ГМО "Духовно-нравственное воспитание через православные игры".Мастер -класс .2022 г
методическая разработка

Николаева Любовь Борисовна

Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс :«Духовно-нравственное воспитание через православные игры».

Воспитатели :Николаева Л.Б.  Миханникова Е.Е

Сама тема мастер -класса говорит о том, как важно посеять в детских душах доброту.

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Работая с детьми я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие.

 Поэтому формированием основ моральных  качеств нужно заниматься с дошкольного возраста.  Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Здесь конечно же нужна систематическая ,целенаправленная, воспитательная работа.

 Перед нами стоят, следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию детей:

 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, доброту  и скромность.

 4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

 5. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Духовность - это внутренний мир личности. И личность должна уметь любить! Любить мир, людей, свою Родину!  Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу.

Чтобы сердце было наполнено добротой, мы проводим беседы, игры, упражнения ,досуги, праздники на формирование  духовно-нравственных качеств. Забудьте на время о том, что вы взрослые, представьте себя  детьми и мы окунемся в мир игр, которые несут добро, учат заботливому и уважительному отношению к людям, к окружающему миру. Эти игры мы проводим с детьми в детском саду.

1.Начнем с игры «Колокольня». С Катей. Катя звонарь. Я обьясняю.

Екатерина Евгеньевна будет  звонарем, а вы все колокольчики. Я вас разделю на три группы. Первая – большие колокольчики. Они звонят: «Бом, бом, бом…».

Вторая – средние колокольчики. Они звонят:

«Дили, дили, дон; дили, дили, дон…».

 Третья группа – маленькие колокольчики. Они звонят: « Дили, дили, дили…»

 По команде звонаря  начинается колокольный звон. Если появляется картинка большого колокола,это значит звонят  большие колокола.Если появится картинка среднего колокола - средние колокола.  Если маленький колокол- звонят маленькие колокола.

2.Игра «Садовники и цветы».  развитие позитивного отношения к окружающим

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой- они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая -садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу.

3. «Подбери цвет»

Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

4. Ассоциации. На тему «Добро».

 Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения:

Люба :Если добро  это цвет, то оно…..

 Катя :Если добро -это название фильма , то это…

 Люба :Если добро геометрическая фигура, то это…

 Катя :Если добро музыка, то она….

 Люба :Если добро  страна, то она называется…

 Катя :Если добро фрукт, то это…

 Люба :Если добро это цветок, то это….

 Катя :Если добро  известный литературный персонаж, то это…

5.Свеча.Данная игра направлена на формирование доброжелательных отношений.(проводит Катя )

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

6. Игра «Ветер дует на…».
Цель: получить больше информации об интересах друг друга.
Инструкция: ведущий начинает игру словами: «Ветер дует на...(например, на того, у кого светлые волосы)». Все светловолосые собираются в центре круга, жмут друг другу руки и становятся на свои места.
Возможные варианты:

Ветер дует на того, кто любит отмечать православные праздники.

Ветер дует на того, у кого дома есть животное.

Ветер дует на того, кто любит путешествовать.

Ветер дует на того , кто любит танцевать.

Ветер дует на того, кто любит петь.

Ветер дует на того, у кого много друзей.

Ветер дует на того, кто бежит на работу как на праздник.

Ветер дует на того, кто занимается спортом.

7. Игра «Волшебные очки». (Стоим по кругу).

Воспитатель объявляет: Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!  А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть вы заметите то, что раньше не замечали.

Передаю очки рядом стоящему коллеге и говорю комплименты. Передавая очки рядом стоящему, педагог называет какое-либо его достоинство.

8 «Круг честности».

Цель: формирование  социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Ход игры: педагоги делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

9.Игра «Запретное движение». (Катя)

-Детям очень нравится эта игра .Она направлена на развитие внимания и создание благоприятного эмоционального климата в группе.

Я буду показывать вам движения, а вы их должны повторять только в том случае, если я скажу слово «пожалуйста».

10. Игра «Пирамида любви».

 Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это

чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу».

Расскажите и вы, кого и что любите вы!

 А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук.

Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).

Посмотрите какая высокая получилась пирамида. Высокая потому

что, мы любим и любимы сами.

11.Игра «Люди странного города»
Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.
Педагог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Педагог дает команду, и все начинают ходить по комнате в свободном порядке. Педагог включает звон часов, и дети начинают здороваться условным способом.

12.Игра «Волшебная корзина».

По кругу передается корзинка с мелкими подарками , каждый участник должен взять из корзины подарок и подарить  соседу справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со словами «Я дарю тебе этот подарок, потому что ты….» .

Участники в кругу.

- Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам у нас понравилось, то похлопайте в ладоши.

- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

-Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь

Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и от  родителей зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения. Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ детский сад № 7 « Солнышко» п.Свердловский Лосино -Петровского муниципального городского округа Московской области. « Духовно -нравственное воспитание через православные игры».

Слайд 2

Цель духовно-нравственного воспитания - формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта , основанного на традициях православной культуры. З адачи по духовно-нравственному воспитанию детей: 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. 2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. 3. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, доброту и скромность. 4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. 5. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Слайд 3

Игра «Колокольня».

Слайд 4

Игра «Подбери цвет» . Цель :создавать условия для самоутверждения ребенка в группе детей и взрослых . Раскрыть сущность понятий «добро» и « зло».

Слайд 5

«С адовник и цветы». Цель : учить детей понимать чувства, переживаемые другими, стимулировать желание оказать помощь ,развивать чувство доброты.

Слайд 6

Игра «Ассоциации». Цель :учить детей ассоциировать добро с окружающим миром.

Слайд 7

«Свеча». Данная игра направлена на формирование доброжелательных отношений .

Слайд 8

« Волшебные очки». Цель: учить видеть в человеке хорошее, доброе ,развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим.

Слайд 9

Игра «Круг честности». Цель : формирование социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка.

Слайд 10

Игра «Пирамида любви». Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям Учить понимать значение добрых дел и добрых слов в жизни человека..

Слайд 11

Игра «Подари камушек» или «Волшебная корзина». Цель : Развитие эмпатии, развитие навыков невербального общения. воспитывать признательность и благодарность к ок - ружающим людям.

Слайд 12

Духовность -это внутренний мир личности. И личность должна уметь любить! Любить мир, людей, свою Родину! Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу. «Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех вашей жизни». Амвросий Оптинский .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия духовно-нравственного становления человека в православной семье»

В этой статье вы узнаете какие педагогические условия необходимы для духовно - нравственного становления человека....

Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств дошкольников через экологическое воспитание

Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников через организацию  работы экологического кружка...

ГМО мастер -класс "Духовно-нравственное воспитание через православные игры".19.10.22 г

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Здесь конечно же нужна систематическая ,целенаправленная, воспитател...

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ...