Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольника
презентация к уроку (старшая группа)
Материал об использовании элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
(СЛАЙД 1 тема) Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольника
(слайд 2- цитата ) Успешность социализации дошкольника в современном мире во многом определяется его активной жизненной позицией, умением самостоятельно ставить цель, организовывать предстоящую деятельность, а так же принимать кардинальные решения возникающих проблем для достижения результата. Это и есть Успешность социализации дошкольника в современном мире во многом определяется его активной жизненной позицией, умением самостоятельно ставить цель, организовывать предстоящую деятельность, а так же принимать кардинальные решения возникающих проблем для достижения результата. Это и есть проявление инициативы, требующей от ребенка способности работать с поступающей информацией, понимать и принимать постоянно меняющиеся события и ситуации, решать нестандартные задачи. Подобная деятельность под силу человеку, обладающему сильным творческим мышлением, уверенного в своих возможностях, что актуально в контексте реализации ФГОС ДО, целевые ориентиры которого, в свою очередь, и направлены на поддержку инициативности дошкольника.
(Слайд 3 – ТРИЗ) С такого рода задачей способны справиться лишь некоторые технологии, реализация которых требует неординарных методик. К таким, бесспорно, относится технология ТРИЗ, как технология эвристического и проблемного обучения, имеющая целый ряд названий, представленных на слайде, в арсенале которой и содержатся эффективные методы развития творческого, креативного мышления.
(Слайд 3 – ТРИЗ) С такого рода задачей способны справиться лишь некоторые технологии, реализация которых требует неординарных методик. К таким, бесспорно, относится технология ТРИЗ, как технология эвристического и проблемного обучения, имеющая целый ряд названий, представленных на слайде, в арсенале которой и содержатся эффективные методы развития творческого, креативного мышления.
Цель данного метода…..
В практике работы с дошкольниками нами уделяется большое внимание одному из эффективных и популярных на сегодня – методу морфологического анализа. (Слайд 4 – ММА) Автором данного метода является швейцарский астрофизик Фриц Цвикки, идеи которого неоднократно подвергались критике, но вместе с тем, оказались реалистичными и оригинальными.
(Слайд 5 – Таблица с осями) Метод морфологического анализа предполагает систематическую и планомерную работу с матрицами (морфотаблицами и морфологическим ящиком), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указанны возможные варианты реализации этих элементов.
Комбинирование подобных вариантов подводит дошкольника к новым неожиданным решениям, ставшим для него настоящим открытием. В нашем понимании это своего рода таблица умножения, в которой количество осей и параметры можно видоизменять по желанию в зависимости от создаваемого объекта.
Именно последовательная работа в данном направлении развивает творческое воображение, формирует представление о мире, как о сочетании различных управляемых элементов, а значит, препятствует инерционности мыслительных процессов дошкольника.
(Слайд 6 - По радужной дорожке 1) Подробнее остановимся на адаптировании метода Морфологического анализа в работе с детьми. Необходимо отметить, что используемые нами морфологические таблицы являются заимствованными, но модифицированными в соответствии с задачами, которые ставятся перед дошкольниками, начиная уже с 3-х летнего возраста.
Так, во 2 младшей группе, что соответствует начальному этапу знакомства с морфологической таблицей, мы начинали с использования простой одномерной таблицы – «По радужной дорожке», где главный герой Гном – Кубик совершает путешествие по радужным дорожкам с превращением в предметы цвета радуги, которые должен найти вокруг. Таким образом, проходит работа над развитием ассоциативного мышления, закреплением цвета, умением ориентироваться на листе бумаги, а в дальнейшем - в окружающем уже без картинок – подсказок.
(Слайд 7 – По радужной дорожке 2) Постепенно, таблица расширяется, добавляются новые для объекта характеристики: форма, размер и др. Для облегчения понятия «Форма» использовали моделирование геометрическими фигурами, «Размер»- модель большого и маленького гнома.
(Слайд 8 – комбинации) В этот момент вводится понятие «Ключик», а в соответствии с методом ТРИЗ - «Комбинация». Первоначально – это простейшие комбинации, которые выполняются вместе с педагогом, тем самым дети начинают овладевать умением соотносить Букву и Цвет Комбинации с таблицей. Постепенно ребенок упражняется в создании нового объекта и соотнесением его с параметрами уже в окружающем. Это обычно происходит к концу года.
(Слайд 9 - По радужной дорожке 2 вновь) Разберем на примере: дан Ключик (красный А круг, Б маленький гном Кубик). Давай посмотрим на Ключик, какого цвета будет наш предмет? (красный), а какой формы? (круглой). Итак, наш предмет должен быть красный и круглый. Хорошо, посмотри внимательно – какой он по величине? (маленький). Давай подумаем, что может быть маленьким, красным и круглым? Так по данной комбинации находится предмет в окружающем, зарисовывается совместно, либо с частичной помощью воспитателя. Объектом исходной комбинации может быть: маленький красный мяч, воздушный шарик, тарелка, коврик, красный сигнал светофора и т.д. Аналогичным образом работаем с другими Комбинациями – ключиками. Наполнение морфологического ящика подобными показателями, по – нашему мнению, делает путешествие объекта все более увлекательным и необычным.
(Слайд 10 - Красивая ваза) С возрастом работа с морфологическими таблицами усложнялась и к 4-5 годам, нами вводились новые показатели, увеличивалось их количество, а получаемые объекты дети фиксировали путем самостоятельного рисования. В качестве примера, предлагаем создание Красивой вазы с помощью использования Ключика, состоящего уже не только из Букв, но и Цифр. Поэтому первоначально работаем над обозначениями: А-форма вазы, Б- ручки, В- узор, Г- её цвет. Для облегчения запоминания можно использовать символы. Поясняем, что вариантов Ключиков может быть много, поэтому все вазы получатся совершенно разные.
(Слайд 11 – таблица ваза + Бочонок) Один из ключиков «открываем» вместе с детьми. Например: Ключик А1 Б3 В4 Г2: Посмотрите А1 – Форма похожа на что? (бочонок). Нарисую бочонок. Б3 – На что похожи ручки вазы? (ухо).
(Слайд 12 – таблица Ваза + ручки) Дорисую ушки с двух сторон вазы.
(Слайд 13 – таблица Ваза + узор) В4 – узор на вазе из кружка и 2 вертикальных полосок, вот таких. Ваза украшена. Но какого она цвета?
(Слайд14 – таблица Ваза + цвет) Г2- оранжевый, штрихуем и получаем новый объект.
(Слайд 15– работы детей) Так, выбирая свой Ключик, ребенок каждый раз получает новый объект, отличный от других, вариации которых поддерживают интерес к деятельности.
(Слайд 16 – составь Букет) По мере освоения дошкольником работы с Ключиками, можно вновь добавлять параметры для расширения поля деятельности.
(Слайд 17 – детские работы) Комбинируя варианты - составляем Букет для нашей Вазы, и вновь получаются самые разные вариации, о которых дети способны самостоятельно рассказать: Какие цветы получились, придумывают им новые названия. Чем отличаются друг от друга? Для кого букет предназначен? Чем он может быть интересен и т.д.? (детские рисунки)
(Слайд18 – Необычное животное и волшебный транспорт) В старшем возрасте идет не просто наполняемость морфологического ящика, но и усложнение элементов. Это обосновано подготовленностью мышления ребенка 6-7 лет, его способностью работать с морфологическим ящиком. На данном этапе начинается более отчетливо проявляться инициатива в изобретательстве и творчестве, а задания уже выходят за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, будоражат детское воображение и мышление.
(Слайд 19 – детские работы) Так создание Необычного животного или Волшебного транспорта требует от ребенка умения «создавать» новые нереальные предметы, побуждающие с увлечением сочинять интересные истории, объединять разных героев и взаимодействие между ними. Огромное поле для фантазии, море удовольствия от творческого процесса влечет за собой поддержание к нему стойкого интереса. Ведь для ребенка очень важно видеть и осознавать результат своего творчества.
(Слайд 20 – Цитата) Овладение приемом Морфологического анализа положительно влияет на способность самостоятельно видеть и анализировать типичные и отличительные признаки разных объектов. Уверенность в своих силах помогает найти правильное решение в любой создавшейся ситуации. Это указывает на развитие креативности мышления дошкольника, что позволит успешнее усваивать знания в школе. Цитата ученого - дидакта А.Л.Несмеянова тому подтверждение.
Дорогие коллеги, вышесказанное лишний раз подтверждает значимость адаптированного использования элементов технологии ТРИЗ в развитии инициативы дошкольника.
(Слайд 21 Спасибо за внимание) Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование элементов ТРИЗ технологии в процессе актуализации словаря признаков у дошкольников»
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"
План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...
Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»
Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...
Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)
Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».
Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...