно? Идет к машинисту и докладывает, что можно отправляться. Помощник машиниста объявляет, что поезд отправляется в город Весельчаков. Можно включить песенку паровозика из Ромашково или «Голубой вагон».
Пока едем до первого города – беседа «Про кого можно сказать – он добрый?»
Стихи о доброте
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Пословицы о доброте
Доброе слово лечит, злое калечит.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Добрые слова дороже богатства.
Не хвались серебром, а хвались добром.
Кто добро творит, тому бог отплатит.
За добрые дела добром платят.
Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
Остановка. Проводник объявляет, что поезд прибыл в город Весельчаков. Дети выходят из поезда. Звучит веселая музыка. Детей встречает Петрушка. Предлагает спеть песенку «Если весело живется», станцевать танец «Мышки пляшут по дорожке», поиграть в веселую игру. Петрушка прощается с детьми, желает доброго пути.
Дети «пересаживаются на самолет». Выбираем командира, пилота, стюардессу. Стюардесса объявляет, что нужно пристегнуть ремни, самолет набрал высоту, скоро приземлится в стране Шутников.
Пока летим, поговорить какие шутки - хорошие, а какие – обидные. Почитать шуточные стихи – небылицы.
На пригорке у реки щи варили петухи,
И кисель варили – ёлки ели, пили.
А большой, лохматый пёс конуру с собой принес,
В ней стирал штанишки, для малютки мышки.
Самолет приземляется. Стюардесса предлагает выйти из салона самолета.
Прощается, желает доброго пути!
Дети проходят по группе к театральной ширме. Их встречают два мышонка.
- Ребята, вы тут не видели кота Леопольда? Пришел сегодня утром и опять за свое: «Ребята, давайте жить дружно!», а мы и так дружно с ним живем: разные шутки придумываем для него.
1 мышонок: Вот один раз взяли ему вместо киселя клея налили в кружку, ха-ха-ха,
2 мышонок: а в другой раз мы перед дверью кирпич положили, он вышел и кааак запнулся, каак упал, хи-хи-хи! А что это вы не смеетесь?
1 мышонок: Разве не смешно? Почему? (дети объясняют) Ааа! Понятно! Появляется кот Леопольд, мышата просят прощение у него за неудачные шутки. Кот благодарит детей за то, что они смогли объяснить мышатам, что они поступали плохо. Говорит «давайте жить дружно! До свидания, ребята, доброго вам пути!».
Продолжаем наше путешествие. Строим корабль, выбираем капитана, помощника капитана, юнгу. Проходим на корабль. Капитан дает команду отплывать. Помощник капитана отдает команду «поднять якорь». Плывем через ласковое море.
Пока плывем, рассказываем Буратино про все добрые дела, которые сделали за неделю.
Капитан объявляет, что приплыли в Страну Доброты. Помощник капитана дает команду «бросить якорь!». Выходим на берег.
Детей встречает сказочница. Она приветствует детей «Добрый день!». Говорит, что в сказках добро всегда побеждает зло. Просит детей привести примеры. У нее волшебный сундучок, в котором лежат предметы: леечка, сломанная игрушка, порванная книжка, листок бумаги и фломастер, зернышки…. Как в жизни с помощью этих предметов можно сделать доброе дело?
После того, как дети называют возможные варианты, сказочница благодарит детей и дарит им за добрые сердца подарок – сердечко каждому и сладкий приз. Прощается, желает детям всего самого доброго! Дарит детям ковер – самолет, чтобы быстрее вернуться в детский сад. Дети благодарят Сказочницу и желают ей всего доброго.
Возвращаемся в детский сад!
КАРТОТЕКА ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ О ДРУЖБЕ.
1. В. Сутеев. Яблоко, Под грибом, Кораблик, Палочка выручалочка
2. Л. Муур. Крошка Енот
3. Е. Пермяк. Самое страшное
4. И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука
5. Русские народные сказки: Лиса и журавль, Репка
6. Н. Носов. Бенгальские огни, Прятки
7. Л. Улицкая. Грустная история
8. А. Линдгрен. Принцесса, не желавшая играть в куклы
9. В. Осеева. Три товарища, Добрая хозяюшка, Сторож, Случай
10 Э. Хогарт. Мафин и паук
11. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья
12. М. Пляцковский. Урок дружбы
13. А. Костинский. Тигренок, который говорил "Р-Р-Р!" и его друзья
Пословицы о доброте
Большая душа, что большой костёр – издалека видна.
Верная указка – не кулак, а ласка.
Доброму и сухарь – на здоровье, а злому и мясное не впрок.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Доброе слово доходит до сердца.
Доброму добро, а худому – пополам ребро.
Добрые умирают, да дела их не пропадают.
Добрый человек в добре проживёт век.
Добрый человек добру и учит.
Добрый человек лучше каменного моста.
Доброта без разума пуста.
Добрая жена – веселье, а худая – злое зелье.
Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи.
Добрая жена дом сбережёт, а плохая – рукавом растрясёт.
Добрая семья прибавит разума – ума.
Доброму гостю хозяин рад.
Доброму для добра, а худому для худа.
Доброта без разума пуста.
Добрый друг лучше ста родственников.
Добрый хозяин господин деньгам, а худой – слуга.
Добрый человек придёт – словно свет принесёт.
Добрым быть – добрым и слыть.
Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.
Доброе дело само себя хвалит.
Доброго держись, а от худого отдались.
Доброе братство лучше богатства.
Добрый портной с запасом кроит.
Доброму человеку что день – то и праздник.
Доброму человеку помощь не в убыток.
Добрый конь подо мною, а господь – надо мною.
Добрые дела лучше мягкого пирога.
Добрая наседка одним глазом зерно видит, а другим глазом коршуна.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Добро помнится долго, а лихое вдвое.
Доброе молчание – чем не ответ?
Давай хлеб каждому, но не у каждого ешь хлеб.
Жалость со слезами, а доброта с мозолями.
Жизнь дана на добрые дела.
За недобрым пойдёшь – на беду набредёшь.
Злой с лукавым водились, да оба в яму ввалились.
Злому человеку не прибавит бог веку.
Злому – смерть, а доброму – воскресенье.
Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.
И собака старое добро помнит.
Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.
Красота до вечера, а доброта навек.
Поговорки о доброте
Вора миловать – доброго погубить.
Всяк добр, но не до всякого.
Древо познания добра и зла.
Добрая пора – пора из-за стола.
Доброму вору всё впору.
Доброму – добрая память.
Добрый пёс на ветер не лает.
Добрый привет и кошке приятен.
Добрым – добрая слава.
За доброго человека сто рук.
Мир не без добрых людей.
Не без добрых людей.
На хороший цветок и пчёлка летит.
Не гляди комом – гляди россыпью.
От добра добра не ищут.
Пожалел волк кобылу.
Свет не без добрых людей.
Мирилки:
Пальчик за пальчик
Пальчик за пальчик
Крепко возьмем
Раньше дрались,
А теперь ни по чем.
Не дерись
Не дерись, не дерись,
Ну-ка быстро помирись!
Мирись, мирись
Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!
Ссориться не будем
Ссориться не будем.
Будем мы дружить,
Клятву не забудем,
Пока мы будем жить!
Хватит сердиться
Хватит нам уже сердиться,
Поскорей давай мириться:
- Ты мой друг!
- И я твой друг!
Мы обиды все забудем
И дружить, как прежде будем!
Давайте все мириться
Давайте все мириться
Игрушками делиться.
А кто не станет мириться-
С тем не будем водиться!
Давай дружить
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться!
Очень скучно в ссоре жить,
Потому – давай дружить!
Солнце
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться нам скорей!
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Пирожки
Я пеку, пеку, пеку «пекут» пирожки
Всем друзьям по пирожку:
Пирожок для мышки, поочередно загибают пальчики
Для заиньки-малышки,
Для лягушки пирожок,
Мишка, съешь и ты, дружок!
Пирожок тебе, лиса
Очень вкусная игра! Хлопают в ладоши.
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде –дома и на улице,
Даже здравствуй, говорю я соседской курице.
(кончиком большого пальца поочередно касаться каждого пальца сначала одной руки, потом другой )
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в родном краю –Всех я вас приветствую!
(пальцами одной руки похлопывать по кончикам пальцев другой руки)
Маме улыбаемся
Ой, лады, лады, лады! Дети хлопают в ладоши
Не боимся мы воды. Наклоняют голову вправо - влево
Чисто умываемся – вот так! Проводят ладонями по лицу
Маме улыбаемся – вот так! Протягивают ладони вперед, улыбаются.
Пирог
Падал снег на порог, плавно опускают руки сверху вниз
Кот слепил себе пирог. «пекут» пирог
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек. Волнообразные движения руками
Пирожки себе пеки грозят пальчиком
Не из снега – из муки.
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
(выставляют вверх большие пальцы)
Приходили прямо к дому
(соединяют под углом кончики пальцев обеих рук)
Указательный и средний,
(названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)
Безымянный и последний,
С ним мизинчик-малышок
(мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)
Постучался о порог.
(кулачками стучат друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
(ритмично сжимают пальцы на обеих руках)
Моя семья
Игра заключается в произнесении потешки:
Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папочка,Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.Вот и вся моя семья.
С одновременным показом на пальцах правой или левой руки (сначало рука сжата в кулачок, с произнесением каждой строки потешки ребенок разжимает по одному пальчику, начиная с большого; произнося последнюю строчку потешки ребенок хлопает в ладоши) .
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Скучно так сидеть
Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены. Читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться и местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к проивоположной стене и стараются занять свободные стуья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает. Потом убирают два стула. Все повторяется до тех пор, пока победиель не займет последний оставшийся стул.
Игра с мячом «Добрые и вежливые слова».
Дети стоят в кругу. Взрослый берет в руки мяч и начинает игру. Он называет любое доброе или вежливое слово и бросает мяч одному из детей. Поймавший мяч придумывает новое слово, называет его и бросает мяч другому ребенку. Мяч не ловят, если было произнесено «недоброе» слово, и ребенок может объяснить, почему это слово ему не понравилось или неприятно.
Воспитатель: Дети, пока мы с вами играли, поступил сигнал от наших книжек: им тоже нужна помощь. (Дети наводят порядок в книжном уголке, при необходимости чинят книги. Педагог напоминает ребятам, что после каждого доброго дела нужно в копилку бросать фишки - «добринки».)
(Мишка предлагает поиграть в игру «Менялки»).
Игра «Волшебный стул».
Дети стоят в кругу, педагог в центр круга ставит стул и говорит: «Сейчас я прикоснусь своей волшебной палочкой к этому стулу, и он вмиг станет волшебным. А волшебство его заключается в том, что если кто- то сядет на этот стул, окружающие люди сразу начинают об этом человеке (ребенке) говорить только хорошие слова. Взрослый предлагает одному из детей сесть на «волшебный стул» и сразу начинает об этом ребенке говорить что-нибудь приятное, хорошее. Затем «волшебная палочка» передается ребенку, который стоит справа от педагога, и тот продолжает говорить добрые слова о сидящем на стуле воспитаннике Взрослый дает возможность высказаться каждому участнику игры, а потом интересуется у ребенка, сидящего на стуле, как он себя чувствовал, и приятно ли ему было слышать добрые слова в свой адрес. Затем посидеть на «волшебном» стуле приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают другого ребенка. Игра продолжается. В конце на «волшебный стул» приглашают сесть Мишку, дети говорят о нем добрые слова.
Мишка: Дети, мне понравилось сидеть на вашем замечательном стуле, но я очень хочу помочь своим друзьям, спасти свой лес от злой старухи Лени.
Воспитатель: Мишутка, в нашей «копилке» уже много добрых дел скопилось, отнеси ее своим друзьям, лесным жителям.
(Мишка берет «копилку добрых дел», благодарит детей за помощь, прощается с ними.)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас чудесный день - День добра. Надеюсь, наши добрые дела спасут лес и его жителей от старухи лени. А мы с вами продолжим делать добрые дела до самого вечера и будем говорить друг другу добрые слова, которые всем приятно слышать. (Вечером педагог предлагает детям нарисовать как они провели этот необычный день. Свои рисунка дети по желанию уносят домой, чтобы познакомить свою семью с таким замечательным днем, как День добра.)
«Найди себе пару»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, по слову, быстро строится в пары. Упражнять в беге, распознавании цветов. Развивать инициативу, сообразительность.
Описание игры: Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару! », дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай! ».
Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя.
Каждый раз играющие должны иметь пару.
Вместо флажков использовать платочки. Чтобы дети не бегали парами, ввести ограничитель – узкую дорожку, перепрыгнуть через ручеек.
«Бабочки – подружки»
Цели: учить ориентироваться в пространстве, бегать врассыпную, взаимодействовать со сверстниками, развивать внимание, цветовосприятие, быстроту реакции, память и связную речь.
Описание:
Игра проводится без цветов, только с бабочками. У каждого ребенка в руках бабочка определенного цвета. Дети выполняют движения соответственно тексту.
«Спал цветок и вдруг проснулся, сидя на корточках, спят.
Больше спать не захотел. открывают глазки.
Шевельнулся, потянулся, поднимаются и потягиваются
Взвился вверх и полетел… поднимают бабочку и разбегаются… .
1, 2, 3 – пару скорее найди» образуют пары.
«Божьи коровки».
(Дети бегают за воспитателем по группе, машут руками – «летают»,
присаживаются на корточки – «отдыхают на цветке, спасаются от
петуха, который хочет их склевать, «засыпают»).
Воспитатель: пока мы с вами отдыхали, божья коровка куда-то спряталась. Она хочет, чтобы вы с ней поиграли в прятки и нашли ее. Давайте будем хлопать в ладоши и считать: один, два, три, четыре, пять – мы идем искать.
«Ручеек»
Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару.
Щенок
Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, — такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-«ватрушку».
Один из играющих — щенок, другой ребенок — хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: «Гав!» Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит «ватрушку», он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит «ватрушку» хозяин, щенок должен «служить»: хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его — тогда они вместе «идут домой». А если щенок убежит, играющие меняются ролями.
Ну как я мог? Ну как я мог? Я так щенка обидел!
Пропал щенок, Пропал щенок, Никто его не видел.
А он хотел, А он хотел, Попробовать ватрушку…
Вернись щенок, Вернись щенок, Коричневые ушки.
Лошадки
В паре один – «лошадка», другой – «возчик».
С помощью «вожжей» — прыгалок, поясов, веревочек – нужно «запрячь» лошадку. Внимательно следите, чтобы «упряжь» была безопасной, и не попадала на шею!
«Лошадки» и «возчики» бегают по площадке или по комнате. Ведущий-взрослый говорит такие слова:
Еду, еду, к бабке, к деду
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
В рваном лапоточке,
По ямам по кочкам,
Гоп, гоп, гоп……..Тпру-у-у!
Лошадки двигаются до тех пор, пока не услышат «Тпру-у-у!»
Теперь дети меняются ролями «лошадки» становятся «возчиками», а «возчики» «лошадками»
СЛОВЕСНЫЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра «Кто больше скажет добрых и теплых слов »
Цель: стимулировать развитие речевого общения; вызывать сочувствие, стремление помочь ближнему. Дружеское отношение к сверстникам .
- Когда ты услышишь столько добрых слов, да ещё с улыбкой на лице, то сразу уходит боль и печаль. Мне стало гораздо легче. Вы знаете песенку «Улыбка»? На
учите меня петь ее и танцевать! Звучит песня В.Шаинского «Улыбка».
Игра «Назови друга ласково».
Материал: надувное сердечко.
Ход игры:
Воспитатель объясняет детям, что существует много добрых, приятных и ласковых слов, которые называются комплиментами. Педагог предлагает детям встать в круг так, чтобы видеть глаза друг друга, и, передавая надувное сердечко, говорить какое-нибудь ласковое слово своему соседу.
После игры все отмечают, что от теплых слов стало радостней и веселей.
Игра «Цветок дружбы».
Материал: цветик-семицветик и кукла Карлсона.
Ход игры:
Воспитатель вносит игрушку Карлсона и объясняет детям, что он очень расстроен. Педагог предлагает малышам спросить у Карлсона, почему он грустит. Он рассказывает: «На мой день рождения Малыш подарил мне волшебный цветок дружбы. Однажды я увидел, что все лепестки с волшебного цветка опали. А перед этим мой друг Малыш обиделся на меня и ушел. Помогите мне понять, чем я мог обидеть своего друга, что я сделал не так».
Воспитатель объясняет Карлсону, что дети обязательно помогут ему, ведь они знают, кто такие настоящие друзья. Дошкольники высказывают свои предположения, постепенно собирая цветок дружбы. После этого передают его Карлсону. Он благодарит ребят за помощь и говорит, что теперь он понял, почему обиделся Малыш и как не должен поступать настоящий друг.
Игра «Поступаем правильно»
Цель игры: дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.
Необходимое оборудование: парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.
Ход игры: Воспитатель разъясняет детям, какие поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается. Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой. Карточки должны быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.
Дидактическая игра «А что сказали бы вы?»
Цель игры: дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы, умение делиться.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный. Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации:
- «Мама дала тебе конфетку. Что вы на это скажите?
- дай мне еще одну;
- я такие не люблю , дай мне другую;
- спасибо.
- Твой друг просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?
- мне нужна она самому;
- бери, пожалуйста;
- я дам тебе, если только ты дашь мне свою.
- Бабушка просит тебя помочь ей помыть посуду. Что ты ей скажешь?
- не хочу;
- конечно;
- я устал, сама помою.
Задача игроков - выбрать правильный вариант. Если игроки, по какой то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания: важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.
Игра «Скажи доброе слово»
Дети становятся в круг и вспоминают, какие хорошие качества есть у людей. Так как дети часто зацикливаются и повторяют одни и те же качества, им нужно подсказывать, напоминать, описывать свойства характера, чтобы они сами дали определение.
Игра «Кто что делает?»
Задачи: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда.
Воспитатель раздает детям карточки с изображением представителей различных профессий. Затем он демонстрирует предметные картинки с изображением объекта их деятельности, при этом задавая вопросы: «Кто строит дома?»; «Кто шьет платья?», «Кто продает молоко?» и т.д. Примеры ответов детей: «Строитель строит дома», «Портной шьет платья», «Продавец продает молоко».
Игра «Оцени поступок»
Игра воспитывает у детей основы морали, учит хорошим поступкам, тренирует внимание.
На картинках нарисованы ситуации из жизни детей, а на карточках хорошие либо плохие поступки в этих ситуациях.
Игра «Хорошо – Плохо»
Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.
- Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.
- Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен – можно уколоться.
- Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане – ломается.
Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета.
Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.
Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к однозначной субъективной оценке (конфеты – хорошо, лекарство – плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.
Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.
– Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.
Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно («драка», «дружба», «мама»). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.
Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например:
- Есть шоколад хорошо – вкусно, но может заболеть живот;
- Живот болит – это хорошо, можно в детский сад не ходить;
- Сидеть дома – плохо, скучно;
- Можно пригласить гостей – и т.д.
Одним из возможных вариантов игры «Хорошо – плохо» может быть ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету – вкусно и приято, а если много – заболят зубы, придётся их лечить.
Желательно, чтобы игра «Хорошо – плохо» стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время.
В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.
Игра «Я не должен - я должен».
Задачи:
1. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей.
2. Воспитывать уважительное отношение, сочувствие, отзывчивость к сверстникам, окружающим людям.
3. Закреплять умение осознанно делать выбор и объяснять его.
Ход игры.
Взрослый заранее готовит сюжетные картинки, связанные с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями (В системах: взрослый-ребёнок, ребёнок - ребёнок) и шаблоны «Я не должен», «Я должен», изображение знаков «+, - »
I вариант: Ребенок раскладывает около шаблонов те картинки, которые изображают соответственно ситуации неприемлемые, либо приемлемые во взаимоотношениях между людьми, объясняет свой выбор.
II Вариант: дети сидят на стульях, у каждого по 2 шаблона. Взрослый показывает сюжетную картинку, предлагает детям сделать выбор и показать шаблон, соответствующий их выбору. Выслушиваются объяснения 2-3 детей.
Игра «Угадай настроение»
Цель игры: развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи; передавать голосом определенное эмоциональное состояние, настроение.
Ход игры
Дети стоят по кругу, повернувшись спиной к центру круга, глаза закрыты. В руках у водящего ребенка – мимическая картинка (страх, удивление, радость, печаль, злость и т.д.).именно с этой эмоциональной окраской речи ребенок обращается к тому, напротив кого он остановился (на конец музыкальной фразы). Если задание выполнено правильно, то игру продолжает ребенок, напротив которого остановилось движение, но с другой мимической картинкой.
По кружочку иду, Ребенок-водящий идет и поет.
И к кому-то подойду, Останавливается.
Ну, а ты не зевай, Поглаживает по спине товарища.
Настроенье угадай. Грозит пальцем.
Ай-ай-ай, ай-ай-ай,
Настроенье угадай. Говорит с заданной эмоциональной окраской.
Ситуативная игра-история с элементами театрализации «Котик и Ежик на качелях»
Цель: обогащение опытом эффективного взаимодействия в ситуации столкновения интересов.
Беседа с постановкой проблемной задачи.
Взрослый: Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (Ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ежик и Котик. Как помочь им не поссориться?
На роли Ежика и Котика выбираются два ребенка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.
Инсценировка стихотворения.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли и на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»
Не уступают друг другу друзья.
Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,
Мне как товарищ совсем не хорош».
Дети инсценируют стихотворение.
Обсуждение проблемы, поиск путей решения.
Вопросы к детям:
- Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)
- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)
- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)
Взрослый: Давайте еще раз прочитаем стихотворение, но с веселым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры.
В тихом лесу, средь кустов и дорожек,
Жили два друга - Котик и Ёжик.
Как-то они на прогулку пошли
И на поляне качели нашли.
Ежик навстречу качелям шагнул,
Котик качели к себе потянул,
Котик сказал: «Покачаю тебя.
Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»
Подведение итогов.
Взрослый: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться?
Дети: Нужно уметь договариваться.
Ситуативная игра-история «Машина».
Котику мама купила машину:
Кузов нарядный, красивые шины,
Пульт управления, мощный мотор.
Котик довольный помчался во двор.
Ежик машину увидел, и вот
Молча у друга ее он берет.
Чудо-игрушку хочет отнять,
Котик ему не готов уступать.
И говорит он, надувшись, Ежу:
«Я с тобой, Ежик, совсем не дружу».
Выход из проблемной ситуации:
Ежик сказал: «Мы с тобою друзья.
Очень мила мне машина твоя.
Дай мне, пожалуйста с ней поиграть,
Её аккуратно я буду катать».
Котик ответил: «Конечно, бери.
Кнопку для старта скорее нажми!».
Ситуативная игра-история «Случай в малине».
День был июльский, и жаркий, и длинный.
Котик и Ёж собирали малину.
Только в траве, возле старой березы,
Котику в лапу вонзилась заноза.
Просит он Ёжика: «Друг, помоги!
Мама малинку ждет в пироги!»
«Я не желаю тебе помогать,
Лапкой одной можешь ягоды рвать.
Не я уколол тебя», - Ёжик сказал,
В помощи другу он отказал.
Выход из проблемной ситуации.
-Не огорчайся, мой друг, не беда!
Ведь помогаю тебе я всегда!
-Вместе мы сладкой малины нарвем,
Сладкий пирог вместе мы испечем.
Ситуативная игра-история «Помощь Бельчонку»
Котика мама послала на почту,
Маме письмо отослать надо срочно.
Ёжик с приятелем вместе пошел,
С другом в дороге всегда хорошо.
Слышат в лесу они плач чей-то громкий,
И увидели под елью Бельчонка,
Он в незнакомое место попал,
Маму и дом свой родной потерял.
«Ты нас, бельчонок, здесь подожди,
Много у нас еще дел впереди.
