Тьютор в дошкольном образовательном учреждении. Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА)
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В должности тьютора с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата я работаю первый год. Поэтому первым, что я решила сделать, это познакомить вас с тем, кто такой тьютор и что входить в его обязанности.
В статье рассмотрены основные особенности тьюторской деятельности в ходе образовательного процесса и процесса социализации ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Ключевые слова: тьютор, тьюторское сопровождение, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutor.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение СОШ № 7
Дошкольное отделение
Тьютор в дошкольном образовательном
учреждении.
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (НОДА)
Подготовила:
Тьютор
Желтякова Е.Н.
г. Видное
ноябрь 2024г.
Тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
Основными направлениями работы тьютора в ДОУ являются:
1. общеразвивающее. Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком, предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с родителями все элементы образования, которые есть на данный момент. Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями, какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
2. Сопровождение детей с ОВЗ. Тьютор – профессия средовая, поэтому прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор - это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий, например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог, работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик, адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
3. Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое образовательное учреждение направлением работы тьютора является сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс. Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и если требуется, то подключает других специалистов и родителей.
Функциями тьютора в ДОУ являются:
1. Организация образовательной среды для дошкольников ∙ это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода); ∙ повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов; ∙ проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью; ∙ координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника : ∙ подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; ∙ методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса; ∙ подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников: ∙ выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников; ∙ вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; ∙ сопровождение детей в реализации маршрутов; ∙ подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации; ∙ педагогическая поддержка рефлексии дошкольников; ∙ организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка.
Инструментами работы тьютора в ДОУ являются : ∙ Беседа с родителями. При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком. ∙ Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции. ∙ Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка. ∙ Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в разновозрастные группы. ∙ Организация занятий для развития определённых качеств и навыков. Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы. Таким образом, главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) - широкая и неоднородная группа, основной характеристикой которой является задержки формирования развития, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Нарушение зрения разного характера, речевые нарушения, двигательные расстройства характеризуются нарушением координации, невозможности или частичному нарушению пространственного восприятия, неравномерный, дисгармоничный характер отдельных психических функций, сужение мыслительного процесса.
Исходя из сложности заболевания, наличия нарушений в функционировании разнообразных органов сопровождение таких детей должно осуществляться в форме постоянного присутствия тьютора в течении учебного дня с целью оказания физической и психологической помощи. Необходимо проведение чуткого мониторинга ребенка и при необходимости внесение корректировок в учебный процесс.
Полноценно раскрыть понятие «тьюторское сопровождение» необходимо через раскрытие обеих его составляющих «сопровождение» и «тьютор». Тьютор – педагог-наставник. Сопровождать – сопутствовать, идти вместе, быть рядом, помогать.
Законодательная основа организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в дошкольной образовательной организации закреплена в содержании ряда нормативных правовых актов: Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Единый квалификационный справочник должностей, Письмо Министерства просвещения РФ “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Вышеперечисленные документы указывают на то, что деятельность тьютора достаточно подробно регламентируется и направлена на решение образовательных и воспитательных задач с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом тьюторской работы в детском саду является создание целостной, системно-организованной деятельности, в процессе которой созданы социально-психологические, педагогические и специальные (коррекционные) условия для успешного развития и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе взаимодействия в дошкольной образовательной среде. Тьюторское сопровождение позволяет педагогу организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, что любой ребенок, независимо от его физических, психических или других особенностей, может быть включен в общую систему образования вместе со здоровыми сверстниками.
Список литературы
1. Аксенова, Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогики / Л.И. Аксенова // Дефектология, 2012. – [1, с. 214];
2. Дмитриев, А. А. О некоторых проблемах комплексного обучения детей с особыми образовательными потребностями / А. А. Дмитриев // Дефектология, 2015. – [2, с 200].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...
"ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"
«Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым кшкольному обучению на своём уровне, соответственно свои...
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучени...
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье дается описание экспериментального исследования, целью которого стало определение выраженности эмоционального выгорания педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных ...
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе образовательной деятельности.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей....