Педагогический очерк воспитателя
статья (старшая группа)
использование современных педагогических технологий и методов в работе воспитателя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных педагогических технологий и методов
в работе воспитателя.
Проскурякова Ксения Евгеньевна
Филиал муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детского сада комбинированного вида «Надежда» детский сад комбинированного вида № 252, г. Екатеринбург
Номинация «Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт».
Педагогический очерк воспитателя
«Работа воспитателя - не просто труд.
Это, прежде всего, способность к отречению,
умение отдать всего себя, без остатка,
видеть в этом свет.»
Прочитав эти строки, мне хочется задуматься о своем творческом пути воспитателя. В голове невольно прокручиваю годы, которые были отданы любимой профессии. Более 10 лет – это не так уж много, скажет кто-то. Однако, для меня это ценный багаж длиною в 10 лет, который, я уверена, будет множиться, где-то претерпевать изменения в качественном и количественном отношениях. От современного педагога в нашем обществе требуют постоянного развития.
Современный воспитатель – это универсальный человек, грамотный специалист. Так же и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений воспитанников и их родителей. Это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с воспитанниками и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной.
Известный педагог-новатор Ш.Амонашвили говорил: "Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека".
Воспитать ребенка, помочь ему в личностном становлении, создать благоприятные условия для полноценного развития индивидуальности каждого ребенка, на мой взгляд, способен человек, который сам обладает лучшими человеческими качествами.
В моем понимании, только мудрый и духовно-нравственный человек в лице воспитателя способен обеспечить детям психологическую защищенность, радость существования в стенах дошкольного образовательной организации.
Творческий воспитатель всегда стремится создавать условия для игровой, творческой и трудовой деятельности, развивая и совершенствуя способности воспитанников.
Современный педагог не просто принимает участие в формировании личности ребенка, он профессионально направляет, помогает раскрыть потенциал в каждом воспитаннике.
И в то же время непрерывно совершенствует свои знания, занимается самообразованием.
На воспитателе лежит большая ответственность: в сотрудничестве с родителями мы растим будущее нашей страны.
В своей педагогической деятельности я всегда стараюсь отталкиваться от интересов, потребностей своих воспитанников. Ведь ни для кого не секрет, что дети любят задавать много вопросов, и в своем стремлении пытливого ума непрерывно познавать окружающий мир, они тем самым увлекают меня за собой в своих интересах. В таких условиях часто мы с ребятами становимся «соучастниками» общего дела, и с увлечением двигаемся к единой цели. Нередко привлекая родителей к сотрудничеству.
Как яркий пример такого плодотворного сотрудничества можно привести участие в конкурсах районных и городских, как с воспитанниками, так и в тандеме с родителями.
В своей работе со старшими дошкольниками считаю очень важно использовать современные образовательные технологии, без которых в наше время невозможно сформировать у воспитанников полноценной картины мира. Так, технология проектной деятельности помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни детей и родителей, заинтересовать их, увлечь этой деятельностью. Благодаря данной технологии, мой опыт работы со старшими дошкольниками помог сделать вывод, что такая деятельность объединяет воспитателя, воспитанника и родителей, открывает возможность работы в коллективе, сотрудничестве.
Также ни один день не проходит без применения здоровьесберегающих технологий, так как во главу угла поставлено общее здоровье воспитанника: не только физическое, но и психическое, эмоциональное, нравственное и социальное. Всё, что я использую при работе с воспитанниками, на мой взгляд, полезно, интересно для подрастающего поколения, о чем свидетельствуют глаза, эмоции воспитанников. Это и физкультурные минутки, вставленные в любой временной отрезок в течение дня, если это необходимо, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, смена видов деятельности, беседы о здоровье и игры на развитие памяти, внимания, воображения.
Лев Толстой сказал: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». Несомненно, без любви к детям, самоотдачи воспитатель не может существовать в своей профессии. Несмотря на все современные инновационные требования к образовательному процессу в дошкольных образовательных организациях, на первый план всегда выходят простые человеческие качества: доброта, взаимопонимание, помощь и поддержка, сочувствие и сострадание. И с того момента, когда воспитанники видят в педагоге друга, помощника, наставника, которому можно довериться, процесс воспитания и обучения приобретает характер сотрудничества, основанного на взаимопонимании и взаимодействии. Ведь чтобы ребенок развивался, обучался и смог в будущем быть самостоятельным и успешным, воспитателю необходимо создать такие условия для нахождения воспитанников в стенах дошкольной организации, чтобы они чувствовали не только безопасность, но и смогли постепенно развивать познавательную активность, выявлять интересы, и сформировать в дальнейшем умения использовать полученные знания на практике.
Непрерывная образовательная деятельность осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО; также учитываются возрастные возможности и особенности воспитанников. В своей работе я использую разнообразие форм и методов работы с дошкольниками. Чтобы сделать процесс воспитания и обучения увлекательным, насыщенным и максимально развивающим, я в течение дня стараюсь чередовать формы, приемы и виды деятельности так, чтобы мои «дошколята» не утомлялись, а чувствовали комфорт и прилив сил. Сюда относятся экскурсии в стенах детского сада и за пределы дошкольной образовательной организации, тематические беседы, презентации, видеофильмы, чтение детской художественной литературы, театрализация сказок, дидактические игры, создание разнообразных игровых и проблемных ситуаций, и поиски их решения, наблюдения на прогулках и в группе, экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра.
«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - сказал Сухомлинский В. А.
Игра в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности, это знает каждый воспитатель. Сделать игру для воспитанников увлекательной поможет развивающая предметно-пространственная среда, организованная воспитателем. Правильно созданная предметно-пространственная среда позволяет: углубить практические знания воспитанников; выявить их интересы и склонности. Предметно-пространственная среда должна не только воспитывать и развивать, но и быть развивающейся.
Подробнее хотела бы представить РППС, созданную в нашей группе. В соответствии ФГОС ДО предметно-пространственная среда разделена на центры. По месту расположения центры «Книги», «Мир искусства», «Конструирования» были организованы мною в тихой зоне с всесторонним освещением и доступом к воде. Центр «Конструирования» оснащен конструкторами разного типа, схемами и передвижными платформами, что что помогает воспитанникам быть более мобильными в играх во всех центрах группового пространства. Также большое внимание я как педагог уделяю центру «Безопасности», в котором размещено большое количество дидактических игр, наглядного материала, специально подобранная литература, плакаты и игровой материал. Ну и безусловно, пополнять и обогащать среду в нашей группе помогают родители воспитанников. Это всевозможные макеты по пожарной и дорожной безопасности, бизиборд «На улицах города!», брошюры, круги Луллия, а также игры, сделанные своими руками. Повторяя выше сказанное, участие в конкурсах всегда с энтузиазмом приветствуют наши родители, что плодотворно и благоприятно влияет на развитие познавательной активности старших дошкольников, и в свою очередь, помогает нам совместно реализовывать технологию сотрудничества в цепочке педагог-воспитанник-родитель.
В учебной зоне мною были организованы такие центры, как «Познание», в который входят «Центр настольно-дидактических игр», «Математический центр», «Речевой центр», «Центр нравственно - патриотического воспитания», «Мой Урал», «Космос», «Наша планета - Земля». В центрах находится достаточное количество тематической литературы, дидактического материала, также игры, сборники, картотеки, собранные воспитателем и родителями воспитанников. В центе «Мой Урал» представлена коллекция минералов и ювелирных украшений из полудрагоценных камней, альбомы и книги о Бажове П.П. и многое другое, что помогаем развивать интерес к русским обычаям и традициям, проявлять интерес к истории родного края, воспитывать и углублять в себе чувство гордости за свою Родину, проявлять уважение к Героям Великой Отечественной Войны.
Последние годы в современной педагогике очень активно распространяется такая технология как Лэпбук. Многофункциональное пособие очень привлекает детей, способствует развитию их любознательности. Такие чудо-папки, другими словами «книги на коленях», полны загадок и секретов, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, блокнотов, которые в свою очередь раскрываются, что привлекает маленьких исследователей и любителей тайн. Мною были созданы несколько тематических пособий: лэпбук «Экология», который прекрасно располагается в «Центре Природы» и формирует у воспитанников гуманное отношение в окружающему миру, приобщая к мысли, что Земля – наш общий дом; лэпбук «Профессии», что помогает развивать эмоциональное отношение воспитанников к профессиональному миру, лэпбук «День победы». Начиная с дошкольного возраста, мы начинаем формировать у воспитанников чувство ответственности и гордости за свою страну, знакомить с государственными символами, героями Отечества, историей России и малой родины. Благодаря нравственно-патриотическому направлению в работе с, я хочу верить, что мои воспитанники не потеряют нить, связующую наши поколения, и совместно с родительской общественностью, мы сможем привить нашим дошкольникам уважение к такому важному и значимому отрезку в истории нашей страны, как Победа в ВОВ.
Очень активно в своей педагогической практике я несколько лет применяю такой игровой способ развития у воспитанников пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук и усидчивости, как графические диктанты. Мною была создана тетрадь для дошкольников 5-7 лет, в которой постепенно шаг за шагом, от простого к сложному, я собрала материал, включая игры, загадки и задания, с помощью которого дошкольники смогут расширить кругозор, научиться ориентироваться в тетрадке, увеличить активный словарный запас, познакомиться с различными способами и вариантами изображения предметов, развивать мелкую моторику пальцев и формировать познавательную активность и самостоятельность. Данный вид деятельности способствует подготовке руки к письму будущих первоклассников, в чем всегда заинтересованы родители.
Заканчивая свой очерк, хотелось бы упомянуть о любви к литературе, чтению. В наш век электронных технологий и всевозможных гаджетов, которыми мы окружили нашу жизнь, живые книги незаслуженно уходят на второй план. Я в своей педагогической деятельности всегда стремилась привить нашему подрастающему поколению трепетное отношение к книгам любой тематики, будь то художественный жанр, или научная энциклопедия. Мы с моими воспитанниками много читаем разной художественной и научной детской литературы, всегда обсуждаем и делимся впечатлениями и мыслями о услышанном. Я пытаюсь научить их мыслить, самим искать ответы на вопросы, а также высказывать свое мнение.
Результат работы воспитателя не дает быстрых результатов, но всё то ценное и важное, что мы вкладываем в наших воспитанников, не проходит бесследно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Педагогическое мастерство воспитателя"
выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов........
«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/
В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638748-1432982119.jpg)
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"
Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/23/picture-1040076-1527098847.jpg)
Педагогический очерк
Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей современных дошкольников: мой личный опыт»...
Педагогический очерк
Педагогический очеерк...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-872243-1588183729.jpg)
«Дружба народов» Корчагина Анна Александровна г. Саратов, МАДОУ «ЦРР-детский сад №215 «Капельки солнца» Номинация: Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей с
Рано или поздно детство заканчивается, но не для меня! Счастливые моменты радости, беззаботности, уверенности в светлом будущем я проживаю день ото дня. Спросите почему? Я отвечу: ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/09/picture-955494-1507562399.jpg)
Педагогический очерк. Ценности как основа воспитания в современных образовательных организациях
Не все так просто с воспитанием дошколят в современных реалиях. Самый наш хрупкий и беззащитный слой общества – дети, как никто нуждаются в кропотливом и бережном уходе, нежном пестовании, забот...