Методическая разработка "Формирование культуры здорового питания детей в ДОУ средствами проектной деятельности"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Семенова Наталья Александровна

Сложная экологическая обстановка, социально-экономические условия, общее нарушение генофонда не могут не сказаться на состояние здоровье взрослых и детей. Рост детей с аллергопатологией - это призма, через которую видна вся глобальность экологической проблемы. Здоровье наших воспитанников напрямую зависит от того, чем дышат, что носят, а главное - что едят наши дети. Поэтому, именно в дошкольном возрасте необходимо создавать систему оздоровления детей, направленную на профилактику здолровья, а так же пропаганду здорового образа жизни. Одним из эффективных методов работы в данном направлении с детьми дошкольного возраста, является метод проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka1.docx114.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
                             В.А. Сухомлинский

Введение

Ярославль является одним из крупных промышленных городов России, и все проблемы больших городов проявляются здесь наиболее ярко. Сложная экологическая обстановка в городе, социально-экономические условия, общее ухудшение генофонда не могут не сказаться на состоянии здоровья взрослого и детского населения. По данным научного Центра РАМН около 85% детей имеют отклонения в состоянии здоровья от легкой степени выраженности до тяжелой патологии. В массовых дошкольных учреждениях дети с первой группой здоровья составляют не более 18%. В нашем дошкольном учреждении таких детей вообще нет, со второй группой здоровья – 13,7%, с третьей – 86,2%, с четвертой – 0,8%.

Поэтому, именно в дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать систему оздоровления детей, разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие программы, методики и технологии, направленные, прежде всего, на профилактику заболеваний детей, а также на пропаганду здорового образа жизни среди родителей и воспитанников ДОУ.

Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении является метод проектной деятельности, который представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Проектирование обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника (расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные, необходимые социальные навыки, игровая деятельность становится более разнообразной, сложно структурированной).

Учитывая специфику нашего детского сада – детский сад присмотра и оздоровления, выбор темы  «Формирование культуры здорового питания детей в дошкольном учреждении средствами проектной деятельности», не случайный. Рост детей с аллергопатологией – это призма, через которую видна вся глобальность экологической проблемы. Здоровье наших воспитанников напрямую зависит от того, чем дышат, что носят, а главное – что едят наши дети.  

Цель работы: формирование представлений у детей о правильном сбалансированном  питании. 

Целевая аудитория: дети 3-7 лет.                                                        

Задачи:

  • Проанализировать специальную литературу по данной проблеме;

  • Представить систему работы по формированию представлений детей о культуре здорового питания в разных возрастных группах;
  • Подтвердить эффективность метода проектной деятельности на формирование культуры здорового питания детей в ДОУ
  • Проанализировать результаты проведенной работы.

Глава I.

1.1. Теоретические основы культуры здорового питания у детей возраста 3-7 лет.

Человек приходит в этот мир не только для своего комфортного существования и личного счастья. Его ум, умения, опыт, вся его жизнь необходимы его детям, обществу, будущим поколениям.

Достойным существование человека на земле помогает сделать здоровье, духовное и физическое, которое является главным достоянием человека, делом не только личным, но и общественным. Нельзя рассматривать здоровье как отсутствие физических дефектов у человека или болезней. Устав Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) трактует понятие «здоровье» как «состояние полного социального и духовного благополучия, а не только отсутствие болезней или недугов».  

Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды.

  Содержание образовательной области "Здоровье" по ФГТ,  направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» по определению Ю.П. Лисицына «Аналитическая деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Представители философско-социологического направления рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

Здоровое питание  — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. Соблюдение правил здорового питания в сочетании с регулярными физическими упражнениями сокращает риск хронических заболеваний и расстройств.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах «Как воспитать здорового ребенка» В.Г.Алямовской, «Мой мир» С.А.Козловой, оздоровительных технологий Ю.Ф.Змановского «Здоровый дошкольник», М.Д. Маханевой «Воспитание здорового ребенка», М.М.Безруких «Разговор о правильном питании», А.И. Пальцева «О питании и здоровье», Л.В. Погожевой «Стратегия здорового питания».

Но, несмотря на то, что проблему исследовали известные педагоги,  нам показалось, что в практику не всегда и не везде внедряются предложенные ими методы и приемы. Причиной является их широкий взгляд на проблему, направленность либо на младших школьников, либо на подростков. Поэтому проблема поиска эффективных методов работы с детьми по формированию культуры здорового питания, методов работы ДОУ с родителями по формированию здорового образа жизни дошкольников  остаётся актуальной, своевременной и достаточно сложной.

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в  правильном питании, занятиях спортом.

Таким образом,  необходимо, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей ответственное отношение к собственному здоровью, осознанную потребность в  правильном питании, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

1.2. Проектная деятельность, как наиболее эффективный метод формирования культуры здорового питания у детей.

         В контексте новой личностно-ориентированной парадигмы главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры, истории.

        В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. На этапе становления новых типов ДОУ, демократизации и гумманизации их жизнедеятельности, актуальным становится проектирование видов детской деятельности, как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса [3 с 6]

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

  • Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
  • Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
  • В-третьих, проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного.

Тематика и содержание игровых проектов для детей старшего дошкольного возраста может быть очень разнообразной и зависит от степени развития игровой деятельности самих дошкольников.

Важно, чтобы у детей создавались интерес и увлечение, основные виды детской деятельности концентрировались на живом и жизненном материале.

Учитывая специфику наших детей, выбор проектной деятельности, как наиболее эффективного метода, не случаен, ведь проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла.

Глава II.

 Опыт работы по формированию культуры здорового питания у детей 3-7 лет.

Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с хроническими заболеваниями и состоящие на диспансерном учете. Прежде чем начать с ними работу, мы изучаем диагнозы детей, их индивидуальные и психические особенности. Невозможно добиться положительных результатов, без создания системы работы  для сохранности здоровья  наших детей и сформированности культуры здорового питания. Система работы включает в себя следующие компоненты.

1. Диагностика, является обязательным компонентом, так как она помогает выявить уровень развития детей. В своей педагогической деятельности я использую педагогические наблюдения, на основе которых планируется дальнейшая индивидуальная работа с детьми, выбираются методики и технологии обучения и развития детей.

2. Организация предметно-развивающей среды. Психология ребенка такова, что все должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, поэтому при организации развивающего пространства учитываются индивидуальные особенности детей, возраст, требования программы. Среда должна работать на развитие самостоятельности самодеятельности ребенка. Одной из основных задач организации среды является формирование мотивации к познанию нового. Для детей в группах организованы «Центры науки», полочка «умных книг», «витаминный огород».

3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в области «Физическое развитие». В представленной системе я использую методики разных авторов:

  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников;
  • Шукшина С.Е. Я и мое тело. Программа занятий, упражнения, дидактические игры;
  • Тематический словарь в картинках. Я и мое тело;
  • Иванова А.И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек;
  • Гуменюк Е.И., Слисенко Н.А. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
  • Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников

4. Взаимодействие с семьей. Мне очень важно, чтобы родители активно занимались воспитанием своих детей, неформально относились к воспитательному процессу и гордились достижениями своих детей, для этого я использую разнообразные формы работы (информирование, анкетирование, родительские собрания, совместную деятельность по организации среды и выставок, открытые просмотры занятий). Все это помогает установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.  Остановимся более подробно на каждом компоненте.

2.1.  Психолого-педагогическая характеристика детей с ослабленным здоровьем.

        Практически все дети нашего детского сада имеют хронические заболевания и состоят на диспансерном учете. Для них характерны:

-соматическая ослабленность (проявляется, как общая вялость, пониженный фон настроения, снижение аппетита, нарушение сна);

- вторичные нарушения психического, в том числе речевого развития;

- поведенческие расстройства (заниженная самооценка, неумение постоять за себя, высокий уровень невротизации личности);

- низкая умственная работоспособность, нарушение эмоционально-волевой сферы (проявляющиеся в виде повышенной эмоциональной возбудимости, повышенной чувствительности к обычным раздражителям окружающей среды, склонности к колебаниям настроения; повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с радостным, приподнятым настроением, но и может сопровождаться страхами, реакциями протеста по отношению к взрослым).

