Педагогический очерк
статья

Педагогический очеерк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ocherk_zubrilova_o.s.docx28.85 КБ
PDF icon zubrilovoy_oksane_sergeevne.pdf1 МБ

Предварительный просмотр:

Педагогический очерк

«Дошкольное образование: опыт, актуальные задачи, перспективы развития в современном мире»

Зубрилова Оксана Сергеевна

Филиал МБДОУ  "Надежда" детский сад № 477

Номинация конкурса: педагогический очерк  "Воспитание, развитие и обучение детей старшего дошкольного возраста: мой личный опыт"

(старшая и подготовительная к школе группа),

Воспитатель.

                                   

В дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.

Главная цель развития системы образования на федеральном уровне заключается в последовательной реализации государственной политики в сфере образования, гарантирующей права граждан на качественное образование, обеспечивающее основание для духовного развития, социальную направленность и жизненную успешность человека.

Для осуществления эффективной педагогической деятельности были поставлены следующие задачи:

- совершенствование педагогического процесса посредством применения инновационных образовательных технологий;

- преобразование развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом современных требований к ее организации;

- развивать интерес ребенка к истории своей семьи, своего города, края;

-способствовать развитию социально-эмоциональной сферы детей, обогащению личного опыта, самостоятельности, положительной самооценке;

- создать условия для комплексного развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ориентацией на исследовательскую, изобретательскую и конструктивную деятельность;

- формировать у воспитанников представления о роли труда взрослых в жизни общества и каждого человека (на основе ознакомления с разными видами производительного и обслуживающего труда, через знакомство с многообразием профессий и трудовых процессов);
         - побуждать к активной позиции родителей с целью привлечения потенциала семей воспитанников в образовательный процесс;

- развить сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами с целью формирования у детей коммуникативных способностей, доброжелательности к окружающим, готовности к сотрудничеству и самореализации .

Вся работа осуществляется через личностно-ориентированную модель образования, которая реализуется на систематическом и активном внедрении гуманистических принципов педагогики: диалогизации, проблематизации, индивидуализации, персонификации.

При отборе методов и форм организации организованной деятельности ориентируюсь на желание, интересы, склонности и способности детей.

Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Внедрила современные образовательные технологии.

Технология "Загадка дня" направлена на то чтобы с первой минуты пребывания  детей в детском саду поднять настроение, привлечь, заинтересовать. Проверить правильность выбора ответа к загадке  нам помогает создание среды, которая обеспечивает высокий уровень конкурентоспособного образования за счёт развития у воспитанников знаний и навыков современного общества XXI века: сотрудничество, коммуникацию, социальную ответственность, способность критически мыслить, оперативно и качественно решать проблемы.

Для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов создала развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии с ФГОС ДО.  Появились центры-развития ("Центр творчества", "Центр науки и  экспериментирования ", "Центр безопасности", "Центр строительства", Центр "Уединения", "Центр грамоты и письма", "Центр математики", "Центр Сюжетно - ролевых игр", центр "Если хочешь быть здоров!" и т.д

Ежедневно использую в своей работе  технологию "Утренний (вечерний) круг". Это всегда яркие приветствия, комплименты , обмен впечатлениями, событиями, новостями. Это время для обсуждения с детьми распорядка дня, обмена информацией,  проблем, совместного планирования. Дети учатся слушать друг друга, контролировать свои эмоции, общение более открытым стало между детьми.  Обязательно провожу игру или упражнение на развитие саморегуляции у дошкольников. В результате дети стали самостоятельные в разных видах деятельности.

Эффективной формой работы, направленной на поддержку детской инициативы, послужило внедрение технологии "Линейный  календарь". Эта работа  расширила  кругозор детей,  способствовала  развитию мышления, ,   воображения, фантазии, сплочению коллектива в группе. Изучение времени для детей  стало   интересным и продуктивным.

В своей практике так же активно применяю технологию метод проектов.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей, родителей над определённой практической темой. Именно поэтому я выбрала проектную деятельность основной технологией своей педагогической деятельности. И неразрывно с ней связаны информационно-коммуникационные технологии и проблемно-поисковая деятельность, предполагающая развитие самостоятельности, активности, инициативности, в поиске ответов на поставленные вопросы и применение своих навыков в играх и практической деятельности.

Проект: "Удивительный мир сказов П.П.Бажова"  способствовал  знакомству детей с жизнью и творчеством уральского писателя П.П.Бажова.

Дети испытывают чувство гордости и любви к родному краю, чувство сопричастности к богатому наследию малой родины.  По ходу прочтения сказов Бажова , ребята  провели исследование,  выделили самоцветы, о которых идет речь в сказах. Так  в нашей группе появилась еще одна коллекция " Камни -минералы по сказам Бажова". Провели   "Экскурсию выходного дня" детьми и родителями в Камерный театр на новогоднее представление по П.П. Бажову "Волшебное зеркальце".

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого. Этому послужила робота над проектом : «Москва — сердце России». Проект имел прогрессивный характер; он позволил привлечь детей  к активному чтению книг о Москве, самообразованию, и изучению истории Москвы, у детей появилось огромное желание посетить Москву.

Проект: "Мы помним, гордимся!"

Все дальше и дальше уходят грозные годы ВОВ, годы народного горя и народной славы, массового героизма и доблести наших людей. Память о минувшей войне будет переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам. Совместно с детьми и родителями создали Книгу Памяти: "Я Помню! Я Горжусь! В альбом вошли истории тех, кто не понаслышке знает, что такое война.  Чтение книг о Войне, беседы, возложение цветов к "Стене Памяти", проведение  игры "Зарница",  шествие "Бессмертного полка", исполнение военных песен, встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, все это  формируют у воспитанников чувство гордости за свой народ, чувство уважения к славным защитникам нашей Родины, ветеранам.

С целью развития личностных, патриотических, художественно-эстетических, коммуникативных качеств детей был разработан совместно с родителями проект «Мой город - Екатеринбург». В ходе реализации этого проекта мы с ребятами посетили Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Воспитанники познакомились с устройством музея произведениями изобразительного, камнерезного ,скульптурного искусства, особое впечатление на них оказал знаменитый Каслинский чугунный павильон.

Виртуальные экскурсии позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников.

- Инновационная технология  " Музейная педагогика,  создающая условия для «погружения» личности в специально организованную предметно-пространственную среду, используя системно-деятельностный и личностно ориентированный подход. Вместе с детьми организовала мини-музеи «Предметы старины», «Куклы из старого сундука», « Русская изба»,  «Мой родной город», «Моя семья», «Мы помним, гордимся!», «Олимпийские игры», «Камни –минералы», "В гостях у Хозяйки Медной горы" , "Музей часов", "музей воздуха", "Музей воды".

Технология "Коллекционирование" вызвала огромный интерес у детей, способствовала  расширению кругозора , творческому развитию личности, развитию коммуникативных навыков,  умению наблюдать, сравнивать, выделять главное, комбинировать,  

Эффективной формой работы, стало внедрение технологии интерактивной книги «Лэпбук».  При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

Игровая  технология интеллектуально-творческого развития детей так же повлияла на положительные результаты данной области.

С помощью развивающих игр Воскобовича, кубиков Никитина,  «Блоков Дьенеша», «Цветные счетные палочки Кюизера», игры «Геоконт» , дети приобрели навыки конструирования, освоили основные игровые приемы, требующие волевых усилий, концентрацию внимания.

В проведении досугов, развлечений, игр, утренников мультимедийные средства выполняют особую задачу: наглядно передают тематическое содержание мероприятия, сопровождают его звуковыми и световыми эффектами, что безусловно повышает качественный уровень мероприятий.       

Свою работу я направила на развитие инициативности и  самостоятельности детей в непринужденном общении со взрослыми.  В ходе реализации этой практики дети приобрели опыт  публичных выступлений; выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными и значимыми; стали более ответственными; проявляли самостоятельность.  Родители получили возможность выполнять совместные действия с детьми, увидели своего ребенка в новом свете, испытали гордость за него. Провела мастер - классы: «Новогодняя Эко-игрушка», "День Семьи", "Минута Славы", "Семейные чтения".          

В условиях современного быстро меняющегося мира, когда по причине автоматизации процессов многие профессии уходят в прошлое, развитие soft-skills является важной задачей.

Как стать успешным в той или иной деятельности? Почему выпускникам престижных ВУЗов зачастую сложно устроиться на хорошую работу? Какими компетенциями помимо практических навыков должен обладать специалист, чтобы быть востребованным на рынке?

Ребенок сейчас развивается в новом социокультурном мире.  Компетенции 4К  лежат в основе навыков XXI  века:  критическое  мышление, креативность, коммуникативность  и умение работать в команде.

Чтобы повысить свой  профессиональный уровень в соответствии с актуальными методиками и трендами в образовании,  я прошла обучение по программе  "STEAM - практика применения конструктора "Йохокуба" в дошкольном образовании". Разработала  STEAM занятия, STEAM проекты, STEAM игры с использованием конструктора "Йохокуб".  Использую

"Йохокуб" в работе с детьми как в непрерывной образовательной деятельности так и в  , самостоятельной деятельности. Воспитанники с огромным увлечением и интересом работают с конструктором. Их особенно восхищает то, что плоские детали превращаются в объемные  3D арт - объекты, и с ними можно поиграть. Такой вид моделирования дает детям вникать в логику происходящих явлений, понимать взаимосвязь, познавать окружающий мир, формировать инженерный и критический стиль мышления, вырабатывать навыки самоорганизации, само презентации, умения работать в команде, прививать эстетический вкус и творческие способности в дизайне.  

Для ранней профориетации и позитивной социализации воспитанников совместно с родителями проводились «Встречи с интересными людьми». Представитель семьи в интересной форме (с презентацией, с мастера –классом и т.д) рассказывали детям о своей профессии: инженера, полицейского, водителя, повара, врача. Так же знакомство с профессиями проводилось во время экскурсий в пожарную часть, в цирк, в библиотеку .

Экскурсии выходного дня стали традиционными: поход в осенний лес, поездка на экскурсионном трамвае, музей изобразительного искусства, библиотеку, в школу, пожарную часть, аквагалерею.

Опыт моей педагогической деятельности представлен педагогическому сообществу: в 2020г. представила  опыт по реализации образовательных технологий и практик программы дошкольного образования "ПРОдетей", провела методический семинар - практикум "Гейм дизайн как эффективная форма организации коллективной творческой деятельности старших дошкольников".

В 2021г. на базе экспериментальной  площадки по детской академии  изобретательства провела   неделю науки и техники для детей  "Калейдоскоп изобретений", в группе в месте с родителями создали музей "Парк- чудес Галилео".

Показателями моей профессиональной деятельности является ежегодное участие воспитанников в конкурсах разного уровня: победители городского проекта "Россия - многонациональное государство" в рамках городского стратегического подпроекта "Одаренные дети". Диплом (2020 г.) Победители городской интеллектуальной игры - викторины "Знатоки природы  - 2020г."Победители в номинации "Юные методисты" Городского экологического конкурса "Эко - превращение"  (2020г.)Участники конкура патриотической песни "Катюша"  (2020г.) Участники городского конкурса - игры "Юные журналисты".

Современный педагог должен быть внутренне готов к изменениям, проявлять педагогическое мастерство и творчество, быть гибким, уметь изменить готовый сценарий мероприятия с учетом интересов детей, проявлять индивидуализацию, быть технически грамотным, владеть методиками работы с разными видами конструкторов.

Лучший ответ на вопрос ребенка:

 - Не знаю, но это, действительно, очень интересно! Давай вместе искать ответ!

Проведя анализ результатов собственной педагогической практики, считаю, что деятельность была продуктивной, целесообразной, эффективной и соответствующей современным требованиям ФГОС ДО, предъявляемым к образовательному процессу.

Свою дальнейшую педагогическую деятельность хочу направить на поиск и реализацию новых интересных и эффективных форм работы с детьми и семьями воспитанников.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткий очерк о программе "Сообщество"

Краткий очерк о программе "Сообщество"...

Биографический очерк.

Детский сад наш Тополеки не низок, не высок.Он теплом души согрет,Здесь улыбок детских смех.Каждый, кто в него войдет, Словно в сказку попадет!Приходите, ждем вас в сад,Здесь детишкам каждый рад!...

Конкурс "Педагогический старт 2015" - Очерк "Мы растём вместе..."

Конкурс "Педагогический старт 2015" - "Очерк "Мы растём вместе..."...

Педагогический очерк

Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей современных дошкольников: мой личный опыт»...

«Дружба народов» Корчагина Анна Александровна г. Саратов, МАДОУ «ЦРР-детский сад №215 «Капельки солнца» Номинация: Педагогический очерк «Воспитание, развитие и обучение детей с

Рано или поздно детство заканчивается, но не для меня! Счастливые моменты радости, беззаботности, уверенности в светлом будущем я проживаю день ото дня. Спросите почему? Я отвечу: ...

Педагогический очерк. Ценности как основа воспитания в современных образовательных организациях

Не все так просто с воспитанием дошколят в современных реалиях. Самый наш хрупкий и беззащитный слой общества – дети, как никто нуждаются в кропотливом и бережном уходе, нежном пестовании, забот...

Педагогический очерк воспитателя

использование современных педагогических технологий и методов в работе воспитателя...