Интегрированный подход в музыкальном воспитании дошкольников
консультация (подготовительная группа)

Муратова Эльвира Юсуфовна

Интеграция образовательных областей (с учётом возрастных особенностей дошкольников) дает возможность показать ребёнку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interatsiya.docx19.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный подход в музыкальном воспитании дошкольников

  Интерес к проблеме интеграции в наше время возрос в связи с ускорением научно-технического прогресса, усилением интегративных функций в развитии науки, образования, политики, производства, техники, экономики.

   В связи с введением Федерального государственного стандарта дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми. Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:

- сохранение здоровья ребенка;

-развитие базовых качеств личности;

-построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника

  • Проблема интеграции имеет свою историю  в российском дошкольном образовании. Об адекватности интегративного подхода в дошкольном образовании говорят К.Ю. Белая, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, М.В. Лазарева, И.А. Модина, Ю.Н. Рюмина, Е.Г. Юдина и др.
  • Теоретико-методологической основой нового стандарта дошкольного образования стали культурно-исторический системно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л,С Выготского, А.Н.Гальперина, Д.Б.Эльконина. Методологической основой нового стандарта является также системно-деятельностный подход возник в 1985-м году в результате научных споров между А.Н. Леонтьевым и Б.Ф. Ломовым. Этот подход лег в основу современных педагогических теорий интеграции, предполагающих интегрирование образовательных областей. 

        

Понятие «интеграция» сегодня широко используется в науке, образовании, производстве. Буквальный смысл этого понятия (от латинского integration – восполнение, восстановление) – объединение, суммация определенных процессов, видов деятельности. Отсюда следует, что под интеграцией в широком смысле слова понимают процесс становления целостности. Термин «интеграция» прочно вошел в научный оборот.

 «Сущностью интегративного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом в непосредственной образовательной деятельности педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание разных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности»

   Дошкольный возраст – это сенситивный период для формирования у детей представлений об окружающем мире. «Поэтому задача дошкольной педагогики», - считает М.В. Лазарева – «заключается не в том, чтобы научить ребёнка читать и считать, а в том, чтобы показать ему многообразие этого мира, научить видеть в нем закономерности, зависимости, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробудить познавательный интерес». Для того чтобы процесс познания был позитивным для ребёнка, необходимо особое внимание уделять содержанию образования.

    Таким образом, следует отметить, что интеграция образовательных областей (с учётом возрастных особенностей дошкольников) дает возможность показать ребёнку мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, театра, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления:

- формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и взаимосвязи всех его составляющих;

- включения в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности (что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей);

- более эффективного формирования эстетических качеств личности ребенка;

- сокращения количества занятий и времени их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т. к. предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности;

- осознанного формирования обобщенных представлений, знаний и умений, повышения эффективности воспитания и развития детей.

Интегрированный подход в дошкольном образовании заключается в осуществлении  не только содержательных, но и формальных целей и задач воспитания и развития, а также в установлении системы следующих связей:

-компонентов содержания разных разделов программы (межвидовая интеграция) - и внутри разделов программы (внутривидовая интеграция);

-во взаимодействии методов и приемов воспитания и обучения (методическая интеграция);

-в синтезе детских видов деятельности (деятельностная интеграция);

-в интеграции различных организационных форм взаимодействия педагогов с детьмя и родителями.

Основные уровни интегрированного процесса предложил Ю. С. Тюнников.

Первый уровень внутривидовая (внутрипредметная ) интегация.

Интеграция  в музыкальной деятельности:

   -  восприятие

   -  пение

   -  музыка и движение

    - элементарное музицирование

    - детское музыкальное творчество

     -театрализованная деятельность.

Второй уровень (по Тюнникову – средний уровень интеграции) - интеграция внутри образовательного направления, которая способствует развитию обобщенных представлений о разных видах деятельности и направлена на проявление ценностного к ним отношения, на формирование основ культуры детей.

Интеграцию видов искусств (синтез):

-музыка и живопись

-музыка и художественное слово

-музыка   и театрализованная деятельность

Третий уровень интеграции
В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Социализация и коммуникация:
1. Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, развивать навыки игровой деятельности, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.
2. Развивать свободу общения о музыке со взрослыми и сверстниками.
3. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.

Познавательное развитие.
1. Расширять музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства.
2. Развивать сенсорику.
3. Формировать целостную картину мира средствами музыкального искусства, творчества.

Речевое развитие.
1. Развивать устную речь в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений.
2. Учить детей практически овладевать нормальной речью.
3. Обогащать «образный» словарь.

Физическое развитие.
1. Развивать физические качества в ходе музыкально – ритмической деятельности.
2. Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
4. Формировать представления о здоровом образе жизни, релаксации.

     Механизмом интеграции на интегрированных музыкальных занятиях является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности: игровой  (как основной вид), коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.

Такая деятельность соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.

   Четвертый уровень интеграции (По Тюнникову – деятельностная интеграция) предполагает объединение основных видов деятельности детей дошкольного возраста. Деятельность, как психологическая основа  интеграции, способна объединять внутри себя разрозненные компоненты и обеспечить необходимые условия для появления нового образовательного продукта, в создание которого включены и педагоги, и дети, и родители.

Пятый уровень – интеграция межсистемная (по Тюнникову -высокий уровень). Характеризуется как объединение содержания образовательных областей обучения, с содержанием образования вне образования вне ДОУ

Формы организации интегрированного образовательного процесса:

- игра

- чтение

- мастерская

- ситуация

- коллекционирование

- экспериментирование

- беседа

      - викторины, конкурсы

             - формы совместной художественной деятельности (слушание, игра,    концерт и др.)

           -  проектная деятельность.

Требования к структуре интегрированных занятий:
• четкость, компактность, сжатость учебного материала;
• продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
• взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
• большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии;
• систематичность и доступность изложенного материала;
• необходимость соблюдения временных рамок занятия
.

Актуальность метода проектов заключается в том, что он позволяет отойти от привычной всем формы, такое как занятие, и, основываясь, на таких видах детской деятельности, как игра, труд, чтение, познавательно-исследовательская и продуктивная, построить воспитательно-образовательный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Суть работы по музыкальному воспитанию состоит в том, чтобы максимально использовать интегративные связи музыки, живописи и художественной литературы, физической культуры и других образовательных областей для всестороннего  развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....

План непосредственно образовательной деятельности с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников.

План НОД с учётом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию старших дошкольников в рамках тематической недели "Цирк зажигает огни". С логикой образовательной деятельности и итоговым мероприят...

Интегрированный подход к музыкальному воспитанию дошкольников

Цель: развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку.Задачи, ведущие к реализации цели: развитие музыкально- художественной деятельности;  приобщение к музыкальн...

План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко.

План-конспект НОД с учетом интегрированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников во второй младшей группе. Тема: Весеннее солнышко....

Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников

Интегрированный подход в гендерном воспитании дошкольников...

Консультация для педагогов «Интегрированный подход в музыкальном воспитании дошкольников»

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, л...