Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста
проект (младшая группа)
Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вследствие отрыва от семьи, перестройки режима дня, изменения активного круга общения ребенка возможна перестройка его систем жизнедеятельности. Часто ребенок начинает чаще болеть, становится плаксивым и неуравновешенным. Родителям, да и педагогам небезразлично состояние маленького человека! Именно поэтому для решения задачи максимально мягкой адаптации ребенка в детском саду, создав условия семейного воспитания, приближенного к домашним. Для успешного решения назревших проблем мы решили обратиться к ресурсам НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. В чем же заключается ее ресурс? Сначала необходимо разобраться в вопросе, что же такое НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА? Итак, понятие «народная педагогика» или «этнопедагогика» заключает в себя совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей и взрослых друг с другом. Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, в народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания. Система воспитания основана на наблюдениях и осмыслении явлений живой и неживой природы, фольклорных текстах (сказках, песнях, потешках, прибаутках и пр.). О природосообразности воспитания указывают метафоры, передающие конкретные педагогические представления: «цветок», «отросток», «семя», «побег», «поросль», «семья» и т.д. Вся система воспитания заключалась в приобщении к системе традиций, а произведения фольклора являлись не только носителями исторических и смысловых идей, но и являлись своего рода дидактическим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_matreshka.docx | 518.66 КБ |
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД №58
Московская обл., городской округ Подольск, ул. Филиппова, д. 3а,
тел/факс 8/4967/54-23-96, E-mail: progimnasija58@mail.ru
_________________________________________________________________________________
ПРОЕКТ
«Матрешка»
по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение
к народной культуре средствами народной педагогики
в группе адаптации и развития детей младшего возраста
кратковременного пребывания
Проект разработан и реализован:
Парфеновой А.Л., воспитателем
Г.о. Подольск 2018 г.
Методический паспорт проекта
Структура | Содержание |
Тема | Образовательный проект по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста кратковременного пребывания «Матрешка». |
Руководитель проекта | Курбатова Л.М., директор МОУ начальной школы – детского сада №58; Гордеева Ю.А., заместитель директора по ВМР |
Исполнитель проекта | Группа кратковременного пребывания МОУ начальной школы – детского сада №58 Городского округа Подольск |
Юридический адрес исполнителя проекта | 142115, Городской округ Подольск, улица Филиппова, дом 3а, тел. 8(4967) 54-23-96 |
Адресация проекта
| Проект предназначен воспитателям всех форм пребывания детей в детском саду, в том числе вариативных форм организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, заведующим, методистам, музыкальным руководителям и другим специалистам ДОУ. |
Цель проекта | Создание модели тесного взаимодействия детского сада и семьи на основе совместного приобщения к русской национальной культуре средствами, доступными на возрастном этапе детей 2-3 лет. |
Задачи проекта |
|
Благополучатели проекта | Воспитанники групп кратковременного пребывания и их семьи, педагоги ДОУ. |
Типовые особенности проекта | Долгосрочный, образовательный, социально-адаптивного характера с открытой системой координации, с использованием ресурсов организаций социальной инфраструктуры, уровень образовательной организации.
|
Ожидаемые результаты реализации проекта. |
|
Исполнители основных мероприятий. | Парфенова Анна Леонидовна, воспитатель – основной разработчик материалов; Гришина Светлана Викторовна, музыкальный руководитель; Гордеева Юлия Александровна, заместитель директора по ВМР, педагог дополнительного образования. |
Ресурсы | Материально-техническое оснащение группы кратковременного пребывания; Методическое обеспечение проекта, включающее в себя программы дополнительного образования, ориентированные на реализацию совместную с родителями как непосредственными участниками занятий кружка; Оказание технического содействия для публикации статей, создания видео- и фото-презентаций проекта. |
Пояснительная записка
Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вследствие отрыва от семьи, перестройки режима дня, изменения активного круга общения ребенка возможна перестройка его систем жизнедеятельности. Часто ребенок начинает чаще болеть, становится плаксивым и неуравновешенным.
Родителям, да и педагогам небезразлично состояние маленького человека! Именно поэтому для решения задачи максимально мягкой адаптации ребенка в детском саду, создав условия семейного воспитания, приближенного к домашним. Для успешного решения назревших проблем мы решили обратиться к ресурсам НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
В чем же заключается ее ресурс? Сначала необходимо разобраться в вопросе, что же такое НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА?
Итак, понятие «народная педагогика» или «этнопедагогика» заключает в себя совокупность знаний и навыков воспитания, передающихся в этнокультурных традициях, народном поэтическом и художественном творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей и взрослых друг с другом.
Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, в народном сознании четко выражены идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания. Система воспитания основана на наблюдениях и осмыслении явлений живой и неживой природы, фольклорных текстах (сказках, песнях, потешках, прибаутках и пр.). О природосообразности воспитания указывают метафоры, передающие конкретные педагогические представления: «цветок», «отросток», «семя», «побег», «поросль», «семья» и т.д.
Вся система воспитания заключалась в приобщении к системе традиций, а произведения фольклора являлись не только носителями исторических и смысловых идей, но и являлись своего рода дидактическим материалом.
В народной педагогике прослеживается четкость, логичность, системность, преемственность. Педагогические понятия четко определены: вскармливание, питание, уход, пестование, наставление и др. Традиционные представления о ребенке как о СУБЪЕКТЕ воспитания реализовывались в народной педагогике в особом понимании и заботливом отношении к детям, попытках разумно регулировать взаимоотношения взрослых, подростков и младших детей.
В традициях достаточно полно представлены факторы воспитания: природа, слово (мысль), труд (дело, деятельность), быт (обычаи, традиции), искусство, нравственные ориентиры, общение (игра).
Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре своего народа: словесному воздействию придавался особый смысл.
Конкретные цели воспитания воплощаются в образе идеального человека. У русских это «добрый молодец» и «красная девица», «умница-красавица». В этих идеалах просматривается традиционное понимание педагогических функций развития ума, воспитание честности, порядочности, благородства, патриотических чувств, человечности, трудолюбия, нравственности и пр. Идеалы совершенной личности у разных народов очень близки друг другу. Они включают в семя ум, красоту, нравственность, здоровья и физическую силу, выносливость, трудолюбие.
В народной русской педагогике учитываются возрастные индивидуальные особенности детей, так называемая материнская педагогика, содержащая мнообразные средства воспитания детей младшего возраста, предусматривает сочетание словесного и эмоционального воздействия (потешки, пестушки, считалки, скороговорки, прибаутки и пр.) с физическими упражнениями. В народных традициях имеют место и своеобразные формы организации жизни молодежи и детей: игры, совместные посиделки, вечерки, чаепития, праздники и пр.
Таким образом, изучив теоретическую основу, мы пришли к заключению о целесообразности использования элементов народной педагогики в практике организации процесса адаптации, социализации и развития детей младшего дошкольного возраста в группе кратковременного пребывания в детском саду.
Однако, изучив методическую литературу и другие ресурсы по данной теме, мы пришли к заключению о том, что данная тема методически разработана очень слабо, особенно в тех моментах, которые касаются вопросов взаимодействия с семьей. А этот вопрос очень важен, так как в самой его сути доминируют именно традиции семейного воспитания!
Таким образом, в своей работе мы сделали акцент на активное вовлечение родителей в педагогический процесс, ознакомление их с культурными практиками и традициями своего народа. Роль педагогов ДОУ в данном контексте заключалась не в позиции наставника, а в позиции инициаторов и идейных вдохновителей проекта. Мы запустили процесс и получали порой неожиданные, очень творческие результаты. В дальнейшем большинство идей уже шли от самих родителей, которые с большим интересом, вниманием и очень творчески включились в проект: инсценировали сказки, представляли свои «рукотворные» шедевры на конкурсе Мастериц, участвовали в дистанционных творческих конкурсах, помогали изготавливать народные куклы, участвовали в спортивно-оздоровительных досугах и многое другое.
Наконец, возникла задумка обратиться к ресурсам социума и привлечь Школу фольклорного искусства «Моя Русь», которая в большинстве своем состоит из учеников нашего учреждения МОУ начальной школы – детского сада №58, а некоторые учащиеся данной школы являются братьями или сестрами наших малышей. Так мы решили еще одну задачу – сохранения и упрочения семейных традиций.
Пусть наши дети еще малы! Главное, начало положено, семьи с большой благодарностью и доверием относятся к детскому саду и педагогам-новаторам, работающим здесь!
Цель данного проекта - создание модели тесного взаимодействия детского сада и семьи на основе совместного приобщения к русской национальной культуре средствами, доступными на возрастном этапе детей 2-3 лет.
Задачи проекта:
- Способствовать мягкой адаптации детей раннего возраста в детском саду;
- Создать условия для активного вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, на позициях активного партнерства как полноправных участников образовательного процесса;
- Приобщать детей, родителей, педагогов к русской национальной культуре, исследовать ресурс народной педагогики;
- Изучить и использовать ресурс народной педагогики для успешного развития детей раннего возраста;
- Использовать ресурсы окружающего социума - установление партнерских отношений со Школой фольклорного искусства «Моя Русь»;
- Разработать систему мероприятий, включающую активную совместную деятельность детского сада и семьи (семейных мини-проектов, фольклорных праздников, совместный досуг с использованием объектов инфраструктуры города).
Важно также понять, почему данный проект назван «Матрешка». Во-первых, матрешка является традиционной (хотя и не очень древней) национальной игрушкой, которая очень нравится детям, особенно малышам. Во-вторых, матрешка отражает суть народной культуры, ее многогранность и многоуровневость: за любым событием, явлением, предметом, как правило, стоит глубинный сакральный смысл, отражающий традиции, космогонические представления наших предков, мораль и эстетику. В-третьих, матрешка отражает суть педагогического поиска и реализации наших замыслов, совместную работу с семьями и их поддержку. И, наконец, матрешка это образ семьи, матери, заботы и любви.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Исходя из актуальности, цели и задач, содержание данного проекта можно представить 4 блоками:
I блок. Создание условий для успешного функционирования групп кратковременного пребывания детей младшего возраста. Решался он через создание условий предметно-пространственной развивающей среды, подбор квалифицированных кадров для работы с детьми младшего возраста, отбор методик, составление программно-методического комплекса для воспитательно-образовательной работы.
II блок. Ориентирован на объединение усилий детского сада и семьи для наиболее полной безболезненной адаптации и развития детей младшего возраста к условиям ДОУ. Этот блок реализовывался через проведение совместных мероприятий с родителями (праздников, экскурсий, родительских собраний, родительских клубов). В том числе реализация программы дополнительного образования адаптации и развития детей младшего возраста совместно с родителями «Здравствуй, малыш!».
III блок. Направлен на совместное (педагоги, родители и дети) ознакомление с культурными традициями своего народа и проведение совместных мероприятий по Русской народной культуре.
IV блок. Социальное партнерство со Школой фольклорного искусства «Моя Русь». Приобщение к культурным традициям и культурным практикам в данной школе и совместное проведение мероприятий.
Структура проекта,
отражающая взаимодействие участников проекта.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этап | Мероприятие | Сроки | Задачи мероприятия | Ресурсы | Ответственный |
Подготовительный | Анализ состояния ППРС группы кратковременного пребывания и дооснащение группы | Май-август | Выявить и реализовать потребность в организации ППРС | Бюджетные и внебюджетные средства, участие родителей | Директор, зам. по ВМР, воспитатель группы |
Собеседование и анкетирование родителей | июнь | Выявить индивидуальные запросы семьи и заинтересовать проектом | В рамках процедуры приема и оформления документации вновь прибывших детей | Директор, зам. по ВМР | |
Совещание по организации проекта | Август-сентябрь | Определить цели и задачи проекта, систему реализации, распределить и детализировать обязанности участников | - | Директор, зам. по ВМР, воспитатель группы, музыкальный руководитель, психолог, представители родительской общественности | |
Создание мини-музея «Народная игрушка» в группе | Август-сентябрь | Пополнить группу народными игрушками, играми, пособиями и изготовить своими руками | Бюджетные и внебюджетные средства, посильное участие родителей | Директор, зам. по ВМР, воспитатель группы | |
Практический | Использование на занятиях элементов устного народного творчества: потешки, заклички, прибаутки и пр. | Сентябрь - май | Воспитательно-образовательная работа в группе по приобщению к русскому фольклору детей ГКП | - | Воспитатель |
Проведение кружка дополнительного образования «Здравствуй, малыш!» совместно с родителями | Октябрь- май | Способствовать скорейшей социализации и творческому развитию детей младшего возраста, повышение компетенций родителей в вопросах раннего творческого развития детей | Программа кружка дополнительного образования, изостудия | Педагог дополнительного образования | |
Родительское собрание с приглашением педагогов ШФИ «Моя Русь». | Октябрь | Первичное ознакомление родителей с проектом, обсуждение, проекты | - | Воспитатель, зам по ВМР | |
Заседание родительского клуба «Здоровый малыш» | Ноябрь | Обсуждение вопросов по семейному закаливанию детей, составление копилки народных средств и рецептов профилактики и лечения простудных заболеваний | Приглашенные члены семьи Б.П. и Е.А. Никитиных в учреждение | Директор, воспитатель, члены Управляющего совета | |
Проведение мероприятия, посвященного Дню матери «Наши мамы – мастерицы!» | Ноябрь | Приобщение и возрождение семейных традиций (мамы демонстрируют свое искусство в кулинарии, вышивке и пр.) | Силами родителей | Воспитатель | |
Род. собрание с мастер-классом по изготовлению русских народных елочных игрушек. | Декабрь | Сплочение института семьи и детского сада, совместное творчество | Интеллектуально-творческие | Воспитатель | |
Проведение праздника «Святочные гуляния» (совместно с коллективом «Моя Русь»). | Январь | Приобщение к русским национальным традициям | В партнерстве с ШФИ «Моя Русь» | Воспитатель, зам. по ВМР | |
Посиделки «Наша любимая русская народная сказка» с чаепитием (в рамках совместного с детьми родительского собрания) | Январь | Сплочение института семьи и детского сада, приобщение к русским национальным традициям. Создание и демонстрация семейных проектов. | Интеллектуально-творческие | Воспитатель | |
Спортивно-оздоровительный досуг с участием пап «Наши папы – добры молодцы!» | Февраль | Сплочение института семьи и детского сада, приобщение к русским национальным традициям, культуре здорового образа жизни. | Интеллектуально-творческие | Воспитатель | |
Участие в ГМО с мастер-классом по изготовлению народной куклы Кувадки. | Февраль | Трансляция опыта взаимодействия с семьей в традициях русской национальной культуры | Выступление в рамках Городского методического объединения | Воспитатель | |
Использование фольклорных композиций на празднике «8 марта» | Март | Сплочение института семьи и детского сада, приобщение к русским национальным традициям, изучение фольклора | Интеллектуально-творческие | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Участие в конкурсе «Русь святая» | Март | Приобщение к совместному семейному творчеству | Изобразительные материалы, творческие ресурсы | Воспитатель | |
Родительское собрание с мастер-классом по изготовлению кукол- мартиничек | Март | Ознакомление со славянскими традициями братских славянских народов | Изобразительные материалы, творческие ресурсы | Воспитатель, зам.директора по ВМР | |
Проведение спортивно-оздоровительного досуга «Теремок нас в гости ждет!» | Апрель | Вовлечение родителей в совместную театрализованную деятельность | Интеллектуально-творческие | Воспитатель, музыкальный руководитель | |
Открытое занятие по ФЭМП «Маша, с нами поиграй» с использованием элементов устного народного творчества. | Апрель | Вовлечение родителей в совместную театрализованную деятельность | Интеллектуально-творческие | Воспитатель | |
Открытое занятие по развитию речи «Ладушки, ладушки, идем мы в гости к бабушке» с использованием элементов устного народного творчества. | Апрель | Продемонстрировать родителям результаты годовой работы по речевому развитию детей | Интеллектуально-творческие | Воспитатель | |
Экскурсия-занятие по экологическому воспитанию «Наши друзья - растения!» с родителями в лесу. | Май | Вовлечение родителей в совместную работу по экологическому воспитанию детей младшего возраста. | Интеллектуально-творческие | Воспитатель, зам.дир. по ВМР | |
Совместная экологическая акция «Посади и вырасти свой цветочек!» | Май | Совместно детско-родительская работа по благоустройству участка – посадка цветов. | Интеллектуально-творческие, помощь родителей, совместный труд | Воспитатель | |
Праздник березки совместный с родителями на участке детского сада | Июнь | Приобщение к русским национальным традициям, изучение фольклора | Воспитатель, музыкальный руководитель | ||
Аналитический | Подведение итогов проекта на педагогическом совете и на родительском собрании в группе. | Июнь | Подвести итоги работы. Рассмотреть возможности и стратегию продолжения данной темы на следующий учебный год. Транслировать опыт по данному проекту для педагогов учреждения. Оформить методические материалы и подготовить их для публикации в методических изданиях и участии в конкурсе. | Отчет, методические материалы | Воспитатель, заместитель директора по ВМР |
Оценка эффективности реализации проекта
- Позитивная адаптация детей раннего возраста в детском саду;
- Успешное развитие воспитанников: эмоциональное, речевое, нравственное, творческое, физическое;
- Восприятие семьей детского сада как открытой системы и активное участие родителей в жизни ДОУ;
- Повышение компетенций педагогов, родителей в использовании фольклорных средств и форм народной педагогики для общего развития детей раннего возраста;
- Создание предметно-пространственной развивающей среды для занятий народной культурой (приобретение народных игрушек, изготовление костюмов, атрибутов и пр.) – (фотографии в приложении);
- Проведение совместных мероприятий с привлечением Школы фольклорного искусства «Моя Русь» (фотографии в приложении);
- Создание методической копилки материалов для дальнейшего использования в работе (избранные конспекты и сценарии с фотографиями прилагаются);
- Публикации из опыта работы педагогов в методическом печатном сборнике методических материалов образования «Теория и практика дошкольного образования» на тему: «Духовно-нравственное развитие с двух лет – не рано ли? (Из опыта работы в группе кратковременного пребывания детей младшего дошкольного возраста)» (фотография печатного издания и статья прилагается).
- Участие в конкурсе совместного семейного и детского творчества «Русь святая». Итог – 2 семьи заняли призовые места (грамоты прилагаются).
Труднее всего измерить и показать уровень развития воспитанников. В данном проекте мы не будем приводить графики и результаты диагностики. Гораздо показательнее будет ознакомление с системой работы по данному проекту, изучение фото- и видео- материалов, которые говорят сами за себя. Что касается адаптации детей в детском саду – она составляет 100%! Все дети с удовольствием бегут в детский сад впереди своих родителей, они счастливы, что их мамы, папы, братишки и сестренки, бабушки и даже дедушки выступают в качестве артистов-сказочников, им нравится вместе с родителями и педагогами петь, рисовать, лепить, танцевать!
Перспективы развития проекта
И, конечно же, такое благородное дело не должно быть закончено. Мы планируем продолжить проект в следующем учебном году, обогатить его новым содержанием, раскрыть новые грани русской национальной культуры, установить контакт с социальными организациями города: «Истоки», городским краеведческим музеем «Подолье», продолжить взаимодействие со Школой фольклорного искусства «Моя Русь».
Библиография проекта
- Дзержинская, И. Л., Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. (из опыта работы) – М.: Просвещение , 1985 - 160c., нот.
- Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э. П. Костина. – М.: Просвещение, 2004,. – 223с.- ISBN 5-09-014666-7.
- Каплунова, И., Новоскольцева, И. Праздник каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки», младшая группа. СПб.: Изд-во «Композитор», 1999, - 60с.
- Князева О. Л., Маханева, М. Д., Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н. Косарева. – Волгоград: Учитель, 2013.-166с.
- Православные праздники : Тверь, «Издательство АСТ», 2006, 240с.
- Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л. Знакомим дошкольников с народной культурой.-М.: ТЦ Сфера, 2012.-128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребёнка к культуре родного края
В статье описано значение планомерной и систематичной работы с семьёй, а также различные направления совместной работы педагогов и родителей для приобщения детей к культуре родного края....
Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».
Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия для восприятия целостной картины истории своей...
Мини-музей в детском саду – источник приобщения детей к истокам народной культуры и искусства.
Статья о роли мини-музеев в детском саду как источнику приобщения детей к народной культуре, так как приобщая детей к истокам народной культуры, мы формируем у дошкольников патриотические чувства, раз...
Конспект организации образовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры. Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).
Конспект организацииобразовательной деятельности по приобщению детей средней группы к истокам русской народной культуры.Тема: «Народная игрушка» (интеграция ОО «Художестве...
ПРОЕКТ «Народные праздники» по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о в...
Инновационный проект «Песочная терапия, как средство адаптации и развития детей младшего возраста»
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход...