«Использование элементов ТРИЗ технологии в процессе актуализации словаря признаков у дошкольников»
статья (старшая группа) на тему
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Поволжская государственная социально – гуманитарная академия
Факультет психологии и специального образования
Программа
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
«Использование элементов ТРИЗ технологии в процессе актуализации словаря признаков у дошкольников»
Полякова Татьяна Егеньевна
ГБОУ ООШ № 11 СП «Детский сад «Лужайка»
г. о. Новокуйбышевск
г. о. Новокуйбышевск, 2015
Актуальность. Согласно ФГОС речевое развития становится самостоятельной образовательной областью. Речевое развитие включает в себя обогащение активного словаря.
Исследования в области дошкольного образования, показали, что актуализация словаря признаков у дошкольников с ОНР будет успешным посредством инновационных образовательных технологий. Одной из таких технологий является технология ТРИЗ, которая позволяет актуализировать словарь признаков совместно с мыслительной деятельностью.
Таким образом, недостаточная разработанность многих вопросов определило выбор темы и её актуальность: «Использование элементов ТРИЗ технологии в процессе актуализации словаря признаков у дошкольников с ОНР».
Проблема: актуализация словаря признаков у дошкольников с ОНР с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Объект – элементы ТРИЗ технологии.
Предмет – непосредственно образовательная деятельность с применением элементов ТРИЗ технологии.
Решение проблемы составляет цель: на основе изучения особенностей сформированности словаря признаков у дошкольников с ОНР разработать систему игр с применением элементов ТРИЗ технологии при актуализации словаря признаков у дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- провести теоретический анализ литературы по проблеме;
- организовать и провести исследование уровня и особенностей сформированности словаря признаков у дошкольников с ОНР;
- сравнить уровень и особенности сформированности словаря признаков у дошкольников с нормальным речевым развитием и с ОНР;
- организовать и провести систему игр с применением элементов ТРИЗ технологии в процессе актуализации словаря признаков у дошкольников с ОНР;
- провести сравнительный анализ уровня и особенностей сформированности словаря признаков у дошкольников с ОНР до и после проведения системы игр с применением элементов ТРИЗ технологии.
Цель определила формулировку гипотезы. В качестве гипотезы предполагается, что у дошкольников с ОНР имеются особенности сформированности словаря признаков, и, что разработанная и проведённая система игр с применением элементов ТРИЗ технологии позволит повысить эффективность непосредственно образовательной деятельности при актуализации словаря признаков у дошкольников с ОНР.
Для реализации данного проекта необходимо наличие определённых ресурсов. К материально – техническим ресурсам относится наличие интерактивной доски и оргтехники (компьютера, ксерокса и т. д.) К кадровым ресурсам относится штатная ставка учителя – логопеда и две штатных ставки воспитателя (требования к стажу работы учителя – логопеда не менее 3 лет).
Организация работы включает в себя три основных этапа.
- I этап (подготовительный) – организация и проведение исследования уровня и особенностей сформированности словаря признаков у дошкольников с ОНР;
- сравнение уровня и особенностей сформированности словаря признаков у дошкольников с нормальным речевым развитием и с ОНР (первая половина сентября).
- II этап – (основной) – организация и проведение системы игр с применением элементов ТРИЗ технологии в процессе актуализации словаря признаков у дошкольников с ОНР (в течении учебного года).
- III этап – (заключительный) - проведение сравнительного анализа уровня и особенностей сформированности словаря признаков у дошкольников с ОНР до и после проведения системы игр с применением элементов ТРИЗ технологии (вторая половина мая).
Конечный продукт данного проекта представлен в виде системы игр, рассчитанной на долгосрочное применение по всем лексическим темам, в соответствии с перспективным планом непосредственно образовательной деятельности, согласно ФГОС.
Критерии оценки эффективности. Проанализировав среднегрупповую успешность выполнения заданий, направленных на исследование уровня сформированности словаря признаков, до и после проведения непосредственно образовательной деятельности, мы смогли подтвердить эффективность системы игр с элементами ТРИЗ технологии. Так до проведения непосредственно – образовательной деятельности показатель успешности в экспериментальной группе был равен 69 %, а после проведения непосредственно образовательной деятельности равен 82 %, что на 13 % выше предыдущего результата. В контрольной же группе до проведения непосредственно образовательной деятельности показатель успешности был равен 72 %, а после проведения непосредственно образовательной деятельности равен 75 %, что лишь на 3 % выше предыдущего результата. Разница между 13 % и 3 % несомненно доказывает эффективность разработанной и проведённой системы игр с использованием элементов ТРИЗ технологии.
Мы постоянно задумываемся над вопросами о том, в какую увлекательную и развивающую игру поиграть с детьми, что бы такое придумать, как провести занятие так, чтобы детям было интересно, чтобы занятие давало положительный заряд и детям, и родителям, и педагогу? Именно поэтому я обратилась к педагогическому инструментарию отечественной теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Ее автор – Г.С.Альтшуллер, считавший, что "ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
Одним из элементов ТРИЗ технологии является метод фокальных объектов (МФО).
В первоначальном виде этот метод стал известен как “метод каталога”. Он был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а затем в 50-тые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом.
Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. Произвольно выбрав несколько других объектов, например, открыв толковый словарь русского языка на любой странице, называем слова, наугад, куда упадет взгляд (желательно существительные). Затем мы “применяем” эти слова к заданному объекту. Неожиданные сочетания дают интересные результаты.
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. На первых порах достаточно только лексического объяснения полученных словосочетаний, а для закрепления и обобщения можно предложить детям нарисовать то, что получилось в результате коллективного фантазирования.
На занятиях по речевому, познавательному развитию, дети старшего дошкольного возраста с интересом играют в игру «Изобретатели», в которой изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание.
Пользуясь методом фокальных объектов можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий; гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).
Так, например, дети старшей группы могут поиграть в игру "Необычный подарок".
Цель: учить детей переносить признак одного объекта на другой и объяснять практическое использование нового объекта. Развивать фантазию, память, воображение. Воспитывать дружелюбие, вежливость.
Материал. Карточки с изображением различных предметов (книга, машина, шарик, кукла, платье, мяч, и т.д.)
Игровая задача. Наделить нетипичными признаками различные предметы.
Ход игры.
Воспитатель спрашивает, какой подарок хотел бы получить ребенок и как он должен выглядеть. Опрашивается два ребенка. Например:
- Даша, какой бы подарок ты хотела получить от Никиты? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Даша М.: - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Никита И.: - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.
Родители воспитанников, прослушав консультацию и поиграв на занятиях в “Изобретателей”, понимают значение МФО в воспитании и развитии своих детей. А наиболее заинтересованные родители (в основном бабушки и мамы) используют игру “Изобретатели” дома. Изобретают предметы декора квартиры, придумывают конкурсы для семейных праздников.
Используя в работе метод фокальных объектов, педагог может реализовать свой творческий потенциал, с успехом разрабатывать занятия по разным видам деятельности: фантазированию, логике, математике, развитию речи, изодеятельности и ручному труду; применять метод для составления сценариев развлечений для дошкольников, в решении проблемных ситуаций.
МФО позволяет педагогу развивать детей, заинтересовывать родителей вопросами воспитания и обучения детей и, наконец, совершенствоваться самому.
Список литературы
1. Абашина, В. В. Управление учебно-познавательной деятельностью детей
дошкольного возраста: учебное пособие для студентов факультетов дошкольного образования высших учебных заведений. - 2-е изд., испр. и доп. - Сургут: РИО СурГПИ, 2005.
2. Абдрашитов, Б. М. Учитесь мыслить нестандартно / Б. М. Абдрашитов, В. Н. Шмехунов. - М.: Академия, 2004.
3. Бабанский, Ю. К. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский, В. А. Сластенин, И. А. Сорокин. - Просвещение, Москва, 1988.
4. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф.Н. Блехер. - М., Просвещение, 2003.
5. Волков Б. С., Волкова, Н. В. Детская психология. Психическое развитие
ребёнка до поступления в школу / науч. редактор Б. С. Волков. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Педагогическое общество России, 2000.
6. Короткова, Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3.
7. Михайлова, З. А. Игровые, занимательные задачи для дошкольников. / З. А. Михайлова. - М.: Речь, 2000.
8. Тихомирова, Л. Ф. Я открываю мир: Развитие познавательных способностей детей / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"
Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....
Использование методов ТРИЗ-технологий для реализации программных задач по ознакомлению дошкольников с элементами астрономии
ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «...
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
Дать представление о роли методов и приемов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей 4-5 лет, представить педагогам методы и приемы ТРИЗ технологии в форме игр, направленные на формирование, ...
Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников с использованием элементов ТРИЗ-технологии "Мы дружим с ветром"
План-конспект по окружающему миру с использованием элементов ТРИЗ-технологии (средняя группа)...
«Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»
презентация к мастер-классу «Использование методов ТРИЗ технологии в процессе развития словаря детей среднего дошкольного возраста»...
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений и развитию познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием элементов ТРИЗ технологий «История веселого квадратика»
Цель: Формирование у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач, используя современные технологии ТРИЗ.Образовательные задачи:- Зак...