Методическая разработка «формирование культуры поведения через использование мультфильмов»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Содержание:
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . | 3 | |
|
1.Состояние проблемы формирования культуры поведения дошкольников в психолого-педагогической литературе . . . | 5 |
|
2.Роль мультфильмов в формировании культуры поведения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . | 8 |
|
3.Система работы воспитателя по формированию культуры поведения дошкольников через использование мультфильмов . | 10 |
Список использованных источников . . . . . . . . . . | 17 | |
Приложение 1. Сборник мультфильмов для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. . . . . . . . . . | 21 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrova_v.e._metodicheskaya_razrabotka_yayskiy_mo.docx | 594.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
Пояснительная записка . . . . . . . . . . . . . | 3 | |
1.Состояние проблемы формирования культуры поведения дошкольников в психолого-педагогической литературе . . . | 5 | |
2.Роль мультфильмов в формировании культуры поведения дошкольников . . . . . . . . . . . . . . . . | 8 | |
3.Система работы воспитателя по формированию культуры поведения дошкольников через использование мультфильмов . | 10 | |
Список использованных источников . . . . . . . . . . | 17 | |
Приложение 1. Сборник мультфильмов для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста. . . . . . . . . . | 21 |
Пояснительная записка
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Культура поведения - неотъемлемая часть культуры личности, которая является показателем уровня развития общества в целом и человека в частности. Имея внешнюю выраженность, она отражает нравственные качества личности и напрямую связана с нравственной культурой. Если у ребенка есть возможность общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми. В настоящее время культура поведения детей характеризуется недостаточным уровнем развития, поэтому важной задачей является ее воспитание у подрастающего поколения. Именно этим обусловлена актуальность исследовательской работы по данной теме [11].
В соответствии с ФГОС ДО решение этой проблемы происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности (ФГОС ДО). В настоящий момент данная область является одним из приоритетных направлений в педагогике. В соответствии с ФГОС «Решение программных образовательных задач необходимо предусматривать в совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми» [20].
Анализ опыта работы по данной проблеме в образовательных учреждениях показывает, что педагоги-практики для формирования культуры поведения используют разнообразные средства. Анастасия Антипина в своей статье «Педагогический проект «Мультфильм как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» указывает, что для детей герои мультфильмов являются примером для подражания, с которого они копируют жесты, мимику, манеру общения, а главное поведение. «Мультфильмы дают модели поведения персонажей. «Заразительность» действий, слов и поступков персонажей фильмов очевидна. Персонажи могут стать носителями моральных эталонов, как положительных, так и отрицательных. Соотнося свои действия с действиями героев, дети начинают осознавать себя и свои поступки, стремятся быть похожими на любимого персонажа». Через сравнение себя с любимыми героями у ребенка появляется возможность воспринимать себя с позитивной стороны, раскрывать в себе положительные качества, справляться с трудностями и своими страхами, а также уважительно относиться к окружающим. События, которые происходят в мультфильме, позволяют повысить осведомленность дошкольника, развить его мышление и воображение, сформировать его мироощущение, так же рассказывает о мнении Дьяченко О.М., который считал, что, ведущая деятельность дошкольника – освоение норм поведения и деятельности людей [1].
В дошкольном учреждении, где мы проходим практику, культура поведения формируется в режимных моментах, через использование проблемных ситуаций, так же в трудовой деятельности.
На важность формирования культуры поведения в дошкольном возрасте в особенности, указывают многочисленные исследования. Этой проблеме посвящены труды Буре Р.С., Когачевской Т.И., Курманходжаевой Р.Н., Островской Л.Ф., Нечаевой В.Г., Петериной С.В. и др. Для успешного воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста необходимы соответствующие педагогические условия. Так же этой проблемой воспитания культуры поведения занимались такие педагоги как: Петерина С.В., Яковенко Т., Ходонецких З., Теплюк С. Они отмечают, что данный процесс не может протекать стихийно, он должен быть целенаправленно организован [4].
Буре Р.С., Петерина С. В. отмечают ряд ключевых факторов, влияющих на формирование культуры поведения. Прежде всего, это условия семейного воспитания, особенности трансляции родителями норм культурного поведения детям, используемые родителями методы и приемы воспитания культуры поведения в семье. С. В. Петерина, С. А. Козлова, И. Н. Курочкина считают, что значимым фактором в эффективности организации процесса формирования культуры поведения является педагог [12].
Однако, как показывает практика, в дошкольном образовательном учреждении не в полной мере используются методы и приёмы по формированию культуры поведения у дошкольников. В реализации работы по формированию культуры поведения можно выделить ряд трудностей: нехватка времени на проведение индивидуальной работы с детьми, у которых выявлены нарушения в области социально-коммуникативного развития; нехватка опыта педагогов в применении данных средств и методов; трудности во взаимодействии воспитателя и семьи, недостаточное участие родителей в формировании культуры поведения у дошкольников.
Мной разработан и апробирован сборник мультфильмов по формированию культуры поведения у дошкольников. Опыт работы будет интересен педагогам ДОУ и может быть использован в практической работе.
1.Состояние проблемы формирования культуры поведения дошкольников в психолого-педагогической литературе
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду, именно поэтому на это нужно обращать большое внимание.
Проблемы, связанные с воспитанием культуры поведения у подрастающего поколения, всегда представляли значительный интерес для науки и практики. Отечественные педагоги (Буре Р.С., Козлова С.А., Маркова Т.А., Нечаева В.Г., Островская Л.Ф., Петерина С.В.) и психологи (Обухова Л.Ф., Смирнова Е.О., Якобсон С.Г. и другие) освещали вопросы нравственного воспитания и поведения дошкольников в своих учебниках и научной литературе. В настоящее время педагогическая теория и практика опирается на богатый опыт педагогики XX века, в котором большая роль принадлежит таким педагогам как Крупская Н.К. и Макаренко А.С.. Они уделяли пристальное внимание вопросам формирования культуры поведения у подрастающего поколения [4].
В исследованиях Виноградовой A.M., Марковой Т.А., Нечаевой В.Г. и других ученых, отмечается, что уже трёхлетний ребёнок при систематическом целенаправленном воспитании, приобретает нравственные привычки поведения. Именно поэтому, начиная с раннего возраста, можно упражнять детей в добрых поступках, формировать у них гуманные чувства. В этот период у детей идёт интенсивное формирование навыков и привычек культурного поведения, мотивация деятельности и поступков. Важно не упустить этот период, так как от него будет зависеть дальнейшее отношение ребёнка к миру [15].
Исследование Виноградовой A.M. посвящено воспитанию этических чувств и отношений на основе художественной литературы. Она утверждала, что в воспитании необходимо заниматься развитием нравственного сознания как непременного условия побуждения нравственных чувств, которое позволяет ребёнку-дошкольнику не только различать хорошие и плохие поступки, но и понимать, почему надо поступать, так или иначе, видеть нравственный мотив за каждым поступком [2].
С.В. Петерина культуру поведения дошкольника рассматривает как "совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности" [22]. Здесь, под термином "культура поведения" мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
В содержании культуры поведения дошкольников С.В. Петерина условно выделяет следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки [18].
С точки зрения Т.И. Бабаевой, культура поведения – широкое, многогранное понятие, раскрывающее сущность моральных норм в системе наиболее значительных, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [19].
И.Н. Курочкина определяет культуру поведения как совокупность форм и способов поведения, отражающих нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе [12, с. 54].
Таким образом, культура поведения - это умение вести себя достойно по отношению к другим людям, тем самым показывая своё воспитание и ценности в жизни. Это своего рода набор умений и привычек, который свидетельствует об уровне развития человека и помогает ему гармонично вписаться в общество.
Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке. Отсюда – особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку, всё это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.
В среднем дошкольном возрасте дети способны правильно оценивать собственные поступки и поступки товарищей, они стремятся оказать друг другу помощь, соблюдать общепринятые правила поведения, усваивают правила вежливости, проявляют уважение к старшим и внимание к сверстникам.
У детей старшего дошкольного возраста ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение.
Большое внимание в этом возрасте надо уделить воспитанию гуманных чувств у детей. Учить замечать затруднения окружающих, стремиться помочь им, формировать представления о правдивости, о справедливости, о смелости, о скромности. Важно, чтобы дети выполняли правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Это происходит, когда у детей нет двойного стандарта – для тети и для себя. Когда он действует по правилу не потому что боится или так сказали, а потому что это значимо для него [6].
Таким образом, систематическая, целенаправленная, последовательная работа, с учётом возрастных особенностей детей по формированию культуры поведения в повседневной деятельности способствует формированию доброжелательных мотивов поведения дошкольников и духовного мира ребенка в целом.
Педагоги для формирования культуры поведения дошкольников используют в работе с детьми такие способы педагогического воздействия как приучение, упражнение, воспитывающие ситуации, пример для подражания, словесные методы (рассказ, разъяснение, беседа, поощрение [16]).
Основным и действенным методом по формированию навыков культурного поведения дошкольников является проведение занятий по этикету, так же эффективный способ воспитания привычки культурного поведения. Мультфильм как метод и приём воздействия на ребёнка в практике дошкольных образовательных учреждений используется недостаточно.
2.Роль мультфильмов в формировании
культуры поведения дошкольников
А.М. Хамидуллина считает, что мультфильм (анимационный фильм) – это фильм, который создается мультипликаторами, использующими для создания персонажей различные техники и материалы, а «оживление» происходит путем быстрой смены кадров [21].
Мультипликация — это даже не кино, а шире — культура. Особенно на детей она настраивает на целостное отношение к миру. Роль мультипликации в процессе формирования человека колоссальна [14].
В. Богданова в своём докладе «Мир мультфильмов в нашей жизни» говорит о том, что, в 2003 по одному из каналов кабельного телевидения демонстрировался документальный фильм «Влияние мультфильмов на сознание детей». В этой небольшой передаче опытные психологи рассматривали, какое влияние оказывают современные мультфильмы на сознание детей. Просмотрев большое количество современных и старых советских мультфильмов, сравнивая персонажей и их поступки, психологи Ирина Медведева, Душан Вукотич, Елена Олеговна Смирнова и другие, составили некоторые тезисы о том, что воспитывают в детях мультфильмы и какой вред они могут нанести [3].
Таблица 1
Положительное и отрицательное влияние мультфильмов
на развитие детей
Положительное влияние мультфильмов | Отрицательное влияние мультфильмов |
Учат уважать себе равных; мириться, если произошла ссора | Герои некоторых мультфильмов агрессивны |
Не обижать слабых; быть честным, уважать родителей и старших | Некоторые персонажи нарушают общепринятые нормы поведения |
Учат хорошим манерам; развивают фантазию, творческие способности; создают хорошее настроение; | В некоторых мультфильмах показывают опасные для жизни формы поведения, повторять которые в реальной жизни глупо, а иногда и просто опасно |
Расширяют кругозор, развивают любознательность | Иногда показывают сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям, сцены издевательства над беспомощностью, слабостью, старостью |
Учат сопереживать, сочувствовать, размышлять; иметь свое мнение |
Е. Глушкова пишет, что яркие и зрелищные с одной стороны, и простые, доступные с другой, мультики обладают большими воспитательными возможностями, и очень близки этим к сказке или общению с людьми [9, с. 88].
Персонажи мультфильмов показывают ребенку разные способы познания окружающего мира, передают образы друга и врага, дают первые представления о добре и зле, о плохом и хорошем поведении. Хорошие поступки и хорошее поведение служит, как пример для подражания. Отрицательные стороны могут нам помочь в формировании культуры поведения дошкольников, дети, смотря на плохие поступки героев, делают вывод и предлагают пути решения или помощи «плохим» героям [9, с. 88].
Сравнивая себя с любимым персонажем, дети учатся справляться с трудностями, со своими страхами, учатся уважительно относиться к окружающим.
Отрицательный персонаж всегда наказывается. С его помощью в мультфильме легко показать поведение, которое не принято в обществе (например, проявление неуважения к старшим, жадность, трусость, лень), объяснить, почему такое поведение не приветствуется и в завершении обязательно перевоспитать отрицательного персонажа. В таком случае ребенок получает наглядный воспитательный урок [7].
События, которые показывают в мультфильме, развивают мышление и воображение.
Чтобы окончательно понять, какое воздействие оказывает мультик на детей, достаточно понаблюдать, какие эмоции вызывает очередной мультфильм на лице ребёнка. Если он сопереживает и жалеет слабых, радуется, когда добро побеждает зло, хмурится при кознях отрицательных героев, подпевает веселую песенку вместе с персонажами — значит все в порядке, мультфильм оказал положительное влияние. После просмотра такого мультфильма малыш воодушевлен, испытывает только положительные эмоции, с удовольствием пересказывает сюжет, передает чувства героя, радуется, что добро победило зло. Если же вы замечаете негативное поведение, ребенок возбужден, его смех сходен с истерическим, проявляется агрессия — это повод насторожиться [7].
Е.И. Шевчук в своём исследовании определила, что избыток просмотра мультфильмов, приводит:
- к нарушению развития мозга;
- появляются нарушения в эмоционально-волевой сфере ребенка;
- блокируется развитие речи;
- формируется гиперактивность, отсутствие концентрации (болезнь нашего времени).
