«Педагогические условия духовно-нравственного становления человека в православной семье»
статья (старшая группа) по теме
В этой статье вы узнаете какие педагогические условия необходимы для духовно - нравственного становления человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozlovskaya_n.v.bakushinskie.docx | 18.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка - детский сад № 72 «Акварель»
Статья на тему:
«Педагогические условия духовно-нравственного становления человека в православной семье»
Воспитатель
Козловская Н.В.
Старый Оскол
Педагогические условия духовно-нравственного становления человека в православной семье
Козловская Н. В.
В процессе развития человека происходит разворачивание его природных сил и способностей. Социум направляет это развитие и наполняет развивающиеся силы свойственным этому социуму содержанием. Человек входит в мир, но мир входит в человека. Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Основой духовно-нравственного становления человека в православной традиции является воспитание в православной семье. Согласно церковному преданию, семья рассматривается как «малая Церковь». Православная семья рождается в Таинстве Брака; в степень церковного Таинства брак возведен в новозаветной традиции по слову Господа. В Таинстве Брака благословляется потомство супругов, которым даруется благость на воспитание детей. Крепость православной семьи покоится на совместном исполнении воли Божией. Главой «малой Церкви» также как и главой Вселенской Церкви является Господь. Семья устроена иерархически: муж-глава жене, жена почитает мужа и послушна ему, дети находятся в послушании у родителей. Иерархическое устроение семьи способствует духовному становлению личности в различные периоды ее развития и раскрытию ее психофизических сил при условии признания каждым членом семьи этих Богом установленных обязанностей спасительными и обязательными. Ни один из супругов не имеет в браке друг над другом абсолютной власти. Принятие семейной иерархии и нахождение своего места в ней должно быть актом свободной воли каждого члена семьи. Насилие над волею другого, хотя бы во время любви, убивает саму любовь.
Изменения взглядов на семью в современном обществе связаны с тем, что от семьи, основанной на духовных отношениях, мы постепенно перешли к отношениям душевным (психологическим) и, далее,- к плотским (физиологическим), то есть к таким отношениям, которые в конечном итоге уже и не нуждаются в наличии семьи.
Православная семья – наследница нравственных и духовных обычаев и ценностей, созданных дедами, прадедами и пращурами. Семья, является наследницей и хранительницей духовно-нравственных традиций, более всего воспитывает детей своим укладом жизни, пониманием необходимости не только хранить, но и умножать то, что досталось нам от предыдущих поколений. С духовной точки зрения точнее будет сказать: не умножать, а поднимать на новый уровень. Семья призвана не только воспринимать, поддерживать, но и передавать из поколения в поколение духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию.
Православное воспитание в семье направленно на создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке, и осуществляется в синергии Божественной благодати и родительской деятельности христианских супругов. Благость на воспитание детей дается родителям в Таинстве Брака. Дети с помощью родителей и благости Божией побеждают в себе зачатки грехов и греховных наклонностей, которые достались им по наследству. Переход наших детей на новый уровень духовной жизни, сравнительно с нашей, есть основная цель христианского воспитания в семье.
В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем. Понятие «дисциплина» в рамках православной традиции имеет свой смысл. Если образ жизни позволяет установить правильное соотношение между духовным ядром личности и её поведением, её активностью, понятие «дисциплина» растворяется в организации поведения и ценится как фактор духовного становления. Если имеются отступления от нормального духовного становления личности в случае греховного овладения развивающимися силами, дисциплина приобретает смысл регулятора духовной жизни в конкретных её проявлениях, становится вешней помощью неокрепшим духовным силам человека.
Воспитательные установления семьи в православной традиции учитывают возрастные особенности духовно – нравственного становления человека; выделяются четыре основных периода:
- первый год жизни;
-дошкольный период;
- период школьного обучения;
- юношеский период.
Воспитательные установления дошкольного периода ориентированы на приоритетное становление речи и воли. Главное – воспитание послушания и целомудрия ума, образование здравых суждений и здоровых понятий по христианским началам, что есть добро и что есть зло. Воспитательные средства – разговоры с ребёнком и вопросы, чтение специально подобранных книг, способствующих «насыщению ума», тщательная дисциплина собственного речевого поведения при общении с ребёнком.
Воспитательные установления в период школьного обучения обусловлены тем, чтобы в процессе овладения основами наук, что составляет главную задачу школы, было сохранено благоприобретённое в семейном воспитании. Семья обязана следить, чтобы порядок и содержание школьного обучения не был противоположен духовному настрою семьи, поддерживать в нём благочестивый настрой, продолжая благотворно воздействовать на его душу, дух, окружая ребёнка церковной средой. Рекомендуем одобрять его не только за успешную учёбу, но, в первую очередь, за добронравие, поддерживая убеждения, что главное для христианина – это Богоугодная жизнь.
Воспитательные установления в юношеский период проистекают из понимания этого периода как возраста вскипания телесной и духовной жизни. Воспитательные средства – опора на христианские обеты, укрепленные в предшествующие годы, наставничество духовно опытных руководителей (хорошо, если эту задачу может выполнить один из родителей). От наставника требуется терпение, внимание к духовным нуждам воспитанника, твёрдость исповедания веры, понимание особенностей духовных опасностей, грозящих юному человеку. Главные опасности: жажда впечатлений, жажда общения, стремление к другому полу, самовозношение ума, проявляющееся в увлечении рассудочными познаниями и личными постижениями. Защитой от опасностей может быть подчинение жизни строгой дисциплине под руководством наставника, доверительные отношения со старшим духовно опытным человеком, целомудренное поведение, воцерковление ума, понимаемое как привычка сверять деятельность собственного разумения со свидетельствами церковной традиции. Путь спасения России начинается с возрождения в семьях православных начал. Именно в такой семье ребёнок будет развиваться правильно, у него будет сформирован целостный взгляд на мир, который не может дать ни одна из научных концепций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Доклад на педагогическом совете: «Развивающая предметно-пространственная среда как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников».
Необходимым условием для духовно-нравственного воспитания является предметно-развивающая среда. Она включает: уголок по духовно-нравственному воспитанию; наполняемость книжного уголка по данной теме; ...
"Использование проектных технологий - как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников" Тема: Реализация краткосрочного проекта "Моя семья – моя жизнь" в подготовительной группе ДОУ.
Краткосрочный проект в подготовительной группе "Моя семья - моя жизнь"...
"РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ"
В докладе рассматривается институт семьи как основа в воспитании и социализации ребенка. Поднимаются вопросы формирования родительской культуры. Перечисляются особенности семейного воспитания. Также п...
«Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Сотрудничество семьи и детского сада, как условие духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников» презентация для педагогов...
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДО
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций в условиях перехода к ФГОС ДОИз опыта работы духовно-просветительного родительского клуба «Свет Добра» МБ...