Педагогика Марии Монтессори – что это такое?
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_montessori.docx | 16.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогика Марии Монтессори – что это такое?
Сущность педагогической теории М. Монтессори характеризуют три ведущих положения:
* воспитание должно быть свободно.
* воспитание должно быть индивидуально.
* воспитание должно опираться на данные наблюдений за ребенком.
Обеспечение этих факторов – главная задача воспитания. Опираясь на данные физиологии, антропометрические характеристики детей от 3 до 7 лет, педагог находит средства, чтобы обеспечить и облегчить ребенку «его сложную внутреннюю работу психического приспособления, духовного роста Центральным моментом в идеях Монтессори является максимально возможная индивидуализация учебно-воспитательной деятельности, использование четко продуманной и умело инструментированной программы развития каждого ребенка.
В качестве составляющих педагогического процесса М. Монтессори выделила необходимость антропометрических измерений, организации окружающей среды, классной мебели, воспитание самостоятельности, упразднение соревнований между детьми, отсутствие наград и наказаний, правильное питание ребенка, гимнастика, воспитание чувств, развитие силы.
Огромное внимание привлекают дидактические материалы Монтессори и работа с ними. Игры, занятия, упражнения с дидактическими материалами позволяют развивать зрительно-различительное восприятие размеров, форм, цветов, распознавание звуков, определение пространства и времени, способствуют математическому развитию и развитию речи.
Главное в философии Монтессори - ребенок. С самого рождения личность, он не принадлежит и не должен ублажать ни родителей, ни педагогов.
Никто не может развить ребенка за ребенка. Ребенок может сделать это только сам. Роль педагога - помочь в этом и создать среду, в которой ребенок сможет найти все необходимые для его возраста материалы для всестороннего развития.
Девиз педагогики Монтессори: помоги мне это сделать самому.
Главная заслуга Монтессори и суть ее теории основывается на методе наблюдений. Сама Монтессори и педагоги ее последователи огромную часть времени проводят, наблюдая за ребенком, отслеживая его развитие, круг его интересов и, определяя, таким образом, его область ближайшего развития, в которой нужно с ним работать. Именно через наблюдения и анализ Монтессори определила так называемые сензитивные периоды развития ребенка. Те периоды, когда развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком.
Развитие идет в 5 областях - сенсорика (развитие органов чувств), навыки практической жизни, математика, родной язык, космическое воспитание. Космическое воспитание - это термин Монтессори. Сюда входит азы географии, биологии, физики, химии. По мере возможности и по желанию родителей в группах организуют занятия изо, музыкой, иностранным языком, физкультурой на основе философии Монтессори. Выбор материала для работы зависит от желания ребенка. Но, зная этапы развития, общие для всех детей, педагоги могут мягко стимулировать процесс.
У детей группы Монтессори как правило, быстрее происходит развитие всех психических функций. Занятия в специально организованной среде для детей являются, прежде всего гармоничной работой их сознания и души. Дети отличаются активной речевой деятельностью, приобретая богатый словарный запас, занимаясь сенсорикой, а так же упражнениями из практической жизни - разного рода переливания воды, пересыпания песка и мелких предметов, мытье рук, посуды, стирка, глажение, застегивания пуговиц, молний, кнопок, социальные навыки и физические упражнения и т.д. Основные цели этих практических упражнений - развитие мелкой и крупной моторики, координации движений, самостоятельности, привыкание к выполнению множества мелких операций в определенной последовательности.
Детям очень нравится чувствовать себя такими большими и умелыми.
Ближе к 4-м годам просыпается интерес к математике и русскому, хотя развитием речи и фонетическими играми начинают заниматься сразу в 2,5-3.
Космическое воспитание идет параллельно, по мере возникновения интереса. Важно то, что детей никто не дергает и не тянет. Все происходит естественным образом и по желанию ребенка.
Важный принцип Монтессори - разновозрастная группа, обычно от 2,5 до 6-7 лет. Старшие и младшие друг другу помогают, многому друг у друга учатся. Младшие, наблюдая за старшими, проявляют интерес к более сложным упражнениям. Если ребенок ходит в Монтессори-группу с 3 до 6 лет, он успевает побыть и младшим, ведомым и старшим-ведущим. Таким образом, прорабатываются многие важные принципы социализации.
Для старших важной частью их обучения становится объяснения того, что они сами уже выучили, младшим. А, как известно, то, что кому-то объяснил, самому становится абсолютно понятно.
Для Монтессори-группы важно, чтобы детей в ней было оптимально 15-20 человек. Тут несколько моментов:
1.Социальные навыки. Если детей меньше 10, при этом половина мальчиков, половина девочек и возраст от 3 до 6, сложно найти друзей. Кроме того, когда детей слишком мало, если 1-2 придут в плохом настроении, остальные легко подпадают под их влияние и группа расклеивается.
2.Обучение. Здесь важна именно самостоятельность. Если детей слишком мало, с одной стороны, учитель имеет возможность сидеть с каждым больше времени, чем нужно (как бы зависает над ребенком). С другой стороны, ребенок чувствует, что, если хорошо поныть, учитель всегда может броситься на помощь и момента преодоления сложностей можно избежать.
3. Еще сюда примыкает такой момент: каждый материал в группе находится в единственном числе. Обычно благодаря его огромному разнообразию споров не возникает. Но в то же время, если двое хотят один и тот же материал, действует незыблемое правило - не отнимать, а подождать или предложить работать вдвоем. Это тоже важный социальный навык.
Сама Монтессори работала одна с ассистентом с группой до 40 детей.
Монтессори–метод позволяет ребенку легче проходить путь познания в ситуациях, когда знания приобретаются в деятельности. В основном ребенок учится сам. Процесс обучения устроен таким образом, что каждый ребенок может выбирать ту работу, которая привлекает его и соответствует его внутренним интересам. Он может упражнять свои чувства свободно и спонтанно, так, чтобы он мог испытывать удовольствие и энтузиазм от своей деятельности, в силу того, что он делает то, что хочет, а не то, что ему кто-либо укажет. Совершенствуя свои умения, ребенок постепенно приобретает чувство уверенности и независимости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод научной педагогики Марии Монтессори – ключ к пониманию условий, необходимых для успешной социализации детей дошкольного возраста
В вопросах педагогики, когда речь заходит об особенностях организации обучающего пространства, диалоге взрослого и ребенка, о необходимости привлечь внимание детей к тайнам мироздания, о том, как учит...
«Сенсорное развитие детей с использованием элементов педагогики Марии Монтессори».
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деят6ельностью. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемого в младшем дошкольном во...
Педагогика Марии Монтессори в современной дошкольной организации.
Современный заказ государства ориентирован на развитие качеств личности, на субъект - субъектные формы отношения, на развитие интеллекта, на развитие позитивного отношения к миру, на развитие эмоциона...
Консультация - презентация для педагогов "Технология использования педагогики Марии Монтессори в самостоятельной деятельности детей от 3 до 7(8)лет"
Мария Монтессори — выдающийся итальянский педагог, врач, философ, создатель уникальной системы воспитания и развития детей. Ее работы завоевали признание у воспитателей и родителей во всем...
Презентация "Основные положения педагогики Марии Монтессори"
Методика Монтессори – это уникальная авторская система саморазвития и самовоспитания малышей....
Организация работы клуба "Педагогика Марии Монтессори"
Сегодня возрастают требования к качеству дошкольного образования, актуальна оперативная, гибкая система продуктивного взаимодействия педагогов. В связи с этим возрастает роль методических объеди...
Педагогика Марии Монтессори в работе с детьми с ОВЗ
Педагогическая система Марии Монтессори, рассматривает процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и...