Консультация для педагогов "Народные и обрядовые песни, как средство народной педагогики"
консультация (старшая, подготовительная группа)
Семинар-практикум «Средства народной педагогики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnye_i_obryadovye_pesni.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Родниковская
Средняя общеобразовательная школа № 32
Дошкольное отделение
Выступление на тему:
«Народные и обрядовые песни в развитии детей»
Давыдова Юлия Ряисовна,
воспитатель первой квалифицированной категории
2022 г.
Фольклор всегда был неотъемлемой частью жизни любого народа. В нем выражались его настроения, отношения к жизни и окружающей действительности.
Песни сопровождали человека на протяжении всей жизни, так что по ним можно проследить, как жил человек в древности, что было предметом и объектом его внимания. Однако все это укладывалось не в сухие строчки летописи, а в напевные и красивые песни. Среди таких поэтических народных созданий можно назвать обрядовые и народные песни.
Именно народные песни несут в себе огромную смысловую нагрузку, которая позволяет сформировать у ребенка так необходимые ему личностные качества – доброту, отзывчивость, чуткость, справедливость. Народная музыка является основой патриотического воспитания ребенка, позволяя привить ему любовь к своей стране, проникнуться национальным колоритом и воспитать чувство собственного достоинства. Поэтому уже с первого года жизни малышу необходимо прививать любовь к народной музыке, которая отвечает за нравственный и духовный аспекты его развития.
Народная музыка достаточно легка для понимания детей, имеет богатую эмоциональную окраску, передает различные чувства. Слушая ее, ребенок учится сопереживать, проникаясь радостью либо грустью, а также безошибочно определяя, какой именно информационный посыл содержится в том или ином музыкальном произведении.
Ласковые и нежные колыбельные – это первые мелодии, с которыми знакомится малыш. Именно они составляют самые важные музыкальные впечатления. Поэтому исполняются эти песни всегда с особой выразительностью, требуют искренности, теплоты и задушевности.
Частушка - сравнительно молодой жанр малого фольклора. Однако она заняла достойное место в жизни и очень любима детьми. В детских частушках часто отражаются стороны детской жизни, в юмористической форме отмечаются некоторые недостатки и неумения детей. Они помогают детям преодолеть свои страхи и комплексы, исправить ошибки своего поведения.
Музыкальные скороговорки - развивают речь, внимание, память. Исполнять скороговорку, интонируя ее на простую мелодическую попевку, легче, чем просто произносить. Музыкальные скороговорки можно использовать в работе по совершенствованию вокальных навыков, четкого произношения слов, правильной дикции. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет детям успешнее овладеть родным языком.
Большое место в приобщении детей к русской народной песенной культуре занимают народные традиции и праздники. Участие детей в театрализованных постановках и фольклорных праздниках, которые включают в себя различные жанры народного песенного и поэтического творчества, способствует развитию и формированию познавательного интереса, стремлению к изучению народного творчества, во всем его многообразии.
Обрядовые песни еще иногда называют календарно-обрядовыми. Такое уточнение говорит о том, что эти произведения народного творчества были связаны с народным сельскохозяйственным календарем. То есть шло распределение песенного наследия по тем или иным праздникам, что отмечали люди в различные времена года. Так, к календарно-обрядовым песням, которые очень любят дети, можно отнести зимние песни (колядки), весенние (веснянки), летние (песни на Ивана Купала) и осенние песни связанные со сбором урожая. Здесь уже сразу видно, что деление идет как по народным праздникам, так и по временам года.
Народная песня – это музыкальное произведение, которое было создано народом и передавалось следующим поколениям в устной форме. В большинстве случаев автор таких песен неизвестен, поэтому считается, что это произведения коллективного творчества. Когда создавались эти песни, люди были не грамотные, не умели читать и писать, поэтому песни не записывались, а запоминались и рассказывались.
Мелодия в русской народной песне играет не главную роль. В большинстве случаев она очень проста, так как создавалась без помощи музыкальных инструментов одним голосом. Не редко встречается народная песня и без привычной рифмы. Но благодаря глубокому смыслу, заключенному в песнях, они очень эмоциональны и искренни.
Русская народная песня – это национальное достояние русского народа. В ней прослеживается самобытность и уникальность нашей культуры, менталитета, мировоззрения, традиций и обычаев. Она представляет огромную ценность для всех поколений, ведь в ней заключен дух всего русского народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей "Русское народное творчество как средство народной педагогики"
Ознакомление родителей с народной педагогикой, различными видами устного народного творчества. Испльзование народной педагогики в воспитании ребенка....
Русское народное творчество как средство народной педагогики
Народная педагогика, став самостоятельной областью народной культуры, создала целостную систему обучения и воспитания с учетом специфических особенностей наций, этносов, на...
Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста
Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»
Консультация для воспитателей "Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики"...
Консультация для педагогов " Пословицы и поговорки,как средство народной педагогики"
Консультация для педагогов "Пословицы и поговорки,как средство народной педагогики"...
Консультация для педагогов (Семинар"Игры и игрушки, как средство народной педагогики")
Сообщение на семинаре для педагогов " Игры и игрушки,как средство народной педагогики"...