        Проблемы со здоровьем накладывают отпечаток на качество внимания детей (концентрация внимания низкая, из-за частой аллергии, вызывающей зуд, недомогания). Устойчивость внимания зависит от характера деятельности. Поэтому, именно в нашем дошкольном образовательном учреждении необходимо создавать систему оздоровления детей, разрабатывать и внедрять здоровьесберегающие программы, методики и технологии, направленные, прежде всего, на профилактику заболеваний детей, а также на пропаганду здорового образа жизни среди родителей и воспитанников ДОУ.

Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста в данном направлении является метод проектной деятельности, который представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Проектирование обладает целым рядом характеристик, оказывающих положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника (расширяются знания детей об окружающем мире, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные, необходимые социальные навыки, игровая деятельность становится более разнообразной, сложно структурированной). (Приложения 1, 4)

2.2. Организация предметно-развивающей среды

Особенности организации предметно-развивающей среды.

Формирование у дошкольников здорового образа жизни требует создания в  образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды.    Поэтому большое внимание уделяется созданию условий для воспитания здорового ребенка.

2.2.1. Центры «Науки» - созданы в каждой возрастной группе. В нем собран разнообразный дидактический и иллюстративный материал по данной теме. Дети проводят опыты и эксперименты, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Главная цель этого центра, создание условий для удовлетворения познавательных интересов детей. В младшем и среднем возрасте набор дидактических игр невелик, это обусловлено тем, что детей трех - четырех лет увлекает сам процесс, эмоциональность игры, что позволяет варьировать одну игру.

Дидактическая игра «Узнай и назови овощи», может преобразовываться в игру «Помоги Маше сделать салат»

Цель: научить детей узнавать овощи и называть их.

Дидактическая игра « Вредная и полезная еда»

Цель:  формировать у детей представления о полезных и вредных продуктах. Уметь различать их.

Дидактическая игра « Чудесный мешочек»

Цель: научить детей узнавать овощи  по характеристике.

Дидактическая игра « Разрезные картинки»

Цель:  закрепление знаний об овощах и фруктах. (см. Приложение 5)

        В старшем и подготовительном возрасте детям важен результат, они стремятся производить действия более точно, поэтому и содержание дидактической игры усложняется. Расширяется и количество дидактических игр.

Дидактическая игра « Угадай по запаху»

Цель: учить детей узнавать овощи и фрукты по запаху.

Дидактическая игра « Поваренок»

Цель:  выявлять знания детей о продуктах, которые взрослые используют для приготовления пищи.

Дидактическая игра «Меню для сказочных героев»

Цель:  закреплять знания и представления о полезных продуктах, их оздоровительном влиянии на организм.

Дидактическая игра «Аскорбинка и ее друзья»

Цель: конкретизировать знания детей об основных витаминах и продуктах, в которых они содержатся.

Дидактическая игра «Магазин полезных продуктов»

Цель: формировать у детей представление о важности правильного питания, как составной части здоровья.

И многие другие игры: «Что вредно для зубов», «Составь пищеварительную систему», «Паровоз здоровья», «Правила питания», «Здоровое лото», «Магазин полезных продуктов», «Созрело - не созрело», «Полезная и вредная еда», «Путешествие кусочка хлеба», «Подбери предметы».

Так же в «Лаборатории» старшей и подготовительной группы имеется различное оборудование и приборы для проведения опытов и экспериментов:

  1. Микроскоп, лупы, фильтр для очистки воды, зеркала, различные весы, песочные часы, щетки, губки, пипетки, пищевые красители, мыло, крахмал.
  2. Ёмкости, стаканчики, колбы разной формы, пробирки, воронки.
  3. Макет тела человека, картотека дидактических игр.

Дети проводят опыты и эксперименты и исследуют состав веществ, продуктов питания, знакомятся с влиянием кислоты на эмаль зубов, учатся определять, есть ли у воды вкус.

Опыт: «Волшебная капуста»

Цель: обнаружить кислоту и щелочь в продуктах на кухне.

Опыт: «Есть ли красители»

Цель: помочь закрепить знания о содержании красящихся веществ в лимонаде, конфетах-дражже.

Опыт «Живые дрожжи».

Цель: познакомить детей с полезными  микробами, содержащимися в дрожжах.

Опыт: « Разыскивается крахмал»

Цель: определить содержание крахмала в продуктах питания

В картотеке опытов и экспериментов содержится большое количество интересных и увлекательных опытов, которые помогают детям понять значение пищи для организма: «Послушное яйцо», «Волшебный лимон», «Пластиковое молоко», «Невидимая краска», «Зачем так много», «Невидимая краска», «Почему неспелые яблоки кислые?» и др.  (Приложение 11.)

2.2.2. «Витаминный огород»

В каждой возрастной группе, дети выращивают лук, петрушку, кресс-салат – растения содержащие   множество витаминов и микроэлементов. Они знают, что употребление зеленого лука в пищу  помогает предотвратить многие заболевания дыхательных путей (если у ребенка нет противопоказаний),

кресс-салат содержит огромное количество   жизненно важных минеральных солей как калий, кальций, железо, медь и магний, наряду с витаминами K, E, C, B, D и A.

петрушка богата витаминами В1, В2, а также солями калия, магния, железа, ферментные вещества.

2.2.3. «Полочка умных книг»

В каждой группе, соответственно возрасту есть детская художественная и энциклопедическая литература, а так же иллюстративный материал, содержание которого способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни, правильному питанию. Дети обращаются к книжному уголку не только в свободной деятельности, даже в процессе проведения занятий, в минутках вхождения в день, я обращаю их внимание на «Полочку умных книг», для того, чтобы они знали, что книга – источник информации, и при помощи книг можно узнать и получить новые знания. Мной собраны такие книги: Энциклопедия для дошкольников, Почемучка, «Азбука здоровья», серия книг «Тело человека»;

Сказки: «Муха - грязнуха»,  «Робин Бобин Барабек», загадки и пословицы о здоровье, овощах и фруктах, продуктах питания. (см. Приложение 5)  

2.2.4. Содержание сюжетно-ролевых игр.        

         Для формирования у детей знаний по данному вопросу используем следующие сюжетно-ролевые игры:

  • В младшем возрасте «Больница», которая формирует не только

основы здорового питания, но и учит детей сопереживанию заболевшим героям.

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Одна из любимых детских игр, приготовление еды куклам, кормление их. Однако малышам еще недостаточно жизненных впечатлений, поэтому педагог направляет игровые действия: приготовим витаминный чай для зайки, он не завязал шарфик и заболел; сварим овощной суп для куклы Маши, при этом дети не только наблюдают за действиями педагога, но и дают советы, что делать дальше, угощают супом друг друга, воспитателя. Необходимо развивать и культуру здорового питания, учить правильно кушать, мыть руки перед едой и после туалета, закреплять навыки не только в режимных моментах, но и в игре.

  • В среднем возрасте  сюжетно-ролевая игра «Почта» формирует у

детей представление о том, каким образом мы можем быстро доставить информацию, знакомятся с профессией почтальон, о том, как письмо или открытка доставляются адресату, например - сказочный герой заболел, и не может к нам прийти, а нам очень нужно ему помочь;

 «Семья» - дети с удовольствие готовят здоровый завтрак, не забывают мыть продукты. Возят своих «дочек» в больницу и во время укладывают их спать. С огромным удовольствие играют в «Больницу», когда больным становится педагог.

  • В старшем и подготовительном возрасте сюжетно-ролевые игры  

отражают взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности. Например, играя «Больницу», формируются знания об узких специалистах, игра наполняется интересным содержанием, дети разыгрывают сюжет «На приеме у гастроэнтеролога», «Визит к диетологу».  Появляется игра «Кафе», где готовят не только вкусную, но и  полезную пищу. Расширяя сюжет игры «Семья»,  дети становятся родителями, которые заботятся вырастить своих детей здоровыми, они готовят полезную пищу, занимаются со своими детьми физкультурой, во время укладывают спать. (см. Приложение 9).

         

  1. 2.3. Организация работы с родителями  по формированию культуры здорового питания.

Одним из важнейших условий развития личности ребенка, достижения им социальной зрелости является совместная согласованная работа окружающих его взрослых: родителей и воспитателей. Для того чтобы эта совместная работа была плодотворной и реально способствовала социальному развитию ребенка, необходима специальная организация взаимодействия работников дошкольных учреждений и семей воспитанников.  

