Педагогический очерк воспитателя
статья (старшая группа)

Проскурякова Ксения Евгеньевна

использование современных педагогических технологий и методов в работе воспитателя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_ocherk_proskuryakovoy_k.e.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных педагогических технологий и методов

в работе воспитателя.

Проскурякова Ксения Евгеньевна

Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида № 252, г. Екатеринбург

Номинация «Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт».

Педагогический очерк воспитателя        

«Работа воспитателя - не просто труд.

Это, прежде всего, способность к отречению,

 умение отдать всего себя, без остатка,

видеть в этом свет.»

Прочитав эти строки, мне хочется задуматься о своем творческом пути воспитателя. В голове невольно прокручиваю годы, которые были отданы любимой профессии. Более 10 лет – это не так уж много, скажет кто-то. Однако, для меня это ценный багаж длиною в 10 лет, который, я уверена, будет множиться, где-то претерпевать изменения в качественном и количественном отношениях. От современного педагога в нашем обществе требуют постоянного развития.

Современный воспитатель – это универсальный человек, грамотный специалист. Так же и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений воспитанников и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с воспитанниками и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной.

Известный педагог-новатор Ш.Амонашвили говорил: "Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека".

Воспитать ребенка, помочь ему в личностном становлении, создать благоприятные условия для полноценного развития индивидуальности каждого ребенка, на мой взгляд, способен человек, который сам обладает лучшими человеческими качествами.

В моем понимании, только мудрый и духовно-нравственный человек в лице воспитателя способен обеспечить детям психологическую защищенность, радость существования в стенах дошкольного образовательной организации.

Творческий воспитатель всегда стремится создавать условия для игровой, творческой и трудовой деятельности, развивая и совершенствуя способности воспитанников.

Современный педагог не просто принимает участие в формировании личности ребенка, он профессионально направляет, помогает раскрыть потенциал в каждом воспитаннике.

И в то же время непрерывно совершенствует свои знания, занимается самообразованием.

На воспитателе лежит большая ответственность: в сотрудничестве с родителями мы растим будущее нашей страны.

В своей педагогической деятельности я всегда стараюсь отталкиваться от интересов, потребностей своих воспитанников. Ведь ни для кого не секрет, что дети любят задавать много вопросов, и в своем стремлении пытливого ума непрерывно познавать окружающий мир, они тем самым увлекают меня за собой в своих интересах. В таких условиях часто мы с ребятами становимся «соучастниками» общего дела, и с увлечением двигаемся к единой цели. Нередко привлекая родителей к сотрудничеству.

Как яркий пример такого плодотворного сотрудничества можно привести участие в конкурсах районных и городских, как с воспитанниками, так и в тандеме с родителями.

В своей работе со старшими дошкольниками считаю очень важно использовать современные образовательные технологии, без которых в наше время невозможно сформировать у воспитанников полноценной картины мира. Так, технология проектной деятельности помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Благодаря данной технологии, мой опыт работы со старшими дошкольниками помог сделать вывод, что такая деятельность объединяет воспитателя, воспитанника и родителей, открывает возможность работы в коллективе, сотрудничестве.

Также ни один день не проходит без применения здоровьесберегающих технологий, так как во главу угла поставлено общее здоровье воспитанника: не только физическое, но и психическое, эмоциональное, нравственное и социальное. Всё, что я использую при работе с воспитанниками, на мой взгляд, полезно, интересно для подрастающего поколения, о чем свидетельствуют глаза, эмоции воспитанников. Это и физкультурные минутки, вставленные в любой временной отрезок в течение дня, если это необходимо, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, смена видов деятельности, беседы о здоровье и игры на развитие памяти, внимания, воображения.

Лев Толстой сказал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Несомненно, без любви к детям, самоотдачи воспитатель не может существовать в своей профессии. Несмотря на все современные инновационные требования к образовательному процессу в дошкольных образовательных организациях, на первый план всегда выходят простые человеческие качества: доброта, взаимопонимание, помощь и поддержка, сочувствие и сострадание. И с того момента, когда воспитанники видят в педагоге друга, помощника, наставника, которому можно довериться, процесс воспитания и обучения приобретает характер сотрудничества, основанного на взаимопонимании и взаимодействии. Ведь чтобы ребенок развивался, обучался и смог в будущем быть самостоятельным и успешным, воспитателю необходимо создать такие условия для нахождения воспитанников в стенах дошкольной организации, чтобы они чувствовали не только безопасность, но и смогли постепенно развивать познавательную активность, выявлять интересы, и сформировать в дальнейшем умения использовать полученные знания на практике.

Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО; также учитываются возрастные возможности и особенности воспитанников. В своей работе я использую разнообразие форм и методов работы с дошкольниками. Чтобы сделать процесс воспитания и обучения увлекательным, насыщенным и максимально развивающим, я в течение дня стараюсь чередовать формы, приемы и виды деятельности так, чтобы мои «дошколята» не утомлялись, а чувствовали комфорт и прилив сил.  Сюда относятся экскурсии в стенах детского сада и за пределы дошкольной образовательной организации, тематические беседы, презентации, видеофильмы, чтение детской художественной литературы, театрализация сказок, дидактические игры, создание разнообразных игровых и проблемных ситуаций, и поиски их решения, наблюдения на прогулках и в группе, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - сказал Сухомлинский В. А.

 Игра в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности, это знает каждый воспитатель. Сделать игру для воспитанников увлекательной поможет развивающая предметно-пространственная среда, организованная воспитателем. Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников; выявить их интересы и склонности. Предметно-пространственная среда должна не только воспитывать и развивать, но и быть развивающейся.

Подробнее хотела бы представить РППС, созданную в нашей группе. В соответствии ФГОС ДО предметно-пространственная среда разделена на центры. По месту расположения центры «Книги», «Мир искусства», «Конструирования» были организованы мною в тихой зоне с всесторонним освещением и доступом к воде. Центр «Конструирования» оснащен конструкторами разного типа, схемами и передвижными платформами, что что помогает воспитанникам быть более мобильными в играх во всех центрах группового пространства. Также большое внимание я как педагог уделяю центру «Безопасности», в котором размещено большое количество дидактических игр, наглядного материала, специально подобранная литература, плакаты и игровой материал. Ну и безусловно, пополнять и обогащать среду в нашей группе помогают родители воспитанников. Это всевозможные макеты по пожарной и дорожной безопасности, бизиборд «На улицах города!», брошюры, круги Луллия, а также игры, сделанные своими руками. Повторяя выше сказанное, участие в конкурсах всегда с энтузиазмом приветствуют наши родители, что плодотворно и благоприятно влияет на развитие познавательной активности старших дошкольников, и в свою очередь, помогает нам совместно реализовывать технологию сотрудничества в цепочке педагог-воспитанник-родитель.

В учебной зоне мною были организованы такие центры, как «Познание», в который входят «Центр настольно-дидактических игр», «Математический центр», «Речевой центр», «Центр нравственно - патриотического воспитания», «Мой Урал», «Космос», «Наша планета - Земля». В центрах находится достаточное количество тематической литературы, дидактического материала, также игры, сборники, картотеки, собранные воспитателем и родителями воспитанников. В центе «Мой Урал» представлена коллекция минералов и ювелирных украшений из полудрагоценных камней, альбомы и книги о Бажове П.П. и многое другое, что помогаем развивать интерес к русским обычаям и традициям, проявлять интерес к истории родного края, воспитывать и углублять в себе чувство гордости за свою Родину, проявлять уважение к Героям Великой Отечественной Войны.

Последние годы в современной педагогике очень активно распространяется такая технология как Лэпбук. Многофункциональное пособие очень привлекает детей, способствует развитию их любознательности. Такие чудо-папки, другими словами «книги на коленях», полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что привлекает маленьких исследователей и любителей тайн.  Мною были созданы несколько тематических пособий: лэпбук «Экология», который прекрасно располагается в «Центре Природы» и формирует у воспитанников гуманное отношение в окружающему миру, приобщая к мысли, что Земля – наш общий дом; лэпбук «Профессии», что помогает развивать эмоциональное отношение воспитанников к профессиональному миру, лэпбук «День победы». Начиная с дошкольного возраста, мы начинаем формировать у воспитанников чувство ответственности и гордости за свою страну, знакомить с государственными символами, героями Отечества, историей России и малой родины. Благодаря нравственно-патриотическому направлению в работе с, я хочу верить, что мои воспитанники не потеряют нить, связующую наши поколения, и совместно с родительской общественностью, мы сможем привить нашим дошкольникам уважение к такому важному и значимому отрезку в истории нашей страны, как Победа в ВОВ.

Очень активно в своей педагогической практике я несколько лет применяю такой игровой способ развития у воспитанников пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук и усидчивости, как графические диктанты. Мною была создана тетрадь для дошкольников 5-7 лет, в которой постепенно шаг за шагом, от простого к сложному, я собрала материал, включая игры, загадки и задания, с помощью которого дошкольники смогут расширить кругозор, научиться ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с различными способами и вариантами изображения предметов,  развивать мелкую моторику пальцев и  формировать познавательную активность и самостоятельность. Данный вид деятельности способствует подготовке руки к письму будущих первоклассников, в чем всегда заинтересованы родители.

Заканчивая свой очерк, хотелось бы упомянуть о любви к литературе, чтению. В наш век электронных технологий и всевозможных гаджетов, которыми мы окружили нашу жизнь, живые книги незаслуженно уходят на второй план. Я в своей педагогической деятельности всегда стремилась привить нашему подрастающему поколению трепетное отношение к книгам любой тематики, будь то художественный жанр, или научная энциклопедия. Мы с моими воспитанниками много читаем разной художественной и научной детской литературы, всегда обсуждаем и делимся впечатлениями и мыслями о услышанном. Я пытаюсь научить их мыслить, самим искать ответы на вопросы, а также высказывать свое мнение.

Результат работы воспитателя не дает быстрых результатов, но всё то ценное и важное, что мы вкладываем в наших воспитанников, не проходит бесследно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Педагогическое мастерство воспитателя"

выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов........

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Педагогический очерк

Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей современных дошкольников: мой личный опыт»...

Педагогический очерк

Педагогический очеерк...

«Дружба народов» Корчагина Анна Александровна г. Саратов, МАДОУ «ЦРР-детский сад №215 «Капельки солнца» Номинация: Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей с

Рано или поздно детство заканчивается, но не для меня! Счастливые моменты радости, беззаботности, уверенности в светлом будущем я проживаю день ото дня. Спросите почему? Я отвечу: ...

Педагогический очерк. Ценности как основа воспитания в современных образовательных организациях

Не все так просто с воспитанием дошколят в современных реалиях. Самый наш хрупкий и беззащитный слой общества – дети, как никто нуждаются в кропотливом и бережном уходе, нежном пестовании, забот...