Поэтому важно понимать, что к просмотру мультфильмов нужно относиться избирательно, они должны давать возможность размышлять, сочувствовать и сопереживать горю, радоваться победам [22].
Для просмотра мультфильмов время должно быть ограниченно, в зависимости от возраста детей. [8].
Таким образом, мультфильм – это очень эффективное средство воспитания, оказывает огромное влияние на детей, как положительное, так и отрицательное. Анализировать и пропускать через себя поступки и поведение героев помогает сформировать культуру поведения дошкольников. Для наиболее эффективного воздействия на поведение ребенка мультфильмы должны быть включены в систему работы воспитателя.
3.Система работы воспитателя по формированию культуры поведения дошкольников через использование мультфильмов
Несомненно, большое значение в развитии культуры поведения у детей дошкольного возраста имеют мультфильмы.
Соглашаясь с мнением большинства исследователей в том, что наиболее эффективным средством развития культуры поведения у детей дошкольного возраста являются мультфильмы, мной была разработана и реализована модель развития культуры поведения у детей дошкольного возраста с использованием мультфильмов.
В процессе работы решались следующие задачи:
Образовательные:
- освоение детьми нравственных представлений;
- формирование у детей культуры речи; формирование обобщенных понятий о хорошем поведении;
- формирование умения видеть связь между своими поступками и поступками взрослых;
- знакомство детей с правилами взаимоотношения людей друг с другом.
Развивающие:
- развитие логического мышление, произвольной памяти, слухового восприятие, воображения;
- развитие умения решать проблемные ситуации, не нарушая правила поведения;
- развитие умения в жизни использовать полученные знания о культуре поведения.
Воспитывающие:
- воспитание культуры общения;
- воспитание культуры деятельности;
- воспитание организованного поведения (формирование у дошкольников умений сознательно выполнять правила поведения, подчиняться общим требованиям, установленным в группе, действовать согласованно, совместными усилиями добиваться поставленной цели);
- воспитание потребности в соблюдении правил личной гигиены.
Поставленные цель и задачи были реализованы через фронтальную, групповую, индивидуальную формы совместной деятельности.
Средства воспитания, как и методы, являются частью педагогического процесса и выполняют свое назначение. При их выборе я опиралась на указанные выше цели, содержание и методы.
Для получения лучшего результата работу проводила не только с детьми, но и их родителями. С детьми запланированы просмотры мультфильмов, влияющие на формирование культуры поведения дошкольников, анализ поступков и действий героев, проигрывание ситуаций из мультфильмов, проблемные ситуация «Как отрицательный герой может стать положительным?», беседы по просмотренным мультфильмам.
С родителями проводила консультации на тему «Влияние мультфильмов», «Как правильно использовать мультфильмы?» и другие, размещала информацию в приемной в рубрике «Наши добрые дела», где прописывала конкретные поступки конкретного ребенка, привлекала родителей к участию в выставках, фотовыставках, постоянно обновляла стенды, разделы которых раскрывали вопросы воспитания культуры поведения — ее значимость, сущность, необходимость, предпосылки, а также реальные возможности детей. Эффективным средством работы с семьей являются родительские собрания, участие в съёмках собственных мультфильмов.
Таблица 2
Перспективное планирование по формированию культуры поведения через использование мультфильмов
Месяц (тема) | Неделя | Мероприятие (мультфильм) | Цель |
Сентябрь «Культура поведения за столом» Октябрь «Культура общения, манеры» Ноябрь «Плохие поступки» Декабрь «Хорошие поступки» Январь «Культурно-гигиенические навыки» Февраль «Культура поведения за столом, культурно-гигиенические навыки» Март «Плохие и хорошие поступки» Апрель «Культура общения, манеры» | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | 1.Просмотр мультфильма «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом» Беседа по мультфильму. Заучивание песенки «Зачем вилка, зачем ложка?» Проигрывание игровой ситуации «Как правильно вести себя за столом» 2.Просмотр мультфильма «Лунтик учит правилам поведения за столом» Выполнение заданий по ходу мультфильма. Консультация для родителей «Важность культурного поведения детей за столом» 3.Просмотр мультфильма «Шуня учит накрывать на стол» Дидактическая игра «Накрой на стол» 4.Просмотр мультфильма «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом» Викторина на тему: «Культура поведения за столом 1.Просмотр мультфильма «Тётушка Матильда учит хорошим манерам»; беседа по просмотренному мультфильму. 2.Просмотр мультфильма «Смешарики. Путь в приличное общество»; беседа по просмотренному мультфильму; дидактическое упражнение «Нарисуй своего героя мультфильма» 3.Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья. Хорошие манеры»; беседа по просмотренному мультфильму. 4.Просмотр мультфильма «Три кота. Хорошие манеры»; беседа по просмотренному мультфильму; Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Карамельки, Компота и Коржика» 1.Просмотр мультфильма «Нехороший мальчик»; беседа по просмотренному мультфильму; дидактическая игра «Плохие поступки» 2.Просмотр мультфильма «Разгром»; беседа по просмотренному мультфильму; дидактическое упражнение «Изобрази мультфильм» 3.Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо»; беседа по просмотренному мультфильму; дидактическая игра «Хорошо, плохо» 4.Просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка»; рекомендации для родителей «Плохое поведение ребёнка»; заключительная беседа с детьми по теме «Плохие поступки». 1.Просмотр мультфильма «Просто так»; беседа по просмотренному мультфильму; аппликация «Сделай букетик ослику». 2.Просмотр мультфильма «Лунтик. Мастера добрых дел»; беседа с детьми; фотовыставка «Наши дети - помощники». 3.Просмотр мультфильма «Три кота. Бюро добрых дел» 4.Просмотр мультфильма «Доброта»; игровая ситуация «Спаси друзей». 1.Просмотр мультфильма «Мойдодыр»; беседа по просмотренному мультфильму. 2.Просмотр мультфильма «Смешарики. Личная гигиена»; беседа с детьми о том, как правильно мыть руки. 3.Просмотр мультфильма «Королева зубная щётка»; беседа по просмотренному мультфильму; дидактическое упражнение «Покажи, как надо». 4. Просмотр мультфильма «Грязнуля»; беседа по просмотренному мультфильму; игровое упражнение «Кто чище всех?»; буклеты для родителей «Личная гигиена детей» 1.Просмотр мультфильма «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»; беседа по просмотренному мультфильму; 2. Просмотр мультфильма «Лунтик учит правилам поведения за столом»; беседа по просмотренному мультфильму; решение проблемных ситуаций «Что правильно?» 