Методическая разработка "Формирование личности ребёнка через народный фольклор"
материал (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Самообразование.
Тема: «Формирование личности ребёнка через народный фольклор».
Язык так же мудр, как и природа, и мы только. Учимся понимать его.
Велемир Хлебников.
Цель:
- Приобщать ребёнка культурным традициям своего народа. Открыть богатство, художественную ценность фольклорного материала, показывать красоту обычаев, обрядов, ритуалов, связанных с поклонением силам природы. Воспитывать художественный вкус, развивать речь, формировать нравственные привычки, развивать интерес и внимание к окружающему миру.
Задачи.
- Приблизить детей к культуре наших предков через активную, музыкальную, игровую деятельность.
- Способствовать пониманию красоты и ценности русского фольклора, его самобытности, через лексическую особенность.
- Давать конкретные сведения о сезонных приметах, жизни, быте, обрядах, игрищах, обычаях русского народа.
- Воспитывать основы духовности и нравственности ребёнка.
Пояснительная записка.
Давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях поэтому я проявила, большую заинтересованность к народному фольклору в сохранении и передачи детям культурного наследия предков считаю задачу знакомство ребёнка с фольклором очень важной. Детский фольклор – это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкальных жанров фольклора. Прибаутки, потешки, приговорки, загадки любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же оказываются на него своё воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и к народным традициям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забывают ребёнка и вместе с тем обучают навыкам поведения. Ласковый говорок фольклорных произведений вызывает удовольствие не только у детей, но и у взрослых, использующих образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, любви. Поэтому, я поставила перед собой цель:
Широко использовать все виды фольклора сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы, потешки, дразнилки, заклички, считалки и т.д.
В устном народном творчестве, как негде сохранились особенные черты русского народа, присущие ему ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости. Ведь загадки не только помогают ребёнку научиться концентрироваться и укреплять память, но и развивают зачатки образного и логического мышления, что в дальнейшем способствует в усвоении школьного материала. Скороговорки, поговорки и считалки очень нравится детям, и воспринимаются, как забавы вместе с тем они прекрасно развивают не только дикцию и чистоту речи, но и концентрацию внимания. Используя всё это, я думаю, что дети будут знать традиции своего народа, что именного фольклор должен найти дорогу к сердцу, душе ребёнка, как отец и мать, лежать в основе его личности.
Перспективный план средняя группа.
Сентябрь.
Тема: 1. «Во саду ли в огороде»
Содержание: Загадывание загадок об овощах и о фруктах.
Тема: 2. «Чудесный мешочек»
Тема: 3. «Коровушка и бычок»
Содержание: Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка.
Тема: 4. Чтение сказки бычок – чёрный бочок, белые копытца.
Октябрь.
Тема: 1. Чтение сказки «Гуси – лебеди»
Содержание: Разучивание потешки «А тари, тари, тари»
Тема: 2. Хороводная игра «Берёзонька»
Тема: 3. «Золотое веретено»
Содержание: Знакомство с предметами обихода – прялкой и веретеном.
Тема: 4. «Волшебные спицы»
Содержание: Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том, откуда берётся шерсть (козья, овечья).
Ноябрь.
Тема: 1. «Лисичка со скалочкой»
Содержание: Знакомство с предметами обихода – скалкой.
Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»
Тема: 2. Папка передвижка «Дни рождения» информация для родителей.
Тема: 3. «Чудесный сундучок»
Содержание: Дидактическая игра «Кто спрятался?»
(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных.
Тема: 4. Игра с припевками «Волк»
Декабрь.
Тема: 1. «Здравствуй, зимушка – зима»
Содержание: Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»
Тема: 2. «Зимовые звери»
Содержание: Знакомство со сказкой «зимовые звери».
Тема: 3. «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!»
Содержание: Знакомство с празднованием Нового года.
Разучивание колядки «Щедровочка»
Тема: 4. «Волшебная палочка»
Содержание: Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациями, предметам.
Январь.
Тема: 1. «Сундучок Деда Мороза»
Содержание: Беседа Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос».
Тема: 2. Игра – хоровод «Коршун».
Тема: 3. «Заюшкина избушка»
Содержание: Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».
Тема: 4. «Весёлые ложки»
Содержание: Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок театр на ложках.
Февраль.
Тема: 1. «Времена года»
Содержание: Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок.
Тема: 2. «Лисичка – сестричка»
Содержание: Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке.
Тема: 3. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»
Содержание: Знакомство с Масленицей. Разучивание песенки «Блины».
Март.
Тема: 1. «При солнышке – тепло, при матушке – добро»
Содержание: Беседа о маме с включением пословиц и поговорок.
Тема: 2. «Весна, весна, поди сюда»
Содержание: Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне.
Тема: 3. «Крошечка – Хаврошечка»
Содержание: Знакомство со сказкой «Хаврошечка»
Тема: 4. Повторение игры Весёлая ложка»
Апрель.
Тема: 1. «Шутку шутить – людей насмешить»
Содержание: Знакомство с потешным фольклором – дразнилками, скороговорками.
Тема: 2. «Небылица – небывальщина»
Содержание: Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
Тема: 3. «Русская свистулька»
Содержание: Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.
Тема: 4. Русская народная песня «Во поле берёзка стояла»
Май.
Тема: 1. «Времена года»
Содержание: Рассказ о временах года с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.
Тема: 2. «Игра с колобком»
Содержание: Самостоятельно творческое развитие сюжета сказки «Колобок»
Тема: 3. Разучивание потешки « На зелёном лугу»
Тема: 4. Разучивание приговорок.
Перспективный план старшая группа.
Сентябрь.
Тема: 1. «Что летом родится, - зимой пригодится»
Содержание: Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете. Загадывание загадок о летних явлениях природы.
Тема: 2. «Гуляй да присматривайся»
Содержание: Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах.
Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья).
Разучивание песенки – попевки «Восенушка – осень)
Тема: 3. «Вершки да корешки»
Содержание: Знакомство со сказкой «Мужик и медведь».
Дидактическая игра «Вершки да корешки. Загадывание детьми загадок.
Тема: 4. «Хлеб – всему голова»
Содержание: Беседа с детьми «Откуда хлеб пришёл?»
Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом.
Пословицы и поговорки о хлебе.
Октябрь.
Тема: 1. «Октябрь пахнет капустой»
Содержание: Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров, Сергеев день).
Знакомство с предметами обихода – деревянными корытцем, тяпкой.
Повторение попевки «Восенушка – осень»
Тема: 2. «Зайчишка – трусишка»
Содержание: Знакомство со сказкой «Заяц – хваста» Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка»
Тема: 3. «У страха глаза велики»
Содержание: Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».
Тема: 4. «Друг за дружку держаться – ничего не бояться»
Содержание: Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.
Ноябрь.
Тема: 1. «Знаешь ли ты сказки?»
Содержание: Литературная викторина по сказкам «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».
Тема: 2. «Гончарные мастеровые»
Содержание: Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»
Тема: 3. «Дикие животные»
Содержание: Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки – потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них.
Тема: 4. «Что нам осень принесла?»
Содержание: Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
Декабрь.
Тема: 1. «Здравствуй, зимушка – зима!»
Содержание: Беседа о характерных особенностях декабря с использованием соответствующих пословиц, поговорок.
Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
Тема: 2. «Проказы старухи зимы»
Содержание: Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»
Тема: 3. «Лиса – обманщица»
Содержание: Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».
Тема: 4. «Пришла коляда – отворяй ворота»
Содержание: Рассказ о Рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
Январь.
Тема: 1. «Гуляй да присматривайся»
Содержание: Беседа о характерных особенностях января.
Знакомство со сказкой «Морозко».
Тема: 2. «С Новым годом со всем родом!»
Содержание: Рассказ о традициях празднования Нового года.
Пение колядок.
Тема: 3. «Хороший город Городец»
Содержание: Рассказ о городе Городце и Городецкой росписи.
Пение частушек.
Тема: 4. «Городецкая роспись»
Содержание: Продолжение рассказа о Городецкой росписи.
Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве.
Февраль.
Тема: 1. «Гуляй да присматривайся»
Содержание: Беседа о характерных особенностях февраля.
Знакомство со сказкой «Два Мороза».
Тема: 2. «Сказка»
Содержание: Самостоятельное рассказывание детьми сказок.
Словесная игра «Аюшки».
Тема: 3. «Письмо Нафане»
Содержание: Составление детьми письма Нафане – другу домовёнка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвящёнными Масленице.
Тема: 4. «Ой ты, Масленица!»
Содержание: Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен.
Март.
Тема: 1. «Гуляй, да присматривайся»
Содержание: Беседа о характерных признаках начало весны.
Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».
Тема: 2. «Весна, весна, поди сюда!»
Содержание: Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».
Тема: 3. «Нет милее дружка, чем родимая матушка»
Содержание: Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.
Тема: 4. «Мудрёному и счастье к лицу»
Содержание: Знакомство со сказкой «Семилетка» Загадывание загадок.
Апрель.
Тема:1. «Шутку шутить – людей насмешить»
Содержание: Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.
Тема: 2. «Небылица в лицах, небывальщина».
Содержание: Знакомство с русскими народными небылицами.
Самостоятельное придумывание детьми небылиц.
Тема: 3. «Красная горка»
Содержание: Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной недели. Словесные игры. Пение частушек.
Тема: 4. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»
Содержание: Рассказ о весенних полевых работах.
Самостоятельных посев детьми семян.
Май.
Тема: 1. «Весна красна цветами»
Содержание: Повторение закличек, песенок, пословиц о весне.
Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом»
Тема: 2. «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся»
Содержание: Рассказ о воинах – защитниках Отечества.
Знакомство со сказкой «Каша из топора»
Тема: 3. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать»
Содержание: Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.
Тема: 4. «Повторение фольклора»
Содержание: Пение частушек, загадывание загадок, заклички, дразнилки, пословицы, поговорки.
Перспективный план подготовительная группа.
Сентябрь.
