Консультация для педагогов (Семинар"Игры и игрушки, как средство народной педагогики")
консультация (младшая группа)

Лагутина Елена Валерьевна

Сообщение на семинаре для педагогов " Игры и игрушки,как средство народной педагогики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар 19.10.2022 г15.42 КБ

Предварительный просмотр:

В ряду известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка – один из видов народного искусства. С самого рождения ребенка игрушка становилась непременным спутником его жизни.  

Среди игрушек не было случайных поделок, все они готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту. Самым маленьким предназначались игрушки, привлекающие внимание и успокаивающие, корректирующие их первые движения – всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные яркие подвески.

По мере того как ребенок подрастал, игрушки изменялись и усложнялись. Теперь они помогали ему учиться ходить, осваивать пространство (например-каталка на палочке).

Когда же у ребенка появлялись устойчивость и уверенность, можно было поиграть с другой каталкой – на веревочке. Чаще всего это был конь на колесах – такая игрушка развивала ребенка физически и духовно.

 Игровой набор у крестьянских детей был небогат, но отличался практичностью. Игрушки для бросания и стрельбы – мячи и луки – тренировали в ребенке меткость и ловкость; волчки, кубари, жужалки открывали тайны механики, прививали технические навыки.

 Часто дети и сами мастерили игрушки. При этом что-то познавали, открывали, импровизировали, учились работать, понимать природу.

Деревенские ребята рано овладевали инструментом (топором и ножом), быстро перенимали приемы работы с разным материалом; подростки уже сами создавали игрушки, поражающие своим разнообразием.

Например:

  • погремушки, побрякушки и тарахтушки из различного материала и разнообразной формы.     Эти игрушки успокаивали детей при плаче, служили забавой для совсем маленьких;
  • волчок, фурчалки, плясуны, бубен, которые служили не только для развлечения, но и развивали детей;
  • дудки, сопелки, рожки, свирели, жалейки – очень похожие между собой простейшие музыкальные инструменты. При хорошем слухе и терпении на них можно было наигрывать разнообразные мелодии;
  • кукла – наиболее распространенная игрушка. До 7–8 лет все дети играли в куклы. Их делали из тряпок, дерева, лепили из глины, вертели из соломы. Куклы из ткани шили бабушки и  матери и обучали также этому мастерству девочек. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия.

Отношение крестьян к игрушкам было бережным: их не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, хранили в корзинах, лубяных коробах, ларчиках.

Игрушек у крестьянских детей было немного. Малое количество игрушек должно было стимулировать детскую фантазию, стремление изготовить их самостоятельно

Игрушка долгое время сохраняла отголоски древних языческих представлений – наделялась дополнительным, особым смыслом. Так, погремушки и свистульки выполняли еще и обережную функцию – шумом и свистом отгоняли от ребенка злых духов. Кукла символизировала древнее представление о женщине-прародительнице, конь- символ слуги солнца, приносил на землю его благодать, птица -"отпирала" весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю, медведь подавал земледельцу добрую силу и т.д.

Игрушка всегда была веками проверенным средством, с помощью которого из поколения в поколение передавались представления о мире, мастерство, традиции нравственной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Консультация для педагогов Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»

Консультация для воспитателей "Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики"...

Семинар-практикум: «Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»

Семинар-практикум:«Приобщение детей к здоровому образу жизни средствами народной педагогики»...

Консультация для педагогов " Пословицы и поговорки,как средство народной педагогики"

Консультация для педагогов "Пословицы и поговорки,как средство народной педагогики"...

Выступление на семинаре на тему: «Народные подвижные игры как средство народной педагогики»

В материале раскрывается вопрос значения народных подвижных игр для развития и воспитания детей, виды игр, типы игр,описание  игр народов разных народов....

Консультация для педагогов «Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Консультация для педагогов«Театрализованная игра,как одно из средств ознакомления дошкольниковс окружающим миром»...