3. Просмотр мультфильма «Смешарики. Личная гигиена»; повтор правил личной гигиены; практическое упражнение. 4.Просмотр мультфильма «Грязнуля»; беседа по просмотренному мультфильму; рекомендации для родителей «Важность соблюдения личной гигиены» 1.Просмотр мультфильма «Просто так»; беседа по просмотренному мультфильму 2.Просмотр мультфильма «Мастер добрых дел»; беседа по просмотренному мультфильму; дидактическая игра «Добрые дела» 3.Просмотр мультфильма «Плохой мальчик»; беседа по просмотренному мультфильму; решение проблемной ситуации «Что нужно чтобы исправить плохие поступки?» 4.Просмотр мультфильмов «Разгром» и «Бюро добрых дел»; беседа по просмотренным мультфильмам. Рубрика для родителей «Наши добрые дела» 1.Просмотр мультфильма «Тётушка Матильда учит хорошим манерам»; беседа по просмотренному мультфильму 2.Просмот мультфильма «Путь в приличное общество»; игровая ситуация «Научи Незнайку культурному общению в обществе» 3.Просмотр мультфильма «Три кота. Хорошие манеры»; беседа по просмотренному мультфильму 4.Просмотр мультфильмов «Хорошие манеры» и «Плохое поведение в обществе»; беседа по просмотренным мультфильмам; викторина «Плохие и хорошие манеры» | 1.Цель: Формировать умение соблюдать правила поведения за столом, видеть свои ошибки, исправлять их. Развивать умение использовать столовые приборы по назначению. 2. Цель: Формировать умение видеть ошибки правил поведения за столом и уметь объяснить их. Расширить знания родителей о важности культурного поведения детей за столом. 3.Цель: Формировать умение правильно накрывать на стол; Развивать умение решать проблемные ситуации, не нарушая правила поведения; 4.Цель: Закрепить умение вести себя культурно за столом. Развивать умение видеть ошибки и исправлять их. 1.Цель: Формировать умение детей вести себя культурно в обществе, познакомить с манерами поведения в обществе. 2.Цель: Познакомить детей с плохими манерами поведения в обществе. 3.Цель: Закрепить знания детей о плохих и хороших манерах. 4.Цель: Закрепить представления детей о хороших манерах. Развивать умение применять полученные знания в жизни. 1.Цель: Формировать представления детей о плохих поступках и их последствиях. 2.Цель: Формировать умение детей видеть плохие поступки. 3.Цель: Закрепить умение отличать плохие поступки от хороших. 4.Цель: Закрепить представления детей о плохих поступках, развивать умение анализировать поступки. 1.Цель: Формировать представления детей о том, что делать добрые дела — это хороший поступок. 2.Цель: Формировать представления детей о том, что хорошие поступки нужно делать бескорыстно. Развивать умение помогать тем, кто нуждается в помощи. 3.Цель: Закрепить представления детей о доброте, добрых делах. 4.Цель: Закрепить представления детей о дружбе, помощи друг другу, развивать чувство сочувствия, сопереживания, доброты. 1.Цель: Формировать представления детей о культурно-гигиенических навыках. 2.Цель: Формировать представления детей о том, что нужно мыть руки перед едой. 3.Цель: Привить детям навыки культурно-гигиенических навыков. Развивать умение следить за своим внешним видом. 4.Цель: Закрепить представления детей о том, что быть грязнулей - это плохо. Развивать навыки самообслуживания. Обогатить знание родителей о личной гигиене детей. 1.Цель Закрепить навыки культуры поведения за столом. 2.Цель: Закрепить умение детей отличать правильное поведение за столом от не правильного. 3. Цель: Закрепить представления детей, о личной гигиене. Развивать умение в жизни применять полученные знания. 4.Цель: Закрепить представления детей о последствиях несоблюдения правил гигиены. Развивать умениерешать проблемные ситуации исходя из собственного опыта 1.Цель: Закрепить представления детей о хороших и бескорыстных поступках 2.Цель: Усовершенствовать знания детей о добрых поступках 3.Цель: Закрепить представления детей о плохих поступках 4.Цель: Закрепить умения детей отличать плохие поступки от хороших, аргументировать свой выбор 1.Цель: Закрепить представления детей о хороших манерах 2.Цель: Закрепить представления детей, о том, как нужно вести себя в обществе, умения применять полученные знания в жизни 3.Цель: Закрепить умения детей видеть хорошие манеры 4.Цель: Закрепить умения детей отличать хорошие манеры от плохих, объяснять свой ответ |
Для более успешной реализации системы работы я соблюдала следующие условия, что привело к получению ожидаемого результата:
- учёт актуального уровня развития культуры поведения у детей дошкольного возраста;
- активное включение мультфильмов по развитию культуры поведения в разные виды деятельности детей;
- применение мультфильмов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям.
Для наиболее продуктивной работы мной был разработан сборник мультфильмов, в котором для развития культуры поведения выбраны такие направления как: «Культура поведения за столом», «Культура общения», «Культурно-гигиенические навыки», «Хорошие поступки, плохие поступки (приложение 1).
Список используемых источников
- Антипина, А. «Мультфильм, как средство воспитания нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста» / А. Антипина. – Текст: электронный //. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskiiproekt-multfilm-kak-sredstvo-vospitanija-nravstvenyh-kachestv-u-detei-srednego-doshkolnogovozrasta.html (дата обращения: 17.10.2019 г.)
- Балашова Е.Ю., Евсевичева И.В. Списки хороших и травмирующих детей мультфильмов по мнение психологов / Е.Ю. Балашова, И.В. Евсевичева. – Текст: электронный. – URL: https://whatisgood.ru/tv/films/psihologi-mgu-sostavili-spisok-travmiruyushhih-detey-multfilmov/ (дата обращения: 02.12.2019г.)
- Богданова, В. Мир мультфильмов в нашей жизни / В. Богданова. – Текст: электронный. – URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/01/26/doklad-mrmultfilmov-v-nashey-zhizni (дата обращения: 19.10.2019г.)
- Вафина Г.М. Методика проведения индивидуальной работе с детьми / Г.М. Вафина. – Текст: электронный. – URL: http://www.stvis-komsml.edu21.cap.ru (дата обращения: 28.12.2019г.)
- Глазунова С. Работа с родителями в детском саду (ДОУ) «Доступная среда» / С. Глазунова. – Текст: электронный. – URL: http://doshvozrast.ru (дата обращения: 17.11.2019г.)
- Иванова А.А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.А. Иванова. – Текст: электронный// Дошкольное обучение. – URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/9618/2/Ivanova.pdf (дата обращения: 17.10.2019г.)
- Климова Н.Н. Основные методы и приемы формирования культуры поведения у дошкольников «Доступная среда» / Н.Н. Климова Основные методы и приемы формирования культуры поведения у дошкольников. – Текст: электронный. - URL: https://vuzlit.ru/722317/osnovnye_metody_priemy_formirovaniya_kultury_povedeniya_doshkolnikov (дата обращения: 21.07.2020г.)
