Педагогика Марии Монтессори в современной дошкольной организации.
статья
Современный заказ государства ориентирован на развитие качеств личности, на субъект - субъектные формы отношения, на развитие интеллекта, на развитие позитивного отношения к миру, на развитие эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, на развитие индивидуального образовательного пространства, на развитие мотивации саморазвития, совершенствования, личностно-ориентированный подход рассматривается как потребность воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_2.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика Марии Монтессори в современной дошкольной организации.
Современный заказ государства ориентирован на развитие качеств личности, на субъект - субъектные формы отношения, на развитие интеллекта, на развитие позитивного отношения к миру, на развитие эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, на развитие индивидуального образовательного пространства, на развитие мотивации саморазвития, совершенствования, личностно-ориентированный подход рассматривается как потребность воспитания.
Важным приоритетом является необходимость внедрения в практику ДОУ инновационных образовательных технологий, отвечающих требованию ФГОС ДО.
Инновационной деятельностью для нашего ДОУ стало внедрение в практику педагогики итальянского врача, психолога и педагога Марии Монтессори. В современной ситуации этот педагогический опыт является актуальным, так как, используя гуманистический подход к ребенку и ставя его в центре своей педагогической системы, педагог подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка.
Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.
В соответствии с ФГОС для реализации программы « Педагогика М.Монтессори» в моей группе создаются следующие требования:
- К условиям организации образовательного пространства
- К подготовленным педагогам
- К образовательной программе
Мою группу посещают дети разного возраста от 3 до 6 лет. Разный возраст детей – один из главных принципов группы Монтессори. Младшие тянутся за старшими, развиваясь быстрее, проявляют интерес к более сложным упражнениям. Старшие, естественным образом привыкают заботиться о малышах, приобретают самостоятельность и ответственность. То есть работают принципы большой семьи. Ребенок в группе успевает побыть и младшим-ведомым и старшим-ведущим. Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения.
В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создана специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.
Инновационная направленность педагогического опыта заключается в самом главном принципе системы Марии Монтессори: каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде.
Вместо общих занятий, когда все дети слушают одного взрослого, в Монтессори-классах день начинается со свободной работы. Каждый ребёнок сам выбирает, чем ему заняться, а так же место - где ему заниматься - за столом или с определенным материалом, на коврике на полу, ребенок осваивает различные навыки постепенно, в его собственном темпе, развивая самоконтроль и самоуважение.
Всё это время дети абсолютно свободны в своих движениях, действиях и желаниях. Как правило, во время свободной работы один ребенок успевает сменить несколько видов деятельности, чего нет в других методах дошкольного образования. Во время свободных занятий детей Монтессори-педагог проводит индивидуальные занятия с ребенком в виде трехступенчатых уроков или презентаций нового материала.
Предметно-развивающая среда группы разбита на зоны:
- Зона практической жизни
В этой зоне дети учатся самообслуживанию, заботе об окружающем мире
- Зона сенсорного развития
В этой области ребенок учится использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов он развивает свое зрение , осязание , слух.
- Математическая зона
Здесь ребенок осваивает порядковый счет, учится операциям сложения, вычитания, учится работать с дробями, работает с 4-х значными числами.
- Зона русского языка и развития речи
В данной зоне идет работа по моторной подготовке к письму, работа на развитие фонетического слуха, обучение письму и чтению.
Весь материал расположен на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора. Каждый материал представлен в одном экземпляре. Все материалы, с помощью которых дети познают мир, выполнены из экологически чистых продуктов – дерево, гипоаллергенные красители, натуральные ткани.
Вся моя работа построена в соответствии с ФГОС и чтобы работать педагогом в группе Монтессори, нужна специальная подготовка, поэтому я прошла долговременные курсы в Центре Монтессори г.Москва. На тот момент было не достаточно методической литературы и было много вопросов по созданию группы поэтому для воплощения знаний в реальность участвовала в разработке собственной программы по системе М.Монтессори в детском саду, по которой наша группа начала работать.На сегодняшний день издана основная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори.» под редакцией Е.Хилтунен.
У нас есть возможность сравнить уровень показателей детей группы Монтессори и детей из группы общеразвивающей направленности(от рождения до школы)
Анализ результативности педагогической диагностики показывает положительную динамику развития воспитанников группы Монтессори (уровень интегративных показателей у них на порядок выше).
В 2014-2015 году я выпустила ребёнка, который прошёл курс программы Монтессори от 3 до 6. У нас существует система работы по преемственности с начальным общим образованием , в рамках которой мы отслеживаем успеваемость своих выпускников. Следует отметить, что дети учатся на хорошо и отлично.
Система Монтессори в нашем посёлке очень востребована среди современных родителей, которые задумываются о развитии своих детей. Так как нет возможности охватить всех желающих посещать группу Монтессори ,я провожу уже 3 год трёхчасовые занятия по этой методике внеурочное время, т.е. по субботам. Я с уверенностью могу сказать, что видна положительная динамика развития детей, родители результатами усвоения программы удовлетворены, и дети с большим удовольствием приходят ко мне на занятия. Ребёнок, посещающий субботние занятия по методике Монтессори, занял в международном конкурсе « Обучение с увлечением» 2 место.
Моими первыми помощниками являются родители воспитанников. Один раз в месяц провожу родительские собрания, на которых показываю новый Монтессори –материал. Еженедельно на стенде обновляется информация с темами презентаций материала. Родители всегда поддерживают меня, задают вопросы, потому что они как и я заинтересованы в конечном продукте.
Система Монтессори соответствует требованиям ФГОС, жалко, что она поздно пришла в наше образование. Мне очень хочется, что б не только в нашем учреждении, но и других садах нашего района открылись такие группы Монтессори.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогика Марии Монтессори – что это такое?
Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения: * воспитание должно быть свободно. * воспитание должно быть индивидуально. * воспитание должно опиратьс...
Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста
В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учит...
«Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори».
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деят6ельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном во...
Консультация - презентация для педагогов "Технология использования педагогики Марии Монтессори в самостоятельной деятельности детей от 3 до 7(8)лет"
Мария Монтессори — выдающийся итальянский педагог, врач, философ, создатель уникальной системы воспитания и развития детей. Ее работы завоевали признание у воспитателей и родителей во всем...
Презентация "Основные положения педагогики Марии Монтессори"
Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей....
Организация работы клуба "Педагогика Марии Монтессори"
Сегодня возрастают требования к качеству дошкольного образования, актуальна оперативная, гибкая система продуктивного взаимодействия педагогов. В связи с этим возрастает роль методических объеди...
Педагогика Марии Монтессори в работе с детьми с ОВЗ
Педагогическая система Марии Монтессори, рассматривает процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и...