Методические рекомендации "Формирование культуры поведения у дошкольников"
методическая разработка по теме
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №52 АГО
Методические рекомендации
«Формирование культуры поведения у дошкольников»
Составитель: Милюткина Е.А.
воспитатель первой квалификационной категории
г.Асбест
Содержание.
- введение -3
- основная часть -6
- заключение -18
- приложение -19
- список литературы - 35
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
Введение.
Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.
Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в сфере воспитания. Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств.
В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
Для развития личности ребенка, формирования культуры поведения, требуется соблюдение таких принципов как:
Системность.
Работа по формированию культуры поведения должна проводиться систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально организованные занятия. Что же касается нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в утренние время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации, привлечение соответствующей художественной литературы.
Опора на положительное.
Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты. Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов, оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.
Гуманизация воспитательного процесса.
Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям.
Личностно деятельный подход.
Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели, максимально опираться на собственную активность личности; сочетать воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов, форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.
Единство воспитательных воздействий.
Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Надо сложить действие всех сил.
Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная). Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной деятельности формирования культуры поведения. Обучение детей нормам культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации, которые позволяют поддерживать положительные проявления детей, формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной деятельности, преодолевать конфликты.
Основная часть.
Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения, терпимости, вежливости.
Цель: Формирование навыков общения и культуры поведения
Задачи:
- познакомить с правилами культуры поведения;
- развивать уважительное отношение к окружающим;
- воспитывать любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
- научить относиться к окружающим с заботой и терпением.
«культура поведения» - совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.
В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со взрослыми, вежливо общаться со сверстниками, уметь справедливо оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными, честными, справедливыми.
Помимо непосредственно образовательной деятельности можно использовать самые разные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (во всех видах деятельности в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного содержания занятий и развития социальной компетентности детей.
Культура общения детей с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения.
Человек, как существо социальное постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы контакты самые разнообразные: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила поведения, обусловленные нормами морали. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется – добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения.
Какие наиболее важные нравственные качества хотят видеть взрослые в детях?
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии. «Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость. Без нее невозможно представить взаимоотношения людей. Вежливость детей должна основываться на искренности, доброжелательности, уважении к окружающим. Вежливость приобретает цену, если она проявляется ребенком по велению сердца».
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства.
Предупредительность - Необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и высокая требовательность к самому себе. Необходимо формировать у детей умение.
Общительность - В ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениям – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в детском саду.
Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе, затем у отдельных детей и соответствующие проявления – отнять, толкнуть и т.д. Когда ребенок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходиться соизмерять с желаниями других, тогда в нем возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Воспитание культуры общения осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма. Формируя у ребенка стремление к общению, взрослые должны поощрять даже самые незначительные попытки играть друг с другом.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение детей приобретает особую сдержанность. Педагог использует различные приемы, которые помогают разнообразить повседневную жизнь детей. Например: утром встретить их приветливой улыбкой, постараться увлечь интересной игрушкой. Сегодня в его руках лохматый медвежонок, который здоровается с ребятами. Утро началось жизнерадостно, и этот настрой сохраняется у детей в течение дня. Переполненные впечатлениями, дети не раз возвращаются к разговору о том, что их удивило и взволновало. Общение между ними происходит в атмосфере дружелюбия и приветливости.
У воспитанников детского сада возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, побуждения к обмену впечатлениями, заставляют тянуться к сверстникам. Главное общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуждению, т.к. жизнь в обществе сверстников ставит воспитанника в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать – словом, решать свои маленькие дела.
Задача взрослых – направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением. Старший дошкольник должен уметь проявлять к товарищу предупредительность и внимание, вежливость заботливость и т.д. Такие формы общения легче усваиваются ребенком, если взрослые поддерживают, следят за тем, как он ведет себя с товарищами по играм, с близкими и окружающими людьми. Дети под руководством взрослого приобретают опыт положительного общения.
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду.
Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.
В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству. Испытывая радость от общения с воспитателем, дети всегда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими. Очень важно вводить в сознание ребёнка необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения и много другое. Второй только начинает жизнь, приступает к ее изучению. Он может стать равным первому, проделав над собой огромную, серьезную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям. Основа развития общества состоит во взаимодействии тех и других, их взаимопонимании взаимопомощи. Это осознание происходит как в семье, так и в детсадовской группе. Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает: а) знание этикетного правила; б) понимание его разумности и необходимости; в) умение применять его прагматически; г) эмоциональное переживание от его выполнения.
Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей
2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.
Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.
Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
- Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
- Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.
4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
В соответствии с поставленными задачами я отобрала содержание и методы по формированию навыков общения и развитию культуры поведения, а я также и систематизировала выбранный материал по возрастам.
Таблица 1
Задачи | Занятия | Игровая деятельность | Самостоятельная деятельность |
Развивать и воспитывать осознанные взаимно-доброжелательные отношения со сверстниками. | Занятия: «В мире вежливых слов», «Знакомство», «Культурная среда». | Д/и «Вежливый котик», «Хорошо и плохо», «Принеси мне воды». | «Коробочка добрых дел». |
Знакомить с традиционными приветствиями, сформировать навыки вежливого разговора развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных привычек, развивать добрые, теплые отношения между детьми. | Занятия: «Утреннее приветствие», «Вежливый разговор по телефону», | Д/и «Дразнить, обижать»; | «Индивидуальная выставка рисунков каждого ребенка»; |
Формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни. Научить высказывать свое мнение о выполнении правил культуры поведения. Находить определения для оценки поведения реальных людей. Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. | Занятия: «Культурный человек»; | С/р. игра «Гостям всегда рады»; | Рассматривание иллюстрации к произведениям С.Я.Маршака; |
Научить видеть связь между своими поступками и поступками взрослых. Познакомить с правилами взаимоотношения людей друг с другом. | Занятие: «Мы и взрослые»; | Коллективные игры с куклами; | Игра «Ладушки»; |
Формировать у ребенка уверенность в том, что взрослые любят его, как и всех остальных детей. Закреплять навыки бережного отношения к вещам. Развивать умение избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных. Научить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения | Занятие: «Гостям всегда рады»; | Н/и «Домино – Как правильно»; | Самостоятельное рассматривание детьми книг с рисунками Е.Чарушина; |
Научить относиться к окружающим с заботой и терпением. | Занятие: «Дразнить, обижать»; | Создание проблемной ситуации. | Открытки разрезанные пополам «Лучшее знакомство»; |
Активное умственное развитие старшего дошкольника способствует формированию более высокой по сравнению со средним дошкольным возрастом степени осознанности поведения. Дети 6 -7 лет начинают понимать смысл нравственных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Поведение становится более целенаправленным и сознательным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, организованности. В дошкольном возрасте дети накапливают первый опыт нравственного поведения, у них формируются первые навыки организационного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.
Существует множество определений понятия «культура поведения». Так, например, в педагогическом словаре: Культура поведения - соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. Культура поведения - совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, общении другими людьми), в котором находят внешнее выражение моральные эстетические нормы этого поведения. Культура поведения включает: манеры общения, этикет, высшая степень отточенности, отшлифованности действия и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни
В содержании культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты:
- культура деятельности,
- культура общения,
- культурно-гигиенические навыки и привычки.
Сущность составляющих элементов культуры поведения рассмотрим в Таблице 1 – Компоненты культуры поведения, что позволит более конкретно проследить задачи воспитания и их постепенное усложнение.
Таблица 1 – Компоненты культуры поведения
Культура деятельности | Культура общения | Культурно-гигиенические навыки |
проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к книгам, вещам игрушкам. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умение дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте ребенок учится регулировать свою деятельность и отдых. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. | предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, в быту; предполагает: - умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции - культуру речи, т.е. наличие достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. | важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, школьных принадлежностей продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим, о том, что неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками, как правило, небрежен в работе. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу |
Свою работу по воспитанию дружеских взаимоотношений строю по нескольким направлениям:
1.воспитание гуманных чувств и представлений о доброте, отзывчивости, чуткости, справедливости; о добре и зле, честности; смелости и трусости, скромности и зазнайстве, о необходимости содействия другому.
2. формирование опыта дружеских взаимоотношений:
а) укрепление и развитие избирательной дружбы между детьми, которая складывается не ущерб другим детям,
б) формирование товарищеских взаимоотношений между всеми детьми группы при максимальном внимании к личности каждого ребёнка, учёту его интересов, желаний
в) поощрение и организация содержательного общения детей, их игр, другой деятельности при особом внимании к воспитанию у них справедливости во взаимоотношениях, стремлении считаться с другом, товарищем.
3. воспитание доступной возрасту самостоятельности в суждениях, поступках, отношениях, активности и инициативы, волевых черт, имеющих гуманную направленность.
В соответствии с этими направлениями я разработала систему мероприятий, направленных на формирование дружеских взаимоотношений.
Вместе с детьми мы разработали правила, которые важны для развития дружеских взаимоотношений.
1.правила взаимоотношений во время игры;
2.правила взаимоотношений при общении в быту, труде, на занятиях;
3.правила, выражающие требования к сверстнику, пожелания в его адрес.
Продуманное устройство «внешней жизни создает возможность спокойной, организованной детской деятельности, дружеских взаимоотношений.
Для воспитания доброжелательности к сверстникам использую такую форму как специально организованные занятия. Мною разработан цикл занятий, цель которых, состоит в том, чтобы конкретизировать, систематизировать, обобщить представления детей о дружбе, обратить внимание на её существенные признаки.(см.приложение № 1 )
Цель бесед на занятии: воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту и предупредительность к окружающим; формировать чувство товарищества, причастности к общим делам, привязанности к сверстникам; помочь детям увидеть, какие интересные сверстники их окружают.
Использую беседы с неоконченным ответом: «Что бы ты сделал, как поступил, если бы…»; рассматриваем картинки, обсуждаем их содержание. Содержание картинок разное, где дети вместе играют, рисуют и, наоборот, ссорятся, равнодушны друг к другу (Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал и сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?)
( Вопросы: С кем из этих детей ты хотел бы дружить? Почему? Чем тебе нравится (или не нравится) этот мальчик? Что бы ты посоветовал ему (ей)? Что бы хотел (а) сказать?)». Включаю для обсуждения детей русские народные пословицы и поговорки о дружбе, взаимовыручке, которые заучиваем и дети используют их в повседневной жизни. (см. приложение № 2)
На занятиях создаю специальные ситуации, в которых ребенок должен самостоятельно совершить моральный выбор, и тех, в которых дети оказывают сверстнику помощь и поддержку. Они являются эффективным приемом формирования дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
Широко использую игровые методики.
1. «Два козлика». Устраиваю мостик через «речку»(доска длиной 1,5 – 2м, шириной 15 – 20 см, на высоте 30см. Даю задание детям: двое должны пройти с одного берега на другой, потому что каждого ждет мама – коза. Козлики стоят на разных концах мостика. Предупреждаю, что идти надо осторожно, чтобы не упасть в реку.
На середине доски дети встречаются. Возникает ситуация выбора: как поступить, чтобы выполнить задачу.
Наблюдаю за детьми, отмечаю поиски способов действия.
Не тороплюсь давать готовые рецепты – дети должны самостоятельно найти гуманный способ действия. В заключение – коротко разговариваем с каждой парой.
Мир литературы дает нам вдохновение, вызывает подъем, открывает красоту в людях, в их поступках. Большую роль отвожу чтению произведений морально-этического содержания. К.Д.Ушинский: «Сила не право», «Вместе тесно, а врозь скучно», Е.Пермяк «Самое страшное», Н.Носов «Карасик», С.Михалков «Как друзья познаются» и др. (приложение №3).
Нравственная атмосфера, созданная вокруг литературного героя, проникает в сердце, сознание детей и тот моральный выбор, который сделал герой, становится выбором самого ребенка, вызывая активный отклик, моральные нормы усваиваются. Важно, чтобы дети не останавливались на сопереживании героям, а переключали сопереживание, сочувствие в содействие. Оказывая помощь товарищам, разделяя их радости и огорчения, дети проявляют заботу о них, т.е. чувства, которые они испытывают к литературным образам, переносят в свой, реальный мир взаимоотношений. Коллективное восприятие художественных произведений «заряжает» тех дошкольников, которые отличаются бедностью эмоциональных проявлений. Постепенно эти дети становятся все более раскованными в выражении отношения к происходящему, их чувственный мир обогащается и усложняется. Проводя работу с детьми в таком направлении через некоторое время наблюдала, что они начинают проявлять внимание к товарищам, у них появляется стремление следовать правилам доброжелательных взаимоотношений. Для овладения правилами взаимоотношений провожу игры – драматизации художественных произведений. Во время проговаривания ребенком своей роли обращаю внимание на нравственное содержание рассказа, сказки. Слежу, чтобы дети учитывали интересы и желания сверстников при распределении ролей, вовлекали в свою деятельность робких детей.
Из наблюдений за детьми можно сказать, что доброжелательные отношения к сверстникам проявляется тогда, когда сформирована направленность на другого ребенка, развита способность понимать его эмоциональное состояние. Не секрет, что особенностью дошкольного возраста является неумение ребенка определить состояние сверстника, что затрудняет развитие эмоциональных отношений. В формировании направленности на другого важное значение имеет формирование у ребенка способности видеть, различать, понимать и разделять эмоциональное состояние сверстника.
Для того, чтобы дети наиболее четко определяли состояние сверстника, понимали его я применяю словесное описание испытываемого ребенком состояния. Этот прием использую в естественных ситуациях, которые возникают в повседневной жизни детского сада. Описание состояния одного из детей помогает другим дошкольникам распознавать подобные состояния, воспитывает отзывчивость, предупредительность. Постоянное описание эмоционального состояния детей на опыте показывает, что у ребенка проявляется интерес к тому, что происходит со сверстником. Внимание, приветливость, помощь друг другу, понимание того, что они испытывают, когда нуждаются в добром отношении к себе, развивает отзывчивость детей между собой.
В ходе работы часто можно наблюдать, что дошкольники, испытавшие чувство удовлетворения от положительного отношения сверстников, с охотой вступают в общение, разговаривают с другими детьми, затевают игры, играют дружно, оказывают помощь.
Проводимая мною работа показывает, что в ходе систематической, целенаправленной работы, с помощью специально подобранного комплекса мероприятий у детей формируются правильные представления о дружеских взаимоотношениях, которые применяются на практике.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Приложение №1.
Примерные планы занятий по воспитанию добрых чувств к близким людям.
Средняя группа.
«Моя семья»
Картина «Семья»
Цель: Дать детям представление о том, что они живут в семье, где их любят.
Учить детей рассказывать по картине, отмечать главное (кто изображен, их действия, какое настроение)
Словарь: семья, помогают, заботятся.
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Предложить детям выслушать знакомую потешку:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я.
Вот и вся наша семья.
- О чем эта игра? (о семье)
- Посмотрите на мизинчик, это самый маленький пальчик. А в вашей семье кто самый маленький, самый любимый?
- Как вас ласково называют в семье?
- Послушайте стихотворение:
Мы с мамой делали котлеты,
А за окошком дождик шел.
Мы с мамой думали при этом,
Как вместе быть нам хорошо!
- О ком я прочитала стихотворение?
- Почему девочке хорошо с мамой?
- Расскажите, какая у вас мама?
- Как вы помогаете маме?
- Послушайте о ком следующее стихотворение?
Не терпит мой папа безделья и скуки.
У папы умелые сильные руки.
И если кому – нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.
- Что можно сказать про такого папу?
- Какие ласковые слова вы хотели бы сказать про своего папу?
- Кто еще есть в семье? (бабушки, дедушки)
- Какие у вас бабушки?
- Что вы можете рассказать про дедушек?
- Ребята, посмотрите, что нарисовано на картине?
- Чем заняты родители?
- Что делают дети на картине?
- Как вы думаете, какое настроение у людей?
- Почему вы так думаете?
- Как вы думаете, для чего нужна семья?
- В семье мы чувствуем себя любимыми, нужными друг другу, в семье мы вместе отдыхаем, веселимся, заботимся друг о друге.
«Рассказ о маме»
Фотографии мам.
Цель: Продолжать учить детей составлять небольшой связный рассказ про свою маму.
Учить слушать рассказы товарищей, вызвать радостное настроение желание рассказывать про маму. Воспитывать добрые чувства к маме.
Словарь: Женщина, профессия, любимое занятие.
- Ребята, посмотрите на фотографии, кого вы видите?
- Правильно, это самые дорогие, самые близкие люди – наши мамочки.
- Каждому нужна мама: и ребенку, и котенку, и птенцу.
Давайте, поиграем в игру «Детеныш и его мама» Я буду называть вам детей, а вы мам.
У ягненка – овца.
У козленка – коза.
У жеребенка – лошадь.
У цыпленка – курица.
У теленка – корова.
- Ребята, давайте скажем про мам красивые слова, (добрая, ласковая, внимательная, нежная и т. д.).
- Вот сколько хороших слов вы подобрали для мам.
- Кто знает, какая профессия у его мамы?
- Как вы думаете, какая профессия самая главная?
- Почему вы так считаете?
- Нельзя сказать кто важнее повар или парикмахер, потому что любая профессия нужна.
- Вы подготовили замечательные рассказы про своих мам, давайте их послушаем.
Домашние рассказы детей о маме.
« Наши папы»
Фотографии пап.
Цель: Продолжать учить детей составлять небольшой связный рассказ про папу
Учить слушать рассказы товарищей, вызвать желание рассказывать про папу, испытывать чувство гордости.
Словарь: мужчина, сильный, защищает.
- Ребята в каждой семье есть самый сильный человек, опора, надежная защита. Как вы думаете, о ком я сейчас говорю?
- Конечно, это наши папы. Почему я сказала, что папы – это надежная защита?
- Верно, папы – сильные, умелые, они никогда не дадут в обиду ни вас, ни ваших мам.
- Ребята, расскажите, чем любят заниматься ваши папы?
- Чему интересному вы у них научились?
- Расскажите, как вы вместе играете.
- Вы подготовили замечательные рассказы про своих пап, давайте их послушаем.
Домашние рассказы детей о папе.
«Бабушки и дедушки»
Фотографии бабушек, дедушек.
Цель: Продолжать развивать монологическую речь, рассказывать о бабушке, дедушке.
Создать положительный эмоциональный фон, вызвать желание рассказать о своей семье. Воспитывать любовь к своей семье.
Словарь: бабушка, дедушка, добрая, седой (седая)
Дети сидят полукругом, воспитатель читает стихотворение:
У меня есть дедушка,
Как зима, седой,
У меня есть дедушка
С белой бородой.
Мне на все мой дедушка
Может дать ответ.
И не стар мой дедушка,
Хоть ему 100 лет!
- Кто хочет рассказать о своем дедушке?
- Как дедушка заботится о вас?
- Что умеют делать бабушка?
- Что вы любите делать вместе с бабушкой?
- Послушайте, какую я знаю поговорку: «Бабушке один только дедушка не внук». Почему так люди говорят?
- Действительно, бабушки самые добрые, ласковые, часто нас балуют, и всех – всех любят.
- Давайте похвалим свою бабушку: «Моя бабушка самая…!»
Дети произносят о бабушке ласковые слова.
- Вы подготовили замечательные рассказы о своих бабушках и дедушках, давайте их послушаем.
Домашние рассказы детей (3-4), записать. Остальные рассказы можно послушать в режимные моменты.
Старшая группа.
Моя семья»
Цель: Дать детям представление о том, что они живут в семье, где все любят друг друга, помогают, вместе трудятся, отдыхают.
Обратить внимание на то, что у каждого в семье свои обязанности.
Словарь: гостеприимные, трудолюбивые, вежливые
-Ребята, вы подготовили вместе с родителями дерево вашей семьи. Давайте, его рассмотрим. В корнях, на нижних ветках вы разместили бабушек и дедушек, чуть повыше – мамы и папы, а на самой верхушке дерева, на молодых тоненьких веточках – вы сами.
- Подумайте, почему именно так ваша семья «расположилась» на «семейном дереве».
- У бабушек и дедушек появились ваши мамы и папы, а потом, когда они выросли, познакомились друг с другом, полюбили друг друга, в их семьях появились вы.
- Посмотрите, какие у вас большие семьи, вы все похожи друг на друга, только кто – то больше на папу, а кто – то на маму. Сейчас мне бы хотелось послушать рассказы, которые вы подготовили.
Домашние рассказы детей о своей семье.
«Мои родственники»
Цель: Расширять представления детей о семье, учить ориентироваться в родственных отношениях.
Прививать любовь к родным и близким.
Учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные слова.
Словарь: родственники, родные
Организована выставка фотографий близких родственников детей.
- Ребята, вчера мы говорили о ваших семьях, а сегодня поговорим о близких родственниках.
- Как вы думаете, кого можно назвать близким родственником?
- Верно – это ваши братья и сестры, тети и дяди. Это те люди, которые тоже любят и заботятся о вас или требуют вашей заботы – маленькие братики и сестрички.
- Давайте поиграем в игру «Назови ласково». Вам надо придумать ласковое слово для ваших близких. Например, я свою дочку ласково могу назвать: доченька, дочурка.
- Бабушка – бабуля, бабулечка.
- Папа - папочка, папуля, папуленька.
- Сестра – сестренка, сестрица.
- Брат – братишка, братик.
- Тетя – тетушка.
- Дядя – дядюшка.
- Молодцы, какие ласковые и добрые слова вы подобрали своим близким.
- Я знаю, что вы подготовили очень интересные рассказы о своих близких.
Домашние рассказы детей.
«Моя мамочка»
Цель: Воспитывать у детей доброе, внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Учить составлять связные рассказы о маме, развивать монологическую речь.
Словарь: ласковая, добрая, оберегает
- Ребята, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете?
- Самое лучшее на свете – мама! Слова мама, мать – одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди любят и почитают своих матерей.
- Мать учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает.
- Давайте поиграем в игру «Ма-моч-ка!». Я буду задавать вопрос, а вы хором отвечайте: «Ма-моч-ка!».
- Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора?»
Кашу кто успел сварить?
Чашку в чаю кто налил?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто меня поцеловал?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
-Ребята, давайте поговорим о мамах. Давайте послушаем рассказы, которые вы подготовили.
Домашние рассказы детей.
«Кто на свете лучше всех»
Цель: Обратить внимание на чувство, которое испытывает мать.
Развивать чуткое, бережное отношение к мамам.
Словарь: материнская любовь, забота.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Было утром тихо в доме,
Я писала на ладони
Имя мамино.
Не в тетрадке, не в листке.
Не на стенке каменной,
Я писала на руке
Имя мамино.
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня.
- Что ты спрятала в ладони?-
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала:
Счастье я держала.
- Мама – это счастье, это солнышко, которое согревает всю нашу жизнь. О чувстве, которое к нам испытывает мама, говорят самые необыкновенные, самые изумительные слова на этой земле.
- Вспомните, как называется это чувство? (любовь)
- А какая она, материнская любовь?
- Материнская любовь особенная, волшебная, и нет в мире ничего сильнее ее.
Чтение детям сказки «Слезы матери» А. Каралийчева
- Какая сказка по настроению?
- Почему легко на сердце, несмотря на то, что сказка грустная?
- Что сделала любовь матери для маленькой ласточки? (согрела ее)
- Да, мамина любовь настолько сильна, что согревает нас на расстоянии. Путешествуя где – нибудь без мамы, мы знаем, что мама нас любит и ждет, и сразу от этих мыслей становится теплее на сердце.
«Наши любимые»
Цель: Дать детям представление об особенностях труда женщин (в обществе, дома)
Воспитывать уважительное отношение к девочкам, женщинам.
Воспитывать заботливое отношение к близким.
Словарь: трудолюбивые, бережное отношение, проявлять заботу.
- Как зовут твою маму? (Ф. И. О.) Дети по очереди называют своих мам.
- Где работает твоя мама?
- Любит ли твоя мама свою работу?
- Как вы думаете, устают ли мамы на работе?
- Важен ли ее труд?
Чтение стихотворения «Мамины руки» М. Родина
- У мам добрые руки! Что делают мамы дома?
- Что особенно любит делать твоя мама?
- Какую работу ты выполняешь вместе с мамой?
- Про кого можно сказать «настоящая хозяйка»?
- Настоящая женщина – хозяйка в доме, у нее везде порядок, она умеет его быстро наводить.
- Ребята, трудно ли нашим мамам?
- Детям надо как можно чаще радовать мам своим внимание, заботой, подарками, сделанными своими руками.
- Подумайте, как это можно сделать?
- Давайте нарисуем для мам красивые букеты.
Рисование «Цветы для мамы»
Цель: Продолжать учить детей правильно пользоваться кистью, красками, учить использовать в рисунке теплые тона.
Материал: тонированная бумага, акварельные краски, кист
Приложение № 2.
Пословицы и поговорки о дружбе
Мудрые изречения о ценности дружбы, о друзьях, приятелях, о верности и о том что, имея настоящего друга – это равносильно тому, что имеешь клад.
Дружба. Пословицы и поговорки о дружбе и друзьях
Без беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен.
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Был бы друг, будет и досуг.
Был я у друга, пил воду: слаще меду.
Вдруг не станешь друг.
Верному другу цены нет.
Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен.
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Всякий выбирает себе друга по своему нраву.
Говорить правду — потерять дружбу.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово.
Гусь свинье не товарищ.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
Для друга ничего не жаль.
Для дружбы нет расстояния.
Добрый конь не без седока, а честный человек не без друга.
Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
Друг в беде узнается.
Друг в нужде — истинный друг.
Друг верен, во всем измерен.
Друг горя имеет право быть другом могущества.
Друг денег дороже.
Друг до поры — тот же недруг.
Друг и брат великое дело: не скоро добудешь.
Друг лучше старый, а платье новое.
Друг научит, а недруг проучит.
Друг неиспытанный, что орех нерасколотый.
Друг обо друге, а Бог обо всех.
Друг он мой, а ум у него свой.
Друга иметь — себя не жалеть.
Друга ищи, а нашел, береги.
Друга на деньги не купишь.
Друга не теряй — взаймы не давай.
Друга потешить — себя надсадить.
Друга узнаешь в беде, а обжору в еде.
Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
Дружба дружбой, а в карман не лезь.
Дружба дружбой, а порядку не терять.
Дружба и братство дороже богатства.
Дружба как стекло: разобьешь — не сложишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Дружба от недружбы близко живет.
Дружба поддерживается ногами.
Дружбой дорожи, забывать ее не спеши.
Дружбу водить — так себя не щадить.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружбу храни паче всего.
Дружно не грузно, а врозь хоть брось.
Дружно не грузно, а один и у каши загинет.
Дружное стадо и волков не боится.
Дружные — водой не разольешь.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей у богатых, что мякины около зерна.
Друзья — до черного дня.
Друзья познаются в беде.
Друзья познаются в напасти да в ненастье.
Друзья прямые — братья родные.
Жаль друга, да не как себя.
Живешь не с тем, с кем родишься, а с тем, с кем сдружишься.
Жить в дружбе можно, когда она не ложна.
Золото познается огнем, а друг — золотом.
Изведан друг — куль соли вместе съели.
Изжил нужду, забыл и дружбу.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.
Ищи товарища лучше себя, а не хуже себя.
Ищущий друга без изъяна, останется без друга.
Какову дружбу заведешь, такову и жизнь проведешь.
Когда загорелся мой стог, я познакомился с моими друзьями.
Кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен.
Мы с тобою, что рыба с водою: ты — ко дну, я — на берег.
На Бога уповай, а от добрых людей не отставай.
На вкус и цвет товарищей нет.
На деньги друга не купить.
Не бойся умного врага, а бойся глупого друга.
Не изведан — друг, а изведан — два друга.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, коли друга нет.
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
Не тот силен, кто дюжит, а тот, кто дружит.
Не узнай друга в три дня, узнай в три года.
Неверный друг — опасный враг.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Нужда сдруживает.
Отец — наставник, брат — опора, а друг — и то, и другое.
Плохой друг, что тень: в солнечный день не отвяжется, в ненастный — не найдешь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Своих друзей наживай, а отцовых не теряй.
Скажи, кто твои друзья, и я скажу, кто ты.
Старый друг лучше новых двух.
Старый знакомый! Впервые видимся.
Сто друзей мало, один враг — много.
Такие друзья, что схватятся, так колом не разворотишь.
Царь и нищий всегда без друзей.
Приложение № 3
Банк
литературных произведений.
- «СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ – ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ, ГДЕ ВСЕ ЗАБОТЯТСЯ ДРУГ О ДРУГЕ»:
С.Я.Маршак «Счастливый день»
П. Мумин «У нас рабочая семья»
А. Митяев «За что люблю маму»
Д. Габе «Моя семья»
А. Кардашова «Уборка»
Е. Серова «Папа дома»
Э. Сеттон-Томпсон «Рваное ушко»
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ, ГДЕ ДЕТИ ПОМОГАЮТ РОДИТЕЛЯМ, ЗАБОТЯТСЯ О НИХ:
А, Усанова «Стирка»
А. Пожарова «Дома за работой»
В. Донникова «Выдумщики»
«Как Витя маму лечил»
Н. Артюхова «Трудный вечер»
С. Погореловский «Попробуй волшебником стать»
В. Осеева «Сыновья»
«Просто старушка»
Е. Пермяк «Чужая калитка»
- ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЗНАЧЕНИИ МИЛОСЕРДИЯ И ДОБРОДЕЛИЯ
(для того, кто их проявляет и для того, к кому они адресованы)
В. Короленко «Мороз»
Н. Лесков «Хвигура»
«Зверь»
В. Железников «Рыцарь»
В. Одоевский «Мороз Иванович»
Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»
Примерные беседы с детьми по содержанию произведений:
1. Вопросы к рассказу В.Донниковой «Как Витя маму лечил»
- Почему мама почувствовала себя лучше, ведь Витя ухаживал за ней не очень умело?
- Почему мама не сказала Вите, что ей не нравятся громко включенное радио, горький чай и подгоревшая каша?
Подвести детей к выводу: мама не хотела обидеть сына, ведь он так старался!
2. Вопросы к рассказу В.Железникова «Рыцарь»
- Почему шофер назвал Сашу рыцарем?
- Заслуживает ли Саша того, чтобы его называли благородным рыцарем?
- Трудно ли было Саше совершить этот поступок?
- Почему вы так думаете?
- Какое благо принес поступок Саши? (у бабушки стало хорошо на душе, шофер задумался над своим поведением и теперь, вряд ли будет грубить, Саша увидел, как это хорошо совершать благородные поступки)
3.Вопросы к рассказу Э.Сеттона-Томпсона «Рваное ушко»
- Почему крольчонок стал звать стал звать на помощь маму?
- Разве он не знал, что его мама не справится со змеей?
- Почему робкая крольчиха Молли Пушистый хвост вдруг стала такой храброй?
4. Вопросы к рассказу Б. Житкова «Храбрость»
- Почему мальчик не сказал девочке, что он тоже боится идти через кладбище?
- Как он подбадривал девочку?
- что помогло ему побороть страх?
5. Вопросы к рассказу Н. Гарина-Михайловского «Тема и жучка»
- Почему Тема не мог уснуть ночью?
- Страшно ли было мальчику?
- Почему он все – таки спустился в колодец?
- Что было самым трудным в спасении Жучки?
- Как мальчик подбадривал сам себя?
- Понравился ли вам поступок Темы?
6. Вопросы к рассказу А.Барто «Вовка – добрая душа»
- Какими были старшие братья у Тани и Вали?
- Почему Кате тоже захотелось иметь старшего брата?
- Кто помог Катиному горю?
- Почему Вовка так поступил?
- Можно ли поступок мальчика назвать рыцарским, благородным?
7. Вопросы к рассказу В.Осеевой «Просто старушка»
- Помогать нужно только знакомым или всем, кто нуждается в помощи?
- Как бы вы объяснили это девочке из рассказа?
- Как бы вы выразили одобрение мальчику?
Приложение №4
Картотека игр.
Цель: развитие навыков общения.
1. Игра – развлечение «Сладкая парочка».
Из белой бумаги вырезаются трафареты кошки и собаки так, чтобы у каждого была пара, а пары отличаются формой туловища, мордочек, хвостов, ушей и т. д. Дети разбиваются на пары. Им дают по одному трафарету. Проявляя внимание, наблюдательность и быстроту, дети ищут свою пару. Затем, получив по три разноцветных карандаша каждая пара старается аккуратнее, быстрее одинаково разукрасить свои трафареты. Побеждает пара детей, точнее разукрасившая свои трафареты.
2.«Сороконожка».
Выбирается «голова». Остальные дети приседают на корточки, берут друг друга за пояс и,
Следуя за «головой», стараются передвигаться всем «телом», обходя препятствия. Задача каждого – не выбиваться из общего ритма, не оторваться от частей тела.
3.Групповое строительство.
Группе детей даётся большая корзина с деревянными или пластиковыми блоками разного размера и цвета и предлагается что – нибудь совместно построить.
Дети должны использовать все блоки, они должны помогать друг другу.
Детей можно сфотографировать на фоне законченной постройки.
4.«Клубочек».
Цель: эмоциональное сближение детей.
Дети садятся в круг. Ведущий держит клубочек, нить обвита вокруг пальца, он задаёт интересующий его вопрос участнику игры («Как тебя зовут?», «Что ты любишь?» и т. д .), кидает клубок ребёнку, то ловит его, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задаёт свой вопрос следующему участнику. В конце клубочек возвращается ведущему.
Все видят нити, связывающие участников игры в целое, определяют, на что похожа ниточная фигура, многое узнают друг о друге.
Если ведущий вынужден помогать затрудняющемуся в ответе ребёнку, то он при этом берёт клубочек себе назад, подсказывает и опять кидает ребёнку. В результате можно увидеть детей, испытывающих затруднения в общении.
5.«Поварята».
Все встают в круг – это кастрюля. «Сейчас мы с вами будем готовить суп (салат, винегрет). Каждый придумывает, чем он будет
(мясо, картошка, морковка, лук и т. д.)». Ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Игра продолжается до тех пор, пока все «компоненты» не окажутся в круге.
6. Игра – обсуждение «Взаимоотношения».
Эта игра построена на обсуждении стихотворения
«Дом с колокольчиком» Л. Кузмина.
« Стоит небольшой старинный
Дом над зеленым бугром.
У входа висит колокольчик,
Украшенный серебром.
И если ты ласково, тихо
В него позвонишь, то поверь,
Что в доме проснётся старушка,
Седая – седая старушка,
И сразу откроет дверь.
Старушка приветливо скажет:
- Входи, не стесняйся, дружок.
На стол самовар поставит
В печи испечёт пирожок.
И будет с тобою вместе
Чаёк распивать дотемна.
И старую добрую сказку
Расскажет тебе она.
Но если, но если, но если
Ты в этот уютный дом
Начнёшь кулаком стучаться,
Поднимешь трезвон и гром,
То выйдет Баба – Яга,
И не слыхать тебе сказки,
И не видать пирога».
После прочтения с детьми обсуждается его и выясняется, что результат, зависит от поведения, от отношения к людям, от намерений, что от того, как ты относишься к другим, зависит то, как будут относиться к тебе.
Вопросы к детям:
- Почему во второй части стихотворения вышла к ребёнку из того же дома не добрая старушка, а баба Яга?
- Почему старушка поила ребёнка чаем с пирогами и читала добрую сказку?
Инсценировка стихотворения.
Цель: формирование доброжелательного отношения к сверстникам.
1.Общение без слов.
Основная цель – отказ от вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – общение без слов, исключает ссоры, споры, договоры. В каждую игру введён свой язык «условных сигналов» - физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.
Педагог показывает образы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание.
2. « Жизнь в лесу».
Воспитатель (садится на ковёр, рассаживая детей вокруг себя): «Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чём-нибудь, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что всё хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу любовь - ласково гладим по голове (показ). Готовы?
Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…»
Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.
3. «Добрые эльфы»
Воспитатель: «Когда-то давным-давно люди. Чтобы выжить работали днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они прилетали к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивали их. Люди засыпали. А утром, полные сил, брались за работу. Сейчас мы с вами превратимся в древних людей и эльфов».
Выбрать эльфов и людей и разыграть бессловесное действие.
4. «Муравьи».
Воспитатель: «Приходилось ли вам видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то строит домик, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и всё лето. А поздней осенью, кода наступают холода, муравьи собираются вместе, чтобы заснуть в своём тёплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни морозы, ни снег, ни метель. Муравейник просыпается с наступлением весны. Но прежде, чем начать трудится, муравьи устраивают огромный пир.
Давайте представим, как муравьи празднуют и покажем как они приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забывайте, что муравьи не умеют разговаривать».
Разыграть пантомимой и действиями рассказ, заканчивая его хороводом и танцами.
5. « Театр теней»
Воспитатель: «В яркий солнечный день за нами неотступно следует тень, в точности копируя, повторяя ваши движения? Мы гуляем, бегаем, прыгаем – она всё время с нами. Если вы идёте с кем–нибудь или играете, то ваша тень, как бы подружившись с тенью вашего спутника, в точности всё повторяет, но, не разговаривая, не издавая ни одного звука. Она всё делает бесшумно.
Давайте представим, что мы – наши тени».
Совместно с взрослым дети молча передвигаются по комнате, смотрят друг на друга, здороваются за руку. Затем по его примеру из воображаемых кубиков строят башню.
6.«Ожившие игрушки».
Воспитатель: «Вы, наверное, знаете о том, что игрушки оживают ночью. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомится с остальными игрушками. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал».
По окончании игры дети по просьбе взрослого рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, педагог предлагает еще раз, пройдясь по комнате, показать свою игрушку.
Цель: развивать внимание к сверстникам, формировать способность видеть сверстника.
Для успешного выполнения игрового задания требуется пристальное внимание к партнёру.
1. «Общий круг»
Дети сидят в кругу на ковре.
Воспитатель: «Давайте поздороваемся друг с другом глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно так же каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей».
2. «Переходы»
Играющие рассаживаются на стульях, образуя полукруг.
Воспитатель предлагает сначала внимательно посмотреть друг на друга, особое внимание, обратив на цвет волос партнёров. Затем поменяться местами так, чтобы крайним справа оказался тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним – у кого потемнее и т. д.
Основное условие – никаких шумных обсуждений.
По ходу игры педагог помогает детям – подходит ко всем, объясняет, рассаживает, поглаживает по голове.
3. «Найди пару».
Дети подыскивают себе пару по цвету глаз. Если задание вызовет у кого – то затруднение, он может обратиться за помощью к педагогу, может подойти с партнёром к зеркалу и сравнить цвет глаз.
Задача состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.
Дальнейший ход игры: по предложению воспитателя дети решают, что они будут делать вдвоём – играть, рисовать и т. д.
4. «Зеркало».
Воспитатель: «У каждого дома есть зеркало. Представим, что все зеркала исчезли. Как же тогда узнать, как выглядишь? Давайте встанем парами друг против друга. Один будет исполнять роль зеркала, т. е. повторять все действия товарища, причём повторять точно. Ведь неточных зеркал не бывает. Другой – представлять, как он приводит себя в порядок утром, умывается, делает зарядку, собирается в детский сад».
Сначала воспитатель исполняет роль зеркала, затем дети играют самостоятельно, но педагог продолжает следить за ходом игры, помогая тем, кто испытывает затруднение. После того как дети поймут игровую задачу, каждая пара получает возможность выступить перед остальными.
5. «Тень».
Играющие составляют пары. Один исполняет роль тени, в точности копируя то, что изображает партнёр: собирает ягоды, грибы, ловит бабочек…
Если играющие испытывают затруднение, по просьбе взрослого кто – то из детей наглядно изображает пример. По ходу играющие меняются ролями.
6. «Радио».
Играющие садятся, образуя круг. Воспитатель садится к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. (Подробно описывает чей – то портрет: цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды). Её просят подойти к диктору. Задача играющих – определить, о ком идёт речь, и назвать имя разыскиваемого. Роль диктора может исполнить каждый желающий.
7. «Кто сказал?»
Ведущий, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Играющие меняются ролями, если ведущий узнает его.
8. «Бабушка Маланья».
Дети вместе с взрослым образуют круг, в середине которого один из играющих изображает бабушку Маланью. (На бабушке платочек и фартучек). Запевается смешная песенка, оживляемая выразительными действиями.
У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей (дети двигаются по кругу)
Все без бровей (останавливаются, закрывают руками брови)
Вот с такими ушами, (делают большими уши)
Вот с такими носами, (показывают длинный нос)
С такой головой, (показывают огромную голову)
С такой бородой. (показывают длинную бороду)
Ничего не ели,
Целый день сидели (присаживаются на корточки)
На неё глядели,
Делали вот так… (повторяют за ведущим любое
смешное движение).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
2. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: АРГО 2007. - 191 с.
3. Дворкина, Н.И. Половозрастные особенности динамики физической подготовленности и психических процессов детей 3-6 лет // Теоретико-методологические основы физического образования / Под общ. ред. доц. В.А.Вострикова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. - 480 с.
4. Детские подвижные игры / Сост. В. Гришков. - Новосибирск: Кн. изд-во, 2002. - 96 с.
5. Друшанова А. Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы: О коммуникативном развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 6,7,8,11. - 1999. - №2.
6. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10. С.26-35.
7. Игра дошкольника / Сост. Е. В. Зворыгина. - М.: Просвещение 1999. - 286 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры поведения у дошкольников
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...
методическая разработка "Культура поведение детей"
Дошкольное детство - короткий, но очень важный период становления личности. В дошкольные годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное ...
Воспитание культуры поведения у дошкольников на основе обучения правилам современного речевого поведения.
Доклад для воспитателей по воспитанию культуры поведения старших дошкольников....
Методическая разработка по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...
Методическая разработка по теме «Воспитание культуры поведения у дошкольников»
Этикет – важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве. Научить...
Методические рекомендации "Этапы работы воспитателя по формированию культуры поведения у дошкольников"
В материале даты рекомендации по учету возрастных особенностей детей при организации воспитания культуры поведения....
Методическая разработка по воспитанию культуры поведения у дошкольников для воспитателей.
Сегодня одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них - вечные нравственные нормы: доброта, любовь...