Если с тобою будем возиться,
Почта, наверно, успеет закрыться!»
Выход из проблемной ситуации.
«Бедный малыш, мы поможем тебе
И одного не оставим в беде.
Маму свою ты найдешь вместе с нами,
Будем теперь с тобою друзьями».
Ситуативная игра-история «Ириски».
Котику как-то купили ирис
С очень веселым названьем «Кис-кис».
Лучше ириса нет в мире конфет!
(Это, признаться, уже не секрет.)
Ежик сказал: «Я конфеты люблю!
Не угостишь - я тебя уколю!»
Котик ответил: «Если ты злой,
Значит, ириски не дам ни одной!»
Выход из проблемной ситуации.
Котик ни капельки не удивился:
«Что же ты, Ежик, так рассердился?
Ирис я принес, чтоб тебя угостить,
Просто ты, Ёжик, забыл попросить!»
Сюжетно-ролевые игры
Игра «Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.
Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.
Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование
Игра «Семья покупает полезные продукты»
Цели игры:
Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли. Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.Побуждать детей использовать слова-названия полезных продуктов, диалогическую речь в ходе игры.Формировать дружеские взаимоотношения в игре.
Примерный ход игры:
Бабушка (воспитатель) говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. Мама с папой решают пойти за покупками всей семьей - взять с собой малыша в коляске. Бабушка просит покупать только полезные продукты, чтобы не навредить здоровью. Придя в магазин, мама с папой просят продавца дать им овощи, фрукты, молочные продукты (называют каждый), рассчитываются, получают сдачу, складывают продукты в сумку и коляску и возвращаются домой. Бабушка просматривает продукты и просит маму приготовить обед, а папу - погулять с малышом, так как сама она устала и хочет прилечь. Далее игра развивается по привычному для детей сюжету «Семья».
Игра «Детский сад»
Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.
Консультация для родителей «Воспитание доброты»
Хочется поговорить о самой, на наш взгляд, главной душевной ценности человека – о доброте. Есть очень много определений и трактовок этого слова, но мне больше по сути доброта – это душевное богатство. Есть очень много нравственных качеств, близких по значению доброте; а именно: чуткость, отзывчивость, сопереживание, доброжелательность, милосердие. Так важно в наше неспокойное время как можно чаще обращаться к доброте, призывая ее в трудную минуту, воспитывая в детях самую сущность добра, формируя в них нравственные аспекты характера. Именно доброту надо воспитывать в ребенке с ранних лет, с первых шагов и первых слов.
Бытует среди людей обманчивая поговорка: «доброта хуже воровства». Может быть в «обществе потребителей» она и верна, но в цивилизованном и культурном обществе она не находит подтверждения и огласки. Сразу же в памяти возникают крупными буквами слова: «Доброта Спасёт Мир! ». Да, это так. Я считаю, именно доброта поможет маленькому человечку сориентироваться в сложных ситуациях, привлечь к себе внимание окружающих, раскрыться всем потенциальным возможностям и ценностям души. Вот почему так важно воспитание доброты у детей, причем с младшего возраста. Значение доброты в формировании личности ребенка понятны каждому.
Доброта – это душевная красота, богатство человеческой души.
Самое главное – это как же воспитать доброту в малыше? Очень трудно приводить ему какие – либо доводы и доказательства, не опираясь на его личный опыт, не узнав его мнения на этот счет.
С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой – эта первая ступень к доброте: поделишься ты, поделятся и с тобой. Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора – малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.
В старшем же дошкольном возрасте у детей уже есть определенное мнение о том, что такое доброта. Задавая воспитанникам этот вопрос, я услышала очень много ответов, но многие и затруднялись, хотя и подбирали синонимы к этому слову: «хорошо», «красота», «внимание» и т. д. А на вопрос: «Кто такой добрый человек? » было названо огромное количество определений этого словосочетания, в итоге же все дети пришли к выводу, что с таким человеком все хотели бы общаться и дружить. И лишь одна девочка сказала: «А мне все равно». Это уже звоночек о том, что здесь необходимо задуматься, выяснить причины, устранить комплексы, поработать в сотрудничестве с психологом.
Самым важным моментом в воспитании доброты у ребенка, на мой взгляд, является личный пример самих родителей. Авторитет родителей у ребенка всегда стоит на первом месте. Именно на Ваших примерах воспитываются наши дети, они
как губка впитывают и ваше мнение, и ваше поведение и ваше отношение к доброте. Отсюда следует, что очень многое зависит от Вас, наши уважаемые помощники и партнеры в нелёгком, но благородном деле воспитания детских душ.
И, в заключение, хочется привести слова:
«Добро, впитанное с молоком матери, продолжает жить до старости». Так давайте примем все усилия к тому, чтобы наши дети во всех жизненных ситуациях были добрыми, чуткими, отзывчивыми, доброжелательными людьми. Ведь именно в них мы видим свое будущее, которое будет согревать наши сердца, вызывать у нас чувство гордости и уважения, незыбленными душевными ценностями личности Человека с большой буквы!