- Колмыкова А.С. Телевидение и здоровье детей: Учебное пособие / А.С. Колмыкова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - №4. – C 217. – ISBN 978-5-9704-4670-6. URL: - https://www.labirint.ru/books/ (дата обращения: 14.10.2019). – Текст: электронный
- Кулигина С.В. Воспитание культуры поведения у старших дошкольников «Доступная среда» / С.В. Кулигина. – Текст: электронный. – URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00552353_0.html (дата обращения: 20.10.2019г.)
- Курочкина, И.Н. Как научить ребенка поступать нравственно / И.Н. Курочкина. – Текст: электронный // Дошкольное воспитание. – М., 2003 – с. 540. - URL: https://thelib.ru/books/irina_nikolaevna_kurochkina/kak_nauchit_rebenka_postupat_nravstvenno-read.html (дата обращения: 04.10.2019г.)
- Литвинова А.А. Культура поведения дошкольника как педагогическая проблема «Доступная среда» / А.А. Литвинова. – Текст: электронный. – URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00180389_0.html (дата обращения: 07.12.2019г.)
- Мельникова А.А. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Доступная среда» / А.А. Мельникова Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. – Текст: электронный. – URL: https://infourok.ru/nravstvennoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta-4184833.html (дата обращения: 07.09.2019г.)
- Моисеев, В. История мультфильмов / В. Моисеев. – Текст: электронный. – URL: https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_istoriya_multfilmov-140123.htm (дата обращения: 14.02.2019г.)
- Морозова, Е. Какие мультфильмы должны смотреть дети? / Е. Морозова. – Текст: электронный. – URL: https://www.ugorod.kr.ua/news/2011-12-04-8457.html (дата обращения: 10.12.2020г.)
- Петерина С.В. Понятие культуры поведения, нормы поведения «Доступная среда» / С.В. Петерина. – Текст: электронный. – URL: http://wlooks.ru/etiket/kultura-povedeniya/ (дата обращения: 12.09.2019г.)
- Петрова Н.А. Воспитание культуры поведения у дошкольников «Доступная среда» / Н.А. Петрова. – Текст: электронный. – URL: https://pedkopilka.ru/blogs/natalja-aleksevna-petrova/vospitanie-navykov-i-privychek-kulturnogo-povedenijadoshkolnikov.html (дата обращения: 12.11.2019г.) Ямб П. Влияние мультфильмов на психику и поведение детей «Доступная среда» / П. Ямб. – Текст: электронный. – URL: http://inseopro.ru/psihologiya/vliyanie-multfilmov-na-psihiku-i-povedenie-detej.html (дата обращения: 23.11.2019г.)
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования: Учебное пособие/ Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. — СПб.: ООО «Издательство «Детство- пресс», 2011. - 528 с. – Текст: непосредственный
- Пяткина И.С. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию мультфильмов для воспитания и обучения «Доступная среда» / И.С. Пяткина. – Текст: электронный. – URL: https://mdou96lip.ru (дата обращения: 10.12.2019г.)
- Светланова И.Н. Влияние мультфильмов на человеческие качества ребенка? «Доступная среда» / И.Н. Светланова. – Текст: электронный. – URL: https://apteka24chasa.ru/vliyanie-multfilmov-na-razvitie-rebenka.html (дата обращения: 15.11.2019г.)
- Смирнова Е.О. Разговор с психологом о влиянии мультфильмов на детей / Е.О. Смирнова. – Текст: электронный. – URL: https://whatisgood.ru (дата обращения: 19.05.2020г.)
- Терашкова А.И. Сущность и характеристика понятия культуры поведения детей старшего дошкольного возраста / А.И. Терашкова. – Текст: электронный. – URL: https://studbooks.net/1749436/pedagogika/suschnost_harakteristika_ponyatiya_kultury_povedeniya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta (дата обращения: 16.10.2019г.)
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. – Текст: электронный. – URL: www.fgos.ru (дата обращения: 08. 10.2019г.)
- Хамидуллина, А.М. Мультфильмы – что это? / А.М. Хамидуллина. – Текст: электронный. – URL: https://school-science.ru/5/19/35801 (дата обращения: 03.12.2019г.)
- Цуркан, Е. А. Конспект семинара – практикума «Мультипликация своими руками» / Е.А. Цуркан. – Текст: электронный. – URL: https://open-lesson.net (дата обращения: 17.09.2019г.)
- Шарипова С.В. Искусство мультипликации в работе с детьми «Доступная среда» / С.В. Шарипова. – Текст: электронный. - URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 15.09.2019г.)
- Шевчук, Е.И. Влияние мультфильмов на развитие ребенка дошкольного возраста/ Е.И. Шевчук. - Текст: электронный. – URL: http://shevchuk.tilda.ws/ (дата обращения: 24.11.2019г.)
- Шелюлева К.И. Взгляд отечественных учёных на формирование культуры поведение дошкольников «Доступная среда» / К.И. Шелюлева. – Текст: электронный. – URL: https://www.kazedu.kz/referat/102515/1 (дата обращения: 06.11.2019г.)
Приложение 1.
Сборник мультфильмов для формирования культуры поведения у детей дошкольного возраста
Сборник для воспитателей дошкольных учреждений
Список мультфильмов, работа с которыми включена в сборник
1. Червинский А. «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»;
2. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик учит правилам поведения за столом»;
3. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик учит накрывать на стол»;
4. «Тётушка Матильда учит хорошим манерам»
5. Мальгинова А., Попов И., Прохоров А., Шайхинуров С., Шевчук И. «Смешарики. Путь в приличное общество»;
6. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик и его друзья. Хорошие манеры»;
7. Высоцкий̆ Д., Шмидт Д. «Три кота. Хорошие манеры»;
8. Ужин О. «Нехороший мальчик»;
9. Успенский Э. «Разгром»;
10.Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»;
11. Прокофьева С.Л. «Маша больше не лентяйка»;
12. Витензон Ж. «Просто так»;
13. Шмидт Д., Галдобина Е., Дмитриев Ф. «Лунтик. Мастера добрых дел»;
14. Высоцкий̆ Д., Шмидт Д. «Три кота. Бюро добрых дел»;
15. Иванов-Вано И. «Мойдодыр»;
16. Мальгинова А., Попов И., Прохоров А., Шайхинуров С., Шевчук И. «Смешарики. Личная гигиена»;
17. Коростылев В. Н. «Королева Зубная щётка»;
18. Коростылёв В. «Грязнуля»;
19. Местецкий М., Кантор Р., Карас О. «Плохой мальчик».
Работа воспитателя по формированию культуры поведения за столом с использованием мультфильмов
1. Просмотр мультфильма «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»
Цель: формировать умение соблюдать правила поведения за столом, видеть свои ошибки, исправлять их. Развивать умение использовать столовые приборы по назначению.
- Беседа по мультфильму
1.О чём и о ком этот мультфильм?
2.Почему Коксик был таким грустным?
3.Чему Тётушка Дарья учила Коксика?
4. Какое выражение говорил Коксик? Что оно значит?
5. Как правильно нужно сидеть за столом?
6.Можно ли говорить за столом, что вы не любите эту еду?
7.Какими столовыми приборами пользовались Коксик и Шуня?
8.Какую пищу можно брать руками?
9.Что обязательно нужно сделать перед тем как сесть за стол?
10.Чем нужно есть суп и кашу? Как?
11. Что нужно есть вилкой?
12.Чем нужно есть мясо? Почему именно так?
13.Ребята, а вы запомнили песенку?
- Заучивание песенки «Зачем вилка, зачем ложка?»
- Проигрывание игровой ситуации «Как правильно вести себя за столом»
2. Просмотр мультфильма «Лунтик учит правилам поведения за столом»
Цель: формировать умение видеть ошибки правил поведения за столом и уметь объяснить их. Расширить знания родителей о важности культурного поведения детей за столом.
- Выполнение заданий по ходу мультфильма.
- Консультация для родителей «Важность культурного поведения детей за столом»
3. Просмотр мультфильма «Шуня учит накрывать на стол»
Цель: формировать умение правильно накрывать на стол; Развивать умение решать проблемные ситуации, не нарушая правила поведения;
- Дидактическая игра «Накрой на стол»
4. Просмотр мультфильма «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»
Цель: закрепить умение вести себя культурно за столом. Развивать умение видеть ошибки и исправлять их.
- Викторина на тему: «Культура поведения за столом
Загадки
1.В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)
4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)
5. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
- Выбери картинки (правильного поведения за столом и не правильного)
- Беседа с детьми по прочитанному отрывку из произведения Л. Толстого «Буратино»
Вот послушайте отрывок из сказки внимательно, обратите внимание на то, как ведет себя Буратино. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Сидя на стуле, он запихивал в рот целиком пирожные не жуя, и сразу проглатывая. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствие обсасывал их. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика. Скажите ребята, что не так сделал Буратино, и как нужно было поступить? (Вымыть руки, вытащить из - под себя ногу и опустить её под стол, не есть руками варенье, для этого есть ложка. Не пить какао из носика, для этого есть чашки.)
-Молодцы, ребята! Надеюсь Буратино понял вас, а, чтобы ему было более понятнее, давай покажем ему, как вести себя за столом.
Был разработан конспект по просмотренному мультфильму «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом», он представлен ниже.
К этому разделу была разработана консультация для родителей по теме «Важность формирования культуры поведения за столом», она представлена ниже.
Работа воспитателя по формированию культуры общения с использованием мультфильмов
1. Просмотр мультфильма «Тётушка Матильда учит хорошим манерам»
Цель: Формировать умение детей вести себя культурно в обществе, познакомить с манерами поведения в обществе
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Что такое хорошие манеры?
2. О каких хороших манерах говорила Тётушка Матильда?
3.Почему важно знать хорошие манеры?
4.А вы пользуетесь хорошими манерами? Когда?
2. Просмотр мультфильма «Смешарики. Путь в приличное общество»
Цель: Познакомить детей с плохими манерами поведения в обществе.
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Что сделала Нюша?
2.Какая привычка была у Нюши?
3.Это плохая или хорошая привычка?
4.Какя привычка была у Совуньи?
5.Что сделала Совунья для того чтобы избавится от привычки?
6.Что посоветовал Копатыч Нюше?
7. Какая плохая привычка была у Копатыча?
8.Какая вредная привычка у Лосяша?
9.Какое решения приняла Нюша чтобы избавится от привычки?
10.Помогло это Нюше?
11.Какая проблем была у Барашка?
12. Что ему нужно делать? Как ему можно помочь?
- Дидактическое упражнение «Нарисуй своего героя мультфильма»
3. Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья. Хорошие манеры»
Цель: закрепить знания детей о плохих и хороших манерах.
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Что делали Лунтик и его друзья?
2.Кто пришёл к ним на пикник?
3.Как вела себя жаба Клава? Что она сделала?
4.Кто решил прийти на помощь жабе Клаве?
5.Почему её никто никогда не приглашает на праздники?
6.Какие правила говорил Лунтик Клаве?
7.Чем Клава обидела Лунтика?
8.Получилось ли Клаве научиться хорошим манерам?
9. Почему теперь жабу Клаву приглашают на все праздники?
10. Как вы думаете хорошие манеры творят чудеса?
11. Ребята, а вы пользуетесь хорошими манерами? Какими и когда?
4. Просмотр мультфильма «Три кота. Хорошие манеры»
Цель: Закрепить представления детей о хороших манерах. Развивать умение применять полученные знания в жизни.
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.О чём сообщила Лапочка своей подружке Карамельке?
2. Какие примера привела Лапочка?
3.О каких манерах говорила Карамелька своим братьям?
4.Соглашались ли они с Карамелькой?
5.Как вели себя братья Карамельки, когда к ним в гости пришла Лапочка?
6.Удалось ли Коржику и Компотику показать хорошие манеры?
7.Почему важно соблюдать хорошие манеры?
8.Сложно ли показывать хорошие манеры?
- Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Карамельки, Компота и Коржика»
Работа воспитателя по формированию представлений о плохих поступках с использованием мультфильмов
1. Просмотр мультфильма «Нехороший мальчик»
Цель: формировать представления детей о плохих поступках и их последствиях
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Почему мультфильм называется нехороший мальчик?
2.Что начал делать мальчик, когда родители ушли погулять?
3.Как вы считаете это хороший поступок? Почему?
4.К чему привело поведение мальчика?
5.Кого он обвинил?
6.Что произошло на следующий день?
7. Что произошло дома, когда родители ушли в театр?
8.Кого обвинил мальчик в этом?
9. Что было, когда мальчик остался дома один? Что могло бы случится?
10.Что сделали родители, чтобы проучить мальчика?
11.Удвлось ли родителя научить мальчика не обманывать?
- Дидактическая игра «Плохие поступки»
2. Просмотр мультфильма «Разгром»
Цель: Формировать умение детей видеть плохие поступки.
- Беседа по просмотренному мультфильму.
1.Что увидела мама, когда зашла домой?
2.Какие мысли были у мамы?
3.Кто же совершил весь этот разгром?
4.Это хороший или плохой поступок? Почему??
