Консультация для воспитателей «Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»
консультация

Смирнова Ольга Владимировна

Консультация для воспитателей "Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Г.о. Подольск

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 19

Консультация для воспитателей

«Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»

                                                                        Подготовила и провела:

                                                                          Воспитатель Смирнова О.В.

5 декабря, 2018


Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155), содержание образовательной программы ДОО должно обеспечивать гармоничное развитие личности и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование опорно-двигательной системы организма, развитие физических качеств, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение основными движениями, формирование первоначальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и становление саморегуляции в двигательной сфере и пр.

Особое значение в процессе физического развития детей имеют народные подвижные игры (обрядовые календарные, бытовые, игры-забавы, хороводные и с пением и пр.), которые имеют давнюю историю и большой воспитательный потенциал. Как историческое явление они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, и в разной степени содействовали решению образовательных, развивающих и воспитательных задач физического воспитания дошкольников. Как особый вид деятельности они стимулируют детскую двигательную и речевую активность. Поскольку содержание народных игр отражает отношение к природе, быту и мировоззрению определенного народа, игры содействуют формированию ценностных ориентаций. Как важное и универсальное средство в настоящее время они активно используются воспитателями детских садов во время утренней гимнастики, занятий по физической культуре, во время прогулок, в качестве физкультминуток или двигательных пауз и т.д.

Народная педагогика успешно применяется в развитии детской личности, что стало традицией дошкольного образования.

Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению  сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все – за одного» - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое  значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное  скандирование считалок, предшествующих игре:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

***

Я куплю себе дуду

И по улице пойду,

Громче, дудочка, дуди:

Мы играем, ты води.

***

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи - тебе водить.

Помимо считалок, существуют и жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделится на команды. Например, игроки выбирают путём считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего воротца задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:

«Красное яблочко или золотое блюдечко?»

«Ниточка или иголочка?» и т. п.

Играющий встаёт позади того, кого выбрал. Таким образом все дети делятся на две команды и начинается игра.

В некоторых народных играх перед их началом и в самом содержании применяются забавные певалки. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:

Мышка, мышка,

Продай уголок

За шильце,

За мыльце,

За белое полотенце,

За зеркальце!

После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.

В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чём стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.

Основным условием успешного внедрения народных игр  в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым  репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.

Объяснение новой игры может проходить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями и фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрять и активизировать застенчивого ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким).

Педагогу следует понимать, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Использование подвижных игр и фольклора в процессе физического воспитания дошкольников оказывается весьма успешным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»

Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»...

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста...

Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»

теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....

Консультация для педагогов (Семинар"Игры и игрушки, как средство народной педагогики")

Сообщение на семинаре для педагогов " Игры и игрушки,как средство народной педагогики"...