Консультация для родителей «Добр ли Ваш ребенок?»
Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Чем тяжелее времена, тем дороже для людей теплота и сочувствие окружающих. Но какой он, добрый человек? В чем выражается доброта? Когда и как она складывается у детей?
СМЕХ И СЛЕЗЫ
Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит и слышит. И – что особенно важно – отзывается на то, что видит и слышит, и спешит на помощь.
Сущность доброты – способность сопереживать другому. Есть ли она у детей? Да, но далеко не у всех. И у разных детей она проявляется по-разному.
Дети 3-7 лет способны сопереживать ровеснику, но не все и по-разному. Одни в упор не видят переживаний своих товарищей, другие – замечают, но этим и ограничиваются. Третьи заражаются эмоциями сверстников: радуются или печалятся. Четвертые пытаются помочь, утешить, приласкать. Пятые радуются неудаче партнера и огорчаются его успехам. Шестые могут даже предвосхитить отрицательные эмоции друзей и предусмотрительно устранить их причину. Наблюдения психологов показывают, что лишь каждый третий ребенок в возрасте от 3 до 7 лет способен сопереживать ровесникам. Но к 7 годам это число растет.
Младшие преимущественно заражаются радостью сверстников, но редко замечают негативные эмоции и еще реже пытаются как-то повлиять на ситуацию. Дети среднего дошкольного возраста начинают отзываться на беды и несчастья товарищей, но могут отреагировать парадоксально. И лишь старшие дошкольники не только адекватно откликаются на переживания ровесников, но и содействуют их эмоциональному благополучию.
УРОКИ ДОБРОТЫ
Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание своего малыша прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало.
И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища.
Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.
ДРУЗЬЯ ИЛИ КОНКУРЕНТЫ?
Как уже отмечалось, дошкольники 4-5 лет парадоксально отзываются на
переживания ровесников: радуются их неудачам и огорчаются их успехам. Происходит это оттого, что детям этого возраста свойственна особая манера поведения.
Ее иногда называют соревновательностью или склонностью к конкуренции. Причина этого явления – в естественном желании ребенка познать себя в своих лучших качествах. Со взрослым ему не сравниться, вот и остается отыскивать действительное (или хотя бы мнимое) превосходство над своими ровесниками.
В наивных поисках слабостей товарища, в смехе над чужим разорванным платьем, пролитым супом, ушибленной коленкой нет ни злонравия, ни жестокости, а лишь стремление ребенка казаться лучше. И взрослым надо помнить об этом и помогать детям преодолевать эффект “кривого зеркала”, в котором они видят преувеличенными и недостатки своих товарищей, и – на этом фоне – свои достоинства.
Обсуждайте в семье личные достоинства друзей ребенка, вместе вспоминайте их веселые проделки, забавы, те случаи, когда кто-то помог или посочувствовал другому.
В детском саду неплохо устраивать дни рождения, выставки рисунков, праздничные выступления. Пусть каждый ребенок время от времени становится центром внимания группы – так он обязательно проявится в своих лучших качествах, продемонстрирует свои успехи и завоевания.
ЗА СВОЙ СЧЕТ
Хорошо, когда ваш ребенок видит переживания других, но еще лучше, если он адекватно отзывается на них. Однако не менее важно, чтобы он помог другому не за счет кого-то, а сам, и чтобы испытал при этом радость от своего поступка.
ДОБРОТА... КАК ВОСПИТАТЬ ЕЕ В РЕБЕНКЕ, УЧИТЫВАЯ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ? КАКИЕ ДЕТСКИЕ КНИГИ МОГУТ ПОМОЧЬ В ВОСПИТАНИИ ЭТОГО ВАЖНОГО КАЧЕСТВА?
К сожалению, подрастающее чадо не всегда оправдывает наши надежды. Дети сегодня развивается значительно быстрее, чем раньше. Причин тому много: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения и другие. Вечные спутники детства – добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не владеют беспредельно ребячьими душами.
Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой.
Подобная педагогическая позиция, когда доброта противопоставляется «агрессивным» качествам личности, ошибочна и вредна не только для общества, но и для самих детей, независимо от того, растет в семье мальчик или девочка. Настоящие волевые качества не только не исключают доброты, отзывчивости и чуткости, но в значительной мере должны предопределяться ими. В противном же случае из человека вырастает жестокосердный эгоист.
Воспитывать в ребенке доброту и чуткость нужно с такой же, если не с большей, настойчивостью и последовательностью, как и силу воли. И самое главное – воспитать доброту можно только добром.
Задача родителей – создавать и постоянно поддерживать в своей семье атмосферу любви и доброты, милосердия и взаимопомощи.