Тема: 1. «Что летом родится, - зимой пригодится»
Содержание: Беседа о лете. Повторение пословиц, поговорок и песенок о лете.
Тема: 2. «Восенушка – осень – сноп последний косим»
Содержание: Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка – осень».
Тема: 3. «Знаешь ли ты сказки»
Содержание: Литературная викторина по сказкам «Заяц – хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый, мохнатый да масленый».
Тема: 4. «Гончарные Мастеровые»
Содержание: Дидактическая игра «Что как называется?»
Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин»
Октябрь.
Тема: 1. «Октябрь – грязик – ни коляса, ни полоса не любит»
Содержание: Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.
Тема: 2. «Хлеб – всему голова»
Содержание: Беседа о старинных способах уборки хлеба.
Знакомство с жерновами и их использованием.
Тема: 3. «Где живёт перо Жар – птицы?»
Содержание: Знакомство детей с хохломской росписью.
Тема: 4. «Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая хохлома»
Содержание: Рассказ о традициях хохломской росписи.
Ноябрь.
Тема: 1. «Синичкин день»
Содержание: Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день.
Тема: 2. «В гостях у сказки»
Содержание: Самостоятельное рассказывание детьми сказок.
Словесная игра «Аюшки»
Тема: 3. «К худой голове своего ума не приставишь»
Содержание: Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».
Тема: 4. «Русская свистулька»
Содержание: Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек.
Декабрь.
Тема: 1. «Зима – не лето, - в шубу одето»
Содержание: Беседа о характерных особенностях зимы.
Исполнение русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
Тема: 2. «Светит, да не греет»
Содержание: Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.
Тема: 3. «Пришёл мороз – береги ухо и нос»
Содержание: Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»
Тема: 4. «Снегурочка – внучка Деда Мороза»
Содержание: Знакомство со сказкой «Снегурочка».
Прослушивание фрагментов оперы Н.А.Римского – Корсакова «Снегурочка».
Январь.
Тема: 1. «Пришла коляда накануне Рождества»
Содержание: Беседа о рождественских праздниках, святочные гаданиях. Пение песенок.
Тема: 2. «Зимние узоры»
Содержание: Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.
Тема: 3. «Гжель прекрасная»
Содержание: Знакомство с гжельским художественным промыслом.
Тема: 4. «Гжель прекрасная»
Содержание: Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.
Февраль.
Тема: 1. «Дело мастера боится»
Содержание: Знакомство со сказкой «Семь Симеонов».
Дидактическая игра «Кому что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.
Тема: 2. «Живёт в народе песня»
Содержание: Беседа о русской народной песни. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песне «Ой, вставала я ранёшенько».
Тема: 3. «На героя и слава бежит»
Содержание: Рассказ о русских богатырях.
Тема: 4. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!»
Содержание: Беседа о масленице. Пение песен, частушек.
Март.
Тема: 1. «Сердце матери лучше солнца греет»
Содержание: Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.
Тема: 2. «Русская матрёшка»
Содержание: Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек.
Тема: 3. «Поэзия народного костюма»
Содержание: Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен.
Тема: 4. «Грач на горе – весна на дворе»
Содержание: Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.
Апрель.
Тема: 1. «Шутку шутить – людей насмешить»
Содержание: Беседа о народном юморе докучные сказки, скороговорки, дразнилки. Словесная игра «Путаница»
Тема: 2. «Наши земляки»
Содержание: Рассказ о М.Горьком. Сказка М.Горького «Про Иванушку – дурачка».
Тема: 3. «Красная горка»
Содержание: Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».
Тема: 4. «Человек без Родины, что соловей без песни»
Содержание: Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр диафильмах.
Май.
Тема: 1. «Путешествие на златогривой чудо – тройке»
Содержание: Знакомство детей с образом коня русском народном декоративном – прикладном творчестве.
Тема: 2. «Литературная викторина»
Содержание: Литературная викторина. Игра – драматизация.
Тема: 3. «Край родной, навек любимый»
Содержание: Экскурсия. Русские подвижные игры на открытом воздухе.
Тема: 4. «Прощание с фольклором»
Содержание: Заключительная беседа о фольклоре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие личности ребенка через детский фольклор
Знакомство детей с народной культурой способствует развитию процессов творческого воображения, детской фантазии. Это развивает образное мышление детей. Помогает им войти в мир прекрасного. учит видеть...
Формирование личности ребёнка через развитие его творческих способностей.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. ...
«РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с дошкольниками....
Презентация для воспитателей детского сада по теме: "Формирование нравственно - патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через народный фольклор"
Презентация рассказывает как выстроить работу с детьми младшего дошкольного возраста по формированию нравственно - патриотических качеств используя народный фольклор....
Программа развития личности ребёнка через овладение языком искусства
Цель программы: развитие личности ребенка, его личностной свободы («Я все могу»), через овладение языком искусства.Задачи программы:Формирование всесторонне развитой личности:- развитие коммуникативны...
Патриотическое развитие личности на основе народного фольклора.
Патриотическое развитие личности на основе народного фольклора. Основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста, должны стать художествен...