Консультация для педагогов " Пословицы и поговорки,как средство народной педагогики"
консультация
Консультация для педагогов "Пословицы и поговорки,как средство народной педагогики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_znachenie_poslovits_i_pogovorok_dlya_razvitiya_detey.docx | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Родниковская средняя общеобразовательная школа № 32
Дошкольное отделение
Доклад на тему:
«Значение пословиц и поговорок для развития детей
дошкольного возраста»
Седина Юлия Вячеславовна,
воспитатель
2022 г.
Значение пословиц и поговорок в развитии детей
Пословица - коротенькая притча, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. …
«От пословицы не уйдешь», «Пословица ведется , как изба веником метется», «На пословицу , что и на дурака , суда нет». «Это сочинение и достояние общее, как и сама радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором», -говорил В.И. Даль.
« Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей! Что за золото!» - так говорил о русских пословицах А. С. Пушкин. Действительно, пословицы - это золотые россыпи в нашем языке. Они помогают нам понять историю нашего народа, учат любить свою Родину, быть честными и трудолюбивыми, учат верить в добро, справедливость, уважать знание и книгу. Они порицают лень, невежество, высмеивают жадность и другие отрицательные качества человека. Используя пословицы в речи, мы делаем ее образной, красочной, выразительной.
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание в работе с детьми.
В современной педагогике существует отдельный раздел, который называется этнопедагогика. Он занимается изучением народного опыта в воспитании и обучении подрастающего поколения. Каждая культура внесла cвои этнические штрихи и традиции в понимание этого вопроса.
Сколько прекрасных пословиц придумал мудрый русский народ! И каждый из нас в повседневной жизни, чтобы убедить в чём-либо собеседника, прибегает к помощи народных изречений. Почему бы и детей не познакомить с ними и не научить использовать в общении с другими людьми? Ведь темы пословиц бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится» и т.д.
В работе с детьми дошкольного возраста пословицы давно заняли прочное место как одно из эффективных средств воспитания. С их помощью можно выразить не только своё восхищение, но и деликатно высказывать осуждение. Пословицы отличаются простотой и сжатостью, логической завершённостью, образной выразительностью. Всё в них целесообразно, экономно. Каждое слово на месте. Они вводят ребёнка в мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. Пословицы учат, в них осуждается лень, хвастовство, нерадивость. Восхваляются скромность, ум, трудолюбие. Пословицы раскрывают разные стороны поведения человека, черты его характера, помогают воспитывать в ребёнке и чувство любви к родной земле, родине, Отечеству. В них обобщён опыт нашего народа, сформулирован его кодекс. По определению Я.О. Каменского: «Пословица есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое». Удачное применение пословиц и поговорок способствует исправлению тех или иных личностных недостатков ребёнка. Образность пословиц делает их эффективным средством убеждения, а определённый ритм облегчает детям их запоминание.
Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Пословицы — это бесценное наследие всех народов нашей планеты. Все они формировались тысячелетиями за много лет до появления, каких либо признаков письменности. Поговорки передавались от одного человека другому, как говорится из уст в уста. И, без всякого сомнения, будет правильно сказать, что поговорки - это один из самых древних жанров фольклора как такового. Художественная безупречность пословицы: ее образность, несравненная глубина, содержащаяся в ней, а так же яркость и богатство человеческой речи, дало им возможность вечно жить в культурах всех народов населяющих нашу планету.
Любой человек, соприкоснувшийся хоть немного с этим удивительным миром, начинает расти и совершенствоваться в интеллектуальном плане, раздвигая свои горизонты познаний и набираясь житейской мудрости. Со временем огромное количество народных высказываний делаются понятными и близкими нам в духовном отношении. Ведь в поговорках заложена великая мудрость самых разных народов живших когда-то и ныне живущих на земле, а так же многовековой опыт сменяющих друг друга поколений. Они умеют учить, давать советы, предостерегать; хвалить любовь к труду и честности, воспевать смелость и стремление творить добро; и вместе с тем же высмеивать завистников и скупость, чувство трусости и лени; не одобряют человеческий эгоизм и высокомерие.
Первым знакомством с миром пословиц может стать…чтение сказок. Например ,сказку о том ,как лиса предложила волку наловить рыбу из проруби хвостом, можно завершить словами: «Недаром пословица говорит: «Без труда не выловишь и рыбки из пруда». Детям надо объяснить, что такое « пословица» - это мудрые слова, которые придумали люди много лет тому назад. Эти слова подходят не только для данной сказки, но и для других случаев: без труда нельзя приготовить еду, без труда нельзя сшить одежду, без труда даже нельзя убрать игрушки и привести свои вещи в порядок.
Лучшая возможность познакомить ребенка с пословицей - употребить ее в житейской ситуации. Тогда она станет понятнее и легче запомнится. Например, во время еды уместно произнести пословицу : «Когда я ем ,я глух и нем. Когда покушаем, то вас и послушаем».Во время занятий или каких то поручений уместно сказать детям пословицу: «Сделал дело , гуляй смело».Катаясь зимой с ребенком на санках, самое время вспомнить известное «Любишь кататься, люби и саночки возить».Такие пословицы послужат хорошим воспитательным средством.
Другая ситуация - занятия по аппликации или конструированию. Уместно произнести - «Семь раз отмерь, один отрежь». Всегда следует несколько раз проверить, а правильно ли отмерили, прежде чем отрезать.
Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. « Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»- это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождичка в четверг»,-говорим мы о том , что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе.
Многие пословицы не так просты, как могут показаться на первый взгляд. Некоторые из них утверждают прямо противоположные вещи, например «Не спеши да поторапливайся». Глубинный смысл таких пословиц кроется в отношении к жизни наших предков, всегда старавшихся выбирать золотую середину. Неправильным считались любые крайности – спешка и необоснованная медлительность , скупость и мотовство, трусость и бесшабашная храбрость. Пословицы выражали правила золотой середины , которые предписывалось выполнять каждому человеку.
В русском фольклоре есть пословицы , которые вовсе не являются образцами для поведения. Детям следует объяснить, что пословицы придумывали самые разные люди. Находились среди них и лентяи , которые не любили трудиться и оправдывали себя тем ,что « работа не волк». Впрочем, трудолюбивых людей, среди наших предков, было гораздо больше, чем лентяев, и пословиц о труде, как о самой большой добродетели, значительно больше. « Хочешь есть калачи, так не сиди на печи», «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня», «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит».
Нам - педагогам детских садов, необходимо донести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской культуры, воспитываем ребят в национальных традициях. Для этого мы обращаемся к истокам русской культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Необходимо соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни детей. Использовать потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми. Они удовлетворяют рано возникшую у детей потребность в художественном слове. Очень интересно ребятам знакомиться с малыми жанрами русского фольклора – пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают, разнообразные стороны действительности. Необходимо объяснить детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая их особенности, как изысканность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.
Особое место занимает занятия по составлению детьми загадок о предметах старинного быта. Каждая народная загадка отображает окружающий человека мир. Составить загадку - значит обычными мыслями и предметами придать метафорическую форму выражения. И наоборот, ее метафорические образы заменить реальностью.
Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают к сообразительности, вниманию. Разученные с детьми прибаутки, считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и содержательным.
Пословицы благодаря своему разнообразию – прекрасный материал для развития речи. Их систематическое использование в работе с детьми способствует формированию умения выделять смысловые связи слов и словосочетаний. Стараясь объяснить их значение, дети совершенствуют навыки связной речи, а постигая смысл пословиц, развивают мыслительные способности.
Организуя работу с детьми, необходимо продумывать упражнения, специальные и творческие задания с использованием пословиц. Давать задания в привлекательной форме, используя игровые, соревновательные и другие мотивационные установки. При этом уделить внимание развитию понимания прямого и переносного значения слов, иносказательного содержания пословиц и поговорок, а также совершенствованию таких типов речи, как рассуждение, объяснение, доказательство.
Упражнения для работы над пословицами
1. Упражнение: «Закончи пословицу»
Воспитатель произносит пословицу, пропуская одно слово, а дети должны подобрать соответствующее. В случае затруднения помочь ребёнку выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов.
2. Упражнение: "Завиральные пословицы"
Воспитатель проговаривает пословицы, при этом одна из них искажена. Дети, услышав её, должны хлопнуть в ладоши и сказать пословицу правильно.
3. Упражнение: "Кто знает, пусть продолжает"
Первый ребёнок произносит пословицу, а следующий проговаривает другую, но, обязательно, соответствующую заданной теме.
4. Упражнение: "Объяснялки"
Дети объясняют значение той или иной пословицы, поговорки. Вариантом может быть подбор к пословице соответствующих иллюстраций, картинок, фотографий и т.д. Уместно и использование вопросов типа: "О ком можно сказать, что он дрожит как осиновый лист? ", "Кому следует говорить: не спеши языком - торопись делом?", "Кому и в каком случае мы скажем: что посеешь, то и пожнёшь?", "Почему голова без ума - лукошко?".
Введение пословиц в речь детей требует определённой системы. Прежде всего, надо проводить работу над отдельными словами и их значением. Объяснять детям смысл пословиц и поговорок, используя приём сравнения, сопоставления предметов или явлений. И только потом переходить к объяснению переносного значения всей пословицы. Хороший результат даёт приём "переделывания" пословиц с помощью таких слов, которые делают пословицу понятной всем. Сравниваем звучание полученной фразы - пословицы и приходим к выводу, что последняя, за счёт использования необычных волшебных слов, звучит красивее.
Следует заметить, что на начальном этапе работы с детьми надо использовать наиболее простые, доступные их пониманию пословицы и поговорки.
Подборка пословиц для работы.
Пословицы и поговорки о труде.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Мала пчелка, да и та работает.
Усердная мышь и доску прогрызет.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Пословицы и поговорки о дружбе.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг познается в беде.
Друзья — не разлей вода.
Старый друг лучше новых двух.
Друг денег дороже.
Друга за деньги не купишь.
Пословицы и поговорки о речи.
Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Нем, как рыба.
Не спеши языком, торопись делом.
Никто за язык не тянет.
Язык до Киева доведет.
Молчание — золото.
Пословицы и поговорки о пище.
Голод и волка из лесу гонит.
Голоден, как волк.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Мельница сильна водой, а человек едой
Пословицы и поговорки о времени
Семеро одного не ждут.
Тише едешь — дальше будешь.
Поспешишь — людей насмешишь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Делу время, потехе час.
Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь.
Литература:
1.Даль В.И. «Пословицы русского народа». М., 1984.
2.Зигуленко С. Н. «Детский словарь пословиц и поговорок в картинках». М.,2012.
3.Клюхина И.В. «Пословицы, поговорки и крылатые выражения»
4.Кузнецов С.А. «Современный толковый словарь русского языка». М., 2004.
5.Крылова Н. «Окно в мир пословиц». Журнал «Мой ребенок»,2004 №9.
6.Круглов Ю.Г. « Русские народные загадки, пословицы, поговорки». М., 1990.
7.Мулько И.Ф. «Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет». М., 2007.
8.Сысоев В.Д. «Пословицы и поговорки». М.,2008.
9.Тарабарина Т.И. «Пословицы, потешки, скороговорки». Ярославль, 1996.
новая книга: "500 скороговорок, пословиц, поговорок для детей".
10.Ушакова О.Д. « Загадки и пословицы о природе и погоде» - Справочник школьника.- СПб.,2009.
11.Ушакова О.Д. «Пословицы и стихи о семье и детях» - Справочник школьника.- СПб.,2009.
12. Ушакова О.Д. « Пословицы и поговорки об учебе и труде»- Справочник школьника. – СПб ., 2010.
13.Шергин Б. В. « Одно дело делаешь, другого не порть: Пословицы в рассказах». – М.,1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры
В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....
Средства народной педагогики. Пословицы.
Пословицы - как средство воспитания....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»
О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....
Консультация для педагогов «Развитие творческого потенциала дошкольников средствами народного искусства»
материал для воспитателей ДОУ...
Консультация для педагогов "Народные и обрядовые песни, как средство народной педагогики"
Семинар-практикум «Средства народной педагогики»...
Консультация для родителей «Пословицы и поговорки как средство нравственного воспитания детей».
Специфика процесса нравственного воспитания во многом обусловлена его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и...