Консультация для воспитателей «Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»
консультация
Консультация для воспитателей "Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskoe_vospitanie_i_razvitie_detey_sredstvami_narodnoy_pedagogiki.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Г.о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 19
Консультация для воспитателей
«Физическое воспитание и развитие детей средствами народной педагогики»
Подготовила и провела:
Воспитатель Смирнова О.В.
5 декабря, 2018
Согласно ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155), содержание образовательной программы ДОО должно обеспечивать гармоничное развитие личности и охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено на формирование опорно-двигательной системы организма, развитие физических качеств, равновесия, крупной и мелкой моторики обеих рук, овладение основными движениями, формирование первоначальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и становление саморегуляции в двигательной сфере и пр.
Особое значение в процессе физического развития детей имеют народные подвижные игры (обрядовые календарные, бытовые, игры-забавы, хороводные и с пением и пр.), которые имеют давнюю историю и большой воспитательный потенциал. Как историческое явление они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, и в разной степени содействовали решению образовательных, развивающих и воспитательных задач физического воспитания дошкольников. Как особый вид деятельности они стимулируют детскую двигательную и речевую активность. Поскольку содержание народных игр отражает отношение к природе, быту и мировоззрению определенного народа, игры содействуют формированию ценностных ориентаций. Как важное и универсальное средство в настоящее время они активно используются воспитателями детских садов во время утренней гимнастики, занятий по физической культуре, во время прогулок, в качестве физкультминуток или двигательных пауз и т.д.
Народная педагогика успешно применяется в развитии детской личности, что стало традицией дошкольного образования.
Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка», «Олени и пастухи» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребёнка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребёнок должен проявить более сложную, т. е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т. е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребёнок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыплёнка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все – за одного» - цыплята), ответственности, смелости, находчивости (наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
***
Я куплю себе дуду
И по улице пойду,
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
***
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи - тебе водить.
Помимо считалок, существуют и жеребьёвки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделится на команды. Например, игроки выбирают путём считалки сначала двух детей, а они, договорившись, кто из них как будет называться, встают в пару и, подняв вверх соединённые руки, образуют воротца. Остальные играющие друг за другом проходят или пробегают в эти воротца. Последнего воротца задерживают: игроки опускают руки и тихо спрашивают:
«Красное яблочко или золотое блюдечко?»
«Ниточка или иголочка?» и т. п.
Играющий встаёт позади того, кого выбрал. Таким образом все дети делятся на две команды и начинается игра.
В некоторых народных играх перед их началом и в самом содержании применяются забавные певалки. Например, в игре «Уголки» водящий подходит к кому-либо из стоящих в «уголке» (очерченном на земле круге) и говорит:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце,
За мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
После этих слов все играющие меняются уголками (перебегают), а водящий старается занять свободный уголок.
В игре «Жмурки» водящему завязывают глаза, а затем происходит такой диалог: «Кот, кот, на чём стоишь?» Жмурка: «На квашне». «Что в квашне?» Жмурка: «Квас». «Лови мышей, а не нас». После чего начинается игра: все разбегаются, жмурка ловит.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остаётся глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации.
Объяснение новой игры может проходить по-разному. Например, воспитатель предварительно рассказывает о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, показывает иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовывает национальными обычаями и фольклором. Или можно образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего и перейти к распределению ролей, которое, помимо применения считалок, проходит иногда путём назначения водящего в соответствии с педагогическими задачами (поощрять и активизировать застенчивого ребёнка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым и ловким).
Педагогу следует понимать, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им будущей жизни.
Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Использование подвижных игр и фольклора в процессе физического воспитания дошкольников оказывается весьма успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО СРЕДСТВАМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
методический доклад...
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Физическое воспитание детей дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»
Консультация для педагогов «Физическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Что нужно знать родителям»...
Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста
Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста...
Игровой тренинг с воспитателями «Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры»
теоретический доклад и практический тренинг с народными играми с педагогами ДОУ на тему "Физическое развитие детей средствами народной игровой культуры"....
"Физическое развитие детей средствами народной игровой културы"
Игровой тренинг для педагогов в ДОУ....
Консультация для педагогов (Семинар"Игры и игрушки, как средство народной педагогики")
Сообщение на семинаре для педагогов " Игры и игрушки,как средство народной педагогики"...