Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.
статья

Тюленева Анастасия Сергеевна

В статье рассказывается о функциях, задачах и результатах деятельности тьютора по работе с детьми с РАС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) являются одной из групп детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающимися в образовании. Тьютор в дошкольном образовательном учреждении является для ребенка и его семьи помощником в организации образования.

Выполняя свою ключевую роль, тьютор целенаправленно работает над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды (т. е. не превращая инклюзивную среду в коррекционную).

Основная функция тьютора - сопровождение. Но нельзя сопровождать стоящего или, например, идущего. Тьютор в своем роде принимает различные роли:

1. Тьютор-методист (подбирает учебный материал, составляет индивидуальную образовательную программу и индивидуальный образовательный маршрут)

2. Тьютор-администратор (отвечает за благоприятную эмоциональную атмосферу, планирует и участвует в образовательных событиях)

3. Тьютор-аналитик (наблюдает за личностными особенностями, интересами, предпочтениями, планами и фиксирует данные наблюдения)

В задачи сопровождения входят:

- охрана жизни и здоровья ребенка, коррекция физического развития;

- формирование коммуникативных умений и установление и поддержание социальных контактов с окружающими людьми, адекватное поведение в социальной среде;

- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих жизнедеятельность;

- формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, способствующих социальной абилитации и адаптации;

- обучение доступным творческим видам деятельности.

Главной задачей, стоящей перед тьютором при наличии в учреждении детей с РАС становится организация помощи в адаптации ребенка в коллективе, стимулирование психологической активности, установление контакта с ребенком РАС. Работа начинается с установления контакта с аутичным ребенком. На первом этапе ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий, привыкнуть к обстановке, к окружающим предметам. Для каждого ребенка составляется индивидуальный план работы, позволяющий постепенно адаптироваться к окружающей среде, предполагающий регулярность режимных моментов каждого дня, что служит для развития более естественных и гибких способов создания определенного стереотипа привычек и правил как обязательный компонент адаптации, дает ощущение надежности и стабильности.

Детям с расстройствами аутистического спектра необходима постоянная поддержка взрослого, поэтому на втором этапе мы организуем совместную деятельность, которая способствует обогащению эмоционального и интеллектуального опыта ребенка. Решение этой задачи требует от тьютора умения чувствовать настроение ребенка, понимать его поведение и использовать это в коррекционной работеТьютор должен постоянно побуждать и ободрять ребенка, чтобы помочь ему перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Опираясь на различные методики обучения детей с РАС, следует помнить, что каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления полученного результата. И, несомненно, настроиться на долгую и терпеливую работу с аутичным ребенком.

В начале работы с подопечным следует тщательно изучить его возможности, используя не только документацию, но и собственные наблюдения. Выделяется зона актуального и ближайшего развития ребенка, основные и первостепенные задачи его адаптации, требования в дополнительном оборудовании и приспособлениях. Первостепенно нужно обратить внимание на особенности восприятия ребенка. Это требует от тьютора внимательного отношения к разбитию материала на части. Активное применение информационных технологий, наглядности, технических средств в доступном для ребенка формате существенно поможет в восприятии им нового материала.

Основным результатом деятельности тьютора в ДОО является становление субъектной позиции ребенка. Эта позиция состоит из трех составляющих

- рефлексии;

- самоопределения;

- умением пользоваться ресурсами.

В процессе реализации своих функциональных обязанностей тьютор обязан оформлять документацию, фиксируя в ней результаты собственной профессиональной деятельности по сопровождению ребенка с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»

Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...

Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».

Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район    Конспект занятия для дете...

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Роль тьютора в дошкольном образовательном учреждении.1.Ключевые задачи.2.Основные направления работы: сопровождение одарённых детей, сопровождение детей с ОВЗ,сопровождение детей в период адаптации.3....

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении    Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элемен...

Тьютор в дошкольном образовательном учреждении

Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образов...

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...