Проект в старшей группе "От колоска к караваю"
проект по окружающему миру (старшая группа)
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_starshey_gruppe.docx | 32.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект в старшей группе
«От колоска к караваю»
Познавательно – исследовательский
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой.
Сила солнышка хранится
И земли родной
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Слово Родина бессмертный,
Хлеба колосок.
Выполнила воспитатель: Толстоногова Н.А.
2021 год
Вид проекта: Краткосрочный, познавательно – исследовательский, 18.10.2021 – 22.10.2021 ( 1 неделя)
Цель проекта:
Расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его.
Задачи:
Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;
Показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека, и его изготовлении.
Формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий;
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность;
Развивать умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы и умозаключения;
Воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Актуальность:
В мире существуют понятия, которые для нас, людей, не потеряют своей ценности никогда. Тем более, когда речь заходит о таких важных вещах, как воздух, вода, солнце, земля. Сюда же можно отнести и хлеб. Этот продукт никогда не потеряет своей ценности и будет вечно древним, и в то же время, молодым творением человеческих рук. Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.
С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Предполагаемый результат:
Сформировать у детей представления о ценности хлеба;
Получить знания о том, как выращивают хлеб в наше время , донести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей;
Работа с родителями:
Консультация для родителей: Буклет «Как использовать остатки хлеба».
Привлечь родителей к созданию мини-музея «От колоска к караваю»: попросить принести зерно злаковых- пшеницы, овса, пшена, ячменя.
Образовательные области | Формы работы с детьми |
Познавательное развитие Речевое развитие Социально-коммуникативное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие | Дидактические игры: "Что из какой муки испекли","А какой он, хлеб", "Кто больше назовет хлебобулочных изделий", "Назови профессию", "Узнай по вкусу". Беседы: «Как на наш стол хлеб пришел»,«Кто такой хлебороб», «Хлеб всему голова!» , «Какой бывает хлеб»; Презентация: "Как же пекли хлеб и относились к нему в древности?", "Как колосок на стол хлебом пришёл", "Традиции русского гостеприимства", " Профессии связанные с хлебом" Опытно - экспериментальная деятельность: « Рассматриваем колосья ржи» ,"Отделяем зерна от колоска " Заучивание стихотворения П. Каганова "Хлеб – наше богатство!"; Рассматривание серии сюжетных картинок на тему: "Выращивание хлеба"; Дидактические словесные игры: "Образуй словечко", "Продолжи пословицу"; Проговаривание скороговорок о хлебе. Чтение пословиц и поговорок о хлебе . Загадывание загадок о хлебе . Чтение худ. Литературы: "Легкий хлеб", "Крупеничка", "Крылатый, мохнатый, да масляный", "Колосок"; В. Дацкевич "От зерна до каравая", К. Чуковский "Чудо – дерево", "Булка", В. Ремизов "Хлебный голос", Я. Аким "Хлеб", Т. Шорыгина "Ломоть хлеба", Д. Хармс "Очень-очень вкусный пирог", И. Токмакова "Что такое хлеб", Н. Самкова "О хлебе",П. Коганов "Хлеб - наше богатство", Ю. Ванаг "Хлеб, заработанный своими руками"; Ситуативная беседа "Почему нельзя играть хлебом", "Берегите хлеб" Сюжетно - ролевые игры: "Магазин -булочная", "Семья", "Пекари", "Кулинария"; Просмотр м/ф "Хлеб", "История о девочке, которая наступила на хлеб", "Солнечный каравай" , «Золотые колосья» белорусская сказка; Рисование: «Колоски», «Хлебных полей, людей, выращивающих хлеб» Лепка из соленого теста «Крендельки» Музыка: Слушание музыки: песня в исполнении О.Воронец "Хлеб- всему голова", песня в исполнении Л.Зыкиной "Песня о хлебе", песня- загадка "Бываю я чёрным, бываю я белым"; Подвижные игры: "Пахари и жнецы", "Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем" |
Приложение 1
Конспект занятия по рисованию «Колосок» в старшей группе
Цель:
Научить детей изображать колоски, симметрично располагая зернышки. Правильно держать карандаш.
задачи:
Расширить знания детей о колоске;
Воспитывать художественный вкус;
Воспитывать желание помогать другим;
Воспитывать бережное отношение к хлебу и к труду людей, которые делают хлеб.
Ход занятия :
Воспитатель: Ребята, в гости к нам пришли Хрюша и Степашка.
Хрюша и Степашка: Здравствуйте, ребята. Сегодня у Каркуши день рождения и мы хотим ее поздравить.
Воспитатель: А подарок вы приготовили?
Хрюша и Степашка: мы хотели испечь для Каркуши каравай, но из чего его пекут, мы не знаем. Пришли к вам за помощью.
Воспитатель: Поможем Степашке и Хрюше?
Ребята мы с вами уже знаем, что бы у нас на столе появился хлеб сначала нужно замесить тесто. А тесто замешивают из муки. А муку делают из зерна, которое молят на мельнице. А зёрна растут в колосьях.
Хрюша и Степашка: А где же нам взять столько колосков?
Воспитатель: Не переживайте, и тут мы вам поможем. Мы с ребятами сейчас нарисуем вам колоски.
Ребята мы с вами уже знаем, что бы у нас на столе появился хлеб сначала нужно замесить тесто. А тесто замешивают из муки. А муку делают из зерна, которое молят на мельнице. А зёрна растут в колосьях.
Ребята, посмотрите на картинку что на ней изображено (поле) Правильно это поле, на котором растут много колосьев, посмотрите какое оно красивое. А какие цвета использовал художник, что бы нарисовать поле колосьев? (жёлтый, оранжевый, коричневый).
Физкультминутка:
В землю зёрнышко попало.
(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)
Прорастать на солнце стало.
(Дети поднимаются)
Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!
Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!
Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(Дети вытягивают руки вперёд, встряхивают ладонями)
К свету и теплу тянулся
(руки в стороны)
И красавцем обернулся
(руки на пояс, повороты туловищем в право, в лево)
Золотые колоски на ветру качаются,
Низко наклоняются.
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз, качают руками).
Поспел урожай! Приезжай, убирай!
(Руки в стороны)
Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на свои места. Посмотрите на картинку, с изображением колоска, из чего он состоит? (стебель, зёрна и усики). Сначала мы нарисуем стебель, потом начнём рисовать семена они у нас какой формы ребята? (овальной). Правильно, потом мы прорисуем усики тоненько аккуратно между зёрнышек. Посмотрите, как красиво получается (воспитатель показывает, как получилось у него, а рядом мы нарисуем ещё один колосок.
(Дети выполняют задание)
Рисуем, используя цветные карандаши три стебелька: прямая линия по центру и две - слева и справа.
Далее рисуем первое верхнее зернышко.
Тем же способом рисуем остальные зернышки по обеим сторонам стебелька, стараясь соблюдать симметрию.
Проделываем те же действия и с другими колосками, рисуем листочки.
Рассматриваем работы детей, отмечаем какие они хорошие.
Воспитатель: Какие молодцы, ребята, сколько колосков нарисовали. Теперь Хрюше и Степашке уже точно хватит на каравай.
Хрюша и Степашка- Спасибо вам ребята, что помогли нам!
Приложение 2
Загадки, скороговорки, чистоговорки, пословицы, поговорки, приметы о хлебе.
Загадки о хлебе:
- Был крупинкой золотой, стал зеленою стрелой.
Солнце летнее светило, и стрелу позолотило. Что за стрела? (колос).
- Какое море за селом волнует ветерок?
В нем волны можно собирать, укладывать в мешок (поле).
- Сто братьев в одну избушку сомкнулись ночевать (зерна в колосе).
- Загадаю загадку: заброшу за грядку, в год пущу, в другой выпущу (озимь).
- В землю крошки, из земли — лепешки (пшеница).
- Мнут и катают, в печи закаляют,
А потом за столом нарезают ножом (хлеб).
- Тарелка супа меж локтями, а он в руках у всех ломтями,
Без него, как видно, не вкусно и не сытно (хлеб).
- Есть такие слова: «Он всему голова»
- Хрустящей корочкой одет, мягкий черный, белый (хлеб).
- Мы ржаные Кирпичи в жаркой испекли печи,
На машину загрузили - покупайте в магазине (хлеб).
- На одном большом заводе, он - и не кирпичный вроде
В огнедышащей печи выпекают кирпичи.
Я кирпич купил в обед, ведь к обеду нужен (хлеб).
- Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок!
В землю теплую уйду, к солнцу колоском взойду.
В нем тогда таких как я, будет целая семья (зернышко).
- Одно бросил - целую горсть взял (зерно).
- В долг зерно возьмет - каравай вернет (хлебное поле).
- Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнешь его в ладони – золотым зерном набит (колос).
- Лежит мужичок в золотом кафтане, подпоясан, а не поясом,
Не поднимешь - так и не встанет (сноп).
- Косою острой скошено, горой высокой сложено (сено).
- Парикмахер необычный гладко чуб стрижет пшеничный,
И лежат за ним вразброс копны золотых волос (комбайн).
- Вырос в поле дом, полон дом зерном.
Стены позолочены, ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом (колос).
- Зубья ходят, гребни машут, жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку, поле наголо стригут (жатва).
- Зубья имеют, а зубной боли не знают (грабли).
- Зимой - бело, весной - черно,
Летом - зелено, осенью – стрижено (поле).
Скороговорки и чистоговорки о хлебе:
Хорош пирожок - внутри творожок.
Саша любит сушки, Сонюшка – ватрушки.
Лежал Ваня на печи, кушал Ваня калачи.
Женя - жница в поле, жнет она пшеницу.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Шки-шки-шки - мы любим пирожки.
Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.
Ач-ач-ач - вот калач.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Чи-чи-чи - мы любим калачи.
Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.
Пословицы и поговорки о хлебе:
Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
Хлеб — всему голова.
Будет хлеб, будет и обед.
Пот на спине, так и хлеб на столе.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
Черная земля дает белый хлеб.
И обед — не обед, коли вдоволь хлеба нет.
Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
Без хлеба и медом сыт не будешь.
Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Без соли стол кривой.
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта.
Вода вымоет, хлеб выкормит.
Голодной куме все хлеб на уме.
Горькая работа, зато сладок хлеб.
Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так везде тоска.
Как хлеба кусок, так разинул роток.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Лиха беда хлеб нажить, а с хлебом можно жить.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Рыба не хлеб, сыт не будешь.
Свой хлеб сытнее.
Свой хлеб хоть ночью ешь.
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Умный детина: знает, что хлеб — не мякина.
Хлеб — батюшка, вода — матушка.
Хлеб в пути — не тягость.
Хлеб в человеке — воин.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Хлеб да вода — молодецкая еда.
Хлеб да вода — то наша дворянская еда.
Хлеб дорогой, да не дороже нас с тобой.
Ешь пироги, а хлеб вперед береги!
За хлебом-солью всякая шутка хороша.
И пес перед хлебом смиряется.
Приметы о хлебе:
Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: «Добро сеять при полном месяце!»
Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном.
Если солнышко закатилось – «не починай новой ковриги», а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.
Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Приложение 2
Стихи о хлебе.
Т. Лаврова
Из чего печется хлеб,
Что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки,
Что дают нам колоски.
Рожь, пшеница в век из века
Щедро кормят человека.
Плюшки с маком, кекс сметанный,
Черный с тмином, пеклеванный,
Калачи, батоны, халы…
Хлеб для маленьких и старых,
Для Танюшек и Наташ.
Добрый хлеб – кормилец наш!
До чего же вкусен хлеб,
Хлеб водой запил - обед,
А на ужин две горбушки
С молоком по полной кружке,
Что осталось, все в ладошку,
Птицам кинуть на дорожку.
А. Малахова
Есть такие слова:
«Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет,
Очень Мягкий белый ХЛЕБ.
Я. Коваль
На столе краюшка хлеба
Мягкого, душистого,
Сверху корочка хрустит
Цвета золотистого.
Если ломоть мы отрежем,
И намажем маслом свежим,
То получим бутерброд
И отправим прямо в рот.
А. Гришин
Вам и расскажут, и в книгах прочтете:
Хлеб наш насущный всегда был в почете.
Низкий поклон мастерам урожаев,
Тем, кто зерно в закромах умножает,
И хлебопекам-умельцам искусным,
Всем, кто нас радует хлебушком вкусным.
С. Мельников
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
В формочках в печи ей место.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Г. Стеценко
С белым хлебом положили
Черный хлеб мне на обед.
Удивить меня решили?
Черный? В чем его секрет?
Видно, пекарь с неохотой
Пек и хлеб в печи забыл?
Или же перед работой
Чисто руки не помыл?
Мама тут же объяснила,
Что мука ржаная есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия "От колоска до каравая"
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательных областей Познание, Коммуникация, Физическая культурав средней группеТема: «От колоска до карав...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ деятельности по познавательному развитию в старшей группе "От колоска до каравая"
это занятие было проведено 3 декабря 2015 года на базе МБДОУ "Детский сад № 8 г. Торжок Тверской области. К конспекту прилагается видеопрезентация и фотоотчет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы «От колоска до каравая»
Цель: уточнить представление детей о последовательности этапов получения хлеба....
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы «От колоска до каравая»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы.«От колоска до каравая»Цель: Уточнить представление детей о последовательности этапов получения хлеба.Развивающи...
Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста "От колоска до каравая"
Россияне очень любят хлеб! Изделия из муки занимают львиную долю на полках в магазинах. Но как же мучные изделия становятся такими вкусными, ароматными, желанными гостями на нашем столе? какой путь пр...
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "От колоска до каравая"
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи "От колоска до каравая" для детей старшего возраста...
Проект «От колоска до каравая»
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали ...