Педагогический очерк. Ценности как основа воспитания в современных образовательных организациях
статья
Не все так просто с воспитанием дошколят в современных реалиях. Самый наш хрупкий и беззащитный слой общества – дети, как никто нуждаются в кропотливом и бережном уходе, нежном пестовании, заботе.
Современное воспитание, которое из-за модных веяний и обилия «Гуру» от педагогического дела, стало разрозненным, мозаичным, нестабильным не имеющего четкого вектора, единого знаменателя, системности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocherk_murashchenko.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический очерк.
Ценности как основа воспитания в современных образовательных организациях
Муращенко Светлана Алексеевна
МБДОУ «ЦРР-детский сад № 188»
Номинация: «Воспитание, развитие и обучение детей младшего дошкольного возраста: принятые вызовы и пути их решения»
Воспитатель
Не все так просто с воспитанием дошколят в современных реалиях. Самый наш хрупкий и беззащитный слой общества – дети, как никто нуждаются в кропотливом и бережном уходе, нежном пестовании, заботе.
Современное воспитание, которое из-за модных веяний и обилия «Гуру» от педагогического дела, стало разрозненным, мозаичным, нестабильным не имеющего четкого вектора, единого знаменателя, системности.
От этого, на мой взгляд, страдают все «стороны» процесса воспитания. И, уж если говорить о нем, то одним из главных звеньев являются воспитатели. Прежде, чем начать воспитывать, необходимо задаться вопросом – а насколько ты лично компетентен, насколько сам многогранен, интересен, образован и грамотен?
Безусловно, что воспитывающий, прежде всего, просто обязан, быть воспитан сам! Аксиома. Ибо, «заказчики» педагогического процесса - родители, тонко чувствуют силу и «объем» педагога, работающего с их детьми. И, в этом случае, в случае «приятия» воспитателя, как Личности легко и комфортно идут на контакт, сотрудничая на пользу общего дела. Ведь, зачастую, будучи, как крыловские лебедь, рак и щука, участники дошкольного образования разобщены, зациклены на проблемах и не желают сотрудничать, ссылаясь на занятость, не могут справиться с непрерывным потоком педагогической информации, не понимают, каким образом можно и нужно донести до собственного чада то важное и значимое, что является краеугольным камнем любого социума. Мораль, великую духовность, специфику общества, в котором родился и живешь, одним словом, то, что составляет глобальную ценность твоей жизни в данной стране, на данной земле.
Современные дети - очень развиты, независимы от чьего бы то ни было мнения, имея на все свое собственное. Они синтезируют, аккумулируют знания, информацию извне с огромной скоростью, не понимая, насколько может она может быть противоречива. Не каждый взрослый всегда сможет понять её одновременно назидательную или губительную подоплёку. Но все же только взрослый человек в состоянии помочь ребенку лавировать в потоке всего информационного шторма. Только взрослый поможет найти ту самую дорогу, где шаг их детей будет уверенным и твердым, дабы они могли пройти дошкольный путь с наивысшими достижениями на этом возрастном этапе, накопив багаж превентивных знаний. Это ли не приоритетная задача любого родителя, любого воспитателя! Тут и решение важной воспитательской задачи – помочь создать условия для накапливания детьми определенных сведений с конечной целью их применения в самых разнообразных жизненных условиях. И, безусловно, тех основ, без которых нет смысла существования на Земле, тех ценностей, к коим накрепко прикипела душа русского человека, к важным вешкам, на которые как раз и ориентируется в пути человек разумный. Все вышесказанное входит в обязательную профессиональную деятельность воспитателя, который, как человек должен и обязан быть грамотным, компетентным профессионалом своего дела. Как минимум нелепо смотрится педагог дошкольного образования - не читающий книг, не интересующийся текущими событиями, не анализирующий ситуации не просвещающий в первую очередь себя самого!
«Человек – как дитя! И, понять его просто! Сила жизни его - сила вечного роста»!
Опасность отсутствия профессионализма в дошкольной среде -чревата полной дезориентацией воспитанников, эдаким попустительством, равнодушием к судьбам малышей. В данное случае речь об эстетических и этических ценностях, к сожалению, вообще не идёт. Они банально не будут усвоены, или пропадут всуе. Но, гораздо более опасным является тот факт, что ребенок, недополучив информации, или получив ее в искаженном виде, начнет создавать свои ценности, подменяя ими общепринятые нормы, мораль и истину. Это чревато уходом от реальности, погружением в виртуальный мир, который в этом случае вреден и опасен.
Поэтому! Тонкое деликатное пятилетнее воспитание дошкольников, умным, профессионалом в своей области – воспитателем, дает возможность маленьким «разноцветным губочкам» впитывать знания и умения исключительной пользы, глубоко познавать этот прекрасный мир со всеми его эксклюзивными особенностями, дает возможность изменять свою жизнь, жизнь окружающих к лучшему! Правильные методические приемы компетентного специалиста – прекрасная прививка от глупости, зла и душевной черствости, как ржа, разъедающей душу. И, как «золотое сечение» процесса – ребенок в любом случае становится человеком сердобольным, щедрым, добрым, четко осознающим свое место в жизни, умеющего добывать материальные блага без ущерба для окружающих, без тяжких энергозатрат. Как мы видим – у истока стоит именно воспитатель дошкольного образования, который является человеком, не просто владеющим методиками, но и ориентирующимся в современном спурте событий, умеющим давать оценку, исходя из основополагающих факторов общепринятых ценностей. Нельзя не сказать в этом случае о предметносодержащей среде каждой группы, всего сада в целом! Эстетика, насыщенность, принцип зонирования, соблюдение гендерных основ, все это находится в умелых руках воспитателя, в его планах реализации поставленных задач!
В процесс воспитания малышей, однозначно и окончательно, должны быть вовлечены и не менее важные участники – родители! Это отдельная категория граждан, живущая по своим законам (шутка). Однако, действительно, чтобы пробить брешь в отчуждении и отмежевании родителей от сада, воспитателю необходимо быть человеком настолько авторитетным и увлеченным, чтобы уметь силой харизмы воздействовать на ситуацию с самой благоприятной стороны! Ссылаясь на извечную занятость, родители самоустраняются из педагогического процесса, полностью перекладывая воспитательские и педагогические потуги на плечи воспитателя, что крайне негативно сказывается, как на самих детях, так и на всем, что связано с дошкольной жизнедеятельностью детей. А каким образом развивать личностные качества, воспитывать ценностное стило, когда столь важные персонажи, как родители находятся в «зоне отчуждения» – непонятно. Значит перед педагогом, воспитателем ставится задача найти подход и выверенные пути воздействия на мам и пап, дабы привлечь их к удивительному делу - совместному воспитанию малышей! Как показывает практика, желание сотрудничать у родителей возникает на фоне совместных действий, будь то праздники, круглые столы, милые посиделки за чаепитием, выставки, мастер-классы и прочее. В этом случае воспитатель своей харизмой и профессиональной грамотностью в состоянии привлечь, как магнит родителей и обаять их будущими совместными перспективами воспитания детей! Все, что может послужить делу сотрудничества может быть задействовано! Все умения, навыки творческие, профессиональные и индивидуальные особенности мам, пап, дедушек, бабушек умный воспитатель обыгрывает и в замечательном варианте, в выгодном свете преподносит своему маленькому сообществу, под названием – группа единомышленников! А уж с такими сотоварищами, и работа по взращиванию «зернышек» в свете, тепле, любви, заботе, добром уходе – в радость! И педагогический процесс - многогранен и выверен, и ценность общества легко и ненавязчиво, словно сама собой вплетается в мировоззрение малышей.
Ценности, связанные с семейственностью, товарищескими, дружескими отношениями не размываются, не подменяются, а будучи практически обусловленными и хорошо видимыми детьми, укрепляются в сознании, как нечто важное и само собой разумеющиеся!
Конечно, не обойдемся и без важного посредничества социально значимых партнеров, которые так же помогают расширить горизонты познания мира с точки зрения нужности людям всех сфер деятельности! Отдельным звеном тут стоит благотворительность, которая наглядным образом позволяет увидеть детям, распознать в себе защитника, помощника и просто доброго человека. Партнеры, оказывают реальное воздействие на формирование определенных взглядов, учат различным умениям и навыкам, которые пригодятся в жизни ребенку. Взаимодействие с партнерами строится на взаимовыгодных сторонам условиях. Выступление в библиотеках, на сценах театров, общение со студентами педагогических колледжей, посещение музеев, заводов, посещение зоопарков, пекарен, сотрудничество с православными храмами и прочим наделяют новыми красками картину мира, предстающую перед глазами детей. Таким образом, все имеет место быть для непосредственно личностного роста детей! Замечательно, если люди и маленькие, и большие, словно находясь в кругу, видят лица, а не спины друг друга, обмениваясь посылом добра и сердечности, чувствуют силу мысли, транслируя рядом стоящим свои искренние чувства, желание менять мир в соответствии с основами справедливости, на законах духовно-нравственных ценностей, патриотических, семейных. В. В Путин сказал четко и ясно: «Необходимо опираться на прочный фундамент культурных и духовных ценностей нашего народа, нашу историю, на ценности, которые всегда составляли нравственную основу жизни.»
Пожелаю мудрости нам, педагогам, на этом увлекательном и сложном пути! Любви чистой, искренней к уникальным по своей неповторимости, крохам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
Представлен опыт работы по формированию нравственных качеств личности у старших дошкольников.Предлагается одно занятию по формированию у дошкольников доброжелательности....
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
Представлены материалы по формированию у детей нравственных ценностей . Игры-занятия по воспитанию у детей доброжелательности к окружающим людям проводятся в старших дошкольных группах...
Приобщение старших дошкольников к нравственным ценностям как основа социализации в современном обществе.
В нашем МБДОУ № 5 одним из приоритетных направлений является нравственное воспитание. Особое внимание мы уделяем формированию социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. ...
Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современном образовательном пространстве ДОУ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент всего дальнейшего образ...
Творческая работа: "Легло ли молодому специалисту в современной образовательной организации. Советы студенту педагогических ВУЗов."
Я, как молодой специалист-воспитатель, хотела бы дать несколько советов студентам педагогических ВУЗов и поделиться своими впечатлениями о работе в образовательной организации....
Обеспечение высокого качества организации образовательного (воспитательного) процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Использование инновационных (проектных, исследовательских и др.) педагогических технологий в образовательном процессе:- на уровне методических приемов или отдельных компонентов системы;- на уровне цел...
ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье обоснованы и представлены вопросы развития основных ценностей, лежащих в основе формирования развивающей среды дошкольной образовательной организации (ДОО) как системного явления. ...