Педагогика Марии Монтессори в работе с детьми с ОВЗ
консультация
Педагогическая система Марии Монтессори, рассматривает процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Педагогика Марии Монтессори в работе с детьми с ОВЗ
Подготовила И.Е. Шапошникова
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает основные принципы современного российского дошкольного образования, которые полностью совпадают с принципами педагогической системы Марии Монтессори. Как показал столетний опыт практики этот метод может быть распространен в работе как с детьми успешно развивающимися, так и с детьми с особенностями в развитии. Инклюзия как форма «социального подхода к инвалидности» вызвана необходимостью изменения общей системы, которая исключает существующие в ней барьеры.
Педагогическая система Марии Монтессори, рассматривает процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Ребенок с ОВЗ, (как и все остальные дети) в своем развитии направлен на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества. Однако путь, который он должен пройти для этого, значительно отличается от общепринятого: физические и психические недостатки меняют, отягощают процесс развития, причем каждое нарушение по-своему изменяет развитие растущего человека. Важнейшими задачами, поэтому являются предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекция и компенсация средствами образования.
В центре всей системы главным является ребенок. Вокруг него создана развивающая среда, в которой он живет, развивается и учится самостоятельно. В результате такого образовательного процесса реализуются многочисленные возможности для социализации и обучения, личностного и интеллектуального роста детей.
На сегодняшний день очень много детей с нозологией расстройство аутистического спектра (РАС). РАС - это группа неврологических расстройств, характеризующаяся нарушением способности к установлению и поддержанию социального взаимодействия и социальной коммуникации, а также ограниченностью интересов и повторяющимися действиями.
Оно характеризуется нарушением способности к социальному взаимодействию, нарушением коммуникации, включая отставание в речевом развитии, стереотипное или повторяющееся использование языка, ограниченные и повторяющиеся формы поведения. Поведение ребенка с аутизмом характеризуется явными нарушениями способности налаживать соответствующие возрасту социальные отношения, отсутствием естественного желания разделять свои интересы и успехи с окружающими, социальной и эмоциональной отстраненностью. Степень выраженности данного нарушения заметно разниться у разных детей от тяжелых форм: с полностью стереотипным поведением, не возможностью установить контакт глаз, боязнью любых посторонних людей и аутоагрессией, до легких форм, при которых ребенок избегает общения, но не протестует открыто и громко.
Для того чтобы работа программы Монтессори при аутизме проходила качественно, педагог должен обладать следующими качествами:
– Хорошо владеть знаниями и умениями в области Монтессори-педагогики (знать теоретическую базу и владеть практическими навыками проведения презентаций и т.п.);
– Знать основные черты аутичного поведения, уметь распознавать их и спокойно реагировать на данное поведение;
– Быть гибким в применении Монтессори метода, т.к. эти дети нуждаются в особенно индивидуализированном подходе к их развитию;
– Верить в возможности ребенка, с которым занимается, не создавать ограничивающих установок, стараться достичь максимального результата;
– Быть терпеливым и настойчивым;
– Уметь выстраивать границы, не позволять ребенку собой манипулировать;
– Вести работу не только с ребенком, но и с его родителями, консультировать их, давать рекомендации по взаимоотношениям с ребенком, сотрудничать с ними в вопросе закрепления приобретенных навыков.
Адаптация ребенка проходила тяжело, ребенок был абсолютно неконтактен: хаотично бегала по комнате, громко кричала, залезала под стол, кидала попадающиеся под руки предметы (стулья, кубики, книги), на речь педагога не реагировала. Очень долго привыкала к группе, к воспитанникам и педагогам. В первую очередь решила наладить зрительный контакт. Когда «полевое поведение» прошло я начала работу с зоны практической жизни. Начала с формирования культурно-гигиенических навыков посещения ванной комнаты мытьё рук.
При работе с детьми с этой назологией в отличие здоровых детей, педагог дает меньше свободы, больше предлагает презентации на свой выбор, сокращает презентации в зависимости от возможностей ребенка. Дольше прорабатывает одну и ту же презентацию, прежде чем двигаться дальше, он многократно убеждается в том, что ребенок уже овладел этими навыками. Проявляет больше креативности, добавляет материал по своему усмотрению.
В зоне практической жизни дети овладевают теми навыками, которые пригодятся им в повседневной жизни. Дети выполняют настоящую работу, получая реальный полезный для них результат.
