Интеллектуально-творческое развитие дошкольников
материал
Предварительный просмотр:
Интеллектуально-творческое развитие дошкольников
в совместной и самостоятельной деятельности
Дети, обладающие развитым логическим мышлением, хорошей памятью, устойчивым вниманием легче усваивают и школьную программу. Психологами доказано, что логическое и пространственное мышление оптимально формировать в возрасте от 4 до 10 лет. Ребенок познает окружающий мир, учится различать предметы и окружающие явления по существенным признакам, сравнивает их, учится находить в предметах и явлениях что-то общее и по этому признаку классифицировать их, т.е. учится мыслить.
В качестве развития познавательных процессов используют различные методы и средства. Наиболее эффективным средством развития логического мышления дошкольников выступает игра. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи: при общении детей в игре пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь. Умение правильно выражать свои мысли и аргументировать свои утверждения и доводы.
Логические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Никитина, игры-головоломки), позволяющие развить такие интеллектуальные психические процессы как внимание, память, мышление, воображение, широко применяются в детских садах Польши, Франции, Бельгии, США и других стран. Нашим педагогам они тоже знакомы, но в практической работе с детьми используются недостаточно.
Технология логико – математического развития, при реализации которой ребенок стремится к активной деятельности – проблемно – игровая.
Задачи логико-математического развития
- Воспитывать интерес к математическим играм.
- Развивать логико-математические представления: о геометрических фигурах, о пространстве, о времени, о числах.
- Развивать логические способы познания:
- обследование, сравнение;
- группировка, классификация;
- анализ и синтез;
- упорядочение, сериация;
- трансформация, трансфигурация;
- экспериментирование, моделирование.
Для решения поставленных задач я составила коллаж, изготовила сказочных персонажей, подобрала и разработала игры, совместно с родителями изготовила, раздаточный материл.
С помощью коллажа дети в игровой форме усваивают сложные логико-математические представления.
В городе Геометрических фигур живет человечек Геометрик. Он знакомит детей:
- С логическими блоками Дьенеша.
В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, необходимыми как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития
К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обощения, кодировки – декодирования, а также логичсекие операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Кубики, изготовленные на основе логических блоков Дьенеша позволяют разнообразить работу с детьми.
Авторская игра
- С играми Никитина «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Дроби», «Уникуб», «Хамелеон».
Каждая игра представляет собой набор задач, которые даются в различной форме: в виде модели, рисунка, чертежа, т.е. знакомят с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач позволяет детям идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности.
«Домик для кубиков»
позволяет более наглядно объяснять алгоритм действий.
Авторская игра
«Веселый зоопарк»
плоскостной вариант игры Никитина «Сложи узор»
Авторская игра
Из скоросшивателей сделаны «клетки» для обитателей зоопарка, с различным количеством карманов. Ребенок должен определить, кто где живет и собрать картинку по образцу.
В городе Веселых Мастеров живет Палочкин-Считалочкин. Он научит детей играть:
- С цветными палочками Кюизенера.
Универсальный дидактический материал, позволит закрепить представления о величине, группировать предметы по цвету и величине, развивать количественные представления.
- Со счетными палочками.
Развивают не только мелкую моторику рук, пространственные и количественные представления, но и творческое воображение. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по теме.
- С математическим планшетом.
В Лесу Загадок детей встречает Мудрая Сова, которая научит детей решать загадки, задачи – шутки, лабиринты, ребусы, кроссворды.
- Тематический подбор загадок дает возможность сформировать у детей начальные логические понятия.
В Реке Времени плавает рыба Кит, которая познакомит детей с представлениями о времени:
- времена года, месяцы, дни недели,
- утро – день – вечер – ночь.
- раньше – позже; сейчас (теперь) – потом
На острове Заколдованных камней дети смогут научиться играть:
- В игры на развитие воображение («Дорисуй предмет», «На что похоже»)
- В игры – головоломки: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо»
Полученные знания и умения дети используют для изготовления творческих работ.
Вьетнамская игра Монгольская игра
В городе Цифрограде живет принцесса Циферька, которая
- познакомит детей с цифрами и числами,
- научит сравнивать/уравнивать группы предметов по количеству:
- моделировать состав числа (из цветных палочек Кюизенера);
- научит составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Поэтому в педагогической практике современного детского сада логико-математические игры, с их ориентацией на индивидуальный подход, должны занять достойное место.
Список используемой литературы:
- Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика. – М.: Амрита – Русь, 2009.
- Михайлова З.А. Математика от трех до семи. – СПб: Детство – пресс, 2007.
- Михайлова З.А. Математика до школы. - СПб.: Детство – пресс, 2000.
- Моисеева М.Ф., Федорова А.И. Сказочная угадайка. – СПб.: Смарт, 1996.
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Физкультура и спорт, 1990.
- Новикова В.П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. – М.: Мозаика – синтез,2009.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб.: Акцидент, 1997.
- Панова Е.Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ. – Воронеж, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект группового родительского собрания «Развитие интеллектуально-творческих способностей у дошкольников»
Родительское собрание«Развитие интеллектуально-творческих способностей у дошкольников».Цель: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Повышение родительской комп...
консультация для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого речевого потенциала дошкольника, через технологию проектирования, моделирования"
Для педагогов дошкольного образования. Проблема интеллектуально – творческого речевого развития является актуальной для современного детского сада не только сегодня, но и в будущем, посколь...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...
СИСТЕМА ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ, ТВОРЧЕСКИХ, СПОРТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25716147","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
КРИТЕРИЙ 3. Выявление и развитие у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно- спортивной деятельности. 3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, спортивной направленности.
3.1.1. Наличие проектов, акций интеллектуальной, творческой, физкультурно - спортивной направленности, реализованных с воспитанниками, под руководством педагогического работника....
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В. В. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей «Сказочные лабир
Диагностика определения уровня интеллектуально - творческих способностей у детей дошкольного возраста в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В. «Иг...