- Дидактическое упражнение «Изобрази мультфильм»
3. Просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Цель: Закрепить умение отличать плохие поступки от хороших.
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Кто рассказывал вам историю?
2.Какой помощник у Карандаша?
3.Что спросил кроха сын у своего отца?
4.О каких плохих поступках рассказал вам Карандаш?
5. К чему они могут привести?
6.За какими поступками приятнее наблюдать, за плохими или за хорошими?
- Дидактическая игра «Хорошо, плохо»
4. Просмотр мультфильма «Маша больше не лентяйка»
Цель: закрепить представления детей о плохих поступках, развивать умение анализировать поступки.
- Рекомендации для родителей «Плохое поведение ребёнка»
Работа воспитателя по формированию представлений о хороших поступках с использованием мультфильмов
- Просмотр мультфильма «Просто так»
Цель: Формировать представления детей о том, что делать добрые дела — это хороший поступок.
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Про кого этот мультфильм?
2.Кого увидел мальчик?
3.Каким был Ослик?
4.Что сделал мальчик?
5.Как вы думаете для чего мальчик сделал такой поступок?
6.Что сделал Ослик?
7. Кому собачка подарила букетик?
8. Как вы думаете букет был волшебным или нет?
9. Почему все, кто получали букет были очень рада этому?
10. Как поступил медвежонок?
11. Как вы думаете хорошие поступки можно делать просто так?
12. Обязательно ли получать что- то взамен?
- Аппликация «Сделай букетик ослику».
Нами был разработан конспект занятия по просмотренному мультфильму.
2. Просмотр мультфильма «Лунтик. Мастера добрых дел»
Цель: формировать представления детей о том, что хорошие поступки нужно делать бескорыстно. Развивать умение помогать тем, кто нуждается в помощи.
- Беседа с детьми.
1.Какой конкурс проводился в лесу?
2.Что делали гусеницы?
3. Это были хорошие или плохие поступки?
4.Как нужно делать добрые дела?
5. Какой хороший поступок сделали гусеницы?
6. Как муравьи отблагодарили Вупсеня и Пупсеня?
- Фотовыставка «Наши дети - помощники».
3. Просмотр мультфильма «Три кота. Бюро добрых дел».
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Ребята, а вам приятно, когда вас благодарят?
2.Правильно ли поступили котята, когда помогали всем без их просьбы?
3.Как нужно делать добрые дела? Что учитывать?
4. Просмотр мультфильма «Доброта».
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Про кого этот мультфильм?
2.Кому помог Ёжик?
3.Что случилось с Ёжиком по пути к Зайцу?
4.Что сделал Заяц для Ёжика?
5.Чем помогла Белочка Ёжику?
6.Кто ещё навещал Ёжика?
7.Как вы думаете Ёжику было приятно, что его друзья за него переживали?
8. Нужно ли помогать своим друзьям?
9. Помогать нужно только друзьям?
10. Как часто вы приходите на помощь?
- Игровая ситуация «Спаси друзей».
Работа воспитателя по формированию культурно-гигиенических навыков с использованием мультфильмов
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Цель: формировать представления детей о культурно-гигиенических навыках.
- Беседа по просмотренному мультфильму
1. Как называется этот мультфильм?
2. О ком рассказывается в мультфильме?
3. Расскажите, что случилось с мальчиком? Почему?
4. Каким он был? Что про него говорил Мойдодыр?
5. Кто заставил грязнулю умыться?
6.Ребята, а вам было бы приятно сидеть с таким мальчиком за одним столом?
7.Как вы думаете к чему может привести такое поведение мальчика?
2. Просмотр мультфильма «Смешарики. Личная гигиена».
Цель: формировать представления детей о том, что нужно мыть руки перед едой.
- Беседа с детьми о том, как правильно мыть руки
1.О каких правилах говорила Нюша?
2. К чему может привести не соблюдение этих правил?
3.Как вы думаете Нюша была права?
4.Почему нужно соблюдать правила личной гигиены?
3. Просмотр мультфильма «Королева зубная щётка».
Цель: Привить детям навыки культурно-гигиенических навыков. Развивать умение следить за своим внешним видом.
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.О ком это мультфильм?
2.Расскажите о девочке, какой она была?
3.Что случилось с девочкой?
4.Куда попала девочка?
5.Кого повстречала девочка?
6.Кого отправилась искать девочка в пустыне зубного порошка?
7.Кого первыми нашли девочка и гребешок?
8.Чем помогли девочке тётушка мочалка и дедушка мыло?
9.Куда попала девочка после тётушки мочалки и дедушки мыла?
10.Согласилась ли девочка на причёску?
11. Как девочка попала домой? Почему ей удалось туда вернуться?
- Дидактическое упражнение «Покажи, как надо».
4. Просмотр мультфильма «Грязнуля».
Цель: закрепить представления детей о том, что быть грязнулей - это плохо. Развивать навыки самообслуживания. Обогатить знание родителей о личной гигиене детей.
- Беседа по просмотренному мультфильму
- О чём этот мультфильм?
- Почему грязным быть плохо и стыдно?
- Какую сказку рассказывала сова?
- Про кого она была?
- Что приснилось медвежонку?
- Почему зайчик испугался и не узнал своего друга?
- Что сделал медвежонок, когда проснулся? Чего он испугался?
- Почему мыть руки - это положено?
- Вы всегда умываетесь, если грязные?
- С какими ребятами приятнее играть с чистыми или грязнулями?
- Ребята, так чему же вас сегодня научил этот мультик? Что вы узнали?
- Игровое упражнение «Кто чище всех?»
- Буклеты для родителей «Личная гигиена детей»
Конспект занятия по просмотру мультфильма «Как Коксик и Шуня учились правилам поведения за столом»
Цель: закрепить умение вести себя культурно за столом. Развивать умение видеть ошибки и исправлять их.
Ход:
- Ребята, посмотрите кто к нам пришёл сегодня в гости? Вы знаете, как их зовут? Это Коксик и Шуня, поздоровайтесь с нашими гостями.
- Ребята, а как вы думаете для чего они сегодня к нам пришли? Какие у вас предположения?
- Они пришли к нам не с пустыми руками, они принесли с собой интересный мультфильм, про себя, хотят, чтобы вы его посмотрели и оценили их поступки.
- Коксика и Шуню научили правилам поведения за столом, и они хотят научить вас.
- А может быть вы уже знаете, как вести себя за столом?
- Замечательно, сейчас Коксик и Шуня проверят, на сколько вы знаете эти правила.
(Дети смотрят мультфильм)
- Ну что, понравился вам мультфильм?
- Что делали Коксик и Шуня?
- Каким правилам их учили?
- Кто их учил?
- А кто может назвать эти правила?