Начальный этап обучения включает в себя упражнения практической жизни: это уход за окружающей средой, умение сохранять ее в чистоте. Это значит по возможности вытирать пыль, мыть стол, ношения стула, пересыпание ложкой, из кувшина в кувшин, переливание, работа с рамками (застегивание пуговиц, кнопки, молнии и т.д.).
Работая в сенсорной зоне, ребенок использует и развивает все свои органы чувств. Розовая башня, коричневая лестница, блоки цилиндров, цветные таблички, весовые, тепловые, доски для ощупывания, ткани, биологический комод.
Занятия с ребенок РАС необходимо упрощать и разбивать на дополнительные этапы, работу проводить от простого к сложному и пошагово.
Для сенсорного развития: развития мелкой моторики, тактильной чувствительности воспитанника, снятия психологического напряжения, повышенного мышечного тонуса в своей работе я использую различные виды круп: рис, гречка, горох, соль, манка и т.п. Крупу со спрятанными предметами (пуговицы, бусины, геометрические фигуры небольшого размера и т.д.), ребенок перебирает руками, сжимает в кулачке.
Использование метода М. Монтессори не ускоряет темп развития ребенка, а помогает ему обрести самостоятельность. Это отражено в девизе системы Монтессори «Помоги мне это сделать самому!»
Хотелось бы также отметить положительную динамику в социальных отношениях микроклимате группы, в которой нормализованные дети воспринимают ребёнка с ОВЗ совершенно естественно, так как он включен во все события, которые происходят в группе без исключения: вместе дети играют и занимаются, посещают проводимые досуги и утренники, помогают друг другу, – выстраивается благоприятная атмосфера, когда все приняты, все любимы, каждый выделен, каждому уделено внимание и забота. В этой атмосфере происходит естественное формирование взаимоуважения, милосердия, терпимости и толерантного отношения к ребёнку с ОВЗ, отношения к нему как к равному.
Уделяю особое внимание и помогаю семье принять ребенка с ограничениями в развитии и признать его своим полноценным членом. Помогаю родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело создать условия для их реализации. Прежде всего эта работа предполагает совместное с педагогами и родителями.
Активная работа идёт в психолого-педагогическом направлении привлечение родителей к учебно-образовательному процессу; формирование у них интереса к процессу развития ребенка, демонстрация им возможностей существования «маленьких», но очень важных для их ребенка достижении; развитие чувств успешности и психолого-педагогической компетентности в работе с ребенком; раскрытие перед родителями возможностей личностной самоактуализации, поиска творческих подходов к обучению ребенка. Работа с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта воспитания детей.
Воспитатели в своей работе с семьей используют разные формы:
-беседа;
-индивидуальное консультирование;
-групповое консультирование;
-родительские собрания;
-организация совместного досуга;
Вся система сопровождения выстроена с учетом возрастных особенностей ребенка, специфики психофизического нарушения, формируется коррекционно-образовательная среда, которая способствует успешной учебе, гармоничному развитию личности дошкольника.
Таким образом, использование элементов методики М. Монтессори в логопедической работе позволяет через сенсомоторное развитие ребенка, умение концентрировать внимание и сосредоточенно работать, умению контролировать себя, свою деятельность и поведение, а также формировать речь и мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика Марии Монтессори – что это такое?
Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения: * воспитание должно быть свободно. * воспитание должно быть индивидуально. * воспитание должно опиратьс...
Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста
В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учит...
«Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори».
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деят6ельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном во...
Педагогика Марии Монтессори в современной дошкольной организации.
Современный заказ государства ориентирован на развитие качеств личности, на субъект - субъектные формы отношения, на развитие интеллекта, на развитие позитивного отношения к миру, на развитие эмоциона...
Консультация - презентация для педагогов "Технология использования педагогики Марии Монтессори в самостоятельной деятельности детей от 3 до 7(8)лет"
Мария Монтессори — выдающийся итальянский педагог, врач, философ, создатель уникальной системы воспитания и развития детей. Ее работы завоевали признание у воспитателей и родителей во всем...
Организация работы клуба "Педагогика Марии Монтессори"
Сегодня возрастают требования к качеству дошкольного образования, актуальна оперативная, гибкая система продуктивного взаимодействия педагогов. В связи с этим возрастает роль методических объеди...
«Возможности реализации педагогики М.Монтессори в работе с детьми от 1 года до 3-х лет»
Презентацию выполнил: слушатель Зарипова Резеда Ризвановна воспитатель МБДОУ "Детский сад №82 комбинированного вида" г.Казани«Использование педагогики М. Монтессори в самосто...