Родители – первые проводники малыша в понимании и усвоении нравственных требований, помогающие ему приобретать социальный опыт. То, что посеяно родителями в семье, будет произрастать всю жизнь. А «сеют» родители главным образом с помощью личного нравственного примера. В этом смысле не может быть активного или пассивного воспитания.
Общаясь с ребенком, не забывайте подавать ему примеры доброты.
Вероятно, если бы все родители были озабочены тем, чтобы их ребенок вырос человеком добрым, то все мы жили бы уже в ином обществе. Надо признать, что в наши дни, впрочем, как и во все времена, есть взрослые, которые, так сказать, принципиально не «зацикливаются» на воспитании в ребенке доброты, а есть и такие, кто по недомыслию или неопытности не формируют этого чувства у своего чада.
Далеко не все родители понимают, что воспитание доброты начинается с поощрения за хороший поступок. Доброте учит взрослый, ненавязчиво привлекая внимание малыша, прежде всего, к личности другого ребенка: «Не обижай девочку»; «Малыш заплакал, подойди и успокой его»; «Дай мальчику свою машинку поиграть, она ему понравилась».
Существуют многочисленные детские книжки и специальные пособия, в которых представлены поучительные рассказы. Эти незамысловатые истории помогут вам поговорить с малышом о высоких нравственных понятиях в пределах его понимания.
Доброта – это помощь людям и животным. Добрый человек пожалеет несчастное животное, найдет слова, чтобы утешить, кому-то поможет в беде, кого-то удержит от ошибки. Расскажи о своих добрых поступках. Почему ты так поступал? Зачем нужны добрые дела? А почему люди становятся злыми? Потому что им никто никогда не помогал. А как можно сделать людей добрее? Нужно помогать им и научить их помогать другим.
Зло – это причинение вреда и боли людям, животным, растениям.
Милосердие – это помощь слабым, больным и старым. Быть милосердным – это поддержать человека добрым словом, помочь ему, оказать поддержку.
Забота – это постоянная помощь, ухаживание за кем-либо или чем-либо. Почему каждый человек должен заботиться о ком-либо? Как нам нужно заботиться о своих комнатных цветах и рыбках? Что можешь делать ты, чтобы им хорошо жилось у нас?
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ
Очень часто малыш в одиночестве смотрит мультфильмы, слушает пластинки или диски. Обычно после такого просмотра или прослушивания родители не беседуют с ребенком.
О чем он думает в это время, как оценивает поведение героев, какие выводы делает – неизвестно. И это плохо.
Разговор о добре и зле или на иную морально-этическую тему уместно провести после посещения театра. Предположим, вы посмотрели с малышом одну из сказок: «Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Терем-теремок».
Обязательно обсудите с ребенком увиденное в театре представление. Одного вопроса: «Тебе понравилась пьеса, которую мы смотрели?» для полноценной беседы недостаточно. Спросите, какие добрые и злые герои были в пьесе? В чем проявилась доброта героев? Почему добро побеждает зло? Кого из героев можно назвать добрым и почему? Что было бы, если бы побеждало зло? Как в этом случае могли бы развиваться события?
Памятка для родителей “Посеять в детских душах доброту”
- Ласково, по имени называйте ребёнка.
- Учите с детьми стихи, пословицы о доброте.
- Создавайте ситуации зовущие к добру и состраданию
- Составляйте с детьми сказки о доброте.
- Не унижайте ребёнка.
- Не обсуждайте поступки при посторонних.
- После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте ему понять, что вы ему сочувствуете.
- Рассказывайте о добрых поступках других детей.
- Учите заботиться о старших и младших членах семьи: делать подарки, делить игрушки, помогать одеваться и т.д.
- Личным примером показывайте, что добрые дела веками живут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сложности адаптирования учебно-методического комплекта "Добрый мир!" в условиях детского сада
Размышления педагога на тему введения данной программы в детскм саду. Программа интересная, нужная. Но далеко не каждый воспитатель сможет стать настоящим, грамотным проводником для ребенка при познан...
Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"
Конспект занятия на тему:"Свет.День.Ночь" для воспитанников старшей группы(по учебно-методическому комплекту "Добрый Мир" Л.Л.Шевченко)"...
Практико-значимый проект Занятие на тему: Наши меньшие друзья – птицы» Для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)
Государственное образовательное учреждениевысшего профессионального образованияМосковский государственный областной университет Духовно-просветительский культурный центр им. просветителейславянск...
методическая разработка "добрые слова ,добрые дела"
"добрые слова ,добрые дела"...
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» По учебно- методическому комплекту «Добрый мир. Православная культура для малышей»
Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России....
Методическая разработка :" Доброе дело".
Методическая разработка : " Доброе дело" Создание условий для формирования у детей понятия о добре, добрых делах,бережного отношения к природе и друг к другу...
«Занятие на тему: « Праздник Пасхи» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)».
Комитет по образованию Администрации Раменского муниципального районаМДОУ Детский сад комбинированного вида №31 «Занятие на...