- Ребята, Коксик и Шуня приготовили для вас загадки, сможете отгадать их?
- Викторина на тему: «Культура поведения за столом»
1. Загадки
1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
2. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
3. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)
4. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)
5. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
- Ребята, у вас здорово получилось справиться с этим заданием.
- Но на этом задания Коксика и Шуни не закончились, посмотрите они принесли с собой картинки, посмотрите внимательно и скажи, что вы видите на них?
- Правильно, на картинках изображено правильное и не правильное поведение за столом. А вы сможете их различить? Ну давайте попробуем.
2. Выбери картинки (правильного поведения за столом и не правильного)
- Ребята, вы очень порадовали Коксика и Шуню, выполнив задание правильно. Вы большие молодцы.
- Ребята, Коксик и Шуня недавно читали сказку про Буратино, и они хотят её прочитать вам.
3. Беседа с детьми по прочитанному отрывку из произведения Л. Толстого «Буратино»
Вот послушайте отрывок из сказки внимательно, обратите внимание на то, как ведет себя Буратино. Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Сидя на стуле, он запихивал в рот целиком пирожные не жуя, и сразу проглатывая. В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствие обсасывал их. Когда девочка отвернулась, он схватил кофейник и выпил всё какао из носика.
Скажите ребята, что не так сделал Буратино, и как нужно было поступить? (Вымыть руки, вытащить из-под себя ногу и опустить её под стол, не есть руками варенье, для этого есть ложка; не пить какао из носика, для этого есть чашки).
-Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями Коксика и Шуни, им пора возвращаться домой, давайте попрощаемся с нашими гостями. Они обязательно придут к нам ещё раз.
Конспект занятия по просмотру мультфильма «Просто так»
Цель: Формировать представления детей о том, что делать добрые дела — это хороший поступок.
- Ребята, сегодня я хочу вам показать один очень интересный мультфильм под названием «Просто так».
- Скажите, как вы думаете, про кого или про что этот мультфильм?
- Какие там по вашему мнению могут быть персонажи?
- Ребята, у вас замечательный мысли, вы обязательно их запомните, чтобы после просмотра мультфильма сравнить их с реальными персонажами, вдруг кто-то из вас окажется прав.
- При просмотре мультфильма, должна быть полная тишина.
(Дети смотрят мультфильм).
- Беседа по просмотренному мультфильму
1.Про кого этот мультфильм?
2.Кого увидел мальчик?
3.Каким был Ослик?
4.Что сделал мальчик?
5.Как вы думаете для чего мальчик сделал такой поступок?
6.Что сделал Ослик?
7. Кому собачка подарила букетик?
8. Как вы думаете букет был волшебным или нет?
9. Почему все, кто получали букет были очень рады этому?
10. Как поступил медвежонок?
11. Как вы думаете хорошие поступки можно делать просто так?
12. Обязательно ли получать что - то взамен?
- Посмотри, кто у меня есть?
-Кто это? Правильно, это Ослик, какой он?
- Он грустный, подумайте, а чем мы можем ему помочь?
- Правильно, мы тоже можем подарить ему волшебный букетик.
- Но для того чтобы он стал волшебным, нам нужно сделать его всем вместе, дружно и с хорошим настроением.
- Аппликация «Сделай букетик ослику».
- Посмотрите, здесь есть очень много разноцветных цветов. Скажите каких? Посмотрите, есть цветы и тёмных цветов. Как вы думаете, нужно, но ли в букет такие цветы? Мне тоже кажется, что в букете должны быть яркие и красивые цветы.
- Замечательно, мы с вами оставили только яркие цветы, которые будут поднимать настроение, нашему Ослику.
- Выберите, себе по цветочку, и приклейте его.
- Посмотрите, какой букетик у нас с вами получился. У меня у самой поднялось настроение, от такого букетика.
- Давайте, все дружно подарим его нашему Ослику.
- Посмотрите, как наш Ослик рад.
- Скажите, вам приятно было, делать подарок для Ослика?
- Что вы почувствовали, когда Ослик улыбнулся от вашего подарка?
- Ребята, вы большие молодцы, вы поняли, что хорошие и приятные поступки, нужно делать от всего сердца и бескорыстно.
Рекомендации для родителей по теме:
«Важность формирования культуры поведения за столом»
Уважаемые родители!
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами – задача, как воспитателя, так и родителей.
Культура еды, её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и так же к тем, кто приготовил пищу.
Родители, не допускайте пренебрежительного отношения к правилам поведения за столом, когда ребенок находится дома! Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешают крошить хлеб и плеваться тем, что ему не нравится, а в детском саду такое не допустимо!
ЕСЛИ ЧТО-ТО ЗАПРЕЩАЕТЕ, ТО ЗАПРЕЩАЕТЕ ЭТО ВСЕГДА и ВЕЗДЕ! ЕСЛИ РАЗРЕШАЕТЕ, ЗНАЧИТ ВСЕГДА и ВСЮДУ!
Ребенка нужно сразу учить держать столовые приборы правильно! Ложку, например, нужно держать тремя пальцами: большим, указательным и средним. Переучивать будет сложно!
Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя.
Например, если ты будешь вертеться, ты можешь опрокинуть тарелку на себя, обжечься горячим блюдом, выпачкать не только себя, но и соседа и т. п. Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой и шутливо-доброжелательной форме их надо довести до сознания ребенка.
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут -
Ешьте все, что вам дадут!
Ложкой, вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
С ровною спиной сидим,
Аккуратно всё едим!
Скатерть, вещи не марай!
Рот салфеткой вытирай!
Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка - все это приведет к хорошим результатам!
Овладеть культурой еды – нелегко для дошкольников, но осуществлять формирование этих навыков необходимо, надо добиваться, чтобы дети ели с удовольствием, с аппетитом и опрятно.
Спасибо за внимание, надеюсь наша рекомендация будет вам полезна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Формирование культуры поведения у дошкольников"
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...
Методическая разработка "Формирование личности ребёнка через народный фольклор"
Методическая разработка для ДОУ...
Методическая разработка "Формирование культуры здорового питания детей в ДОУ средствами проектной деятельности"
Сложная экологическая обстановка, социально-экономические условия, общее нарушение генофонда не могут не сказаться на состояние здоровье взрослых и детей. Рост детей с аллергопатологией - это призма, ...
Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Пояснительная записка к методической разработке «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность»....
Рубрика "Воспитатель года" Конкурсный материал. Методическая разработка «Формирование основ безопасного поведения детей на улицах города через проектную деятельность».
Методическая разработка...
Методическая тема: "Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста"
Плрограмма, план работы....
Методическая разработка "Формирование культуры трапезы у детей"
Консультация для родителей "Формирование культуры трапезы у детей"....