Тьютор в дошкольном образовательном учреждении
статья по коррекционной педагогике
Роль тьютора в дошкольном образовательном учреждении.
1.Ключевые задачи.
2.Основные направления работы: сопровождение одарённых детей, сопровождение детей с ОВЗ,сопровождение детей в период адаптации.
3.Функции тьютора.
4.Инструменты тьютора.
5.Результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutor_v_doshkolnom_obrazovatelnom_uchrezhdenii.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образовательную программу.
На современном этапе признается важная роль дошкольного этапа в процессе становления личности, поэтому многие организации, особенно работающие с инклюзией, задумываются о включении рассматриваемой позиции в штат своих работников.
Основные направления работы тьютора в ДОУ
• Первое из них – общеразвивающее.
Поскольку основная задача тьютора – поддержка инициативы и интересов детей, то в первую очередь педагог-тьютор (или воспитатель с тьюторской компетентностью) будет подбирать для детей такие виды деятельности, в которых ребёнок будет учиться выбирать (делать простой выбор – из игрушек, своих занятий), осознавать свои первые интересы, предпочтения. Он будет наблюдать за ребёнком, предлагать различные пробы. На дошкольном этапе обучения тьютор максимально тесно работает не только с ребёнком, но и с родителями и другими воспитателями, психологами, логопедами. Целью этого взаимодействия будет обсуждение с ними особенностей ребёнка, его выявленных интересов, и как следствие, различных аспектов планирования его образовательного движения. Именно тьютор соберёт воедино вместе с родителями все элементы образования, которые есть на данный момент. Например, он расскажет родителям, какие ресурсы есть в детском саду, на что направлены те или иные занятия, он проанализирует с родителями, какими ресурсами пользуется семья за рамками детского сада, он обсудит ресурсы, которые могут появиться (ведь помимо детского сада, есть ещё множество полезных способов и мест для развития ребёнка).
• Ключевая задача тьютора, если он работает в узкой предметной области – подметить зарождающийся интерес у ребенка и оттолкнуться от него. Интерес у дошкольников проявляется через вопросы, эмоции, действия с предметами, заинтересовавшими ребенка. Зафиксировав интерес, тьютор совместно с воспитателем (или без него) создает условия для его развития в определенной области с помощью сюжетно-ролевых игр, экскурсий, сказок и т.д. Сегодня в некоторых детских садах существует практика сопровождения ребёнка и его родителей в разработке собственного исследовательского проекта. Этот непростой формат является сильным средством именно для тьютора. В ходе сопровождения в проекте он может выявить интерес ребёнка в определённой предметной области (например, интересно ребёнку, чем кормят аквариумных рыбок или как образуются сосульки), а затем организовать деятельность по его развитию (вместе с семьёй разработать эксперимент, представить его результаты на конкурсе и т.д.). Поэтому кстати, тьютор — это ещё и тот человек в организации, который непосредственно связан с выявлением и сопровождением одарённых детей.
• Сопровождение детей с ОВЗ.
Тьютор – профессия средовая, поэтому прежде чем работать с детьми (в том числе, с ОВЗ), он изучает среду образовательной организации, после чего корректирует или видоизменяет её, чтобы ребенок с особыми потребностями имел возможность выстраивать своё образовательное движение. Важно понимать, что тьютор- это не просто физически сопровождающий детей с ОВЗ (помогающий, например, передвигаться, обслуживать себя), тьютор – педагог, работающий с образовательным маршрутом ребенка, который включает изучение его особенностей, подбор различных ресурсов, практик, адаптированных под запросы конкретного ребёнка и родителей.
• Также на начальном этапе поступления ребёнка в новое образовательное учреждение направлением работы тьютора является сопровождение адаптации к новому месту. Перед тем, как заниматься адаптацией, тьютор максимально изучает информацию о ребенке, после чего основываясь на интересах, старается включать ребенка в процесс. Педагог наблюдает, как воспитанник чувствует себя в кругу других детей и если требуется, то подключает других специалистов и родителей.
Функции тьютора в ДОУ
1. Организация образовательной среды для дошкольников
• это, в первую очередь, проектирование открытой, вариативной образовательной среды (например, среда, созданная Марией Монтессори – это самый близкий и удачный пример тьюторского хода);
• повышение доступности образовательных ресурсов для освоения детьми индивидуальных образовательных маршрутов и проектов; • проектирование специальной образовательной среды для дошкольников с ОВЗ и инвалидностью;
• координация взаимодействия субъектов образования.
2. Организационно-методическое обеспечение поддержки дошкольника:
• подбор методических средств для создания детьми индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• методическое обеспечение взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
• подбор и разработка методических средств для анализа результатов тьюторского сопровождения.
3. Педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников:
• выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанников;
• вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
• сопровождение детей в реализации маршрутов;
• подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации;
• педагогическая поддержка рефлексии дошкольников;
• организация участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, проектов ребенка. Инструменты работы тьютора в ДОУ
• Одним из инструментом работы тьютора является беседа с родителями. При разговоре с родителями ребенка, происходит обмен наблюдениями и фиксация важных деталей, которые могут помочь при дальнейшей работе с ребенком.
• Дневник наблюдений. В дневник наблюдений тьютор записывает особенности поведения ребенка в определенных ситуациях, его самочувствие, реакции.
• Диагностические карты, фиксирующие различные изменения в развитии ребенка.
• Погружение ребенка в проблемные ситуации, в том числе, включение в разновозрастные группы.
• Организация занятий для развития определённых качеств и навыков Результаты работы тьютора в ДОУ Основным результатом работы тьютора на дошкольной ступени образования является становление субъектной позиции ребенка (согласно возрастным особенностям). Эта позиция строится из трех составляющих: рефлексии, самоопределения и умения пользоваться ресурсами. Рефлексия в детском саду состоит из понимания ребенком своих умений («я умею вырезать», «я знаю игры и умею в них играть с другими детьми»), осознании того, что он может делать сам, а что — с взрослыми, когда ребенок может адекватно оценить свои возможности. Самоопределение — из умения осознанно выбирать себе занятие, а также умения предоставить (на уровне ребёнка – дошкольника) результат работы (понимание «а что должно получиться в итоге?»). Умение пользоваться ресурсами включает в себя общение с субъектами пространства: сверстниками и взрослыми. Здесь ребенку очень важно уметь просить о помощи и предлагать свою, задавать и отвечать на вопросы.
Заключение
Главное, что необходимо понимать, что тьютор – это специалист, который работает с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка, при разработке и реализации которого важно выявлять интересы, создавать образовательную среду, подбирать необходимые ресурсы и взаимодействовать с различными субъектами образования, которые оказывают влияние на индивидуальное движение ребёнка.
В статье использованы материалы статьи Костенко Т.А. «Тьюторство на дошкольной ступени образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
Семинар – практикум для воспитателей дошкольного образовательного учреждения «Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»Цель: обеспечить условия для развития творчества и професси...
Центр оказания при дошкольном образовательном учреждении диагностической, консультативной и коррекционной помощи детям дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, не посещающим образовательное учреждение - «Росток».
Реализация проекта позволяет осуществлять реальную помощь детям со сложными дефектами развития и их семьям в условиях дошкольного образовательного учреждения....
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для детей раннего возраста (2-3 года) «Загадочный гномик» (сенсорное развитие)
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 2 пгт Ильский МО Северский район Конспект занятия для дете...
Тьютор в дошкольном образовательном учреждении
Тьютор в дошкольном образовательном учреждении Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элемен...
Тьютор в дошкольном образовательном учреждении.
В статье рассказывается о функциях, задачах и результатах деятельности тьютора по работе с детьми с РАС....
Тьютор в дошкольном образовательном учреждении
Тьютор является для ребенка и его семьи помощником в организации образования. Он сопровождает путь развития, подбирает различные элементы-кирпичики, которые затем складываются в индивидуальную образов...
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений. Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Консультация для родителей и воспитателей дошкольных учреждений.Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения...