ГМО мастер -класс "Духовно-нравственное воспитание через православные игры".19.10.22 г
методическая разработка

Миханникова Екатерина Евгеньевна

Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Здесь конечно же нужна систематическая ,целенаправленная, воспитательная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кмастер класс25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  мастер – класса «Формирование духовно-нравственных качеств через игру».

Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сейчас материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности. Работая с детьми я обратила внимание, что у детей в игре часто присутствуют такие качества как: злость, жестокость, самолюбие.

 Поэтому формированием основ моральных  качеств нужно заниматься с дошкольного возраста.  Ведь дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы - главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Здесь конечно же нужна систематическая ,целенаправленная, воспитательная работа.

 Перед нами стоят, следующие задачи по духовно-нравственному воспитанию детей:

 1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

2. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость, доброту  и скромность.

 4. Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

 5. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Духовность -это внутренний мир личности. И личность должна уметь любить! Любить мир, людей, свою Родину!  Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу.

Обратите внимание на этого малыша, в голове у него нужные знания, а внутри пусто. Хотите наполнить кроху, духовно-нравственными качествами? Прикрепите лепестки к сердцевине цветка и назовите эти качества.

(педагоги прикрепляют лепестки, со словами: добрый, честный, любящий, заботливый, трудолюбивый, смелый, ответственный, милосердный, щедрый, самостоятельный. И объясняют их значение)

Спасибо, Вы хорошо потрудились. Но по законам физики, если в стакане вода не горячая, то она холодная. Так же и в нашей ситуации, если мы не сформируем эти качества, сразу же формируются другие.

(переворачиваю лепестки и получаются слова: злой, лживый, ненавидящий, безразличный, ленивый, трусливый, безответственный, безжалостный, жадный, пассивный)

Посмотрите и представьте, хотели бы вы встретиться с таким человеком?

Все эти качества влияют на самый главный орган жизнедеятельности человека (переворачиваю сердцевину цветка с надписью: «Духовно-нравственные качества», там сердце)

Чтобы сердце было наполнено добротой, мы проводим беседы, игры, упражнения ,досуги, праздники на формирование  духовно-нравственных качеств.  Сейчас мы проведем с вами несколько игр, которые мы проводим с детьми. Это только часть тех игр, которые мы проводим с детьми. Цель всех игр: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям.

1.Начнем с игры «Колокольня».

Я буду звонарем, а вы все колокольчики. Я вас разделю на три группы. Первая – большие колокольчики. Они звонят: «Бом, бом, бом…».

Вторая – средние колокольчики. Они звонят:

«Дили, дили, дон; дили, дили, дон…».

 Третья группа – маленькие колокольчики. Они звонят: « Дили, дили, дили…»

 По команде звонаря,т .е меня начинается колокольный звон.Если я подниму обе руки вверх,это значит большие колокола.Если я подниму одну руку вверх ,это средние колокола.  Если обе руки прижму к груди ,это маленькие колокола.

2. «Подбери цвет»

Затем раздает детям карточки 2-х цветов: белого и черного и предлагает подобрать цвет карточки для слова «хорошо» (белый цвет) и для слова «плохо» (черный цвет).

Педагог называет слова, а дети подбирают и показывают нужный цвет для слов-антонимов.

Добро — зло

горе — радость

хорошо — плохо

трудолюбие – лень

жадность – щедрость

трусость – храбрость

любовь – ненависть

грубость – вежливость

мир – война

3.Игра «Садовники и цветы».

Группа делится на две подгруппы и воспитатель объясняет правила игры: «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой- они завянут. Но сегодня мы с вами отправимся в необыкновенный сад, где растут цветы, которым не надо воды. Они увядают, если долго не слышат о себе добрых и вежливых слов. Пусть одна подгруппа будет цветами, которые завяли, а другая -садовниками, которых вызвали на помощь увядающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обращаться к каждому цветку с вежливыми словами и тогда цветы будут постепенно оживать и распускаться. Посмотрите, как зацвела наша полянка, так и наша жизнь становится радостнее, если близкие внимательны и добры друг к другу.

4. «Личные ассоциации»:

Участники представляют себя с помощью ассоциаций: «Если бы я был ...цветок, то это был бы...», «Если бы я был состоянием погоды, то это было бы …», «Если бы я был герой мультфильма, то это был бы …». Можно использовать один ассоциативный ряд (цветы, деревья, овощи, предметы мебели, блюда и т.п.), а можно предложить участнику самому выбрать любую ассоциацию.

Ассоциации. На тему «Добро». Назовите первые ассоциации, образы, которые придут вам в голову, и таким образом продолжите начатые предложения.

Если добро  это цвет, то оно…..

Если добро -это название фильма , то это…

Если добро геометрическая фигура, то это…

Если добро музыка, то она….

Если добро  страна, то она называется…

Если добро фрукт, то это…

Если добро это цветок, то это….

Если добро  известный литературный персонаж, то это…

Упражнение-активатор «Поиграем в ассоциации»

  1. Если притча – геометрическая фигура, то это  ...
  2. Если притча – цвет, то это ...
  3. Если притча – это название фильма, то это ...
  4. Если притча – настроение, то это ...
  5. Если притча – музыка, то это ...
  6. Если притча – животное, то это ...

5. Свеча.

Педагог зажигает свечу и предлагает детям встать в круг. Передавая осторожно зажженную свечу, дети говорят друг другу добрые пожелания.

6 Игра «Волшебные очки». (Стоим по кругу).

Воспитатель объявляет: Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!  А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил, эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа.

Передаю очки рядом стоящему коллеге и говорю комплименты. Передавая очки рядом стоящему, педагог называет какое-либо его достоинство.

7 «Круг честности»

Цель: формирование  социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств – честности ребенка. Ход игры: педагоги делятся на две команды. Члены одной команды встают в круг и, взявшись за руки, поднимают их вверх. Это круг честности. Вторая команда встает в цепочку, друг за другом под веселую музыку вбегает и выбегает из круга честности подобно ручейку. Когда музыка останавливается, дети, образующие круг честности, опускают руки и никого не выпускают из круга. Те, кто остались в круге, по очереди рассказывают о каких-либо честных поступках. Затем команды меняются местами.

8.Игра «Запретное движение».

Педагог показывает движения, а играющие должны их повторять, только в том случае, если я скажу «пожалуйста».

9. Игра «Светофор».

Все участники встают в колонну по одному, взявшись за туловище впереди стоящего, руки сцеплены в замок. По команде ведущего все одновременно делают шаг или маленький прыжок в соответствии с цветом:

Желтый – вправо,

Зеленый – вперед,

Красный – назад

10. Игра «Пирамида любви»

 Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это

чувство, но все мы по-разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих

Расскажите и вы, кого и что любите вы!

А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук.

Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и класть руку (выстраивают пирамиду).

Посмотрите какая высокая получилась пирамида. Высокая потому

что, мы любим и любимы сами.

11.Игра «Люди странного города»
Цель: обучение приемам позитивного взаимодействия, поднятие эмоционального фона.
Педагог рассказывает детям о сказочном городе, где на площади есть старинные часы. Как только часы бьют один раз, все жители здороваются следующим образом: потирают друг другу ладошки, если часы бьют два раза – трутся спинками, если часы бьют три раза – прикасаются коленками друг к другу. Педагог дает команду, и все начинают ходить по комнате в свободном порядке. Педагог включает звон часов, и дети начинают здороваться условным способом.

12.Упражнение «Сотворение чуда».

Цель: совершенствование навыков эмпатии и рефлексии, умению понять чувства другого, посочувствовать ему.
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке», – или предлагает что-нибудь хорошее
сделать позже (оговаривается время и место).

13.Игра «Волшебная корзина».Почему она волшебная?Потому что она несет добро и радость.

По кругу передается корзинка с мелкими подарками , каждый участник должен взять из корзины подарок и подарить  соседу справа, выразить свою радость от встречи с ним и подарить подарок со словами «Я дарю тебе этот подарок, потому что ты….»

Участники в кругу.

- Если вы рады встрече с  нами, улыбнитесь соседу.

- Если вам у нас понравилось,  то похлопайте в ладоши.

- Если вы часто сердитесь, закройте глаза.

-Если  вы выражаете гнев тем, что стучите кулаком по столу, покачайте головой;

- Если вы полагаете, что  ваше настроение зависит от настроения окружающих, подмигните;

- Если вы считаете, что у вас сейчас хорошее настроение - покружитесь

Закончить наш мастер-класс хочется словами Сухомлинского: «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро, учат злу – в результате будет зло, ибо ребёнок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать». Именно от нас и вас родителей зависит, каким вырастет ребёнок. Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Спасибо всем за сотрудничество, желаю всем успехов в работе и творческого вдохновения. Пусть приумножаются зерна доброты в ваших сердцах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

В данном материале раскрывается работа педагогов ДОУ по духовно-нравственному вооспитанию дошкольников. А также предлагается мастер-класс по ознакомлению детей с традиционным праздником "Пасха". Матер...

Выступление Гусевой М. А. на мастер-классе "Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" (17.03.2017)

Выступление музыкального руководителя Гусевой М.А. на мастер-классе для музыкальных руководителей города. Материал раскрывает понятия  духовно-нравственного воспитания, знакомит с жанровой систем...

Мастер класс «Духовно-нравственное воспитание не даст сердцу стать каменным»

Мастер класс для родителей и педагогов был подготовлен и проведён на конкурс "Воспитатель года 2020"...

Мастер класс: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки.

Мастер класс:Духовно-нравственное воспитание дошкольников через сказки....

ГМО "Духовно-нравственное воспитание через православные игры".Мастер -класс .2022 г

Мы детям даем знания, которые остаются в голове, а духовно-нравственные качества наполняют его душу....

Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.

Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....