Одной из главных задач в моей системе работы – вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс. Ее я решаю через разнообразные средства работы: информирование, тематические выставки, открытые просмотры и праздники, совместная организация развивающей среды, родительские собрания, анкетирование, совместная деятельность родителей и детей дома.

Наша деятельность с родителями по формированию культуры здорового питания   началась с анкетирование родителей,  из которого мы хотели узнать, что знают наши родители о здоровом питании, о влиянии полезных продуктов на здоровье ребенка, о режиме дня ребенка в семье. (Приложение 8).

Вот некоторые интересные ответы на вопрос «Что такое, по вашему мнению, здоровое питание?»:

«…это употребление овощей, фруктов и продуктов, помогающих ребенку вырасти здоровым»;

«…пища, необходимая для физического развития ребенка, содержащая витамины и минералы».

         Для обучения родителей, педагогического просвещения необходимо систематически проводить родительские собрания используя современные формы работы.

        Первое собрание мы проводили в форме беседы (метод «разговорное кафе»), на котором рассказывали о значении употребления полезных продуктов, особенностях развитиях организма детей, о профилактике и укреплении здоровья.

        На второй встрече в форме круглого стола (обсуждали выбор темы проекта «Вкусные и полезные продукты», младший, средний возраст, «Удивительные превращения пищи внутри нас» старший подготовительный возраст, ее актуальности для конкретной группы детей).

        Эффективным средством работы в данном направлении являются стенды наглядной информации, например, «Копилка мудрых советов», в котором собраны советы для родителей на следующие темы:

«Как научить ребенка правильно мыть руки»;

«Полезная еда для малыша»;

«Вечер в семье» (проведение опытов в домашних условиях);

Для того чтобы родителям интереснее и легче было заниматься с ребенком дома, была создана «Картотека для родителей», в которой имеются опыты и игры (Приложение 10)

        Создание картотеки заняло немного времени, но результат оказался значимым и заметным, родители стали более активными, больше времени стали уделять детям, стали сами предлагать мероприятия, в которых бы хотели принять участие.

Одним из таких стало спортивное развлечение «Как мы спасли Витаминку». (см. Приложение 6). К моменту проведения семейно-спортивного  развлечения родители были уже увлечены формированием здорового образа жизни своего ребенка и поддержкой его стремления к укреплению собственного здоровья. Поэтому на радость детям и педагогам ДОУ проблем с их участием в данном мероприятии не возникло. Мероприятие прошло весело и задорно, послужив укреплению позитивных отношений между детьми и родителями. Вот некоторые отзывы родителей:

«… идея проведения такого познавательного, веселого занятия оригинальна. Приятно знать, что если сам что-то не донес до ребенка, ему это объяснят в детском саду»;

«… удивительный праздник, направленный на формирование бережного отношения к своему здоровью с ранних лет»;

«… праздник прошел весело и дружно, а главное очень познавательно для детей и даже для родителей»

Дни открытых дверей.

Родители знакомились с оздоровительными ресурсами ДОУ и оздоровительными мероприятиями, в которых ежедневно принимают участие их дети, с соблюдением режимных моментов в детском саду и особенностями сбалансированного питания детей в ДОУ. Родители воочию и на собственном опыте узнавали особенности среды, которая организована сотрудниками ДОУ и педагогами группы для их детей. Получили возможность сравнить среду  жизни своего ребенка в ДОУ и в семье. Некоторые взяли на заметку важные для себя моменты жизни детей в ДОУ с тем, чтобы реализовать их у себя дома. А разница, которую замечали родители (иногда с помощью педагога) между тем, с какой легкостью их ребенок выполняет оздоровительные, гигиенические процедуры, обедает и с каким порой нежеланием он выполняет подобные требования дома, рождали вопросы к специалистам. В итоге возникала потребность родителей в получении консультаций по вопросам, связанным с формированием навыков ЗОЖ своего ребенка.

Открытые просмотры занятий для родителей

Цель: показать, как организуется деятельность с детьми по формированию культуры здорового питания в непосредственной образовательной деятельности, в режимных моментах, что знают и умеют дети. Занятия проводятся в каждом квартале. Например, занятие в средней группе  «Посылка Хрюше».

Цель: Проверить уровень сформированности у детей знаний о вредных и полезных продуктах. (Приложение 2).

Совместная деятельность родителей и детей дома

Родители являются помощниками детей при выполнении домашних заданий, конкурсах, проводимых в группе и детском саду. Совместно с родителями были оформлены выставки поделок из овощей и фруктов: «Загадки с грядки», «Что нам осень подарила?», выставка рисунков и создание газет здоровья в каждой возрастной группе, создание «Кулинарной книги» - готовим вместе с мамой. (Приложение 7)

Родители являются первыми помощниками в создании окружающего пространства. Помогают в пополнении игровых центров «Магазин», «Больница» собирая дома интересные предметы.

         Анализируя систему работы, можно отметить, что родители начали проявлять больший интерес к проблеме формирования здорового  питания своих детей. Их стали интересовать проблемы физического воспитания, профилактики заболеваний, оздоровления ребенка, его психофизиологического развития, вопросы приобщения детей к культурным ценностям.  

Родители стали вести активный образ жизни, подавая пример детям, стали соблюдать режим дня в ДОУ - приводить детей в определенное время до 8.00, благодаря чему 96% детей посещают утреннюю гимнастику. В выходные дни поддерживают режим дня ДОУ и сбалансированное питание детей. Родители с детьми стали чаще посещать парки, выезжать за город, вести активный образ жизни - кататься на коньках, лыжах, плавать в бассейне, играть в футбол, теннис и т.д.

         Родители стали активно посещать родительские собрания и совместные мероприятия родителей и детей в детском саду. На сегодняшний день ряд тем родительских собраний продиктован уже запросами родителей.  

 Сегодня уже порядка 80% родителей вовлечены в жизнь группы и детского сада. Они принимают активное участие в проектной деятельности своих детей, помогают ребятам и педагогам в подготовке к праздникам, открытым просмотрам (шьют костюмы, готовят атрибуты, находят необходимую информацию, помогают в оснащении предметно-развивающей среды группы, участвуют в конкурсах и выставках). В итоге все больше родителей получает индивидуальные благодарственные письма и награды, вызывая заметную радость и гордость в глазах своих детей.

Повысился не только формальный уровень посещения родителями мероприятий, проводимых в традиционной форме (родительских собраний, педагогических бесед и т.д.), но и заметно возросла их готовность к применению полученных знаний. В частности к выполнению требований педагога, способствующих оздоровлению детей и поддержанию режимных моментов ДОУ.

Считаю, что такое конструктивное сотрудничество с родителями, вовлечение их в воспитательно-образовательный процесс - имеет важное значение в системе работы по формированию культуры здорового питания. Родители стали более активными участниками жизни группы и ДОУ. Они действительно стали единомышленниками и партнерами в деле формирования и развития здорового образа жизни детей.

 

2.4. Организация непосредственно образовательной деятельности в учебном году.

Лексическая тема по формированию здорового образа жизни и культуры здорового питания в соответствии с программой детского сада «От рождения до школы»  и комплексно-тематическому планированию рассматривается три раза в год в блоке «Познай себя и помоги себе сам».

       Возраст

месяц

II младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Октябрь

Части тела человека

Вот я какой!

Микробы. Кожа – живая одежда.

Разные, но одинаковые. Сердце. Мозг.

Декабрь

Вкусные и полезные продукты

Роль витаминов. Полезная и вредная пища.

Путешествие пищи внутри нас

Путешествие воздушных человечков.

Март

Органы чувств (глаза, рот, нос, уши)

Я здоровье берегу, сам себе я помогу!

Глаза – орган зрения. Нос – орган обоняния.

Уши – орган слуха, а зачем человеку язык?

Здоровый образ жизни в большом городе. Скелет и мышцы.

Начиная с младшего возраста, дети знакомятся с культурой здорового питания, изучают части тела и уход за ними. Темы последовательны и опираются на ранее полученный опыт и знания детей. Формирование у детей основ здорового питания проходит через интеграцию всех образовательных областей и ориентированы на разностороннее развитие детей с учетом возрастных  и индивидуальных особенностей.  В ходе реализации лексических тем по формированию культуры здорового питания решаются следующие воспитательно-образовательные задачи:

II младшая группа

Задачи:

  • Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека. Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Объяснить детям, что с детства нужно заботиться о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем
  • Закрепить знания об овощах и фруктах, об их значении в питании. Познакомить детей с понятием витамины. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры.
  • Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Средняя группа

Задачи:

  • Познакомить детей с тем, как устроено тело человека, чем отличаются  друг от друга мальчики и девочки (пол, рост, возраст, цвет волос, глаз и т.п.)
  • Рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека. Объяснить, как витамины влияют на организм человека.  
  • Научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред; способствовать становлению интереса детей к правилам здоровьесберегающего поведения.
  • Дать представления, что детский врач, правильно называется педиатр.

Рассказать об инструментах, которыми пользуется врач.

Старшая группа

Задачи:

  • Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).
  • Ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
  • Помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания — еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
  • Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека, рассказать о продуктах, где содержаться витамины.
  • Дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде). Применение по назначению врача, чужих лекарств не брать.
  • Познакомить с профессиями гастроэнтеролога, диетолога.

Подготовительная группа

Задачи:

  • Дать представления о значении сердца и мозга для развития здорового организма, познакомить со строением.
  • Познакомить с профессиями кардиолог, рентгенолог, хирург.
  • Дать представление о значении дыхания в жизни человека, о влиянии кислорода на организм. Показать значимость прогулок и занятий спортом на свежем воздухе.
  • Познакомить со строением скелета человека, о влиянии продуктов, содержащих кальций на крепость костей и зубов.
  • Закрепить понятия о мышцах человека, влияния физических упражнений на развитие мышц.

Интересным, считаю и проведение занятий «Посылка Хрюше», «Письмо Пончику, или как сохранить здоровье» (Приложения 2, 3) в технологии деятельностного метода «Ситуация», ориентированных на решение целей ФГОС.  На таких занятиях дети сталкиваются с ситуациями затруднения и сами преодолевают их. Это способствует формированию такого важного качества, как стрессоустойчивость. Наряду с заданиями, которые дети могут выполнить самостоятельно, им предлагаются задания, требующие от детей смекалки, наблюдательности. На каждом занятии детей настроены на успех, а решение таких, казалось бы, сложных заданий, формирует у них желание и умение преодолевать трудности. Дети при этом осваивают необходимый «минимум», но не тормозят развитие более способных детей.

    Учебное содержание не может быть ориентировано на «среднего» ребёнка, а должно быть интересным всем детям, с разными способностями, особенностями, увлечениями, уровнем развития. Принцип минимакса обеспечивает возможность разноуровнего обучения детей, продвижение  каждого ребенка своим темпом.

         Таким образом, при проведении непосредственной образовательной деятельности по формированию культуры здорового питания я использую разнообразные методы и приемы, у детей формируются не только знания о своем организме и правильном питании, но и обогащается словарный запас, развивается связная речь, чувственное восприятие, мыслительные операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация).

        Все это помогает организовать деятельность, когда дети сами думают, ищут ответы на вопросы, высказывают свои суждения. Опора на мотивы успешности позволяет ребенку ощущать свое продвижение вперед.

2.5. Оценка результативности работы.

Представленная система работы по формирование культуры здорового питания позволяет обеспечить следующие результаты работы.

 Мониторинг культуры здорового питания является составной частью общего мониторинг результатов освоения программы "От рождения до школы" авторы: Веракса Николай Евгеньевич, Веракса Александр Николаевич, который проводится в детском саду и входит в образовательную область «Здоровье». Сформированность культуры здорового питания отслеживаем на основании следующих показателей:  сформированность представлений о строении тела и его функциональном значении, уход за своим телом, представлением о полезной и вредной пище, о роли двигательной активности на свежем воздухе. 

Выделено пять уровней овладения необходимыми навыками и умениями в образовательной области    

Оценка уровня развития:

1 балл – требует внимание специалиста;

2 балла – требуется корректирующая работа педагога;

3 балла – средний уровень развития;

4 балла – уровень развития выше среднего;

5 баллов – высокий уровень развития

 

3-4 года

Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Владеет простейшими навыками поведения во время еды, умывания.

Знает полезные продукты

4-5 лет

Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости моет руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).

Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.

Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, полощет рот после еды).

Знает полезные и вредные продукты.

 5-6 лет

Умеет быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдает порядок в своем шкафу.

Сформированы навыки опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых).

Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно  моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает и нос платком

Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное и здоровое питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

6-7 лет

Усвоил основные культурно-гигиенические навыки (быстро и правильно умывается, насухо вытирается, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистит зубы, полощет рот после еды, моет ноги перед сном, правильно пользуется носовым платком и расческой, следит за своим внешним видом, быстро раздевается и одевается, вешает одежду в определенном порядке, следит за чистотой одежды и обуви).

Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о роли витаминов, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на организм), об особенностях строения и функциях организма человека. На примере старшей группы рассмотрим результаты развития воспитанников.

 

Показатели

развития детей

Возрастная группа

(старшая)

17чел

Возрастная группа

(старшая)

17чел

сентябрь

май

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Высокий

Выше среднего

Средний

Ниже среднего

Низкий

Строение тела

1

2

9

3

2

3

4

7

2

1

Культурно-гигиенические навыки

1

2

8

3

3

 5

 5

7

-

-

ЗОЖ: культура питания

--

2

10

3

2

2

3

9

2

-

Начало года

Конец года

Из мониторинга видно, что наблюдается положительная стабильная динамика в  формировании у детей культуры здорового питания детей. Дети стали более осознанно относится к полезной еде, объясняют родителям о содержании в некоторых продуктах красителей, которые плохо влияют на организм, стали активнее и с желанием заниматься утренней и корригирующей гимнастикой. Интересуются строением организма, более внимательно изучают книги из серии «Тело человека». Знают о полезных продуктах, содержащих витамины и минералы.  

Оздоровительную работу с детьми провожу в тесном контакте со всеми специалистами детского сада и родителями, что позволяет достичь ощутимых результатов в оздоровлении детей:

Состояние здоровья детей в старшей группе 2012-2014

Дни, пропущенные одним ребенком по болезни

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

2012-2013 учебный год (22)

8

7

7

6

4

7

5

5

4

2013-2014 учебный год (22)

7

6

4

4

4

5

4

4

4

Эффективность оздоровления детей зависят от степени тяжести и характера выраженности нарушений и проявляются в сокращении острого периода болезни ребенка, успешной реабилитации. Из анализа видно, что наблюдается положительная динамика в оздоровлении детей: отсутствие осложненного течения острых заболеваний; уменьшение числа дней, пропущенных одним ребенком по болезни, что зависит от выполнения режима дня и закаливающих процедур, проводимых в группе.

Таким образом, система работы по формированию культуры здорового питания является эффективной и интересной для детей.

Заключение.

        В современных условиях в системе дошкольного образования одной из актуальнейших задач является сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей

        Учитывая специфику нашего учреждения эффективной формой организации учебно-воспитательного процесса, по моему мнению, является проектная деятельность, организация которой помогает углубить представления детей, позволяет им выразить свое отношение к проблеме, что, в конечном счете, развивает познавательные способности, творческое мышление, коммуникативные навыки. Дети учатся самостоятельно получать необходимую информацию и реализуют ее на практике, что в формирование культуры здорового питания - очень важно.

Поэтому, считаю, что представленная мной система работы по формированию культуры здорового питания позволяет укрепить здоровье детей, соблюдать культуру питания не только в детском саду, но и дома у детей с аллергическими заболеваниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально –коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности «Кормушка для птиц»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждениеСамарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное п...

«Познавательное развитие детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности»

В рамках тематической недели «Урожай» реализованной в октябре, было необходимо пополнить развивающую среду группы. И совместно с детьми во время беседы в первый день реализации темы – момент погружени...

Характеристика условий патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

С целью     создания условий для патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности были определены основные принципы, которые легли в основу с...

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....

«Экологическое воспитание детей старшего возраста средствами проектной деятельности»

Актуальность экологического воспитания детей заключается в формировании экологической культуры, экологического мировоззрения у подрастающего поколения.  Это позволит им, став взрослыми, не быть р...

Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы проекта     Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...