Использование элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольника
презентация к уроку (старшая группа)

Зяблицева Лидия Николаевна

Материал об использовании элементов ТРИЗ технологии в развитии инициативы дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 (СЛАЙД 1  тема) Использование элементов ТРИЗ технологии в  развитии инициативы дошкольника

(слайд 2- цитата ) Успешность социализации дошкольника  в современном мире во многом определяется   его  активной жизненной позицией,  умением самостоятельно ставить цель, организовывать предстоящую деятельность, а так же принимать  кардинальные решения возникающих проблем для достижения результата. Это и есть Успешность социализации дошкольника  в современном мире во многом определяется   его  активной жизненной позицией,  умением самостоятельно ставить цель, организовывать предстоящую деятельность, а так же принимать  кардинальные решения возникающих проблем для достижения результата. Это и есть проявление инициативы, требующей от ребенка способности работать с  поступающей информацией, понимать и принимать постоянно меняющиеся  события и ситуации, решать нестандартные задачи. Подобная деятельность под силу человеку,  обладающему  сильным творческим мышлением, уверенного в своих возможностях, что актуально в контексте реализации  ФГОС ДО,  целевые ориентиры которого, в свою очередь, и направлены на поддержку инициативности дошкольника.

(Слайд 3 – ТРИЗ) С такого рода  задачей способны справиться лишь некоторые технологии, реализация которых требует неординарных методик. К таким, бесспорно, относится технология ТРИЗ, как технология эвристического и проблемного обучения,  имеющая целый ряд названий, представленных на слайде,    в арсенале которой и  содержатся эффективные методы развития творческого, креативного  мышления.

 (Слайд 3 – ТРИЗ) С такого рода  задачей способны справиться лишь некоторые технологии, реализация которых требует неординарных методик. К таким, бесспорно, относится технология ТРИЗ, как технология эвристического и проблемного обучения,  имеющая целый ряд названий, представленных на слайде,    в арсенале которой и  содержатся эффективные методы развития творческого, креативного  мышления.

Цель данного метода…..

 В практике работы с дошкольниками  нами уделяется  большое внимание одному из эффективных и популярных на сегодня  – методу морфологического анализа.  (Слайд 4 – ММА) Автором данного метода является швейцарский астрофизик Фриц Цвикки, идеи которого неоднократно  подвергались критике, но вместе с тем, оказались реалистичными и оригинальными.      

   (Слайд 5 – Таблица с осями)   Метод морфологического анализа предполагает систематическую и планомерную работу с  матрицами (морфотаблицами  и морфологическим ящиком), где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указанны  возможные варианты реализации этих элементов.

     Комбинирование подобных  вариантов  подводит дошкольника  к  новым неожиданным  решениям, ставшим для него настоящим открытием.  В нашем понимании это своего рода  таблица умножения,  в которой  количество осей и параметры можно видоизменять по желанию в зависимости от создаваемого объекта.                    

    Именно последовательная работа в данном направлении развивает  творческое воображение, формирует представление о мире,  как о  сочетании различных управляемых элементов,  а значит, препятствует  инерционности мыслительных процессов дошкольника.

           (Слайд 6 - По радужной дорожке 1) Подробнее остановимся на адаптировании метода  Морфологического  анализа  в работе с детьми.  Необходимо отметить, что используемые нами морфологические таблицы являются заимствованными, но модифицированными в соответствии с задачами, которые ставятся  перед дошкольниками, начиная уже с 3-х летнего возраста.

      Так, во 2 младшей группе, что соответствует начальному этапу  знакомства с морфологической таблицей,  мы начинали с использования простой одномерной таблицы – «По радужной дорожке», где главный герой Гном – Кубик совершает путешествие по радужным дорожкам  с  превращением в предметы цвета радуги, которые должен  найти вокруг. Таким образом,  проходит  работа  над развитием ассоциативного мышления, закреплением цвета,   умением ориентироваться на листе бумаги, а в дальнейшем - в окружающем уже без картинок – подсказок.

      (Слайд 7 – По радужной дорожке 2)  Постепенно,  таблица расширяется,  добавляются  новые для объекта характеристики:  форма, размер и др. Для облегчения понятия «Форма» использовали моделирование геометрическими фигурами, «Размер»- модель большого и маленького гнома.

       (Слайд 8  – комбинации) В этот момент вводится  понятие «Ключик», а в соответствии с методом ТРИЗ -  «Комбинация». Первоначально – это простейшие комбинации, которые выполняются вместе с педагогом, тем самым дети начинают овладевать умением соотносить Букву и Цвет  Комбинации   с таблицей. Постепенно ребенок упражняется  в создании  нового объекта  и соотнесением его с параметрами уже в окружающем. Это обычно происходит к концу года.

  (Слайд 9  - По радужной дорожке 2 вновь)     Разберем на примере:  дан Ключик (красный А круг, Б маленький гном Кубик). Давай посмотрим на Ключик, какого цвета будет  наш предмет? (красный), а какой формы? (круглой). Итак, наш предмет должен быть красный и круглый. Хорошо,  посмотри внимательно – какой он по величине? (маленький). Давай подумаем, что может быть маленьким, красным и круглым?  Так по данной комбинации находится предмет в окружающем,  зарисовывается совместно, либо с частичной помощью воспитателя. Объектом исходной комбинации может быть: маленький красный мяч, воздушный шарик, тарелка, коврик, красный сигнал светофора и т.д. Аналогичным образом работаем с другими Комбинациями – ключиками.   Наполнение морфологического ящика подобными показателями, по – нашему мнению,   делает путешествие  объекта все более увлекательным и  необычным.

    (Слайд 10 - Красивая ваза)   С возрастом работа с морфологическими таблицами усложнялась и к 4-5 годам, нами вводились  новые показатели, увеличивалось  их количество, а получаемые объекты дети фиксировали путем самостоятельного рисования. В качестве примера, предлагаем создание Красивой вазы  с помощью использования  Ключика, состоящего уже не только из Букв, но  и Цифр. Поэтому первоначально работаем над обозначениями:  А-форма вазы, Б- ручки, В- узор, Г- её цвет. Для облегчения запоминания можно использовать символы. Поясняем, что вариантов Ключиков может быть много, поэтому все вазы получатся совершенно разные.

(Слайд 11 – таблица ваза + Бочонок)  Один из ключиков «открываем» вместе с детьми. Например: Ключик  А1 Б3 В4 Г2: Посмотрите  А1 – Форма похожа на что? (бочонок). Нарисую бочонок.  Б3 – На что похожи ручки вазы? (ухо).

(Слайд 12 – таблица Ваза + ручки) Дорисую ушки с двух сторон вазы.

(Слайд 13 – таблица Ваза + узор) В4 – узор на вазе из кружка и 2 вертикальных полосок, вот таких. Ваза украшена. Но какого она цвета?

(Слайд14 – таблица Ваза + цвет) Г2- оранжевый, штрихуем и получаем новый объект.        

(Слайд 15– работы детей) Так, выбирая свой Ключик, ребенок каждый раз получает новый объект, отличный от других, вариации которых поддерживают интерес к деятельности.  

      (Слайд 16 – составь Букет)  По мере освоения дошкольником работы с Ключиками, можно вновь добавлять параметры для расширения поля деятельности.

(Слайд 17  –  детские работы) Комбинируя варианты -  составляем Букет для нашей Вазы,  и вновь получаются самые разные вариации, о которых дети способны самостоятельно рассказать: Какие цветы получились, придумывают им новые названия.  Чем отличаются друг от друга?  Для кого букет предназначен?  Чем он может быть интересен и т.д.? (детские рисунки)

          (Слайд18 – Необычное животное и волшебный транспорт) В старшем возрасте  идет не просто наполняемость морфологического ящика, но и усложнение элементов. Это обосновано подготовленностью мышления ребенка 6-7 лет, его способностью работать  с морфологическим ящиком.  На данном этапе начинается  более отчетливо проявляться  инициатива  в изобретательстве и творчестве,  а задания уже выходят за рамки знакомого ребенку опыта, стимулируют фантазию, будоражат детское воображение и мышление.

         (Слайд 19  – детские работы) Так  создание Необычного животного или Волшебного транспорта требует от ребенка умения «создавать» новые нереальные предметы, побуждающие с увлечением сочинять  интересные истории, объединять разных героев и  взаимодействие между ними. Огромное поле для фантазии, море удовольствия от творческого процесса влечет за собой  поддержание к нему стойкого  интереса. Ведь для ребенка очень важно видеть  и осознавать результат своего творчества.

       (Слайд 20 – Цитата)  Овладение приемом Морфологического анализа положительно влияет на способность самостоятельно видеть и анализировать  типичные и отличительные признаки разных объектов. Уверенность в своих силах  помогает найти правильное решение в любой создавшейся  ситуации. Это указывает на развитие креативности  мышления дошкольника, что позволит успешнее усваивать знания в школе.  Цитата ученого - дидакта  А.Л.Несмеянова  тому подтверждение.

    Дорогие коллеги, вышесказанное лишний раз подтверждает  значимость адаптированного  использования элементов технологии ТРИЗ в развитии инициативы дошкольника.

(Слайд 21  Спасибо за внимание) Благодарю за внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование элементов ТРИЗ технологии в процессе актуализации словаря признаков у дошкольников»

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»

Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"

План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...

Педагогический опыт «Использование элементов ТРИЗ-технологии в образовательной работе с дошкольниками»

Данный опыт работы может помочь молодым педагогам в организации и проведении занятий, а опытных педагогов натолкнет на более совершенные творческие решения. Все представленные методы и приемы могут бы...

Развитие речи дошкольников через использование элементов ТРИЗ технологий.(мозговой штурм, системный оператор)

      Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.Г. С. ...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».

Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...